Использование игровых технологий для развития финансовой грамотности в средней школе
Содержание
Введение 3
1. Игровые технологии в практике школьного образования 4
2. Проблема развития финансовой грамотности в средней школе 7
3 Особенности использования игровых технологий на уроках финансовой грамотности в средней школе 10
Заключение 16
Список использованных источников 17
Введение
Текущий уровень развития общества неразрывно связан с различными явлениями и процессами финансовой сферы, с которыми так или иначе сталкивается любой индивид в процессе своей жизнедеятельности. Чтобы в полной мере участвовать в финансовых отношениях, человек должен иметь доступ к финансовым услугам и понимать, как ими пользоваться на базовом и более продвинутом уровнях.
Значимость проблемы формирования и развития финансовой грамотности школьников на современном этапе развития общества высока и заключается в необходимости введения в образовательных организациях полноценного курса финансовых дисциплин, направленного на практическое применение экономических знаний и умений.
Между тем, финансовая грамотность предполагает наличие у индивида значительного количества различных практических компетенций. Игровые технологии позволяют решить эту задачу наиболее эффективно: с их помощью устраняется проблема разобщенности, оторванности друг от друга теоретических вопросов, в рамках которых реализуется формирование финансовых компетенций и практических действий школьников.
Игровые технологии в практике школьного образования
Слово «технология» имеет греческое происхождение и буквально обозначает «знание о мастерстве» [7, С. 11]. Привычной трактовкой данного термина является определение его как элемента производства – «совокупность методов обработки и изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья и материалов» [13]. Производственная технология воплощает в себе комплекс методов и режимов работы, алгоритм действий и процедур, требования к оборудованию и ресурсам.
Однако в современной науке исследуемое понятие используется не только применительно к промышленному производству, но и к педагогическим, медицинским, управленческим и прочим процессам.
В педагогике «технология» рассматривается как «специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, используемых в образовательном процессе для достижения поставленных дидактических целей» [17, C. 12].
Н.Н. Венгерова выделяет основные признаки педагогических технологий:
- свойства: целенаправленность, перманентность, комплексность, последовательность, логичность;
- предмет: педагогический процесс;
- объект: обучающийся [6, С. 25].
Применительно к образовательному процессу Н.В. Бордовская и А.А. Реан выделяют пять видов технологий: задачные, компьютерные, диалоговые, тренинговые и игровые. Последние авторы связывают с «игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение)» [3, С. 93].
Суть игровых технологий заключается в активизации мышления, повышении самостоятельности обучающихся и обеспечении творческого подхода в обучении. В процессе игровой деятельности активизируются не только знания, но и коммуникативные навыки, что обуславливает социальную значимость игровой технологии.
Игра – один из основных видов человеческой деятельности наряду с учением и трудом. Она выражается в способности человека преобразовывать действительность, нацеленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, где сформировывается и развивается самоуправление поведением [2, С.13].
Анализ литературы позволил выделить основные признаки игры:
- двуплановость: любая игра – это созданный игроком воображаемый мир удовлетворения желаний, но вместе с тем она происходит в реальном мире, где игроками совершаются конкретные реальные действия;
- свобода, выражающаяся не в точном копировании игроками принятых норм поведения, а в собственной интерпретации роли;
- моральное удовлетворение: это одна из важнейших характеристик игры. Еще Платон и Аристотель указывали: ценность игры состоит в том, что она выступает как источник удовольствия, дает отдых после утомительного труда;
- символический, неутилитарный характер: каждый участник получает реальную возможность экспериментировать со своим поведением, исследовать альтернативные варианты решений;
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание, логику и последовательность развития сюжета игры;
- неопределенность, которая выражается в том, что игра не имеет однозначно предсказуемого развития или результата [9, 15, 26].
Педагогическая игра обладает существенным отличием от обычных игр: она имеет четкую цель по достижению конкретного оправданного и четко обозначенного педагогического результата, который характеризуется воспитательной и когнитивной ориентацией. Как правило, цель игры в обучении – сформировать навыки и умения обучающегося в активном творческом поиске [9, С.7]. При этом решаются дидактическая, просветительская, развивающая и социолингвистическая задачи.
Форма игры создается с помощью игровых приемов и ситуаций, действуя как средство мотивации, стимулируя учебную деятельность.
Игровые действия на уроках могут быть использованы:
как независимые технологии для овладения концепцией, темой, секцией учебного процесса;
как элемент более обширной технологии;
как урок или его этапа [19].
Игровая технология включает довольно обширную группу методов для организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Как правило, их реализация осуществляется по определенным правилам:
постановка перед обучающимися дидактической цели в виде игровой задачи;
установление правил, которым будет подчиняться деятельность учащихся в ходе выполнения поставленной задачи;
учебный материал используется в качестве средства достижения задачи;
в игру вводится элемент конкуренции, который переводит дидактическую задачу в игровое задание;
успешное завершение дидактической задачи связано с результатом игры [23].
Специфика использования игровых технологий в образовательном процессе состоит в следующем:
- модель процесса обучения на основе игры представляет собой включение обучающихся в игровое моделирование изучаемых явлений, проживание ими нового опыта в игре;
- игровое обучение предоставляет возможность обучающимся самостоятельного продумывания и объяснения принимаемых решений, включает обучающихся в моделирование сложных ситуаций, делает обучение занимательным, насыщенным, и даже напряженным;
- вводится игровая ситуация и через нее создается проблемная ситуация, которая проживается участниками в форме игры, основу их деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности обучающихся происходит в условно игровом плане;
- педагог выполняет несколько ролей: организатор, помощник и соучастник общего процесса игры;
- в процессе игрового обучения обучающиеся накапливают опыт деятельности, похожий на тот, который они получили бы на самом деле [4, С. 18].
Использование игровых педагогических технологий позволяет не только разнообразить процесс обучения, но и делает его эффективнее: моделируя в игровой деятельности реальные жизненные ситуации дети учатся осознавать мотивы своего обучения и поведения, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
2. Проблема развития финансовой грамотности в средней школе
Финансовая грамотность – набор знаний и практических навыков, которые позволяют человеку совершать осознанные и рациональные действия, используя финансовые инструменты и услуги для повышения собственного благополучия [14, С. 70].
На сегодняшний день ускоренное развитие процесса повышения финансовой грамотности населения является закономерным процессом, поскольку надлежащий уровень финансовой грамотности способствует повышению уровня жизни граждан, развитию экономики и росту общественного благосостояния, формированию экономической культуры граждан. Вместе с тем международные исследования выявляют проблемы, связанные с наличием знаний о финансах, отсутствием в ряде случаев элементарных навыков использования различных банковских продуктов, неумением планировать семейный и личный бюджет, планировать свое пенсионное обеспечение и пр. Сегодня необходимость развития финансовой грамотности, начиная как можно с более раннего периода развития ребенка, не вызывает сомнений. Однако в ситуации отсутствия действующей во всех регионах глобальной программы финансового образования, а также при низкой или точечной активности финансовых институтов в этом направлении, единственными источниками информации о финансовых явлениях в России является семья и ближайшее окружение.
Исследование Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проведенное при поддержке Ассоциации российских банков, показало, что уровень финансовой грамотности россиян находится на достаточно низком уровне [20]. Это снижает вероятность для ребенка получить необходимые знания и развить навыки финансового планирования в кругу семьи. Недостаток специальных продуктов и необходимость обращаться к другим инструментам, не всегда адаптированным под детскую аудиторию (электронные кошельки, банковские карты, привязанные к картам родителей и др.), приводит к формированию высокорисковых стратегий поведения, которые после совершеннолетия могут стать ведущими для потребителей.
Поэтому на первое место в формировании финансовой грамотности подрастающего поколения выходят образовательные учреждения.
Во исполнение Стратегии повышения финансовой грамотности населения, утвержденной Правительством РФ [1], обучение финансовой грамотности в нашей стране начинается еще в дошкольном возрасте: дети знакомятся с основными финансовыми принципами и понятиями, учатся быть бережливыми и ценить труд других людей.
Целью изучения курса финансовой грамотности в начальной школе является развитие у младших школьников экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
В основной школе изучение финансовой грамотности можно условно разделить на две ступени. Первая ступень – это 5 – 7 класс. Вторая ступень – 8-9 класс.
Темы по финансовой и бюджетной грамотности, как правило, являются самостоятельным модулем в курсе «Обществознания». Среди них в педагогическую практику уже вошли такие сюжеты, как «Карманные деньги: за и против», «Бюджет моей семьи», «Бюджет государства и семьи», «Государственный бюджет Российской Федерации», «Банковская система России», «Пенсионные программы» и пр.
В 8-9 классах в рамках курса обществознания рассматриваются такие понятия как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и др.
Особенности изучения курса определяются возрастом учащихся в 8–9 классах (14–16 лет), то есть с правовой точки зрения они обретают частичную дееспособность, в том числе в финансовой сфере. В связи с этим особенно актуально обучить подростков тем умениям, которые будут нужны им для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Формирование умения оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи выходит на первый план.
Помимо «Обществознания», изучение тем по финансовой грамотности предусмотрено и в школьном курсе «Экономики». Среди дидактических единиц учебного предмета «Экономика» на базовом уровне есть ряд, непосредственно выходящих на финансовую грамотность: «Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники семейных доходов. Реальные и номинальные доходы семьи. Основные виды расходов семьи. Потребительский кредит. Ипотечный кредит. Страхование. Фирма и ее цели. Экономические цели фирмы. Организационно-правовые формы предприятий. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Франчайзинг. Предпринимательство. Источники финансирования бизнеса. Рынок капитала. Рынок земли. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Прожиточный минимум. Занятость. Безработица. Виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Профсоюзы» [10].
Изучение вопросов финансовой грамотности требует усиления использования различных методических приемов, направленных на организацию деятельности, активизацию работы учащихся. Игра, как активный метод обучения, способна помочь не только усвоить теоретические знания по финансовой грамотности, но и связать их с реальной действительностью, научить практическим действиям.
3 Особенности использования игровых технологий на уроках финансовой грамотности в средней школе
Изменения, происходящие в современном образовании, обусловлены целым рядом причин, среди которых и вызовы общества, и появление новых научных и практических открытий, и смена приоритетов подрастающего поколения. Всё это отражается и на изменении требований к организации учебного процесса и обеспечении образовательных результатов.
Задача, стоящая перед школой, - развитие гармоничной личности, обладающей не только набором знаний, а именно системой реализуемых на практике умений, компетенций.
Однако частой проблемой, с которой приходится столкнуться любому учителю является неумение учащихся связывать теоретический материал урока с социальной реальностью, использовать те знания, которые стали известны им из курсов школьной программы. Учащиеся как бы разъединяют теорию и практику. Отсутствие системного мышления у подрастающего поколения стало одной из главных трудностей современной школы.
Игровые технологии позволяют решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга теоретических вопросов, в рамках которых реализуется формирование финансовых компетенций школьников, и практических действий.
Структурными элементами урока по финансовой грамотности при условии применения игровых технологий являются:
- мобилизующий (мотивирующий) этап – включение учащихся в активную игровую деятельность;
- этап проблематизации: момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений;
- целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь;
- игровое взаимодействие;
- рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
Особую важность приобретают первые два выделенных структурных компонента. Именно от правильности «вхождения» учащегося в игру зависит степень его участия в ней и осознанность ее практической важности. Педагог должен грамотно и доступно сформулировать правила игры, распределить роли, уметь управлять ее процессом без грубого вмешательства.
Например, рассмотрим изучение темы «Ведение личного и семейного бюджета, осуществление финансового планирования» в игровом формате соревнования.
Информация, предлагаемая учащимся (мотивационный блок): «Если человек очень экономный и умеет просчитывать свои расходы, это просто означает то, что этот человек умен и знает цену своим деньгам. Важно не только суметь «сделать», заработать необходимое для нормальной жизни количество денег, но еще и потратить деньги с умом. Как сэкономить, заработать больше, не отказывать себе при этом в важных и приятных для жизни вещах – данным вопросом задаются и подростки, и взрослые люди. Подростки часто не задумываются о цене денег, готовы купить понравившуюся им вещь, не задумываясь о финансовых последствиях. Именно поэтому важно на практике понять самим, что для того, чтобы тратить деньги «с умом», важно понять основы экономии».
Класс делится на несколько групп по любому признаку, например: девочки и мальчики, в зависимости от ряда парт, по порядковым номерам в журнале и т.д.
Могут быть предложены задания:
Подберите поговорки и афоризмы о бережном расходовании денег. Не потеряли ли они своей актуальности сегодня? Чему нас учит народная мудрость в отношении денег?
Семейный бюджет – важная часть семейной экономики. От его сбалансированности зависит, сможет ли семья позволить себе те или иные траты. Попробуйте самостоятельно решить вопрос о возможных расходах семьи Рублевых, решите задачу: «Семья Рублевых из трех человек планирует поехать из Москвы в Санкт-Петербург. Можно ехать поездом, а можно — на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 2120 рублей. Автомобиль расходует 9 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 700 км, а цена бензина равна 46 рублей за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку на троих?
Изучите диаграмму «Доходы и расходы семьи» (рис. 1). Предположите процентное соотношение выделенных в ней расходов семьи. Подумайте, какие расходы могут быть сокращены для экономии средств, а какие – нет, и почему. Изобразите примерную диаграмму по доходам семьи, основываясь на личном социальном опыте. Поясните указанные в ней позиции, расставьте примерное процентное соотношение.
Рисунок 1 – Диаграмма, демонстрирующая структуру доходов и расходов семьи
Выигрывает команда, ответы которой будут более точными и взвешенными. При этом важно поддержать возможную дискуссию, помочь детям прийти к правильным выводам.
Введение соревновательного элемента делают обычные задания более привлекательными, побуждают к групповой работе, стремлению к победе.
При проектировании и разработке игровых технологий по формированию финансовых компетенций учителю необходимо придерживаться ряда обязательных требований к отбору заданий:
- повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер;
- задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыслительной деятельности;
- задания должны содействовать активизации роли обучающегося. Единоличное руководство учителя замещается участием школьников в развитии игры.
При моделировании и проведении урока с использованием игровых технологий учителю обществознания важно помнить:
- не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика;
- добиваться от учеников осознанных действий, аргументированных ответов;
- не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят свои действия или действия своего товарища;
- чётко и точно формулировать правила;
- дать ученикам возможность импровизации.
Игровое обучение – это обучение через опыт. Оно включает в себя несколько этапов:
- переживание участниками конкретного опыта;
- осмысление полученного опыта;
- обобщение (рефлексия);
- применение на практике.
Урок-соревнование – одна из самых простых форм применения игровых педагогических технологий.
В целях формирования финансовой грамотности широко используются также деловые игры. Их цель - смоделировать определенные управленческие, экономические, педагогические ситуации и сформировать умения анализировать их и принимать оптимальные решения.
Например, одной из интересных деловых игр является «Фондовая биржа». Цель игры - на практике изучить работу фондовой биржи; работу маклеров и акционеров, понять процесс расчета дивидендов, курса акций.
Условия игры: на рынке действуют три акционерных общества - фирмы: АО «Хлебозавод», АО «Нефть-экспорт», АО «Торгово-развлекательный центр» (акции фирм для удобства различаются по цветам). Учащиеся - «маклеры» разделены по фирмам и регистрируют сделки (количество купленных/проданных акций и сумма потраченных средств), подводят итоги периода по одной из фирм, результаты заносят в таблицу на доске. Учащиеся – «акционеры» выгодно для себя должны разместить имеющиеся денежные средства, им необходимо учитывать сложившиеся ситуации на рынке и выбранную для себя стратегию игры (роль). Результаты своих покупок они записывают в тетрадь согласно предложенного образца – в таблицу, рассчитывают курс акций и строят график курса акций одной из фирм. В конце игры делают вывод о своей роли и стратегии в игре, о том, от чего зависит курс акций. Игра проходит в 6 периодов-туров. Каждый период в своей основе имеет определенную рыночную ситуацию:
- в результате аварии пострадал нефтеперерабатывающий комбинат;
- торты АО «Хлебозавод» выиграли конкурс «Лучший товар года»;
- декабрь –скоро новогодние праздники;
- из-за неурожая резко подорожал мука;
- резко возросли мировые цены на нефть;
- мировой экономический кризис.
Игровые технологии позволяют не передавать знания ученику в готовом виде, а дать возможность добыть их самостоятельно в процессе познавательной деятельности.
Регуляция общения, кооперации и сотрудничества при использовании игровых приемов на уроках по финансовой грамотности проектирует определённые достижения и результаты подростка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции. Тем самым, формируются не только его финансовая компетентность, но и личностные качества. В этом смысле задача школы «учить ученика учиться» приобретает новое звучание: «учить ученика учиться в общении».
Заключение
Игра – один из основных видов человеческой деятельности наряду с учением и трудом. Она выражается в способности человека преобразовывать действительность, нацеленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, где сформировывается и развивается самоуправление поведением.
При этом педагогическая игра обладает существенным отличием от обычных игр: она имеет четкую цель по достижению конкретного оправданного и четко обозначенного педагогического результата, который характеризуется воспитательной и когнитивной ориентацией. Как правило, цель игры в обучении – сформировать навыки и умения обучающегося в активном творческом поиске.
Использование игровых педагогических технологий позволяет не только разнообразить процесс обучения, но и делает его эффективнее: моделируя в игровой деятельности реальные жизненные ситуации дети учатся осознавать мотивы своего обучения и поведения, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Учитывая это, игра находит все более широкое применение при развитии различных компетенций школьников, в том числе и при развитии их финансовой грамотности.
Рассуждая о задачах обучения основам финансовой грамотности современных школьников, следует, прежде всего отметить, что учащиеся на этих занятиях должны получить большое количество практико-ориентированных знаний, а также умений и установок на ответственное финансовое поведение. Поскольку умения и установки нельзя сформировать с помощью лекции или чтения учебника, то единственный реальный способ сделать это – практические занятия с применением игровых форм обучения.
Список использованных источников
Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.» // Информационно-правовая система «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/ (дата обращения: 20.09.2020)
Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов вуза //Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 13-16.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер, 2000. - 304 с.
Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Мокрова А.А. Применение игровых технологий в обучении студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. - № 1 (35). – С. 16-21.
Васильева Н., Сушко Е. Игровой метод при изучении вопросов финансовой грамотности // Учительская газета. – 2018. URL: http://www.ug.ru/method_article/1239 (дата обращения: 20.09.2020)
Венгерова Н.Н. Семантический анализ определений понятия «Педагогическая технология» // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. - № 1. – С. 83-86.
Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании: учеб.-метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015. – 88 с.
Зайцев В.С. Игровые технологии в профессиональном образовании: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Издательство «Библиотека А. Миллера», 2019. – 23 с.
Концепция формирования финансовой грамотности у обучающихся средствами организации проектной деятельности и других форм интерактичного обучения // Национальная программа повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами». – 2018. URL: https://fg.mgpu.ru/wp-content/uploads/2018/12/Kontseptsiya.pdf (дата обращения: 20.09.2020)
Космачева Н.М., Бушенева Ю.И. Формирование финансовой грамотности учащихся в контексте компетентностного подхода к обучению // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2018. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-finansovoy-gramotnosti-uchaschihsya-v-kontekste-kompetentnostnogo-podhoda-k-obucheniyu (дата обращения: 20.09.2020).
Лазебникова А.Ю. Практическая реализация задачи повышения финансовой грамотности школьников: состояние и проблемы // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. - № 2 (37). – С. 22-30.
Литова З.А. Сущность понятия «технология» на современном этапе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2019. - №2 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-tehnologiya-na-sovremennom-etape (дата обращения: 20.09.2020).
Максимова А.А., Сергейчик М.С. Целевые ориентиры и положительные эффекты повышения уровня финансовой грамотности населения // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. - № 5 (158). – С. 69-74.
Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). - Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
Новожилова Н.В. Финансовая грамотность школьников // Народное образование. – 2018. - № 1-2 (1466). – С. 88-96.
Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: сб. науч. тр. - Екатеринбург, 2005. - С. 5-19.
Павлова А.Н., Кузнецова О.В., Личутина О.В. Использование игровых технологий при обучении финансовой грамотности школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2018. - № 2 (54). – С. 136-143.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. URL: http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/ Doc/Книги в формате (pdf)/Педагогика. Педагогические теории системы технологии ред. Смирнова С.А.PDF (дата обращения: 20.09.2020).
Рейтинг финансовой грамотности регионов России-2018 // НАФИ. – 2019. URL: https://nafi.ru/projects/finansy/reyting-finansovoy-gramotnosti-regionov-rossii-2018/ (дата обращения: 20.09.2020)
Рекомендации по внедрению программ повышения финансовой грамотности в образовательную практику общеобразовательной организации с использованием УМК и других образовательных ресурсов, созданных в рамках Проекта Минфина России // Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования». URL: https://fmc.hse.ru/mainguide (дата обращения: 20.09.2020)
Селевко Г.К. Классификация образовательных технологий // Сибирский педагогический журнал. - 2005. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-obrazovatelnyh-tehnologiy (дата обращения: 20.09.2020).
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. - М.: Винтаж, 2011. – 298 с.
Смирнова Н.В. Актуальность повышения уровня финансовой грамотности школьников // Научные исследования. – 2016. - № 4 (5). – С. 58-60.
Учебно-методические материалы к программе «Финансовая грамотность в Обществознании» // Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования». – 2019. URL: https://fmc.hse.ru/data/2019/06/13/1500503503/УММ обществоз.pdf (дата обращения: 20.09.2020)
Эльконин Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 360 с.