В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (персональный компьютер, аудио-, кино-, видеоаппаратуру).
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин “новая информационная технология обучения”. Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология или ИКТ-технология.
Компьютерные или ИКТ технологии открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:
I – как “проникающая” технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).
II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.
III – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
При этом применение ИКТ и компьютера имеют несколько целей:
Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
Подготовка личности “информационного общества”.
Подача максимального объёма учебного материала, который может усвоить обучающийся.
Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
В функции учителя компьютер представляет:
источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителю книгу);
наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
индивидуальное информационное пространство;
тренажер;
средство диагностики и контроля.
Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания ИКТ - технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:
знание основных понятий информатики;
знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;
знание современных операционных систем и владение их основными командами;
знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, Linux и расширения) и владение их функциями;
владение хотя бы одним текстовым редактором;
первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;
первоначальный опыт использования прикладных программ.