КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Использование приемов обучения связной речи в педагогическом процессе».
Подготовила:
учитель-логопед
Пузакова Т. А.
Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского сада. Связная речь неотделима от мира мыслей: связная речь – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.
Связная речь включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение.
Описание – это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, оценивающая предмет. На непосредственно образовательной деятельности, и в совместной деятельности мы учим описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки или их замысел, явления природы, людей и животных.
Повествование – это сюжет, развёртывающийся во времени и в логической последовательности. Дошкольники могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картинкам или серии сюжетных картин.
Рассуждение – это текст, включающий причинно – следственные конструкции, вопросы, оценку. Особенно важно развитие у дошкольников умения логически мыслить, рассуждать, доказывать, объяснять, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение.
В своей группе мы работаем над развитием связной речи, во время непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности воспитателя и детей.
Не забываем при этом о самостоятельной художественно-речевой деятельности, для которой создаём необходимые условия в развивающей среде / уголок театра, книги/.
При обучении связной речи с детьми младшего возраста широко применяем игрушки и предметы. Подбираем игрушки одного наименования, но различные по внешнему виду. Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приёма элементарного сравнения. В этом возрасте описание начинается с тщательно продуманных вопросов воспитателя. Рассказ воспитателя является образцом. Для описания широко используем совместное рассказывание, педагог начинает предложение, ребёнок заканчивает. Уже с младшей группы можно проводить занятия по пересказу литературных произведений (см. «Программу развития речи детей дошкольного возрастав детском саду» О.С.Ушаковой, М, 2004 г.). Дети учатся пересказывать литературное произведение, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, затем вместе с ним (взрослый начинает одно слово или фразу, а ребёнок заканчивает предложение) и, наконец, самостоятельно.
При рассматривании картин детей учим, сначала отвечать, на вопросы по содержанию картины, обращаем внимание на персонажей и их действия, а затем составляем короткий рассказ сначала вместе, затем самостоятельно.
В своей работе мы учитываем речевой уровень детей. Поэтому особое значение приобретает личностно – ориентированный подход, индивидуальная работа с каждым ребёнком. В индивидуальном общении легче обучать рассказыванию из личного опыта: о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходные дни.
В средней группе при пересказе литературных произведений дети передают содержание небольших сказок и рассказов, как знакомых, так и впервые прочитанных на занятии. В средней группе описанию уделяется особое внимание. Дети учатся сравнивать, сопоставлять, описывать предметы, картинки, игрушки по следующей схеме:
СХЕМА

В более старшем возрасте при составлении рассказа мы используем частичный образец; даём план рассказа с использованием таблиц.
Во время непосредственно образовательной деятельности мы используем составление рассказа по частям (последовательно), воспитатель начинает – дети продолжают, рассказывая друг за другом. Во время такого приёма удаётся спросить большее количество детей. Так же используем такой приём, как придумывание детьми окончание рассказа начатого воспитателем. (А что же будет дальше?)
Можно использовать такой приём составления рассказов: прослушать окружающие шумы и звуки, и нарисовать, что услышал, когда нарисовал, по рисунку составить рассказ.
Пересказ одна из наиболее сложных форм рассказывания для детей. И поэтому мы используем схематические зарисовки. Сначала читается рассказ, затем выделяется главное в рассказе, после второго прочтения рассказа дети самостоятельно значками рисуют основные этапы (последовательность), происходит обсуждение и затем идет пересказ (копирование рассказа). Схема помогает ребёнку пересказывать по зарисованному плану, а всем детям, слушая рассказы товарищей, запоминать содержание и обучаться пересказу.
В работе по обучению связной речи мы используем такую технологию, как сказкотерапия, так как сказка – наиболее плодотворный материал для развития связной образной речи.
Рассказ из личного опыта (мира фантазии). Формируются умения последовательно повествовать о том, чего не было в реальности.
Придумывать сказку с новыми героями. «Репка» и коза. (Сказка по-новому)
Придумывать сказку, изменив характер героев. Например: Карабас Барабас с характером Пьеро или Колобок – злой и размером с медведя.
Используем старую сказку с новым сказочным героем. Ребёнок должен придумать героя, дать ему необычное имя, внешность, характер и обосновать его появление в сказке.
Пересказ сказки от лица одного из героев сказки. Этот метод помогает ребёнку воспроизвести текст от лица одного из героев сказки. Он помогает ребёнку отождествлять себя с героем, переживания его он переносит на себя.
Общим для всех форм является то, что в помощь себе ребёнок может использовать предметы – заместители, рисунки, книги с картинками, игрушки. Результатом всей этой работы становится правильная речь ребёнка, способность не только к монологу, но и к диалогу. Отвечая на вопросы, ребёнок проявляет не только фантазию, но и умение обосновывать свои выбор.