Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Средняя общеобразовательная школа № 3”
Методическая разработка по математике
“Использование исследовательского проекта
по теме “Ремонт с умом”
на уроках в 8-9 классах”
Автор: Мукминова Юлия Рашидовна
учитель математики
Троицк 2019
Содержание:
Введение
Основная часть
Урок “Площади квадрата и прямоугольника” в 8 классе
Урок “Решением практико-ориентированных задач” в 9 классе
Заключение
Введение
Задача нахождения площадей фигур была и остается актуальной всегда. Разные сферы нашей жизни связаны с этими знаниями.
Несколько лет назад, мы с моей ученицей выполнили исследовательский проект на тему “Ремонт с умом”, где подробно расписали все вычисления и сделали выводы. Данный проект можно использовать как методическое пособие для учеников по выполнению таких работ и по изучению темы “Площади квадрата и прямоугольника” в 8 классе.
Неоспоримым фактом актуальности данной работы и применения ее в обучении также стало добавление в первую часть вариантов ОГЭ задач с таким содержанием. Поэтому ее можно использовать при подготовке к ОГЭ.
Основная часть
Урок “Площади квадрата и прямоугольника” в 8 классе
Предмет: геометрия
Тема урока: Площадь прямоугольника, квадрата.
Класс: 8
Тип урока: комбинированный
УМК: геометрия 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений. Л.С. Атанасян и др. М.: Просвещение, 2010.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, презентация проекта “Ремонт с умом”.
Цели:
Образовательные – закрепить знания, умения и навыки, полученные учащимися при изучении темы «Площадь прямоугольника, квадрата». Совершенствовать навыки решения задач на вычисление площадей прямоугольника, квадрата;
Воспитательные – способствовать воспитанию организованности, дисциплинированности, умению работать в группе; ориентировать учащихся на строительные профессии;
Развивающие – способствовать развитию умений преодолевать трудности при решении поставленных задач; развитию любознательности, познавательного интереса. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать.
Планируемые результаты:
предметные: уметь применять формулы площадей многоугольников при решении практических задач;
метапредметные: умение слушать и вступать в диалог с товарищами, отстаивать свою точку зрения, конструировать, заносить полученные результаты в таблицу;
личностные: приобретение опыта практической деятельности и учебного сотрудничества в достижении поставленной цели.
Технологии: элементы проблемного обучения, дифференцированного обучения.
Методы, методики, приемы: работа в группах, в парах, фронтальная работа
1.Организационный этап.
Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность.
Здравствуйте, садитесь. Проверьте готовность к уроку. Готовят рабочее место. Проверяют готовность.
2.Проверка домашней работы.
Цель: Выявить трудности при выполнении
домашнего задания, проверить уровень усвоения теоретического материала
Скажите ,пожалуйста, есть ли вопросы по домашней работе, какое было задание?
У кого были затруднения?
В чем у вас затруднения? Задавайте вопросы?
Давайте проверим вместе №451
Расскажи ,как ты выполнял.№451а?
Почему?
Расскажи ,как ты … выполнял№452 а?
Почему?
Расскажи ,как ты выполнял……… №452 в..?
Почему?
Так чему же равна площадь прямоугольника?.
Напиши на доске _____-
Выразите из формулы стороны прямоугольника
Запиши на доске_____________________
Чему равна площадь квадрата?
Запишите формулы в тетрадь
ПО 1баллу за выполнение д/р и знание теории получают_________________________________
(№451
24см2=2400мм2.
24см2=24/100дм2
№452
А)а=8,5см в=3,2см S-?
S-?ав=8,5*3,2=27,2см2
В)а=32см S=684,8см2 в-?
В=684,8:32=21,4см
Записывают на доске
S=ав в =S/а а=S/в
S=а2
Записывают в тетрадь)
3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
.Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые работы на уроке
Итак ,мы с вами узнали формулу площади прямоугольника, квадрата.
Запишите тему урока в тетради
Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Чтобы вы хотели узнать?
Итак, мы сегодня закрепим знание формул площади квадрата ,прямоугольника и умение применять при решении задач ,а также научимся применять их в жизни.
На уроке мы будем работать на «готовых чертежах, посмотрим проект и выполним практическую работу
4.Этап усвоения новых знаний
Цель: фиксация полученных знаний при решении качественных задач зафиксировать новое содержание урока
а) Решить тест (тест на доске)
б) проверка теста (ответы на доске), обсуждение ошибок
в)работа с интерактивной доской по ознакомлению с исследовательским проектом(слайды на экране)
г) обсуждение в парах.
5.Физминутка
Мы проверяли теоретические знания, а как вы думаете где в жизни мы встречаемся с площадью прямоугольника и квадрата
Вы выполняли дома проекты, участка дома, садового участка, участка для дома, проводили измерения.
Приведите примеры (Площадь пола ,стен,, площадь садового участка ,площадь участка для дома, и т д)
6.Этап закрепления
Цель: фиксация полученных знаний при решении практических задач
Групповая работа
Ученики делятся на группы по 2 человека. У каждой группы свое задания-наряд.
По своим измерениям и по расчетам из материалов исследовательского проекта “Ремонт с умом” (раздел 2. Практическая часть), выполнить мини-проекты по своим измерениям на двойном листочке. Сдать в конце урока.
7.Домашнее задание
Цель: согласовать домашнее задание. Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний.
№501
выразить площадь в других единицах измерения
Выясните сколько денег тратят ваши родители, чтобы поклеить обои в вашей комнате? Цену на обои спросите у родителей
Учащиеся записывают домашнее задание, получают консультацию
8.Итог урока
Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.
что узнали вы сегодня?
чему научились?
какие трудности испытали
Оцените сегодняшний урок.
На следующем уроке мы с вами еще раз убедимся, что умение вычислять площади фигур, необходимо каждому человеку в повседневной жизни.
Помните, что, решая маленькие задачи вы готовитесь к решению больших и трудных. Спасибо за урок
Учащиеся формируют конечный результат, рассказывают, что узнали, чему научились, какие трудности испытали, выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой.
Урок “Решением практико-ориентированных задач” в 9 классе
Тема:” Решение практико-ориентированных задач” .
Класс: 9
УМК|: ОГЭ-2020г.Ященко И.В. ФИПИ.Задачи 1-5.План усадьбы.
ЦЕЛИ:
Познавательные знаково-символические действия
Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, рисунки, схемы и др.).
Познавательные действия по решению задач (проблем)
Владеть рядом общих приемов решения задач.
Познавательные логические действия
обобщать, интегрировать информацию;
строить на основании изученного текста собственные умозаключения, делать выводы.
Кроме того, чтобы решить такие задачи необходимо владеть базовыми математическими знаниями (знать формулы, законы, определения, единицы измерения) и межпредметными понятиями.
В учебном процессе целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, что должно обучить школьников находить нужную информацию и использовать ее для ответа на поставленный вопрос. Особое внимание следует обратить на формирование умения кратко, четко, по существу вопроса устно и письменно излагать свои знания. Этому способствует составление плана к параграфам учебника, комментирование устных ответов одноклассников, нахождение ошибок в специально подобранных текстах, задачах, заполнение таблиц, схем, конспектирование материала, комментированное чтение, составление к тексту вопросов творческого характера, составление кроссвордов. Сформированность элементарных умений и навыков работы с учебником у обучающихся 5–9 классов является основой для формирования более сложных умений этой работы у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию.
Наглядность: Презентация, задачи в сборнике. Компьютер, телевизор.
1.Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2.Актуализация Знаний.
а) Повторение формул для нахождения площадей прямоугольника и квадрата, перевод квадратных величин, сравнение площадей.
б) Просмотр исследовательского проекта “Ремонт с умом” (на слайдах), обсуждение вместе с учителем основных моментов.
в) Раздача копий проекта для использования в качестве методического пособия
3.Работа с условием задачи.
Каждому ученику раздается индивидуальный вариант ОГЭ из сборника Ященко (5 практических заданий для выполнения, связанных с планом дома, участка, квартиры).
Читаем про себя, вслух разбираем условие. Отвечаем на вопросы задачи.
Наносим извлеченную информацию в план :с комментированием. Подписываем все данные из условий задачи на план.
4.Решение практико-ориентированных задач.
Задача 1. Выписываем с плана, все что было извлечено из условий задачи в таблицу.
Задачи 2-5 решаются на основе формул площадей и вычисления стоимости. Для образца используется расчетная (практическая часть) проекта “Ремонт с умом”.
5.Домашнее задание:
Измерить свою квартиру(дом). По своим измерениям посчитать площади комнат, количество ламината, потолочных плиток, обоев для ремонта, стоимость материалов, разницу в процентах площадей самой маленькой и самой большой комнат в квартире(доме). Сдать на следующий урок, оформить в тетради.
6. Итог урока.
Проверка ответов полученных вычислений. Выставление оценок за урок.
Соотнесение поставленных целей с достигнутым результатом.
Какие задачи с практическим содержанием мы сегодня решали?
Какие трудности возникли?
Где можно применить полученные на этом уроке знания.
Заключение.
В результате проведенных двух уроков с использованием исследовательского проекта “Ремонт с умом” в 8 и 9 классах было замечено, что при выполнении заданий эффективным приемом является использование примеров и образцов. Например, обучающийся получает задание и готовое решение, которое он должен разобрать самостоятельно, как это было в нашем случае. Решение может быть дополнено советами, комментариями трудных или «неочевидных» элементов решения, могут быть предложены альтернативные способы решения и т.п. Важным условием является выход на стратегию, которую можно будет применить в дальнейшем при решении широкого круга задач.
Также облегчающим приемом и при прохождении новой темы и при повторении является работа по алгоритму. Ученик должен самостоятельно выполнить задание, применив уже заданный алгоритм. После этого можно предложить выполнить подобное задание самостоятельно.
С помощью данного проекта мы изучили и повторили темы: площади четурехугольников, сравнений площадей, расчет количества, расчет стоимости.