Н.В. Шарапова
Использование интерактивных тренажеров на уроках
иностранного языка.
В статье рассматривается использование интерактивных тренажеров на уроках иностранного языка и их достоинства.
Ключевые слова: информационные технологии, мультимедийные средства обучения, интерактивный электронный тренажер, анимированная сорбонка.
«Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими».
Р.Эмерсон
В настоящее время обучение иностранному языку в школе затронули значительные преобразования. В частности, стали интенсивно внедрятся в учебный процесс новые информационные технологии: использование цифровых образовательных ресурсов, интернет – ресурсов и т.п.
Иностранный язык является предметом, который в силу своей специфики (создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной) предполагает наиболее широкое использование различных технических средств обучения, поэтому в преподавании иностранного языка новые возможности открывают компьютерные технологии. Компьютер играет все большую роль в образовании, так как его использование в учебной и внеурочной деятельности позволяет решить ряд проблем. Это индивидуализация и дифференциация обучения, мотивация обучения, избежание трудностей при работе с печатными пособиями, дефицит времени 1.
Основную роль при решении этих проблем играют мультимедийные средства обучения (такие как мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.). Они просты в применении, их роль в интенсификации урока и повышении его эмоционального воздействия на обучающихся велика. Они стали объективной реальностью нашего времени, и преподаватель иностранного языка не может не воспользоваться ими для формирования коммуникативных компетенций на своих уроках. Данные средства обучения наилучшим образом "вписывается" в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям и максимально приближают процесс обучения английскому языку к реальным условиям.
Интерактивный электронный тренажер является также мультимедийным средством обучения. Тренажер – это оригинальная методика оценки знаний, умений и навыков учащихся и их целенаправленная тренировка в процессе многократного повторного решения заданий 2.
Сейчас в продаже имеются диски с разнообразными тренажерами, однако их не всегда можно приобрести, и они стоят денег. Поэтому актуальным становится создание учителем интерактивных тренажеров по разным темам, с учетом индивидуальных особенностей своих учеников.
Для создания тренажеров используются возможности программы Power Point: триггеры (средства анимации, позволяющее задать условие действия или времени выделенному элементу; при этом анимация запускается по щелчку 3), гиперссылки (часть гипертекстового документа, ссылающаяся на другой элемент (команда, текст, заголовок, примечание, изображение) в самом документе, на другой объект (файл, директория, приложение), расположенный на локальном диске или в компьютерной сети, либо на элементы этого объекта 4) и технологический прием «анимированная сорбонка». Прием “анимированная сорбонка” предназначен для заучивания определений, терминов, дат, иностранных слов, теорем и т.д. 5. Раньше, используя прием сорбонки, педагоги на одной стороне карточки записывали понятие, слово, дата, а на другой – ответ. Ученик перебирал карточки, пытался дать ответ и тут же проверял себя. Анимированный вариант сорбонки, помогает сделать этот процесс запоминания более привлекательным и разнообразным.
Интерактивные тренажеры могут быть использованы при обучении лексическому или грамматическому аспекту иноязычной речи.
Развитие лексических и грамматических навыков для последующего их включения в речевую деятельность учащихся является основной задачей в овладении лексикой и грамматикой иностранного языка. Применение тренажеров при формировании этих навыков значительно усиливает эффективность данного процесса. Для отработки значения слова можно предложить упражнения: «найди правильный перевод», «подбери подпись к рисунку», «найди лишнее слово», «найди обобщающее понятие» и т.д. На этапе тренировки и применения лексики для продуктивной деятельности определяющими будут операции по соединению слов, исходя из содержания высказывания. С целью формирования продуктивных лексических навыков можно использовать тренажер для тренировки учащихся в действиях по сочетанию лексических единиц. Например, задание «выбери правильные прилагательные к существительному». С целью формирования продуктивных лексических и грамматических навыков выполняются упражнения по заполнению пропуска в высказывании. Например, можно предложить учащимся заполнить пропуски в диалогах подходящими лексическими единицами. Или можно дать задание выбрать фразу для ответа на вопрос. Быстрое выполнение подобных упражнений дает возможность увеличить объем изучаемой лексики за счет сэкономленного времени.
Интерактивные тренажеры имеют много достоинств:
Они могут быть использованы на разных этапах урока, для фронтальной или индивидуальной работы учащихся, для самостоятельной работы вне урока, для ликвидации пробелов, накопления опыта решения элементарных заданий.
Использование тренажеров значительно сокращает время, затраченное на отработку навыков.
Учащиеся всех возрастов с удовольствием работают с тренажерами. Тренажеры можно представить в форме игры или сказки, а это мотивирует детей на активную работу. Для школьников такая работа создает ситуацию успеха, а учитель преследует свою цель: довести до автоматизма навыки и активизировать мыслительную деятельность, освоить обязательный уровень знаний, умений и навыков.
Использование тренажеров возможно на обобщающих уроках, когда важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для восприятия последующих тем.
Использование иллюстраций в таких пособиях дает дополнительную возможность для запоминания материала учениками “визуалами”. Ведь по статистике только 5 % учащихся – аудиалы 6.
Тренажер можно использовать и для работы вне урока индивидуально: например для подготовки к экзамену или во время болезни ребенка, при дистанционном обучении дома.
Тренажеры могут быть использованы при работе с интерактивной доской или при работе с проектором и экраном.
Однако, как показала практика, используя интерактивные электронные тренажеры в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения.
Примечания
Электронная публикация: Лазарева А.В. Информационные технологии в обучении английскому языку. URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/ispolzovanie-informatsionnykh-tekhnologii-v-obuch
Электронная публикация: Туманова А.Н. Применение интернет-тренажеров для повышения качества образования. URL: http://nmk.ulstu.ru/index.php?god=2011&item=1&tezis=2009346
Электронная публикация: Воробьева Л.Л. создаем презентацию. Триггеры. URL: http://drug12.ucoz.ru/load/kopilochka_sovetov_uchitelju/sozdajom_prezentaciju/14-1-0-76
Электронная публикация: Кишляк А.В. Создание web - страниц в Microsoft Word. Гиперссылки. URL: http://temakosan.net/load/referaty_na_kazakhskom/ashy_saba/sozdanie_web_stranic_v_microsoft_word_giperssylki/2-1-0-2878
Электронная публикация: Аствацатуров Г.О. Технологический прием «анимированная сорбонка». URL: http://edu-lider.ru/texnologicheskij-priem-animirovannaya-sorbonka/
Электронная публикация: Удот А.А. Методика использования интерактивных тренажеров на уроках математики. URL: http://ito.edu.ru/2010/Rostov/II/2/II-2-31.html
Электронная публикация: Николайко Е.З. Использование ИКТ на уроках английского языка. URL: http://festival.1september.ru/articles/507487/
Электронная публикация: Богословская Т.А. Использование ИКТ и материалов сети Интернет на уроках английского языка. URL: http://openclass.ru/wiki-pages/33086
- Электронная публикация: Галковская И.И. Использование интерактивных тренажеров на уроках биологии и во внеурочной деятельности. URL: http://festival.1september.ru/articles/604321/