Использование активных методов при изучении английского языка
Классификация методов обучения по уровню активности обучающихся включает следующие группы:
– пассивные;
– активные;
– интерактивные.
В процессе применения пассивных методов обучения обучающийся выступает в роли объекта обучения, он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем источником знаний. Такие методики называют репродуктивными. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога (однонаправленная передача информации от преподавателя к обучающемуся), чтении, демонстрации. Обучающиеся при этом не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных заданий. При применении активных методов обучения обучающийся становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, выполняет творческие, проблемные задания. Обучающийся устанавливает индивидуальный контакт с преподавателем, но не с другими членами группы. Такие методики занимают сегодня основное место на семинарских занятиях и в процессе выполнения самостоятельной работы. Игра – это один из видов деятельности человека. Для педагогических игр, в отличие от детских, характерно ее завершение (дети могут бросить игру в любой момент), принятие необходимых решений, их оценка и рефлексия. Игра – это деятельность, связанная с условностями. Особое значение имеют игры для учебной деятельности.
Термин «игра» ассоциируется с шуткой, удовольствием и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Поэтому в последнее время в педагогике появился термин «edutainment» (образование и развлечение).
Одна и та же игра может реализовать следующие функции:
– обучающая: развитие знаний, умений, навыков, компетентности;
– развивающая: развитие памяти, внимания, речи, эмоций, креативности, мобильности и другое.
Решение творческих заданий в отличие от традиционных, рассчитанных на репродуктивность, требуют от обучающихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат в своих условиях элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько «правильных ответов». Часто «правильный ответ» неизвестен и преподавателю. Примерами таких заданий могут служить: учебное проблемное задание, подготовка выступления по определенной проблеме, исполнение роли в имитационных играх, обсуждение дискуссионного вопроса. Проблемное задание составляет содержание, основу любой интерактивной методики. Вокруг него создается атмосфера делового заинтересованного общения всех участников, включая преподавателя или приглашенного специалиста. Такое задание (особенно практическое, моделирующее будущую профессиональную деятельность) придает смысл практическому обучению, мотивирует обучающихся. Начиная работать с проблемными заданиями, следует постепенно переходить от простых упражнений к более сложным проблемным заданиям.
Метод мозгового штурма
(метод коллективного генерирования новых идей)
Метод мозгового штурма как метод коллективного генерирования новых идей широко применяется педагогами, так как он позволяет создать творческий микроклимат в группе обучающихся и ситуацию успеха. Этот метод предложил Алекс Осборн (Alex Osborn) один из пионеров креативного движения в конце 1930-х гг. в США, и назвал его «Brainstorming». Сущность метода заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения возникшей проблемы за ограниченное время и будет эффективен, когда необходимо объединить творческие усилия группы обучающихся в целях поиска выхода из нравственного или интеллектуального затруднения. Успех проведения мозгового штурма зависит от соблюдения принципа, который лежит в области теории синергетики (от греч. synergeia — сотрудничество, содружество). Он заключается в том, что группа людей может порождать при совместной работе идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе. Это происходит за счет интерактивного эффекта, большая степень взаимодействия приводит к «перекрестному опылению», любая идея дорабатывается совместными усилиями.
Работа в малых группах
Работа в малых группах предоставляет всем обучающимся возможность действовать, отрабатывать навыки сотрудничества, межличностного общения. Работу в группах следует использовать, когда нужно решить проблему, с которой тяжело справиться индивидуально, когда у вас есть информация, опыт, ресурсы для взаимного обмена. К групповой работе следует приучаться постепенно. Стоит начинать с малых групп из двух-трех участников. По мере освоения правил работы можно увеличивать состав групп до 5-7 человек.
При этом необходимо учитывать следующее:
– при увеличении количества человек в группе повышается вероятность неконструктивного поведения, дезорганизации, конфликта;
– чем меньше времени отпущено на работу в группе, тем меньше должен быть размер группы;
– чем больше образовано групп, тем больше времени потребуется на представление результатов групповой работы.
Существует большое количество интерактивных методов обучения, и чем больше учитель их будет применять в работе, тем интереснее должно быть занятие. Применение интерактивных методов помогает улучшить качество образовательного процесса, расширяет кругозор учащихся и активизирует интерес к изучению иностранного языка.