СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с РАС

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе даны рекомендации для учителей-дефектологов по использованию инновационных технологий с детьми дошкольного возраста с РАС

Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с РАС»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА


На сегодняшний день практически неразработанной остается проблема социальной адаптации детей с аутизмом в различные возрастные периоды. Это обусловлено, с одной стороны, трудностями психологической оценки эмоционального состояния ребенка с аутизмом, особенно в преддошкольный и дошкольный периоды, с другой стороны – отсутствием объективных психологических критериев его адаптационных возможностей.

Как показывает практика, для социальной адаптации аутичных детей требуется непрерывное, как правило, многолетнее течение психотерапевтического процесса, в котором задействованы специалисты различного профиля  – психологи, врачи, педагоги, социальные работники, волонтёры. Более успешная социализация аутичных детей наблюдается при раннем начале коррекционного обучения. Обучение, которое ориентируется на актуальный уровень развития детей с РАС и возможности «зоны ближайшего развития», основывается на ведущей деятельности дошкольного возраста, играет решающую роль в получении знаний ребенком с особыми образовательными потребностями. В процессе обучения эти знания систематизируются, и все это способствует познавательному развитию ребенка, его адаптации и социализации в современном мире. В этой связи возникает необходимость изучения инновационных походов и технологий, их адаптация к условиям специального дошкольного учреждения и внедрение в практику работы. Использование нетрадиционных форм проведения занятий, инновационных технологий и методик способствует повышению активности, самостоятельности, социальной адаптации и мобильности ребенка, полного развития его познавательных способностей [28].

Рассмотрим подробнее наиболее эффективные инновационные методики коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности с целью их адаптации и социализации в современном мире.

Одиним из аспектов системы обучения и воспитания, используемой в работе с детьми с расстройствами коммуникационной сферы является Программа структурированного обучения (TEACCH).

TEACCH – сокращение от американского названия «Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children» (терапия и обучение аутичных и имеющих схожие коммуникативные нарушения детей) – комплексная государственная программа в штате Северная Каролина (США). Это комплексная программа содействия и помощи людям с аутизмом. Она была создана почти 30 лет назад на основе результатов исследовательских проектов Эрика Шоплера в сотрудничестве с университетом, объединением родителей и государственными учреждениями [27]. В современном виде эта методика ориентирована на любых детей с общими нарушениями развития понимания других людей, в особенности для детей с аутизмом, умственной отсталостью и иными заболеваниями, приведшими к ЗПР.

На протяжении многих лет в рамке методики ТЕАССН были разработаны специальные методы исследования и специальные принципы составления индивидуальных программ развития детей.

Речь идет об основных принципах методики ТЕАССН:

  1. Принцип структурирования. Исследование, ориентированное на психологическое развитие, охватывает способности (сильные стороны) и недостатки ребенка в различных функциональных сферах развития. Структурируя пространство, время, материалы, задания и этапы действий, можно свести к минимуму дефициты в обработке слуховой информации, в области внимания и памяти.

  2. Индивидуальные программы развития с тренировочными заданиями, специально приспособленные к каждому ребенку, являются в итоге основной линией работы с ним.

  3. Интеграция и адаптация. TEACCH не стремится к лечению, ее цель - интеграция ребёнка с РАС в окружающую его жизнь. Эта интеграция происходит двумя различными путями. Насколько это возможно, у ребенка следует развивать или совершенствовать способности, позволяющие ему взаимодействовать с окружающим миром. Если этого нельзя сделать, то окружающая ребенка среда должна адаптироваться (создаваться) таким образом, чтобы можно было компенсировать имеющиеся дефициты.

  4. Видеть в целом. TEACCH призывает своих сотрудников, независимо от их специальности, воспринимать клиента в целом. Только в этом случае, когда учитываются все стороны личности клиента в контексте его семьи, можно разработать индивидуальные развивающие мероприятия.

  5. Сотрудничество с родителями. Кооперация с родителями - одна из основных идей программы TEACCH. Участие родителей в диагности- ческой оценке, определении целей развития и их реализации является центральной неотъемлемой частью TEACCH.

  6. Программа TEACCH ориентирована на пожизненную поддержку своих клиентов. Поэтому в ее распоряжении есть предложения для всех воз- растных групп и каждого уровня развития. Это исследование создает основу для разработки стратегий развития ребенка, при помощи которых можно достичь как краткосрочных, так и долгосрочных целей в воспитании и лечении детей [27].

Цель методики: формирование и развитие у детей с нарушениями развития навыков и умений по девяти функциональным сферам (общая моторика, мелкая моторика, координация руки и глаза, имитация, восприятие, познавательная деятельность, речь, самообслуживание, социальные отношения) и коррекции аномального поведения.

Все упражнения в рамках каждой сферы содействия развитию сгруппированы в соответствии трём уровням развития. Степень сложности задачи определяется возрастом развития. Первый уровень содержит задания для детей, чей общий результат развития соответствует возрасту от 0 до 2-х лет; второй уровень – от 2-х до 4-х лет, третий – от 4-х до 6-ти лет. Как утверждает Э.Шоплер [23] диагностика проводится по «Профилю психологического развития».

Вся индивидуальная программа развития ребёнка согласно этой методике делится на три части – понимание эмоций и их причин; понимание механизмов получения информации; игра. Каждая из трех частей программы разделена на этапы, которые включают перечень упражнений и набор стимульного материала. Работа по методике TEACCH требует определённой организации пространственной среды. Формирование понимания эмоций и причин их возникновения проходит в четыре этапа.

Первый этап – подготовительный, ребенок должен научиться узнавать и называть основные эмоции (радость, грусть, страх, гнев) на фотографиях и пиктограммах.

На втором этапе детям предлагают схематично изображенные жизненные ситуации, которые вызывают у них различные эмоции. Ребенок должен усвоить, какую эмоцию должна вызывать та или иная ситуация.

Третий этап – формирование понимания эмоций, обусловленных желанием,

Четвёртый этап – понимание эмоций, обусловленных мнением. Упражнения подбираются таким образом, чтобы при формировании или развитии определенного навыка также предъявляло требования к способностям ребенка из других сфер.

Методика ТЕАССН ориентирована на упорядоченность действий и определённый ритуализм. Так для ребёнка изначально создаётся комфортная среда. Весь день подчинён строгому расписанию, которое благодаря карточкам-подсказкам усваивает ребёнок. Всем вещам присуждается определённое место. Так занятие начинается только после того, как на столе в определённом порядке будут уложены вещи. Рекомендуется, чтобы у ребёнка был определённый стул и стол – только для занятий. Определённые действия усваиваются ребёнком до автоматизма многократным повторением, при этом используются карточки-подсказки [23] (см. приложение А).

Для обучения ребенка с аутизмом безопасности и личному пространству является метод социальных кругов. Данный метод создавался вместе с Программой кругов, описание которой было издано в Stanford University Press. Дети с аутизмом не осознают опасностей социальных отношений. Они подвергаются повышенного риску жестокого обращения и эксплуатации. Социальные круги – это графический способ показать ребенку разные уровни физической близости, которые у него будут с людьми, которых он знает и не знает [24].

Сначала рисуется маленький круг на большом чистом листе бумаги. В круге пишется имя ребенка и/или вставляется его фотография. Ребенку необходимо объяснить, что это его личное пространство, его тело, и только некоторые близкие люди могут подходить так близко к нему.

Затем вокруг круга ребенка рисуется круг большего размера, в котором размещаются фотографии близких членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, самые близкие дяди и тети), пишутся имена и «Семья». Ребенку необходимо объяснить, что все эти люди — члены семьи. Они могут поцеловать или обнять ребенка, можно посидеть у них на коленях и т.д..

Далее рисуется круг еще большего диаметра «Друзья и соседи – знакомые», где пишутся имена и вставляются фотографии людей, которые попадают в эту категорию (соседи по дому или улице, друзья родителей, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели и т.д.). Ребенку необходимо объяснить, какой уровень близости и какое поведение подходит этой категории людей (они могут помахать, поздороваться, они могут обнять, если ребенок не против).

Следующий и самый больший из кругов «Незнакомые люди». Ребенок должен знать, что неправильно обнимать, целовать, подходить слишком близко или трогать незнакомых людей. Позже необходимо объяснить, что бывают исключения из последнего правила (например, полицейский, если вы потерялись; врач в присутствии мамы или папы и т.п.). Важно сформировать понятие, что никто не имеет права трогать ребенка без разрешения, и он не может трогать незнакомых людей.

Круги можно раскрасить в разные цвета, например, по типу светофора: ребенок и семья – зеленого цвета, друзья и знакомые – желтого цвета, незнакомые люди – красного. Это поможет ребенку легче запомнить их значение.

Данные круги – это хорошая визуальная подсказка, если у ребенка аутизм или синдром Аспергера (см. приложение Б).

Одной из инновационных методик, направленной на обучение социальным навыкам детей с особыми образовательными потребностями, является метод «Социальные истории».

Социальные истории – это ненавязчивый способ объяснить детям социальные понятия и правила в форме короткой истории. Он был разработан Кэрол Грэй (Gray) [28] с целью содействия социально одобряемому поведению людей с аутистическими нарушениями. Ребёнок с аутизмом в значительной мере является социально незрячим: ему трудно понимать эмоции, намерения, мысли других людей, которые стоят за их действиями. Поэтому детям с аутизмом сложно адаптировать свое поведение в соответствии с ситуацией, в большинстве случаев оно не соответствует социальным ожиданиям. Социальные истории в деталях раскрывают адекватные способы действий в сложных или непонятных для ребенка с аутизмом ситуациях. Они всегда описывают желаемое поведение и никогда не упоминают о проблемном. Социальные истории составляются индивидуально для каждого пользователя и обычно в них входит 5 предложений, пошагово раскрывающих альтернативу проблемному поведению. Метод социальных историй позволяет решить следующие задачи:

  1. познакомить с новым алгоритмом действий;

  2. представить недостающую информацию об окружающей действительности;

  3. подготовить к предстоящим изменениям в привычной последовательности событий;

  4. помочь в понимании чувств и мыслей других людей.

Любая социальная история состоит из комбинации четырех типов предложений: описывающих, анализирующих, направляющих и контролирующих. Описывающие предложения содержат сведения о различных ситуациях и условиях общения, людях и их действиях. В них содержатся ответы на вопросы: «Где?» Направляющие предложения называют адекватный способ поведения в конкретной ситуации. Контролирующие предложения помогают вспомнить похожую ситуацию для того, чтобы лучше разобраться в сложившейся, опираются на умения устанавливать аналогии и выстраивать ассоциации.

Социальная история:

  1. составляется персонально для каждого ребенка с учетом его проблемного поведения;

  2. не анализирует проблемное поведение, а описывает его альтернативу;

  3. составляется от лица ребёнка с аутистическими расстройствами;

  4. работает при условии ее многократного повторения;

  5. иллюстрируется фотографиями, картинками или символами, что связано с особыми визуальными способностями и предпочтениями детей с аутистическими расстройствами.

Последовательность работы с социальными историями.

1. Определение целевого поведения. На этом этапе описываются проблемное поведение и его причины; дается точное определение целевого (альтернативного) поведения; собирается информация о сильных сторонах ребенка, на которые можно опираться в работе с социальной историей.

2. Составление социальной истории. Текст социальной истории пишется от первого лица в настоящем или будущем времени. При его составлении используются четыре основных типа предложений: описывающие, анализирующие, направляющие и контролирующие в следующем соотношении: 3-5 описывающих и анализирующих типов предложений на 1 направляющее. Предложения контролирующего типа включаются не в каждую социальную историю, поскольку применяются только для детей, имеющих сохранный интеллект. В тексте социальной истории содержится, преимущественно, позитивная лексика, понятная ребенку. Социальную историю можно оформить в виде книги. На одной странице размещается максимум 3 предложения. Для лучшего понимания текст иллюстрируется фотографиями (картинками или символами). Иллюстрации могут подбираться или выполняться ребенком, которому адресована социальная история.

3. Применение социальной истории. Составленную историю читают вслух педагог, родители или ребенок каждый день до наступления ситуации, которая в ней описывается. Эффективность социальной истории необходимо постоянно отслеживать: регистрировать частотность и интенсивность проявления проблемного поведения. Если социальная история вызывает у ребенка негативные чувства, отстранение или оборону, ее нужно изменить или исключить. Она не должна создавать новую проблему в поведении.

4. Изменение и исключение социальной истории. Как только ребенок становится более успешным в ситуации, описанной в социальной истории, последнюю можно изменить: изъять из нее направляющие предложения. Кроме того, следует уменьшить число прочтений с одного раза в день до раза в неделю, далее – до двух раз в месяц, и так до тех пор, пока история перестанет быть нужной. После того как социальная история считается освоенной, ее следует держать в видимом и доступном для ребенка месте, чтобы при необходимости он мог обратиться к ней самостоятельно.

В социальных историях описываются те области, виды, события жизнедеятельности, которые ребенку с аутистическими нарушениями представляются запутанными: без четких границ, порядка, смысла. Такие истории рекомендуется составлять по следующим тематическим разделам:

  1. школа (поведение во время урока, перемены, в столовой, на пришкольном участке);

  2. город (поведение на улице, в театре, магазине, больнице, транспорте);

  3. дом (выполнение домашних обязанностей, походы в гости, приход гостей, семейные праздники);

  4. природа (природные явления, растения, животные);

  5. общение (со взрослыми и сверстниками, братьями и сестрами, друзьями и противоположным полом);

  6. самообслуживание (уход за собой, прием пищи, одевание, посещение туалета);

  7. досуг (игры, развлечения, спорт, личные интересы); эмоции (радость, грусть, удивление, гордость, скука, страх);

  8. обороты речи (метафоры, сленг, юмор, сарказм);

  9. основные жизненные события (рождение, смерть, свадьба) [28].

Образцы социальных историй из некоторых разделов представлены в приложении В.

Когда история написана, её можете дополнить картинками, которые значимы для ребенка, и которые помогут ему запомнить историю. Историю можно использовать в качестве «сказки на ночь», ежедневно читать вместе с ребенком вместо книги, либо – в разное время в течение недели. Кэрол Грей сообщает фантастические результаты от применения ее метода [28].

Наиболее эффективной технологией обучения взаимодействию детей с РАС, является игровое занятие «КРУГ». Для того чтобы ребенок-аутист обратил внимание на взрослого и доступным способом ответил на обращение к нему, необходима специальная работа педагога. Эмоциональная связь со взрослым не только расширяет представления ребенка об окружающем мире, но и меняет его восприятие самого себя. Ребенок начинает лучше осознавать свои эмоции, представлять результаты своих действий и, следовательно, становится более открытым для общения с другими людьми. Таким образом, появляется возможность для включения ребенка в групповые занятия, а эмоциональный контакт с педагогом становится необходимым «мостиком» для этого. Педагог сопровождает и поддерживает ребенка с аутизмом при первом опыте пребывания на групповых занятиях, помогает сориентироваться в новой среде и преодолеть страх и неуверенность. Сначала время пребывания ребенка в группе должно быть коротким, дозированным по насыщенности [17].

КРУГ – самое короткое групповое занятие. На этапе введения ребенка в группу это особенно важно, так как позволяет малышу быстрее научиться участвовать в занятии от начала до конца. Если же ребенок не готов участвовать в новом для него занятии дольше нескольких минут, можно дать ему возможность участвовать не все время, а присоединяться к детям, чтобы поиграть в любимую игру, а затем снова выйти из круга. При введении в группу важно, чтобы ребенок имел возможность сначала понаблюдать за происходящим и только потом стать участником занятия. Постепенно он привыкнет к той или иной ситуации и в какой-то момент сам решится сесть в общий круг и сделать что-то вместе с остальными детьми. На занятии ребенок сидит или стоит напротив других детей, это помогает ему сосредоточиться на лицах участников, на игровых и подражательных действиях, в ограниченном пространстве круга легче удержаться, а короткие задания позволяют легче регулировать время участия ребенка в занятии.

КРУГ – это традиционное начало группового дня для детей, уже адаптированных к занятиям в группе. Это занятие позволяет детям увидеть и поприветствовать друг друга, поднимает эмоциональный фон в группе, дает эмоциональную подпитку каждому ребенку. Участвуя по очереди или вместе в играх, прикасаясь друг к другу, дети лучше осознают свою причастность к коллективу, больше настраиваются на контакт. КРУГ сразу организует пришедших на занятия детей как группу и помогает им настроиться на последующие занятия и игры. Занятие КРУГ – это ритмически организованное, не длительное по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции [30].

Основные составляющие КРУГа: приветствие, сенсорные игры, ритмические игры, игры по правилам, окончание КРУГа.

Указанное разделение на виды игр условно. Речь идет о тех свойствах, которые должны иметь предлагаемые на занятии игры, при этом многие игры обладают сразу несколькими свойствами. Выбирая ту или иную игру для занятия в определенной группе, мы решаем, какой компонент для нас наиболее важен и, соответственно, к какому типу игр мы ее относим. Начало и конец занятия всегда четко обозначаются.

КРУГ начинается с приветствия. Приветствие может проходить в разных формах. В группу детей младшего возраста или детей с глубокими нарушениями может «прийти», например, пушистый медвежонок с колокольчиком, «подойти» близко к каждому ребенку, чтобы его можно было услышать, увидеть и потрогать, поздороваться с каждым. Дети здороваются с Мишкой с помощью жеста (пожимают лапу, гладят по голове и т. п.), а те, кто может, отвечают словами. Другой вариант: каждый здоровается со своим правым соседом, хлопая его по коленке, передавая таким образом, приветствие следующему. Если ребенок еще не может сам произнести слова приветствия, то это за него делает педагог.

Окончание КРУГа должно быть отмечено общим стихотворением, песенкой или кратким объявлением о предстоящих в течение дня событиях. (Карточка проведения игрового заняти по системе «КРУГ» для детей с РАС представлена в прил. Г)

Ребенку легче включиться в привычный ритм группового дня, если начало и окончание занятия не изменяются в течение определенного, часто довольно продолжительного времени. Длительность этого времени зависит от состояния детей, их готовности принять изменения в привычной деятельности [30].

Таким образом, в настоящее время возникает необходимость изучения инновационных походов и технологий, их адаптация к условиям специального учебного учреждения и внедрение в практику работы. Именно инновационные методики последовательны, имеют широкий спектр наработок; наилучшим способом дают основу для эффективной адаптации ребенка к социуму; позволяют добиться управляемости малыша в ограниченном пространстве; подходят для привития бытовых навыков детям с расстройствами аутистического спектра; могут быть эффективны для улучшения адаптивного поведения и уменьшения проблемного поведения. Эффективность описанных методов возможна только при систематическом использовании в условиях коррекционной работы, при терпеливом и внимательном отношении к ребенку с аутизмом. Мероприятия инновационных технологий и методик в коррекционной работе с детьми с РАС приносят пользу не только семьям, но и обществу в целом.