СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ на уроках биологии, химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

обощение опыта работы по использованию информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии, химии

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках биологии, химии»

Использование ИКТ на уроках биологии и химии Обобщение опыта Колесниковой Н.А.

Использование ИКТ на уроках биологии и химии

Обобщение опыта Колесниковой Н.А.

Понятие информационно – коммуникационных технологий  (ИКТ)

Понятие информационно – коммуникационных технологий

(ИКТ)

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Функции компьютера:  в функции учителя компьютер представляет собой: источник учебной информации наглядное пособие тренажер средство диагностики и контроля 2 . в функции рабочего инструмента средство подготовки текстов, выступлений их хранение графический редактор типография, для создания раздаточного материала вычислительная машина больших возможностей

Функции компьютера:

  • в функции учителя компьютер представляет собой:
  • источник учебной информации
  • наглядное пособие
  • тренажер
  • средство диагностики и контроля

2 . в функции рабочего инструмента

  • средство подготовки текстов, выступлений их хранение
  • графический редактор
  • типография, для создания раздаточного материала
  • вычислительная машина больших возможностей
Организация учебного процесса  с использованием  возможностей ИКТ

Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ

Цели использования ИКТ  1.      Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:   развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;   развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных). 2.     Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:   подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности 3.       Мотивация учебно-воспитательного процесса :   повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;   выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

Цели использования ИКТ

1.      Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:

  •   развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
  •   развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).

2.     Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

  •   подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

3.      Мотивация учебно-воспитательного процесса :

  •   повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
  •   выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
Направления использования ИКТ наглядное представление объектов и явлений микромира; изучение производств химических продуктов; моделирование химического эксперимента и химических реакций; система тестового контроля подготовка к ГИА и ЕГЭ.

Направления использования ИКТ

  • наглядное представление объектов и явлений микромира;
  • изучение производств химических продуктов;
  • моделирование химического эксперимента и химических реакций;
  • система тестового контроля
  • подготовка к ГИА и ЕГЭ.
Формы использования ИКТ Использование готовых электронных продуктов: Электронные энциклопедии Дидактические материалы   Программы – тренажеры, системы контроля знаний   Системы виртуального эксперимента  «виртуальные лаборатории» Электронные учебники и учебные курсы                                                                    

Формы использования ИКТ

  • Использование готовых электронных продуктов:
  • Электронные энциклопедии
  • Дидактические материалы  
  • Программы – тренажеры, системы контроля знаний  
  • Системы виртуального эксперимента

«виртуальные лаборатории»

  • Электронные учебники и

учебные курсы

                                                                  

 Использование ресурсов сети Интернет.  www.Proшколу.ru www.nd.ru www.phezicon.ru www.uchitel-izd.ru www.1c.ru www.1september.ru www.ege.ru www.alhimik.ru www.chemistry.ru www.hij.ru www.uchportal.ru www.pedsovet.su www.mirbiologii.ru www.zavuch.info.ru www.chemnet.ru www.biouroki.ru www.nsportal.ru

  • Использование ресурсов сети Интернет.

www.Proшколу.ru

www.nd.ru

www.phezicon.ru

www.uchitel-izd.ru

www.1c.ru

www.1september.ru

www.ege.ru

www.alhimik.ru

www.chemistry.ru

www.hij.ru

www.uchportal.ru

www.pedsovet.su

www.mirbiologii.ru

www.zavuch.info.ru

www.chemnet.ru

www.biouroki.ru

www.nsportal.ru

 Использование интерактивной доски   позволяет объяснять новый материал из центра класса.  позволяет объяснять новый материал из центра класса.  позволяет объяснять новый материал из центра класса. поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

  • Использование интерактивной доски

  • позволяет объяснять новый материал из центра класса.
  • позволяет объяснять новый материал из центра класса.
  • позволяет объяснять новый материал из центра класса.
  • поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений
  • позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски
  • вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Использование мультимедийных презентаций
  • Использование мультимедийных презентаций

ИКТ на конкретном уроке Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.  Возможности презентаций: 1.     Демонстрация слайдов, фильмов, анимации. 2.     Выделение (нужной области). 3.     Последовательность шагов. 4.     Интерактивность. 5.     Моделирование. 6. Движение объектов

ИКТ на конкретном уроке

Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

Возможности презентаций:

1.     Демонстрация слайдов, фильмов, анимации.

2.     Выделение (нужной области).

3.     Последовательность шагов.

4.     Интерактивность.

5.     Моделирование.

6. Движение объектов

Место презентации в уроке Презентация – основа урока  необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами урока определяем содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видео- фрагменты). И только после этого создаем слайды, в соответствии с планом урока, в программе Power Point  Презентация – часть урока  необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случае нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся. Презентация – творческая работа учащихся  необходимо как можно более точно сформулировать ему (им) цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту.

Место презентации в уроке

  • Презентация – основа урока

необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами урока определяем содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видео- фрагменты). И только после этого создаем слайды, в соответствии с планом урока, в программе Power Point

  • Презентация – часть урока

необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случае нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся.

  • Презентация – творческая работа учащихся

необходимо как можно более точно сформулировать ему (им) цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту.

Типы урока.

Уроки-лекции

Информационно-коммуникационные технологии на этом типе урока делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. В среднем и старшем звеньях презентация позволяет научить создавать опорные схемы и конспекты в более комфортном коммуникативном режиме (тезисы оформляются на слайдах, есть образец создания опорных положений лекции для учеников).

Обобщающие уроки

Задача такого типа урока - собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания, выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить всю тему. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Учитель благодаря презентации может все время контролировать работу класса.

Комбинированные уроки

Позволяют использовать презентации как на отдельных этапах урока, как и в целом. Презентация позволяет сделать материал более наглядным, расширить свой кругозор, помочь перейти ученикам от одной формы работы к другой, позволяет сразу после закрепления знаний, осуществить проверку разными способами.

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. Такая работа может осуществляться на разных этапах урока: как способ создания проблемной ситуации, как способ объяснения нового материала, как форма закрепления изученного, как способ проверки знаний в процессе урока. как форма проверки домашнего задания,

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

  • как способ создания проблемной ситуации,
  • как способ объяснения нового материала,
  • как форма закрепления изученного,
  • как способ проверки знаний в процессе урока.
  • как форма проверки домашнего задания,
Этап Объяснение  Строение молекулы спирта CH 3 -OH - метанол C 2 H 5 -OH - этанол

Этап Объяснение

Строение молекулы спирта

CH 3 -OH - метанол

C 2 H 5 -OH - этанол

Мозолистое тело Большие полушария Промежуточный мозг 8 класс. Строение головного мозга Средний мозг Мозжечок Мост Продолговатый мозг

Мозолистое тело

Большие

полушария

Промежуточный

мозг

8 класс.

Строение головного мозга

Средний мозг

Мозжечок

Мост

Продолговатый мозг

Слайд-шоу  6 класс « Класс двудольные. Семейство Розоцветные»

Слайд-шоу

6 класс « Класс двудольные. Семейство Розоцветные»

Чистая Растворы Растворы  вода кислот щелочей Лакмус Фенол фталеин Метил оранж

Чистая

Растворы

Растворы

вода

кислот

щелочей

Лакмус

Фенол

фталеин

Метил

оранж

H + +NO 3 - 2. Реагирует с основными оксидами СuO+2 HNO 3 - Cu(NO 3 ) 2 +H 2 O 3.Реагирует с основаниями HNO 3 + KOH - KNO 3 + H 2 O 4. Реагирует с солями более летучих кислот Na 2 CO 3 + 2HNO 3 - 2NaNO 3 +H 2 CO 3 9 класс. Азотная кислота " width="640"

Общие с другими кислотами:

1.Сильный электролит, диссоциирует на ионы.

HNO 3 - H + +NO 3 -

2. Реагирует с основными оксидами

СuO+2 HNO 3 - Cu(NO 3 ) 2 +H 2 O

3.Реагирует с основаниями

HNO 3 + KOH - KNO 3 + H 2 O

4. Реагирует с солями более летучих кислот

Na 2 CO 3 + 2HNO 3 - 2NaNO 3 +H 2 CO 3

9 класс. Азотная кислота

Практическая работа Свойства: Алюминий 1. агрегатное состояние Уксусная кислота 2. цвет Сера  3. запах 4. отношение к воде

Практическая работа

Свойства:

Алюминий

1. агрегатное состояние

Уксусная кислота

2. цвет

Сера

3. запах

4. отношение к воде

Этап Закрепление   7 класс.  «Класс Млекопитающие. Внутренние строение»   1 2 3 4 5

Этап Закрепление 7 класс. «Класс Млекопитающие. Внутренние строение»

1

2

3

4

5

Вставьте пропущенное слово: Наиболее выраженные металлические свойства проявляет…    ?    алюминий    ?    натрий    ?    магний    ?    бериллий    ?    железо Активнее других реагирует с кислородом....    ?    алюминий    ?    серебро    ?    цинк    ?    барий При комнатной температуре вытесняет водород из воды...    ?    медь    ?    железо    ?    литий    ?    цинк

Вставьте пропущенное слово:

Наиболее выраженные металлические свойства проявляет…

   ?    алюминий

   ?    натрий

   ?    магний

   ?    бериллий

   ?    железо

Активнее других реагирует с кислородом....

   ?    алюминий

   ?    серебро

   ?    цинк

   ?    барий

При комнатной температуре вытесняет водород из воды...

   ?    медь

   ?    железо

   ?    литий

   ?    цинк

  10 класс «Вирусы»   Задание: Установите последовательность заражения клетки вирусом ДНК вируса блокирует ДНК клетки-хозяина 2. Вирус прикрепляется к наружной мембране клетки-хозяина 3. Новые частицы разрывают клетку-хозяина и инфицируют другие клетки 4. На матрице ДНК вируса клетки начинается сбор белков вируса. 5. Мембрана клетки под влиянием ферментов вируса растворяет и ДНК вируса оказывается в  клетке 6. ДНК вируса самореплицируется 7. Результат сборки – новые частицы вируса 2.5.1.6.4.7.3

10 класс «Вирусы»

Задание: Установите последовательность заражения клетки вирусом

  • ДНК вируса блокирует ДНК клетки-хозяина

2. Вирус прикрепляется к наружной мембране клетки-хозяина

3. Новые частицы разрывают клетку-хозяина и инфицируют другие клетки

4. На матрице ДНК вируса клетки начинается сбор белков вируса.

5. Мембрана клетки под влиянием ферментов вируса растворяет и ДНК вируса оказывается в

клетке

6. ДНК вируса самореплицируется

7. Результат сборки – новые частицы вируса

2.5.1.6.4.7.3

Анаграммы мота кошка товасйсв менделеев деленмеве период ниодиперость свойства идореп группа кашко атом папруга периодичность Исключить лишнее слово

Анаграммы

мота

кошка

товасйсв

менделеев

деленмеве

период

ниодиперость

свойства

идореп

группа

кашко

атом

папруга

периодичность

Исключить лишнее слово

  4 класс. «Моря, озера и реки России»   Этап Проверка д/з     Японское море  Балтийское море  море Лаптевых Чукотское море Берингово море Баренцево море Восточно-Сибирское море Карское море Черное море Охотское море Северный Ледовитый океан Тихий океан Атлантический океан

4 класс. «Моря, озера и реки России»

Этап Проверка д/з

  • Японское море
  • Балтийское море
  • море Лаптевых
  • Чукотское море
  • Берингово море
  • Баренцево море
  • Восточно-Сибирское море
  • Карское море
  • Черное море
  • Охотское море
  • Северный Ледовитый океан
  • Тихий океан
  • Атлантический океан
Требования к презентации

Требования к презентации

«Плюсы» в преподавании наглядность в представлении учебного материала;  сокращение времени на  выработку необходимых технических навыков учащихся;  увеличение количества тренировочных заданий;  достижение оптимизации темпа работы ученика естественным образом;  достижение уровневой дифференциации обучения;  учащийся становится субъектом обучения , т.к. программа требует от него активного управления;  возможность моделировать различные процессы, с помощью компьютерной анимации создавать на уроке игровую познавательную ситуацию;  обеспечение урока материалами из удаленных источников, используя средства телекоммуникаций;  диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.

«Плюсы» в преподавании

  • наглядность в представлении учебного материала;
  • сокращение времени на выработку необходимых технических навыков учащихся;
  • увеличение количества тренировочных заданий;
  • достижение оптимизации темпа работы ученика естественным образом;
  • достижение уровневой дифференциации обучения;
  • учащийся становится субъектом обучения , т.к. программа требует от него активного управления;
  • возможность моделировать различные процессы, с помощью компьютерной анимации создавать на уроке игровую познавательную ситуацию;
  • обеспечение урока материалами из удаленных источников, используя средства телекоммуникаций;
  • диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.
«Минусы» в преподавании  диалог с программой лишен эмоциональности и однообразен ;  не учитываются особенности группы, класса; крайне важна роль учителя;  не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся; помимо ошибок в изучении учебного предмета, появляются еще технологические – ошибки работы с программой ;  от учителя требуются специальные знания ;  много некачественного программного обеспечения , не учитывающего специфику работы со школьниками, имеющего много фактических или методических ошибок;  разработчики зачастую не учитывают содержание школьных учебных программ. длительное пребывание за компьютером может негативно сказаться на здоровье учащихся.

«Минусы» в преподавании

  • диалог с программой лишен эмоциональности и однообразен ;
  • не учитываются особенности группы, класса; крайне важна роль учителя;
  • не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;
  • помимо ошибок в изучении учебного предмета, появляются еще технологические – ошибки работы с программой ;
  • от учителя требуются специальные знания ;
  • много некачественного программного обеспечения , не учитывающего специфику работы со школьниками, имеющего много фактических или методических ошибок;
  • разработчики зачастую не учитывают содержание школьных учебных программ.
  • длительное пребывание за компьютером может негативно сказаться на здоровье учащихся.
Спасибо за внимание! «Не бойтесь, экспериментируйте и у вас все получится, ведь, только учитель, свободно владеющий современными формами работы, может побудить интерес у учащихся к своему предмету!»

Спасибо за внимание!

«Не бойтесь, экспериментируйте и у вас все получится, ведь, только учитель, свободно владеющий современными формами работы, может побудить интерес у учащихся к своему предмету!»