СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театр теней как развитие мелкой моторики.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики, а именно ипользование театра теней. 

Просмотр содержимого документа
«Театр теней как развитие мелкой моторики.»

«Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики»



“Рука – это вышедший наружу мозг человека”

Н.Кант

Мне, как практикующему логопеду, хотелось бы начать с констатации факта, по ряду объективных причин медицинского и социального характера с каждым годом число детей, имеющих недостатки развития речи, возрастает.

Весь практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка, можно условно разделить на две группы. Во-первых, помогающий непосредственно развивать и корректировать речь ребенка (в основном область работы логопеда) и, во-вторых, опосредованный материал, к которому и относится развитие мелкой моторики.

Почему же эти два понятия – речь и мелкая моторика так тесно связаны? Ответ на этот вопрос нам дадут исследования ученых-нейрофизиологов, которые занимались проблемами нарушения речи. Они установили, что на карте головного мозга очень близко от речевой моторной зоны расположена проекция кисти руки, которая занимает около трети всей площади двигательной проекции.

Учитывая, что сегодня дети, имеющие нарушения речи, встречаются не только на занятиях у логопеда, на логопунктах и в специальных речевых детских садах. Они в достаточном количестве посещают общеобразовательные детские сады и более или менее благополучно переходят к обучению в школе. Поэтому актуальность выбранной для мастер-класса темы объясняется необходимостью знать и уметь применять на практике методы развития мелкой моторики не только узким специалистам, но и воспитателям дошкольных учреждений, учителям, особенно начальных классов.

Методы развития мелкой моторики достаточно условно делятся на традиционные и нетрадиционные.

Давайте попробуем вместе с вами перечислить, какие вы знаете традиционные методы развития мелкой моторики:

  • Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание), самомассаж с использованием различных предметов (грецкими орехами, карандашами, массажными щётками и т.д.);

  • Игры с пальчиками (с речевым сопровождением и без сопровождения);

  • Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда, выполнение фигурок из палочек и т.д.;

  • Художественная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём и т.д.;

  • Предметная деятельность: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, застежки, завязывание бантов и т.д.;

  • Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь» и т.д.

Слово «традиционные» обозначает обычные, установившиеся в поведении, в быту. Соответственно эти методы развития мелкой моторики подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе и в опыте работы. Я также активно их использую. Познавательным для меня стало обратить внимание именно на нетрадиционные методы, имеется в виду не малоизученные, а малораспространенные методы развития мелкой моторики.

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики относятся:

  • все нетрадиционные художественные техники: простейшие виды оригами, аппликации из подручного материала, пластилинография, рисование пальчиками, рисование песком и т.д;

  • теневой и пальчиковый театр;

  • Су-Джок терапия;

  • пескотерапия;

  • криотерапия;

  • иглотерапия;

  • лего-технологии.

Но сегодня бы хотелось поближе познакомить с таким нетрадиционным методом, как теневой театр, или театр теней.

Основной принцип теневого театра очень прост – использование тени от фигуры или предмета, падающий на экран при освещении их каким-либо источником света.

Актёрами теневого театра может быть все что угодно. Между источником света и экраном могут располагаться и играть куклы, вырезанные из бумаги, руки и сами актеры-люди. Широко известны так же теневые представления, в которых с помощью ладоней изображаются различные животные и люди.

Простой пальцевый театр теней

Классический театр теней предполагает создание различных фигурок животных и предметов, используя просто собственные руки, т.е. тени на стене представляю собой переплетения пальцев. История театра теней имеет десятки классических схем теней, используя пальцы. Самое главное, что в постановках такого театра теней активное участие принимают и дети.  Сюжеты постановок такого театра теней из пальцев будут зависеть от того, какие схемы вы сможете освоить и того, какие схемы сможет повторить ребенок.

   

Сложите руки, как показано на одном из рисунков-схем, встаньте у стены так, чтобы тень от туловища, головы или плеч не загораживала тени от рук, и на стене появятся тени животных козы, собаки, кролика и т.п. Если пошевелить пальцами, то тень животного откроет рот, собака залает, кролик замашет лапками. Если на палец руки надеть колпачок из бумаги, то можно сделать уши кролика из схемы длиннее, и у вас получится осёл. Можно разыграть с детьми разные сценки, например, собака лает, а коза грозит её забодать. Чтобы тени были чётки, свет должен падать прямо, а не сбоку, и лампа должна стоять не близко, а в двух, трёх метрах от стены. Ниже приведено несколько картинок теней. Вы можете придумать самостоятельно ещё больше схем для пальцевого театра теней.



Учитель-логопед МБОУ СОШ с. Красногорск

Тен Александра Менгуновна