СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование исследовательского проекта для проведения урока математики на тему "Решение практико-ориентированных задач" в 8 классе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача нахождения площадей фигур была и остается актуальной всегда. Разные сферы нашей жизни связаны с этими знаниями.

Несколько лет назад, мы с моей ученицей выполнили исследовательский проект на тему “Ремонт с умом”, где подробно расписали все вычисления и сделали выводы. Неоспоримым фактом актуальности данной работы и применения ее в обучении также стало добавление в первую часть вариантов ОГЭ задач с таким содержанием. Поэтому ее можно использовать при подготовке к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Использование исследовательского проекта для проведения урока математики на тему "Решение практико-ориентированных задач" в 8 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Средняя общеобразовательная школа № 3”














Методическая разработка по математике

“Использование исследовательского проекта

по теме “Ремонт с умом”

на уроках в 8-9 классах”






Автор: Мукминова Юлия Рашидовна

учитель математики










Троицк 2019

Содержание:


Введение

  1. Основная часть

    1. Урок “Площади квадрата и прямоугольника” в 8 классе

    2. Урок “Решением практико-ориентированных задач” в 9 классе

Заключение




































Введение


Задача нахождения площадей фигур была и остается актуальной всегда. Разные сферы нашей жизни связаны с этими знаниями.

Несколько лет назад, мы с моей ученицей выполнили исследовательский проект на тему “Ремонт с умом”, где подробно расписали все вычисления и сделали выводы. Данный проект можно использовать как методическое пособие для учеников по выполнению таких работ и по изучению темы “Площади квадрата и прямоугольника” в 8 классе.

Неоспоримым фактом актуальности данной работы и применения ее в обучении также стало добавление в первую часть вариантов ОГЭ задач с таким содержанием. Поэтому ее можно использовать при подготовке к ОГЭ.






























  1. Основная часть


    1. Урок “Площади квадрата и прямоугольника” в 8 классе


Предмет: геометрия

Тема урока: Площадь прямоугольника, квадрата.

Класс: 8

Тип урока: комбинированный

УМК: геометрия 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений. Л.С. Атанасян и др. М.: Просвещение, 2010.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, презентация проекта “Ремонт с умом”.

Цели:

Образовательные – закрепить знания, умения и навыки, полученные учащимися при изучении темы «Площадь прямоугольника, квадрата». Совершенствовать навыки решения задач на вычисление площадей прямоугольника, квадрата;

Воспитательные – способствовать воспитанию организованности, дисциплинированности, умению работать в группе; ориентировать учащихся на строительные профессии;

Развивающие – способствовать развитию умений преодолевать трудности при решении поставленных задач; развитию любознательности, познавательного интереса. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать.

Планируемые результаты:

предметные: уметь применять формулы площадей многоугольников при решении практических задач;

метапредметные: умение слушать и вступать в диалог с товарищами, отстаивать свою точку зрения, конструировать, заносить полученные результаты в таблицу;

личностные: приобретение опыта практической деятельности и учебного сотрудничества в достижении поставленной цели.

Технологии: элементы проблемного обучения, дифференцированного обучения.

Методы, методики, приемы: работа в группах, в парах, фронтальная работа




1.Организационный этап.

Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность.

Здравствуйте, садитесь. Проверьте готовность к уроку. Готовят рабочее место. Проверяют готовность.


2.Проверка домашней работы.

Цель: Выявить трудности при выполнении

домашнего задания, проверить уровень усвоения теоретического материала

Скажите ,пожалуйста, есть ли вопросы по домашней работе, какое было задание?

У кого были затруднения?

В чем у вас затруднения? Задавайте вопросы?

Давайте проверим вместе №451

Расскажи ,как ты выполнял.№451а?

Почему?

Расскажи ,как ты … выполнял№452 а?

Почему?

Расскажи ,как ты выполнял……… №452 в..?

Почему?


Так чему же равна площадь прямоугольника?.

Напиши на доске _____-

Выразите из формулы стороны прямоугольника

Запиши на доске_____________________


Чему равна площадь квадрата?

Запишите формулы в тетрадь


ПО 1баллу за выполнение д/р и знание теории получают_________________________________

(№451

24см2=2400мм2.

24см2=24/100дм2

№452

А)а=8,5см в=3,2см S-?

S-?ав=8,5*3,2=27,2см2

В)а=32см S=684,8см2 в-?

В=684,8:32=21,4см

Записывают на доске

S=ав в =S/а а=S/в

S=а2

Записывают в тетрадь)



3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

.Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые работы на уроке

Итак ,мы с вами узнали формулу площади прямоугольника, квадрата.

Запишите тему урока в тетради

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Чтобы вы хотели узнать?


Итак, мы сегодня закрепим знание формул площади квадрата ,прямоугольника и умение применять при решении задач ,а также научимся применять их в жизни.

На уроке мы будем работать на «готовых чертежах, посмотрим проект и выполним практическую работу


4.Этап усвоения новых знаний 

Цель: фиксация полученных знаний при решении качественных задач зафиксировать новое содержание урока

а) Решить тест (тест на доске)

б) проверка теста (ответы на доске), обсуждение ошибок

в)работа с интерактивной доской по ознакомлению с исследовательским проектом(слайды на экране)

г) обсуждение в парах.


5.Физминутка


Мы проверяли теоретические знания, а как вы думаете где в жизни мы встречаемся с площадью прямоугольника и квадрата

Вы выполняли дома проекты, участка дома, садового участка, участка для дома, проводили измерения.

Приведите примеры (Площадь пола ,стен,, площадь садового участка ,площадь участка для дома, и т д)


6.Этап закрепления

Цель: фиксация полученных знаний при решении практических задач

Групповая работа

Ученики делятся на группы по 2 человека. У каждой группы свое задания-наряд.

По своим измерениям и по расчетам из материалов исследовательского проекта “Ремонт с умом” (раздел 2. Практическая часть), выполнить мини-проекты по своим измерениям на двойном листочке. Сдать в конце урока.


7.Домашнее задание

Цель: согласовать домашнее задание. Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний.

№501

выразить площадь в других единицах измерения

Выясните сколько денег тратят ваши родители, чтобы поклеить обои в вашей комнате? Цену на обои спросите у родителей

Учащиеся записывают домашнее задание, получают консультацию


8.Итог урока

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.


что узнали вы сегодня?

чему научились?

какие трудности испытали

Оцените сегодняшний урок.

На следующем уроке мы с вами еще раз убедимся, что умение вычислять площади фигур, необходимо каждому человеку в повседневной жизни.

Помните, что, решая маленькие задачи вы готовитесь к решению больших и трудных. Спасибо за урок

Учащиеся формируют конечный результат, рассказывают, что узнали, чему научились, какие трудности испытали, выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой.


































    1. Урок “Решением практико-ориентированных задач” в 9 классе


Тема:” Решение практико-ориентированных задач” .

Класс: 9

УМК|: ОГЭ-2020г.Ященко И.В. ФИПИ.Задачи 1-5.План усадьбы.

ЦЕЛИ:

Познавательные знаково-символические действия

Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, рисунки, схемы и др.).

Познавательные действия по решению задач (проблем)

Владеть рядом общих приемов решения задач.

Познавательные логические действия

обобщать, интегрировать информацию;

строить на основании изученного текста собственные умозаключения, делать выводы.

Кроме того, чтобы решить такие задачи необходимо владеть базовыми математическими знаниями (знать формулы, законы, определения, единицы измерения) и межпредметными понятиями.

В учебном процессе целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, что должно обучить школьников находить нужную информацию и использовать ее для ответа на поставленный вопрос. Особое внимание следует обратить на формирование умения кратко, четко, по существу вопроса устно и письменно излагать свои знания. Этому способствует составление плана к параграфам учебника, комментирование устных ответов одноклассников, нахождение ошибок в специально подобранных текстах, задачах, заполнение таблиц, схем, конспектирование материала, комментированное чтение, составление к тексту вопросов творческого характера, составление кроссвордов. Сформированность элементарных умений и навыков работы с учебником у обучающихся 5–9 классов является основой для формирования более сложных умений этой работы у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию.

Наглядность: Презентация, задачи в сборнике. Компьютер, телевизор.


1.Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.


2.Актуализация Знаний.

а) Повторение формул для нахождения площадей прямоугольника и квадрата, перевод квадратных величин, сравнение площадей.

б) Просмотр исследовательского проекта “Ремонт с умом” (на слайдах), обсуждение вместе с учителем основных моментов.

в) Раздача копий проекта для использования в качестве методического пособия

3.Работа с условием задачи.

Каждому ученику раздается индивидуальный вариант ОГЭ из сборника Ященко (5 практических заданий для выполнения, связанных с планом дома, участка, квартиры).

Читаем про себя, вслух разбираем условие. Отвечаем на вопросы задачи.

Наносим извлеченную информацию в план :с комментированием. Подписываем все данные из условий задачи на план.


4.Решение практико-ориентированных задач.

Задача 1. Выписываем с плана, все что было извлечено из условий задачи в таблицу.

Задачи 2-5 решаются на основе формул площадей и вычисления стоимости. Для образца используется расчетная (практическая часть) проекта “Ремонт с умом”.


5.Домашнее задание:

Измерить свою квартиру(дом). По своим измерениям посчитать площади комнат, количество ламината, потолочных плиток, обоев для ремонта, стоимость материалов, разницу в процентах площадей самой маленькой и самой большой комнат в квартире(доме). Сдать на следующий урок, оформить в тетради.


6. Итог урока.

Проверка ответов полученных вычислений. Выставление оценок за урок.

Соотнесение поставленных целей с достигнутым результатом.

Какие задачи с практическим содержанием мы сегодня решали?

Какие трудности возникли?

Где можно применить полученные на этом уроке знания.


















Заключение.


В результате проведенных двух уроков с использованием исследовательского проекта “Ремонт с умом” в 8 и 9 классах было замечено, что при выполнении заданий эффективным приемом является использование примеров и образцов. Например, обучающийся получает задание и готовое решение, которое он должен разобрать самостоятельно, как это было в нашем случае. Решение может быть дополнено советами, комментариями трудных или «неочевидных» элементов решения, могут быть предложены альтернативные способы решения и т.п. Важным условием является выход на стратегию, которую можно будет применить в дальнейшем при решении широкого круга задач.

Также облегчающим приемом и при прохождении новой темы и при повторении является работа по алгоритму. Ученик должен самостоятельно выполнить задание, применив уже заданный алгоритм. После этого можно предложить выполнить подобное задание самостоятельно.

С помощью данного проекта мы изучили и повторили темы: площади четурехугольников, сравнений площадей, расчет количества, расчет стоимости.