МБОУ Одинцовский лицей №2 дошкольное отделение – детский сад № 81
Представление собственного опыта по теме: «Использование массажных мячей для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в сочетании с речедвигательными упражнениями »
Вып о лн и ла воспитатель: Сапрыгина С.А.
г. Одинцово 2025 г .
«Руки уч а т г о л о в у , затем поумневшая г о л о ва учит р ук и ,
а умелые р уки сн о ва способст в у ю т ра з витию м озга».
И. П . Павлов
« У м ребён к а на х о ди т ься на к ончи к ах е г о п а льцев».
В. А . С у х о мли н с к ий
I . С о ц и а л ь н о- к о м м у н и к а т и в н ое р а з в и т и е
«ЁЖИК»
Лёгкий и гигиеничный, простой в обращении
и доступный в любой момент.
I . С о ц и а л ь н о- к о м м у н и к а т и в н ое р а з в и т и е
Цель методики:
- Скорректировать речевые нарушения с помощью использования массажных мячей с речедвигательными упражнениями .
Задачи:
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
- Р азвивать точные сложно-координированные движения руки, общую и тонкую моторику, ориентировку в пространстве, мышечную силу.
- З акреплять правильное произношение звуков и их дифференциацию.
- О бобщать и расширять словарный запас.
- Развивать грамматический строй речи.
Зна ко мст в о с мячи ко м пр о в о дит ь ся в 3 э т а п а:
- Знакомство
- Закрепление приёмов работы
- Самостоятельное использование мячика в игре.
При выполнении упражнений с массажными мячиками важно со б л ю д а ть ряд т ре б о вани й :
- «От медленного к быстрому»
- « От простого к сложному».
- П о к а з дви ж е ний, сопр о в о ждая и х сл о в е сной инс т р укцие й ;
- Каждое упражнение проводить в игр о в ой ф о р ме.
I . С о ц и а л ь н о- к о м м у н и к а т и в н ое р а з в и т и е
Приемы работы с детьми:
Прокатывать колючий мячик по ладошке правой и левой руки круговыми движениями в разные стороны;
Сжимать и разжимать мячик в кулачок каждой рукой;
Каждым пальчиком надавливать на иголочки мячика каждой руки;
I . С о ц и а л ь н о- к о м м у н и к а т и в н ое р а з в и т и е
Захватывать колючий мячик тремя пальчиками и передвигаться им по дорожкам разной конфигурации;
Прокатывать колючий мячик вдоль расправленных ладошек вверх- вниз
Удерживать колючий мячик на расправленной ладошке каждой руки;
Комплекс «Разминка»
По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево — как хочу.
«Здравствуй, мой любимый мячик!» -
Скажет утром каждый пальчик..
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
(Сжимать мячик правой рукой, затем левой)
Гладь мои ладошки ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!
(Катаем мячик между ладошками, гладим, дотрагиваемся пальчиками до отдельных «колючек»)
Упражнение с мячом направленные на развитие мелкой моторики рук и на развитие речи !
Ежик в руку мы возьмем, (берем массажный мячик) Покатаем и потрем. (катаем между ладошек) Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх) И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики ) Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол) Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик) И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик) Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
(Движения соответствуют тексту)
Упражнение с мячом, направленные на автоматизацию звуков.
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою, друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
(Автоматизация звука «Ш)
Поочередно надавливаем на массажный мячик каждым пальчиком, одновременно проговаривая стихотворение.
Ходит ёжик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек.
Весь в иголках ёжик.
Как же его взять?
(Автоматизация звука «Ж»)
Катаем мяч между ладонями,
одновременно проговаривая стихотворение
на автоматизацию нарушенного звука.
Игры с массажным мячом!
Игры с мячом, направленные на развитие словарного запаса.
«Один – много»
«Назови ласково»
«Скажи наоборот»
Игры на развитие пространственной ориентации, развитие памяти, внимания:
«Справа, слева я стучу - перепутать не хочу»,
«Слушай и запоминай, повторяй и выполняй»
Игры на развитие фонематического слуха.
«Если звук услышат ушки - подними шар над макушкой»
«Шарик мы ладошкой «стук», если слышим нужный звук»
I . С о ц и а л ь н о- к о м м у н и к а т и в н ое р а з в и т и е
Сказка «Ежик на прогулке».
Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке ( зажать мячик в ладошке ).
Выглянул ежик из своей норки и увидел солнышко. ( раскрыть ладошки и показать мячик )
Улыбнулся ежик солнышку и решил прогуляться по лесу. ( улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером ) Покатился ежик по прямой дорожке ( прямыми движениями по ладошке раскатывать мячик ),
катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку ( ладошки соединить в форме круга ).
Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке ( зажимать мячик между ладошками ).
Стал цветочки нюхать ( прикасаться колючками мячика к кончику пальца и делать глубокий вдох ).
Вдруг набежали тучки ( зажать мячик в одном кулачке, в другом, нахмуриться ),
и закапал дождик: кап-кап-кап ( кончиками пальцев стучать по колючкам мячика ).
Спрятался ежик под большой грибок ( ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать мячик по ним )
и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы:
подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб ( показать пальчики ).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много, как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки ( каждый кончик пальчика уколоть шипом мячика )
и довольный побежал домой ( прямыми движениями по ладошке раскатывать мячик ).
В результате использования массажного мячика:
- У детей уменьшилось напряжение мышц;
- Улучшилась двигательная неловкость;
- Активизировалась речь детей;
- Улучшились когнитивные функции: внимание, память, речь.
Спасибо за внимание!!!