СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование библиотеки как информационно-ресурсного центра в формировании профессиональных компетенций учащихся

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы библиотеки учреждения образования "Солигорский государственный колледж"

Просмотр содержимого документа
«Использование библиотеки как информационно-ресурсного центра в формировании профессиональных компетенций учащихся»

3


Комар Т.Н.

Использование библиотеки как информационно-ресурсного центра в формировании профессиональных компетенций учащихся

Тезисы выступления

Чтение – вот лучшее учение

А.С. Пушкин

Сегодня информатизация рассматривается как главное направление пути к новому качеству жизни, как магистральный процесс модернизации общества, базирующийся на развитии новых информационных технологий.

Право на информацию – одно из основных прав человека, которое гарантируется законодательством любого цивилизованного государства и реализуется, прежде всего, в библиотеках. Престиж современной библиотеки учебного заведения определяется наличием и уровнем качества информационных ресурсов. Развивающийся читатель находится в постоянном взаимодействии со сложной информационной средой. Основная зона ответственности библиотеки – формирование информационно-образовательной среды для развития у учащихся грамотности, культуры чтения необходимых для успешных поисков и освоения ими новых знаний, отбора, оценки и использования традиционных и электронных образовательных ресурсов. Профессиональная компетентность учащегося - выпускника проявляется, когда он:

- может легко адаптироваться в современном многообразном и подвижном информационном поле;

  • имеет способность добывать информацию из любых возможных источников, критически её оценивать и использовать;

  • решает новые задачи, используя ранее приобретенные знания и умения;

  • приближает логику и последовательность своей познавательной деятельности к логике научно-исследовательских работ, а отсюда плодотворному творчеству.

В этом направлении библиотека или (ИБЦ информационно-библиотечный центр) образовательного учреждения позволяет удовлетворить информационные потребности наших учащихся в полном объеме. В информационно-библиотечном центре специальным образом организованны условия, которые активно способствуют формированию читательской культуры учащихся, их самостоятельной активности, а также профессиональной компетенции с помощью средств новых информационных технологий.

Слайд 2 Задачи и направления деятельности ИБЦ

  • Создание условий для чтения книг, периодической печати, прослушиванию и просмотру видеозаписей, презентаций, работы с компьютерными программами

  • создание электронной базы данных педагогической информации для развёртывания и обслуживания модельной и факсимильной телекоммуникационной связи колледжа

  • обеспечение выхода в Интернет

  • комплектование фонда мультимедиа материалами

  • организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию информационной грамотности, информационного мировоззрения и информационной культуры учащихся как обязательного условия обучения в течение всей жизни

Слайд 3 База ИБЦ

  • Фонд общий 68271

  • Фонд учебной литературы 20070

  • Фонд методической литературы 7623

  • Фонд художественной литературы 20343

  • Фонд справочной литературы 3089

  • Электронные издания 439

  • Подписка 33 наименований

Слайд 4 Техническое оснащение ИБЦ

  • Программа «БиблиоГраф» - 2

  • Ксерокс - 1

  • Принтер - 3

  • Телевизор -1

  • Компьютер - 4

  • Сканер - 1

  • Выход в сеть Интернет

Слайд 5 Программное обеспечение ИБЦ

Читатели библиотеки уже давно оценили по достоинству удобство работы с программным комплексом «БиблиоГраф». База данных книг включает полные библиографические описания всех новых книжных поступлений с 2006 года и ретроспективные библиографические записи. Общий объём, которых составляет более 29000 записей. Ещё один ресурс – база данных статей – представляет собой результат аналитической росписи периодических изданий (журналов), поступающих в библиотеку. В настоящее время база данных статей насчитывает более 7000 записей.

Слайд 6 Ресурсы медиа информации

В библиотеке большой выбор CD и DVD-дисков (439 экз.), что позволяет удовлетврить практически любой читательский запрос. Достаточно активно используются ресурсы медиатеки не только при поиске информации для учащегося, но и при подготовке и проведении мероприятий: бесед, конференций, информационных часов для учащихся. Показ фильмов, слайдов, видеороликов, подборка самой новой и актуальной информации позволяют подготовить для этой аудитории интересные и содержательные мероприятия.

В библиотеке создан и регулярно обновляется фонд внутриколледжных электронных документов. В нем представлены нормативные документы, методические разработки преподавателей к урокам, презентации, видео фильмы, творческие работы учащихся. Также имеется архив электронных версий публикаций в периодических изданиях, посвященных колледжу. При приобретении образовательных электронных ресурсов учитываются запросы наших читателей: и учащихся, и преподавателей. Пополняется медиатека электронными энциклопедиями, видеофильмами, обучающими тематическими тестами по подготовке к централизованному тестированию, электронными приложениями к книгам и журналам, электронными учебниками и т.д.

Слайд 7 Возможности ИБЦ для учащихся

В нашем информационно-библиотечном центре можно:

• Взять книгу на дом;

• Почитать периодику;

• Подобрать материал для реферата;

• Интересно подготовить домашнее задание;

• Найти ответ на интересующий вопрос;

• Поработать с энциклопедиями и справочными изданиями, материалами сети Интернет;

• Познакомиться с книжными выставками;

• Получить библиографическую справку.

• Принять участие в различных литературных мероприятиях

Одним из преимуществ работы с электронными базами данных является оперативность проведения поиска для получения необходимой информации в большом массиве документов. Учащиеся имеют возможность постоянного знакомства с бюллетенями новых поступлений, тематическими подборками для кураторских часов, материалами к Дням информирования, рекомендательными списками литературы, сценариями праздников и т.д. В библиотеке имеется каталог образовательных сайтов и картотека материалов по различным учебным предметам. Электронные документы рекламируются с помощью электронных аннотированных указателей-буклетов, которые распространяются среди пользователей и размещаются на сайте колледжа. Темы указателей-буклетов: «Чытаем па-беларуску», «Информационная безопасность работы в сети интернет», «Беларускія кнігі-юбіляры» и др.

Слайд 8 Возможности ИБЦ для преподавателей

Информационно-образовательный потенциал ИБЦ учреждения образования позволяет обеспечить информационные и образовательные потребности преподавателей. Преподаватели в ИБЦ могут получить информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании.

Преподаватель приобретает возможность читать не только книги, периодику, но и объемную информацию из Интернета, с дисков CD ROM; прослушивать и просматривать фоно-, видеозаписи, использовать все это для подбора информации к проведению и подготовке уроков, информационных часов, написанию докладов, семинарам и т.д. В ИБЦ происходит интеграция урочной и внеурочной деятельности. Подготовка урока может осуществляться учителем и учеником совместно. В результате постепенно происходит формирование новой модели обучения, в центре которой — обучаемый, основу взаимодействия составляют сотрудничество, партнерство учителя и ученика.

Слайд 9 Основные формы работы ИБС с учащимися

Реализация воспитательных задач, пропаганда книги в библиотеке колледжа осуществляется с помощью различных форм массовой работы (бесед, конкурсов, обзоров, информационно-познавательных часов и др.) Ежегодно в библиотеке оформляются около 70 книжных выставок литературы, проходят встречи с литераторами, известными людьми, представителями разных профессий и религиозных организаций. Библиотека проводит презентации книг, обзоры, литературно-музыкальные вечера, викторины, дискуссии, мероприятия по здоровому образу жизни. Наблюдается положительная динамика, касающаяся отношения учащихся к проведению в библиотеке мероприятий. Учащиеся готовы активно участвовать в их подготовке и проведении. На 29% возрос показатель чтения литературы духовно-нравственного содержания. Это связано, прежде всего, с разнообразием форм проводимых мероприятий, учетом интересов и склонностей учащихся при планировании и организации таких мероприятий. Можно сказать, что молодые пользователи нашей библиотеки в большинстве – читающие люди, у которых чтение входит в пятёрку любимых занятий.

Слайд 10 Обучение учащихся работе с информационными ресурсами библиотеки

Работа ИБЦ построена так, чтобы максимально привлечь учащихся к литературе основного фонда, приучить читать книги, научить работать с информацией, имеющейся в библиотеке на различных носителях, грамотно осуществлять поиск необходимой информации в сети Интернет.

Для учащихся в ИБЦ библиотекарь выступает в роли советника-консультанта, помогая им освоить новые информационные технологии:

  • найти необходимую им информацию;

  • выяснить, соответствует ли она заданным требованиям;

  • понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы.

Для того чтобы информационные ресурсы были востребованы, использовались эффективно и по назначению, необходимо иметь грамотных пользователей. Поэтому на базе библиотеки систематически проводятся с учащимися уроки «Библиотека как информационно-поисковая система», «Информационные ресурсы Интернета», «Электронные ресурсы: алгоритм поиска» и др. по обучению пользованию информационными ресурсами библиотеки.

Такие уроки способствуют изучению информационной среды библиотеки, приобретению навыков работы с программным комплексом «БиблиоГраф», знакомству с Интернет-ресурсами, осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством библиотекаря.

В библиотеку учащиеся приходят обычно после уроков - готовить доклады, рефераты, работать в Интернете над своими проектами, сверстать газету колледжа, и просто пополнять свои знания.

Как учащиеся, так и преподаватели (всего 86 %) среди главных задач библиотеки видят сегодня создание библиографических и полнотекстовых

электронных ресурсов и позиционируют библиотеку с информационным центром образовательного учреждения. наша библиотека - любимое место общения обучающихся и педагогов. ИБЦ обладает уникальным фондом художественной, учебной литературы, медиаресурсами, большим выбором профессиональных периодических изданий для учащихся и педагогов.

Замечено, что использование электронных ресурсов в непосредственной близости к традиционной книге повышает эффективность пропаганды литературы. С применением компьютерных технологий в библиотеке проводятся библиографические обзоры литературы, книжные выставки, рекламы книги, информационные часы, викторины, конкурсы, виртуальные экскурсии, путешествия, литературные и тематические вечера. В связи с качественным изменением фонда информационных ресурсов, возросшим перечнем информационных услуг, количество проводимых мероприятий с использованием информационных технологий увеличилось на 64%.Библиотека находится в центре активной жизни колледжа, откликаясь на все значительные события. Осуществляется тесная связь библиотеки с заместителем директора по воспитательной работе, с заведующими отделениями, председателями цикловых комиссий и кураторами учебных групп

Как учащиеся, так и преподаватели (всего 86 %) среди главных задач библиотеки видят сегодня создание библиографических и полнотекстовых

электронных ресурсов и позиционируют библиотеку с информационным центром образовательного учреждения.

Для рефлексивной оценки работы библиотеки государственного колледжа ежегодно используется вопросник, с помощью которого которого определяется роль библиотеки в профессиональном становлении учащихся, а также объем удовлетворения информационного запроса. По результатам такого опроса, работу библиотеки высоко оценили 89% всех учащихся колледжа. О позитивном результате работы библиотеки как информационно-ресурсного центра колледжа свидетельствует возросший показатель книговыдачи литературы различных жанров.

В заключение хочется отметить, что в процессе формирования профессиональных компетенций учащихся очень важно связать библиотечную деятельность с педагогической, проявить мастерство педагога, чтобы открыть учащемуся прекрасный мир книги, постараться быть не просто человеком, выдающим книги, а советником и наставником.

.