СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование метода проектов в обучении литературному чтению старшеклассников интеллектуальными нарушениями

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование метода проектов в обучении литературному чтению старшеклассников интеллектуальными нарушениями»

Тема : « Использование метода проектов в обучении литературному чтению старшеклассников интеллектуальными нарушениями»

Тема : « Использование метода проектов в обучении литературному чтению старшеклассников интеллектуальными нарушениями»

  • Обучение чтению является первостепенной задачей школьного образования. Но, несмотря на все усилия учителей, в последнее время все большее число специалистов отмечает снижение читательской активности в обществе.
  • В работах Л.С. Выготского, М.Ф. Гнездилова, В.Г. Петровой, Н.К. Сорокиной, В.Я. Василевской, В.А. Сумароковой и др. отмечается качественное своеобразие понимания читаемого умственно отсталыми школьниками. У таких детей отмечается бедность представлений, трудности переноса опыта из одной ситуации в другую, скудность словарного запаса. В значительной мере страдает логический анализ воспринятого материала, что приводит к нарушению логической связи предложения, последовательности в передаче отдельных смысловых единиц текста. (М.Ф. Гнездилов). В.Я. Василевская отмечает, что ситуационное мышление умственно отсталого ребенка вступает в конфликт с логической структурой текста, в результате чего косные стереотипы и привычные словесные ассоциации создают препятствия для его понимания. Восприятие и понимание текста носит фрагментарный характер, зачастую наиболее важные части, несущие основную смысловую нагрузку, оказываются опущенными или измененными.
  • В результате прочитанный текст теряет свою целостность и законченность, а содержание остается нераскрытым. Возможность показать умственно отсталым школьникам, что книга является источником информации, умелое обращение с которым будет способствовать успешной их адаптации в социуме можно через использование проектной деятельности на уроках литературного
Продуктивность применения проектного метода обусловлена: технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному», обязательно достигается желаемый результат; развитием речевых навыков учащихся, в том числе в неподготовленной речевой ситуации; развитием и поддержанием интереса к предмету; практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков в новых ситуациях; развитием коммуникативных навыков учащихся; созданием благоприятного морально – психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии преподавателя и учащихся.

Продуктивность применения проектного метода обусловлена:

  • технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному», обязательно достигается желаемый результат;
  • развитием речевых навыков учащихся, в том числе в неподготовленной речевой ситуации;
  • развитием и поддержанием интереса к предмету;
  • практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков в новых ситуациях;
  • развитием коммуникативных навыков учащихся;
  • созданием благоприятного морально – психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии преподавателя и учащихся.
Основные требования и условия проектной деятельности: преподавателю необходимо учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются следующие: ·подготовленность учащихся к данному виду деятельности ; интерес школьников к проблеме; ·практическая направленность и значимость проекта; ·практическая осуществимость проекта.
  • Основные требования и условия проектной деятельности:
  • преподавателю необходимо учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются следующие:
  • ·подготовленность учащихся к данному виду деятельности ;
  • интерес школьников к проблеме;
  • ·практическая направленность и значимость проекта;
  • ·практическая осуществимость проекта.
  • Библиографический список
  • Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  • Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013.
  • Болдырев Е. В., Пастухова И. В. Подготовка студентов к проектно-инновационной деятельности: теоретическая модель и опыт ее реализации // Среднее профессиональное образование. – 2013. –№ 1. – С. 35– 42
  • ВоронковаВ.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М.: Школа – Пресс, 1997.
  • ВоюшинаМ.П. Методическиеосновыначальногоэтапалитературногообразования. Автореф. дис. ... докторапед. наук.– СПб, 1999
  • Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании//Инновационное образование и инженерное творчество. – СПб.: Питер, 1995.
  • Вебер,С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23
  • Глухарева О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. – № 1. – С. 17-24
  • Зуев А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни.– 2014. - № 1. – С. 36-41
  • Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2005.
  • Колмычек Т. Н. Использование проектных задач при отработке учениками универсальных учебных действий // Управление начальной школой. – 2014.– № 2. – С. 35-43.
  • Комиссарова О. А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов // Среднее профессиональное образование. – 2013. – № 2. – С. 15-18.
  • Кострикина И. С., ПорядинаЕ. Д. Проектная деятельность профессионализации старшеклассников // Психология обучения. – 2013.– № 5. – С. 130-140.
  • Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова.– М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  • Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников на уроках: Книга для учителя старших классов. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
  • Кучкуда Е. Б. Проект – одна из форм организации внеклассной работы по чтению // Начальная школа. – 2013. - № 1. – С. 38-43
  • .Левитас Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии: книга для учителя. – Мурманск.,2008 г.
  • Охрименко М. П. Учебный проект по литературе // Литература в школе. – 2013. - № 1. – С. 41-42
  • Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.
  • Поливанова К.Н.Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
  • Подругина И. А. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/И.А. Подругина, О.В.Сафонова. – М.: Просвещение, 2013
  • Пономаренко Ю. В. Индивидуальные маршруты участия в школьных социальных проектах как эффективный способ организации воспитательного процесса//Заместитель директора школы по воспитательной работе. – 2013. - № 1. – С. 54-64.
  • Сазонов Б.В. К определению понятия «проектирование»//Методология исследования проектной деятельности.– М.: Просвящение, 2003.
  • Сауренко,Н. Е. Проектный подход: интеграция теории и практики//Профессиональное образование. – 2014. - № 1. – С. 44-47.
  • Смыковская Т. К., Головина Н. Н. Проектный метод развития интеллектуальных умений // Профессиональное образование. Столица. – 2013. – № 5. – С. 35-36.
  • Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся
  • Тимонина Г. В. Управление качеством образовательного процесса по развитию проектно-исследовательской деятельности обучающихся как основы самореализации // Все для администратора школы. – 2014. - № 1. – С. 18-30.
  • Халтырина, Г. П. Разновозрастный проект как средство формирования универсальных учебных действий // Начальная школа: плюс до и после. – 2013. - № 1. – С. 33-35.
  • Шипицына Л. М.Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: СОЮЗ, 2004.
  • Шишкова М.И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для педагога-дефектолога / М.И. Шишкова. – М.ВЛАДОС, 2010.

 

  •  

Аннотированный список

  • Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников.: М.: Просвещение, 2013.
  • В книге рассматриваются особенности реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования при организации проектной деятельности в разновозрастных группах. Даѐтсяхарактеристика проектной деятельности учащихся, проектов, которые они могут выполнять, и описание опыта выполнения индивидуальных, групповых и общешкольных проектов в сельских общеобразовательных организациях. Пособие адресовано педагогам, руководителям общеобразовательных организаций, методистам.
  • Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
  • В книге впервые в отечественной педагогической литературе излагается общая теория проектной деятельности школьников: описана структура проектной деятельности, ее отдельные этапы, особое внимание уделено месту проектов в учебной работе школьников в зависимости от ступени образования и учебного предмета. Проектная деятельность описывается как ведущая деятельность подросткового возраста, поэтому большое внимание уделяется психологии и педагогике подросткового возраста. Книга предназначена профессиональным педагогам, как теоретикам, так и практикам. Будет полезна и возрастным психологам, а также студентам и преподавателям педагогических и психологических специальностей.
  •  
  • Подругина И. А. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / И.А. Подругина, О.В. Сафонова.– М.: Просвещение, 2013
  • Книга имеет практическую направленность, в ней представлены образцы проектной деятельности учащихся старших классов, основанные на программном материале курса литературы 9-11 классов. Отличительная особенность проектной деятельности заключается в том, что она включает в себя элементы различных видов интеллектуальной деятельности. При работе над проектом ученик изучает и анализирует исторические документы, биографические сведения или текст художественного произведения - это познавательная деятельность. У школьника формируется отношение к автору, событиям, героям, их поступкам, появляются собственные убеждения, происходит усвоение нравственных норм жизни - это ценностно ориентационная деятельность. Создание проекта - это всегда создание качественно нового, ранее не существовавшего. Таким образом, в проектной деятельности есть обязательно элемент творческой и исследовательской деятельности.
  •  
  • Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. — СПб.: СОЮЗ, 2004.
  • В пособии рассматриваются особенности формирования коммуникативной сферы у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Предлагаются Рекомендации к Организации и содержанию работы по развитию коммуникативных умений и навыков умственно отсталых школьников. Приводятся образцы планирования занятий и примерные конспекты.
  • Подругина И. А. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/И.А. Подругина, О.В.Сафонова.– М.: Просвещение, 2013
  • Книга имеет практическую направленность, в ней представлены образцы проектной деятельности учащихся старших классов, основанные на программном материале курса литературы 9-11 классов.Отличительная особенность проектной деятельности заключается в том, что она включает в себя элементы различных видов интеллектуальной деятельности. При работе над проектом ученик изучает и анализирует исторические документы, биографические сведения или текст художественного произведения - это познавательная деятельность. У школьника формируется отношение к автору , событиям, героям, их поступкам, появляются собственные убеждения, происходит усвоение нравственных норм жизни - это ценностно-ориентационная деятельность. Создание проекта - это всегда создание качественно нового, ра­нее не существовавшего. Таким образом, в проектной деятельности есть обязательно элемент творческой и исследовательской деятельности.
  • Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании//Инновационное образование и инженерное творчество. - М., 1995.
  • Установлено, что в образовательном пространстве проектная деятельность не является самоцелью. Она всегда подчинена педагогическим целям и выступает в качестве средства достижения. Это обучение (воспитание) действием и в действии.
  •  
  • Аннотация к статьеОхрименко, М. П. Учебный проект по литературе // Литература в школе. – 2013. - № 1. – С. 41-42
  •  
  • В статье дано определение учебного проекта, говорится о значении и этапах проектной деятельности, о видах учебных проектов; возможных конечных продуктах (форме) и структуре проекта, о критериях оценки коллективного учебного проекта; приводится примерный план рецензии на коллективный проект и примерные вопросы для изучения мнения учеников о подготовке проекта.
  •  
  • Аннотация к статье Поливанова К.Н.Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
  •  
  • В книге излагается общая теория проектной деятельности школьников: описана структура проектной деятельности, а также ее отдельные этапы, особое внимание уделено месту проектов в учебной работе школьников в зависимости от степени образования и учебного предмета. Проектная деятельность школьников описывается как ведущая деятельность подросткового возраста, поэтому большое внимание уделяется психологии и педагогике подросткового возраста. Книга предназначена профессиональных педагогам, как теоретикам, так и практикам. Она будет полезна и возрастным психологам, а также студентам и преподавателям педагогических и психологических специальностей.
  •  
  • Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.М.: Школа – Пресс, 1997
  • В чем заключаются особенности обучения и воспитания детей в условиях специальной (вспомогательной) школы и школы-интерната? Авторы данного пособия стараются не только сформулировать теоретические позиции, но и дать практические (методические) рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса.
  • Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. -- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. - (Коррекционная педагогика)
  • В учебнике раскрываются коррекционная и практическая направленность обучения русскому языку в специальной (коррекционной)школе, специфика реализации дидактических и методических принципов в процессе преподавания данного предмета. Освещаются методы обучения грамоте, грамматике и правописанию, чтению, развития устной и письменной речи умственно отсталых учащихся. Адресован студентам отделений коррекционной педагогики дефектологических факультетов педвузов. Может быть полезен учителям специальных (коррекционных) школ.
  •  
  • Шишкова М.И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : пособие для педагога-дефектолога / М.И. Шишкова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
  • В пособии представлена авторская методика развития коммуникативной функции речи на уроках литературного чтения в старших классах коррекционных школ VIII вида, теоретические и практические материалы для подготовки и проведения уроков чтения.В книге рассматриваются вопросы обогащения словаря, обучения построению высказывания, способности рассуждать на заданную тему. Раскрываются методы и формы учебной работы на уроках чтения. Предлагаемые в работе конспекты уроков раскрывают методику развития речи старшеклассников на материале литературных текстов.
  • Пособие адресовано учителям коррекционных учреждений, студентам дефектологических факультетов и слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки кадров
  •