МОУ Уметская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Социалистического Труда П.С. Плешакова
Софьинский филиал
Проект на тему:
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики как средство повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей
Автор: учитель физики
Павлова Нина Васильевна
с.Софьинка
2011
Актуальность проекта
Использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Одним из основных результатов обучения в сегодняшней школе становится информационно-коммуникативная компетентность учащихся и учителей.
Жить в современном мире, адекватно этому миру, сможет тот, кто сам умеет использовать информационные технологии, владеет современными ИКТ. Кроме этого, на сегодняшний день уровень и темпы внедрения, использования информационных и коммуникационных технологий во многом определяют состояние экономики, качество жизни населения, национальную безопасность, место государства в современном мире.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта, научного знания, добываемого с помощью компьютера. С этим связано стремление дать знания при помощи ИКТ средств с учетом индивидуальных и психологических особенностей детей.
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий Поэтому я выбрала тему для своего проекта «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики как средство повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей»
Тип проекта: долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь 2008 года – май 2011 года. Участники проекта: учащиеся 7 – 11 классов.
Данный проект нацелен на осмысление и преодоление следующих противоречий между:
требованиями к новому качеству образования выпускника, его умениям получать и применять знания на практике и несовершенством традиционных технологий обучения;
растущей нагрузкой на учащихся, связанной с увеличением объема информационного потока и ограничением времени, не позволяющем полностью раскрыть учащимся свой творческий потенциал.
потребностью общества в специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности, общей культуры и конкурентноспособности, и невозможностью формирования основ этих качеств без использования ИКТ
стремлением ученика к творческому саморазвитию, самопроектированию и недостаточным использованием возможностей образовательного процесса для формирования этих навыков учащихся.
Поэтому перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро и качественно обрабатывать получаемую им информацию, применять её на практике, чувствовать личную ответственность и причастность к образовательному процессу, готовить себя к дальнейшей практической работе и продолжению образования.
Цель проекта: развитие творческих способностей и повышение качества знаний учащихся, благодаря использованию информационно- коммуникационных технологий на уроках физики.
Гипотеза:
При использовании ИКТ на уроках физики и внеурочное время, можно добиться:
1. Повышения уровня активности школьников и качества знаний;
2. Развития ключевых компетентностей:
- владение информационными технологиями;
- владение навыками исследовательской и проектной деятельности;
- умение оценивать результаты своей работы;
- навыки публичного обсуждения и отстаивания идей и результатов творческой деятельности.
3. Профессионального самоопределения учащихся; повышения профессиональной компетентности учителя.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. повышения интереса учащихся к физике, вовлечение учащихся в активную творческую, исследовательскую деятельность;
2. формирование компетенций учащихся на уроках с ИКТ;
3. развитие творческого потенциала ребенка, формирование у него положительной мотивации к учебному предмету;
Ведущая идея проекта:
Внедрение в образование компьютерных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся, постоянно поддерживает учителя в состоянии творческого поиска дидактических новаций.
Формы организации деятельности учащихся при реализации проекта:
Уроки физики с использованием ИКТ
Элективные курсы
Внеклассные мероприятия
Самостоятельная работа обучающихся
Условия реализации:
1. Психолого-дидактические (благоприятный психологический климат, учёт возрастных особенности детей, уровня их умственного развития и интересов, соблюдение дидактических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса).
2. Материально – техническая оснащенность: персональный компьютер, мультимедийный проектор, доступ к интернет-ресурсам, цифровой фотоаппарат, сканер, цветной, черно-белый принтер; наличие у учащихся домашних ПК.
3. Организационное обеспечение (специальное расписание занятий, кабинет).
Новизна проекта.
1. оригинальный способ постановки и решения педагогических задач;
2. моделирование урока в разнообразных технологиях развивающего образования с использованием ИКТ;
3. отход от стереотипов в профессиональной деятельности, выход на самостоятельный творческий путь;
4. мотивация к постоянному совершенствованию мастерства, развитие педагогического инструментария.
Этапы реализации проекта:
I этап (2008-2009 гг.) – проблемно-поисковый:
теоретическое осмысление проблемы; анализ литературы по проблеме исследования; обобщение основных подходов, практики передовых учителей и собственного опыта по применению ИКТ; определение предмета, цели, основных задач и гипотезы исследования.
II этап (2009-2010 гг.) – формирующий:
практическая реализация в создании учебных и творческих проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий, участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах (очных и дистанционных); изучение динамики качественных изменений в обучении и воспитании учащихся класса.
III этап (2010-2011 гг.) – обобщающий: анализ и обобщение результатов: обмен, систематизирование опыта работы, формулировка выводов.
Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса. В рамках реализации данного проекте я его использую в разных целях:
— для индивидуализации учебного процесса,
— как средство наглядности учебного процесса (презентации),
— путь поиска информации из самых широких источников (Интернет),
— способ моделирования изучаемых процессов или явлений (модели в обучающих программах), организации коллективной и групповой работы (проекты) и др.,
— средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического сопровождения урока, т. е. использование компьютера для подготовки необходимых материалов (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные и другие виды работ) и т. д.
Информационные технологии применяются мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников, проведении воспитательных мероприятий в классе.
Физика — наука экспериментальная, её всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна. Важным элементом применения ИКТ в преподавании физики является работа с интерактивными моделями, которые представлены в таких продуктах как «Живая физика», «Открытая физика» При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.
Большую пользу приносит использование обучающих программ, ресурсов Интернета и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника. Этим материалом я очень часто пользуюсь для создания презентаций к урокам («Тепловые двигатели», «Электродвигатель», «Движение в гравитационном поле земли» и т. д.). Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, а с возвратом.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения.
В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, я использую метод проектов.
Формулируя тему проекта, я стараюсь учитывать индивидуальные интересы и возможности ребенка. Я предлагаю создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным. Моими учащимися были созданы презентации («Первый полет», «А. Эйнштейн», «Атмосферное давление», «Диффузия» и т. д.), которые теперь используются мной при преподавании физики в 7—9 классе.
Еще один способ использования ИКТ — это компьютерное тестирование, которое дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к пропущенным вопросам и сделать «работу над ошибками».
Обобщая приведённые примеры, можно сформулировать алгоритм моих действий в ходе реализации данного проекта.
применение мультимедийных сценариев уроков или фрагментов уроков;
подготовка дидактических материалов для уроков;
использование готовых программых продукты по физике;
работа с электронными учебниками на уроке;
поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
организация проектной деятельности с использованием ИТ.
Таким образом, по сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала и способствует развитию интереса к физике как к учебному предмету.
Достигнутые результаты
Диагностика отношения учащихся к физике показала, что большинство учащихся (85%) относятся к предмету физики положительно.
Анализ качества знаний за период реализации проекта показал, что процент качества возрос с 56% в 2008 году до 61% в 2011.
Вывод:
по сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование компьютера на уроке высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала и способствует развитию интереса к физике как к учебному предмету.
Продукты реализации проекта:
Проект «Движение тела в гравитационном поле»
Урок повторения и обобщения по теме «Релятивистская механика»: семинар на тему «Самая красивая из существующих физических теорий»
Презентации :
«Первый полет», «А. Эйнштейн», «История создания электродвигателей», «Применение электродвигателей постоянного тока», «Эволюция теплового двигателя»
Буклет «Создатели тепловых двигателей»
Проект «Нам жизнь дана на добрые дела»
Модели:
«Модель диффузии», «Модель Броуновского движения»
Видеоматериалы, созданные для внеклассных воспитательных мероприятий в программе Movie Maker
«Афганистан»; «Моя Армия»; «Ученик года».
Размещение материалов в сети Интернет:
Интернет-портал Про Школу.ру
http://www.proshkolu.ru/user/ninapavlova/
Общественно-государственная экспертиза в образовании. Учебники
http://www.fsu-expert.ru/node/4299
Сеть творческих учителей. Библиотека сообщества Тамбовской области http://www.it-n.ru/region.aspx?cat_no=11060&lib_no=11060&tmpl=lib
Сайт Софьинского филиала МОУ Уметской сош
http://sofschool.68edu.ru/ekolog/index.htm
Литература:
Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова - Сибирская. - М.: Академия, 2005.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; Под ред. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования:– 2-е изд., стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Солопова Н.К., Щербакова В.Н. Организация проектной деятельности с использованием ИТ при изучении физики: Методическое пособие.- Тамбов: ТОИПКРО, 2005
Губернаторова Л.И., Потехин К.А. Новые информационные технологии в процессе преподавания физики. – Вл.,2005 г.
Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/505540/
http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-334
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5500&lib_no=160215&tmpl=lib
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4766/itemid,0