Всероссийский конкурс профессионального мастерства
«Современный педагог - 2024»
Работа участника конкурса в номинации 1. Методическая разработка:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «КОНФЕРЕНЦИЯ»
НА УРОКАХ ФИЗИКИ»
Подготовил: учитель физики МБОУ
«Гимназия информационных технологий
№61 г. Донецка»
Майоренко Александр Григорьевич
2024
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
1. Теоретические основы использования
метода обучения «конференция» 5
2. Использование метода обучения «конференция»
на уроках физики (из опыта работы) 9
Заключение 15
Литература 18
ПРЕДИСЛОВИЕ
Важнейшая задача цивилизации –
научить человека мыслить.
Томас Алва Эдисон (1847–1931),
американский изобретатель
и предприниматель
Задача развития творческой активности учащихся, формирования у них умения самостоятельно приобретать и применять знания лежит в основе практически всех современных образовательных технологий.
Решение этой задачи находит свое выражение в совершенствовании методов обучения и развитии форм организации учебных занятий.
Особое место в арсенале методов и приемов занимают методы обучения, которые применяются с целью вовлечения учащихся в самостоятельную поисковую и исследовательскую деятельность: поисково-исследовательский метод обучения, методический прием «конференция», поисковые задания, проблемные ситуации, опережающие задания.
По мнению автора методический прием «конференция» является наиболее интересным и эффективным среди них.
В последнее время в образовательном процессе широко стали применяться учебные конференции. Они позволяют, в сочетании с учебными занятиями другого типа, эффективно развивать мышление учащихся, умение самостоятельно приобретать знания из различных источников, анализировать факты и делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнению других.
Эта организационная форма обучения обеспечивает педагогическое взаимодействие учителя и учащихся при их максимальном проявлении самостоятельности, активности, инициативности.
Образовательное значение конференций состоит в том, что в процессе подготовки к ним учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы с учебной основной и дополнительной литературой, научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами, материалами СМИ, электронными библиотеками.
Учебные конференции готовят учащихся к проведению более сложных форм конференций – научно-теоретических и научно-практических конференций школьников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ «КОНФЕРЕНЦИЯ»
В обучении важна методика,
а не знания.
Ашли Монтагю (1905 – 1999),
английский антрополог
Конференция представляет собой особую конструкцию обучения, направленную на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Подготовка к конференции начинается с определения темы, подбора вопросов, в совокупности раскрывающих выбранную тему. Главное в конференции – свободное, откровенное обсуждение проблемных вопросов. Конференция по своим особенностям близка семинару и является его развитием, поэтому методика проведения конференций сходна с методикой проведения семинаров. Требования к подготовке рефератов и докладов для конференции значительно выше, чем для семинаров, так как их используют как средство формирования у обучаемых опыта творческой деятельности и предусматривают нарастание трудностей в самом содержании заданий.
Учебные конференции, как и уроки, проводятся со всем классом в часы, отведенные для изучения предмета по учебному плану. Руководящая роль сохраняется за учителем.
На конференции, как и на уроке, работа класса в целом сочетается с индивидуальной работой учащихся.
Конференция проводится при завершении изучения какой-либо отдельной темы или раздела предмета. На усмотрение учителя это может быть либо один из этапов урока, либо весь урок проводится в виде конференции, что, безусловно, потребует более тщательной подготовки.
С помощью методического приема «конференция» можно ознакомить учащихся с идеями и взглядами известных ученых-физиков, изобретателей, представителей общественных движений, внесших значительный вклад в развитие изучаемого предмета или решение конкретной научной проблемы, а также актуальных проблем современной науки.
Метод «конференция» предполагает работу на занятии учащихся в качестве экспертов, назначенных на эти роли из числа учащихся класса. Эксперты придерживаются разных взглядов или позиций, они обмениваются идеями друг с другом и с аудиторией. Обычно 3-5 учащихся, которые играют роль экспертов, читают заранее подготовленные тезисы, обговаривают их друг с другом и отвечают на замечания и вопросы аудитории.
В ходе конференции учащиеся общаются с экспертами и сами могут побыть в роли экспертов. Это дает возможность учителю наблюдать за поведением и стилем обучения участников конференции в процессе общения аудитории и экспертов, учащимся – достичь учебных целей, сознательно и самостоятельно выполняя работу без поэтапного контроля со стороны учителя. Конференция дает возможность учащимся лучше ознакомиться с современными подходами к освещению отдельных вопросов темы.
Проведение конференции требует, чтобы учащиеся ставили вопросы экспертам – а это обеспечивает активное участие в работе конференции и поддерживает у учащихся неслабеющий интерес к рассматриваемой проблеме. Вопросы участников направляют ход дискуссии и заставляют экспертов сосредоточиться именно на тех вопросах, которые интересуют аудиторию.
Для успешного проведения конференции на уроке необходимо, чтобы учащиеся, выступающие в роли экспертов, были хорошо осведомлены и легко ориентировались в ситуациях, относительно которых им предстоит отстаивать свои взгляды. Поэтому эксперты выбираются и между ними распределяются вопросы и темы, которые они будут представлять в аудитории, обязательно по взаимному согласию. Роли, основные позиции и функции каждого эксперта должны быть четко определены заранее. Количество экспертов должно быть пропорционально количеству учащихся, участвующих в конференции: например, если в классе 25 учащихся, то количество экспертов не должно превышать 4-5 человек.
К проведению конференции необходимо тщательно готовиться, владеть определенными навыками группового обсуждения проблемных вопросов, чтобы избежать излишней нагрузки на отдельных экспертов в ходе проведения конференции.
Руководящая роль учителя состоит в организации выступлений обучающихся с докладами и сообщениями, в дополнении и уточнении излагаемого ими материала, оценке их работы, в обобщении результатов.
При подготовке к конференции учитель:
определяет ее задачи, круг обсуждаемых вопросов, время проведения;
подбирает литературу для учащихся;
распределяет темы докладов между участниками;
инструктирует их о главных этапах работы;
консультирует учащихся по ходу подготовки докладов и проверяет их готовность (важно, чтобы доклады не были простым пересказом).
С планом конференции и списком рекомендуемой литературы обучающихся знакомят заранее.
Наряду с индивидуальными заданиями всем учащимся класса учитель дает общее задание, знакомит их с темой конференции – это важное условие активного участия учащихся в конференции, так как она не должна сводиться лишь к прослушиванию докладов. Задача учителя – вовлечь всех в работу: в обсуждение сообщений, и если это необходимо – выполнение записей в конспектах, ответы на контрольные вопросы.
На каждое сообщение отводят 6-7 минут. К занятию-конференции учащиеся готовят демонстрационные материалы, плакаты, рисунки, презентации.
Учитель помогает классу обдумывать вопросы. Стоит посоветовать заранее прочитать определенные материалы по теме, подсказать, какие вопросы поставить во время обсуждения, даже провести предварительное обсуждение, чтобы подготовиться к конференции. Опыт показывает, что некоторые учащиеся стесняются задавать вопросы. Таким учащимся стоит предложить подготовить вопросы заранее и прочитать их в классе во время проведения конференции.
Для обсуждения основных вопросов необходимо выделить достаточно времени.
Ценность конференции заключается в максимальном вовлечении учащихся. Поэтому задача учителя – контролировать время и стимулировать общение. В конце конференции необходимо сделать короткий обзор и анализ взглядов участников, а также оценить взаимодействие между аудиторией и экспертами.
Во время проведения конференции создается деловая доверительная атмосфера в аудитории, ситуация успеха для каждого учащегося, условия для раскрытия индивидуальности и развития способностей всех обучающихся.
Конференция обеспечивает воспитание:
волевых качеств личности;
усердия и усидчивости;
способности к самоорганизации;
целеустремленности.
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ «КОНФЕРЕНЦИЯ»
НА УРОКАХ ФИЗИКИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В собственной практике спрятаны
тайны быстрых и надежных успехов.
Ян Амос Коменский (1592 – 1670),
чешский педагог-гуманист, писатель,
религиозный и общественный деятель
При проведении уроков физики автор использует методический прием «конференция» следующим образом.
Так, в 9 классе после изучения темы 4.2. Линзы и оптические приборы в разделе 4. Световые явления один из этапов урока «Глаз как оптическая система. Зрение» проводится в виде конференции, а также урок-конференция "Дефекты зрения. Как сохранить зрение"
В ходе подготовки к конференции среди учащихся класса назначаются эксперты: физик – теоретик, учёный физиолог, ученый биолог, врач – офтальмолог, врач – гигиенист, врач-диетолог; создаются творческие группы: ученые, врачи, журналисты.
В зависимости от сферы деятельности эксперта учащимся предлагается подготовить сообщения, доклады, презентации по таким темам (на выбор):
Эволюция глаза.
Академик В. П. Филатов (1875–1956).
Причины ухудшения зрения.
Причины и способы лечения катаракты.
Причины и способы лечения глаукомы.
Причины и способы лечения дальнозоркости.
Причины и способы лечения близорукости.
Причины и способы лечения астигматизма.
Джон Дальтон (1766–1844). Дальтонизм.
Оптические иллюзии. Примеры.
Загадка взгляда Джоконды Леонардо да Винчи.
Влияние освещения на зрение.
Упражнения для глаз.
Профилактика болезней глаз и нарушения зрения.
Гигиена глаз.
Как видят мир животные.
Исправление дефектов зрения с помощью очков и линз.
Профилактика негативного влияния на зрение при работе на компьютере.
Зрение и возраст.
Продукты питания, укрепляющие зрение.
Достоинства и недостатки фотоаппарата и глаза.
Устройство глаза.
Оптическая система глаза.
Обучающиеся, играющие роль экспертов, заранее изучают дополнительную научную литературу по данной проблеме, используют Интернет-ресурсы, формулируют выводы, готовят тезисы выступлений. Обговаривают свою точку зрения, готовятся отвечать на вопросы аудитории.
К проведению конференции необходимо тщательно готовиться не только экспертам. Остальным членам класса дается задание прочитать учебный материал по данной теме и подготовить вопросы в дополнение к тем, которые возникнут в ходе конференции.
Благодаря конференции, учащиеся более подробно изучат устройство глаза, поймут сложность оптической системы глаза, проанализирую дефекты зрения и их причины, рассмотрят проблему как сохранить зрение.
Конференция может стать намного интересней, если экспертами будут не только учащиеся, но и настоящие специалисты. На данную конференцию можно пригласить врача-офтальмолога из соседней поликлиники, школьного учителя биологии.
Учащимся к конференции предлагается подготовить интеллектуальный марафон с помощью интерактивного приема обучения «афористика».
Учащиеся самостоятельно подбирают афоризмы, крылатые высказывания и цитаты по теме конференции.
Данный материал можно использовать как: эпиграф к конференции, к выступлениям экспертов и творческих групп; материал для чтения с последующим обсуждением; основу для дискуссионных вопросов конференции; материал для изготовления плакатов и лозунгов.
Благодаря этому приему повышается познавательная активность и общекультурный уровень учащихся.
Интеллектуальный марафон к уроку «Глаз как оптическая система. Зрение», уроку-конференции "Дефекты зрения. Как сохранить зрение":
Древнегреческий ученый Пифагор емко и выразительно отозвался о глазах: «Очи – врата солнца».
Древнегреческий философ Сократ размышлял: «Хорошие врачи говорят, что невозможно лечить одни глаза, а необходимо в то же время лечить голову, если желают, чтобы поправились глаза».
Еще один величайший древнегреческий мыслитель Аристотель отзывался о глазе так: «Глаз – тот орган чувств, который приносит нам более всего удовлетворения, ибо позволяет постичь суть природы».
Средневековый индийский поэт-мистик Кабир подметил: «Никогда не верь ушам – верь глазам».
Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи образно и поэтично сказал: «Глаз называют окном души».
Великий немецкий поэт Генрих Гейне отмечал: «Каждый новый век, имея новые идеи, приобретает новые глаза».
Немецкий ученый Герман фон Гельмгольц и вовсе удостоил глаза такими превосходными характеристиками: «Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы».
Однако некоторые творческие личности советовали не переоценивать глаза и больше доверять не столько зрению, сколько разуму. Так, английский поэт Уильям Блейк сказал: «Посредством глаза, но не глазом смотреть на мир умеет разум».
Французский писатель, философ-просветитель и драматург Дени Дидро считал, что: «Глаз должен выучиться видеть, как язык – говорить».
А французский писатель Виктор Гюго думал так: «Существует глаз невидимый – ум, и глаз видимый – зрачок».
Наконец, очень метко о зрении высказался немецкий хирург-офтальмолог Альбрехт фон Грефе: «Ораторы восхваляли глаз, певцы воспевали его, но действительная оценка глаза покоится в безмолвной тоске тех, кто имел глаз и лишился его».
Русский философ и публицист Пётр Яковлевич Чаадаев указывал: «Что нужно для того, чтобы ясно видеть? Не глядеть сквозь самих себя».
Немецкий поэт Готхольд Эфраим Лессинг заметил: «Пытливый взгляд нередко видел больше, чем видеть он желал».
Французский учёный и государственный деятель, доктор медицины, естественных наук и лиценциата, профессор физиологии в Сорбонне Поль Бер рассуждал: «Все, что влияет на целое, влияет на часть, все, что влияет на часть, влияет на целое, а посему всякая болезнь организма отражается на органе зрения и каждая болезнь глаз отражается на организме».
Русский художник, мыслитель, писатель, путешественник, археолог и общественный деятель Николай Константинович Рерих высказался по-философски: «Космос отражается в зрачке каждого глаза».
Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Народная мудрость учит: «Пока видят глаза – не понимаешь, что такое зрение».
«Книга Экклесиаст» 1:7 (из Библии): И сладок свет, и благо очам – видеть солнце.
Российский врач, учёный с мировым именем, великий педагог, выдающийся просветитель Владимир Петрович Филатов сформулировал такой вывод: «Всякий успех медицины в целом отражается на успехах офтальмологии, и каждый успех последней отражается на успехах медицины в целом».
Владимир Галактионович Короленко, русский писатель, журналист, прозаик и редактор, общественный деятель в повести «Слепой музыкант» так выразил суть человеческих глаз: ««Глаза, – сказал кто-то, – зеркало души». Быть может, вернее, было бы сравнить их с окнами, которыми вливаются в душу впечатления яркого, сверкающего цветного мира. Кто может сказать, какая часть нашего душевного склада зависит от ощущений света?»
Выдающийся арабский писатель и философ XX века Джебран Халиль Джебран как будто подвел итог рассуждений и высказываний о человеческом глазе: «Человеческий глаз – это микроскоп, через линзу которого мир видится крупнее, чем он есть».
Проведение конференций на уроках по физике способствует выявлению склонностей и способностей обучающихся, развитию у них интересов к общенаучным и физическим знаниям.
Например, при изучении раздела 12. Квантовые явления один из этапов урока «Опыты Резерфорда и планетарная модель атома», раскрывающий историю атома, проводится в виде конференции.
В ходе подготовки к конференции учащиеся формируют творческие группы по исследованию моделей атома. Группам предлагается на выбор подготовить проекты:
1. Древнегреческая теория атома Демокрита (460–370 до н.э.).
2. Модель твердой сферы Джона Дальтона, 1803 г.
3. Модель атома Джозефа Томсона (модель «Булка с изюмом»), 1895 г.
4. Ядерная модель Эрнеста Резерфорда, 1911 г.
5. Планетарная модель Нильса Бора, 1913 г.
6. Квантовая модель Эрвина Шредингера, 1926 г., дополненная Джеймс Чедвиком, 1932 г.
Результаты исследования группы представляют в виде презентации.
После представления своих проектов, учашиеся отвечают на дополнительные вопросы.
Учитель предлагает участникам конференции провести мозговой штурм и, применяя метод синтеза, обобщить результаты исследований представленных разных моделей атома применительно к современной модели атома.
Учитель результаты мозгового штурма фиксирует на доске.
Используются методы и приемы обучения: проблемный метод, мозговой штурм, метод проектов.
В заключение конференции учащиеся подводятся к формулированию самостоятельных выводов о том, что история атома не заканчивается на рассмотренных моделях, так как физики обнаружили, что протоны и нейтроны, составляющие ядро атома, сами делится на частицы, называемые кварками – и это уже совсем другая история.
Модель атома дает нам пример того, как научные модели могут меняться с течением времени, и показывает, как новые данные могут привести к появлению новых моделей.
В ходе конференции используются методы и приемы обучения: проблемный метод, мозговой штурм, метод проектов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Свои способности человек может
узнать, только попытавшись
приложить их.
Луций Анней Сенека (4 до н. э. – 65),
римский философ-стоик, поэт
и государственный деятель
В ходе рассмотрения теоретических и практических аспектов использования метода обучения «конференция» на уроках физики удалось установить, что систематическая, целенаправленная работа по внедрению метода «конференция» в педагогическую практику может быть ориентировочно представлена следующим образом:
изучение теоретических основ использования метода обучения «конференция» на уроках в школе;
разработка собственной методики использования метода обучения «конференция» на уроках физики.
Метод «конференция» дает учащемуся:
навыки исследовательской деятельности;
умения планировать свою деятельность;
опыт работы в группах;
навыки самостоятельной работы с различными источниками информации;
умения выделять главное, находить причинно-следственные связи;
навыки сравнительного анализа;
самостоятельность в формулировках выводов;
воспитание волевых качеств личности;
привитие усердия и усидчивости;
способность к самоорганизации;
воспитание целеустремленности.
Метод «конференция» дает учителю:
умение создавать в аудитории атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
возможность использовать модель обучения и систему других методик, которые способствуют развитию самостоятельности в процессе обучения;
возможность стать практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность;
возможность стать источником ценной и профессиональной информации для других участников образовательного процесса.
Применение метода «конференция» в МБОУ «Гимназия информационных технологий №61 г. Донецка» на уроках физики способствует не только лучшему восприятию новой информации, развитию познавательной активности, привитию устойчивого интереса к изучению физики, но и положительно сказывается на мотивации обучающихся к самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности.
Таким образом, применение метода «конференция»:
1. Активизирует образовательный процесс, делает его более эффективным, позволяет разнообразить приемы и методы интерактивного обучения.
2. Способствует достижению учащимися устойчивых знаний по изучаемому предмету.
3. Способствует повышению познавательной активности учащихся, развитию их творческих способностей.
4. Обеспечивает приобретение опыта ведения дискуссии и публичных выступлений.
5. Формирует навыки и умения самостоятельной поисковой работы.
6. Поощряет к углубленному изучению физики.
7. Обеспечивает формирование активной гражданской позиции, толерантности, уважения к личному мнению (даже если оно и в меньшинстве).
8. Способствует вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность.
Научно-исследовательская деятельность учащихся представляет особый интерес для педагога потому что, по мнению автора, она направлена на творческую самореализацию личности, развитие ее возможностей, критического мышления.
Возлагая на себя роль организатора познавательной, поисковой, творческой деятельности обучающихся, учитель обогащает свой потенциал, постоянно находится в творческом поиске.
ЛИТЕРАТУРА
1. Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах на уроках математики, физики, информатики, химии, биологии, географии, экономики / авт.-сост. В.М. Симонов. – Волгоград: Учитель, 2003. – 114 с.
2. Колесникова, Г. М. Развитие естественно-научной функциональной грамотности / Г. М. Колесникова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 7.3 (111.3). – С. 13-15. – URL:
https://moluch.ru/archive/111/27961/ (дата обращения: 09.03.2024).
3. Кукушкин, В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушкин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 – 474 с.
4. Мухина, С.А., Соловьева, А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А.Мухина., А.А.Соловьева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 – 384 с.
5. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии : учеб. пособие к выполнению практической работы для студентов, обучающихся по напр. "Физика" / сост.: Т. В. Цыркина [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск : РИО ИжГСХА, 2017. – 21 с.
6. Новиков, А.М. Методология учебной деятельности / А.М. Новиков. – М.: Издательство «Эгвес», 2005. – 176 с.