«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».
МБОУ «СШ №12»
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ВЕЛИЕВА ЭЛЬВИРА ОСМАНОВНА.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
- 1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
- развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
- развитие творческого мышления;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
- 2. подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности;
- 3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:
- • повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
- • выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ НЕСОМНЕННОЕ:
- позволяет разнообразить любое занятие;
- позволяет проверять задания, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.
- вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
- можно обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям учащихся.
- экономию времени на уроке;
- глубину погружения в материал;
- делает занятия интересными и развивает мотивацию.
- предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
- учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
- начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
На сегодняшний день в своей работе использую следующие основные направления
применения компьютера:
1. Подготовка дидактического материала.
2. ИКТ в работе учителя.
3. Применение информационных компьютерных технологий в учебном процессе
Презентации и тренажеры для уроков русского языка:
1. Изучение словарных слов 1-4 кл;
2. Компьютерные тренажеры для упражнений по темам с 1- 4 кл;
3. Презентации уроков.
Работа со словарем (словарными словами) в начальной школе.
Цель:
Познакомить учащихся с различными приемами запоминания и правильного написания словарных слов на уроках русского языка в начальных классах
Значения слов могут быть раскрыты путем
- показа предмета или его изображения (картины) - наглядный метод;
- расчленения понятия, указание на его признаки, перечисление их;
- введение слова в предложение или развернутый связный текст (в контексте или фразе значение слова выступает ярче), а также путем дописывания предложений;
- синонимической замены слов;
- сравнения и сопоставления по сходству, различию;
- разбор слова по составу.
1 КЛАСС. ПЕРЕЧЕНЬ СЛОВАРНЫХ СЛОВ (36 СЛОВ) ТОННА. КАПУСТА, КЛАСС, ЛИМОН, МОЛОКО, САПОГИ. ГОРОД, ОГОРОД, КОРОВА, ВОРОНА, ВЕТЕР. (У, НА, ПО ПРИ)ШЕЛ, ОБЕД, СОБАКА, СУББОТА, БАРАБАН, БАРАН, РЕБЯТА, РЯБИНА, ЯГОДА, ЯБЛОНЯ, ЯБЛОКО, ХОРОШО, ЧТО, ЕЩЕ, ЭКОЛОГИЯ, ЭКСКАВАТОР, ЭСКАЛАТОР, УЧЕНИК, УЧЕНИЦА, УЧИТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬНИЦА.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ :
- Прием усиления орфограммы.
(р машка, пуг вица , дуванчик )
- Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв.
Вар еж ка, газ ета, гори зонт,
метр о, пир ог,
3. «Уярчение» путем составления ребусов.
4. Усиление орфограммы путем возвращения в этимологию слова: (Ботинок –боты, дневник – ежедневный, малина – малый…)
Виды словарной работы
Методика ассоциативного запоминания словарных слов
Обобщенный способ запоминания словарных слов
Ассоциативное запоминание .
(Метод ярких ассоциаций)
Суть данного метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который помогает правильно написать орфограмму
З
К
А
П
Я
У
Ц
С
Т
А
Б
У
М
Г
А
З
Г
Е
А
Т
А
Название ассоциативного образа
должно иметь в своем написании
находящуюся под ударением ту букву ,
которая является сомнительной
в словарном слове.
Обобщенный способ запоминания.
Цель такого способа – научить учащихся приему укрупнения единиц запоминаемого материала и объединения их вокруг опорного слова, чтобы заучить одновременно несколько словарных слов.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ:
- Учитель заранее выбирает слова, которые объединяются по одному орфографическому и смысловому признаку .
( Р а бочий , р а бота, п а льто, с а поги, з а втрак, з а вод, м а шина…)
( О днажды, п о года, м о роз, о дежда, к о ньки, т о варищ…)
2. Совместный выбор опорного слова.(Слово, на которое можно опереться и которое знакомо: рабочий, коньки .)
- Поиск подходящего приема для запоминания всех слов, входящих в группу.
- Обсуждение и выбор лучшего приема для запоминания.( Р а бочий надевает п а льто, с а поги , берет с собой з а втрак и едет на м а шине на р а боту, на з а вод )
( О днажды в м о р о зную п о году мы с т о варищем в теплой о дежде пошли кататься на к о ньках )
ОБОБЩЕННЫЙ СПОСОБ ЗАПОМИНАНИЯ СПОСОБСТВУЕТ:
- развитию памяти,
- логического мышления,
- воображения,
- помогает заучивать сразу несколько словарных слов.
3 КЛАСС
СЛОВА С УДВОЕННОЙ СОГЛАСНОЙ
А ЛЛ ЕЯ
Ба сс ейн
коло нн а
г о рячий
к о стёр
а б а ж у р
(4 класс)
Слух Слуховой диктант – проводится после изучения и закрепления слов, чтобы выяснить, как они усвоены. В результате выявляются пробелы в знаниях учеников и намечаются пути их устранения.
Слуховой диктант
те Запишите слова под диктовку. Над каждым словам напишите количество звуков.
Вп..ре…ди
- п…ссажир
- р…кета
- … вёс
- к…мбайн
- … десь
- в…скресенье
- (в)месте
- п…сок
Выборочный диктант. Запишите имена существительные. Определите род
Впереди,
вместе,
воскресенье,
жёлтый,
платок,
вчера,
прекрасный,
одиннадцать,
хозяйство,
оборона.
ракета,
чёрный,
огурец,
столица,
здесь,
пассажир,
шоссе,
везде,
мебель,
морковь
Словарная работа составляет неотъемлемую часть школьной программы обучения русскому языку, так как способствует решению многих важных задач:
помогает формировать личность ученика, его мировоззрения, расширяет словарный запас и наделяет ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности;
во время словарной работы происходит знакомство ученика с богатством языка и показ его стилистических возможностей.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКЕ ПОЗВОЛЯЕТ:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- повысить объем выполняемой работы на занятии;
- улучшить контроль знаний;