СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Использование народных игр для развития танцевального творчества детей старшего дошкольного возраста »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

В настоящее время дошкольное образование претерпевает значительные изменения. Федеральный государственный образовательный стандарт принятый с 1/1 -2014 года диктует новые условия, меняются в корне подход и форма проведения воспитательно - образовательного процесса.

В настоящее время педагогам дополнительного образования по хореографии необходимо отказаться от занятий: урочной формы, тренировочных упражнений и предложить детям новые

- игровые занятия. (Ведь главный вид деятельности детей дошкольного возраста, это – игра!).

Структура хореографических занятий состоит из вводной, основной и заключительной части. Основная часть предполагает изучение музыкально-ритмического материала который можно изучать в форме игры.

Актуальность: Использование национальных игр на хореографических занятиях способствует эффективному разучиванию элементов народного танца. Игровые приемы на хореографических занятиях развивают у детей творческое самовыражение, обогащает двигательный опыт танцевальными движениями, развивают фантазию и импровизацию.

Проблема: Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т. д.) –всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения, поэтому особое значение имеют физкультурные, хореографические и музыкальные занятия в детском саду.

Цель нашего проекта: Разучивание национальных танцевальных элементов через народные игры.

Задачи:

  • приобщить детей к национальной культуре разных народов,
  • изучение основных танцевальных элементов посредством народных игр;
  • формирование навыка свободного владения народными хореографическими элементами в танце.

Новизна проекта: использование национальных игр в обучении элементов движений народного танца.

Просмотр содержимого документа
«« Использование народных игр для развития танцевального творчества детей старшего дошкольного возраста »»














Авторский проект


« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »






















Автор: Кэрэ Истэ Ючюгэйи Танар

ПДО по хореографии МБДОУ ЦРР-Д/с № 86 «Колокольчик»








Г. Якутск


Пояснительная записка


В настоящее время дошкольное образование претерпевает значительные изменения. Федеральный государственный образовательный стандарт принятый с 1/1 -2014 года диктует новые условия, меняются в корне подход и форма проведения воспитательно - образовательного процесса.

В настоящее время педагогам дополнительного образования по хореографии необходимо отказаться от занятий: урочной формы, тренировочных упражнений и предложить детям новые

- игровые занятия. (Ведь главный вид деятельности детей дошкольного возраста, это – игра!).

Структура хореографических занятий состоит из вводной, основной и заключительной части. Основная часть предполагает изучение музыкально-ритмического материала который можно изучать в форме игры.

Актуальность: Использование национальных игр на хореографических занятиях способствует эффективному разучиванию элементов народного танца. Игровые приемы на хореографических занятиях развивают у детей творческое самовыражение, обогащает двигательный опыт танцевальными движениями, развивают фантазию и импровизацию.

Проблема: Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т. д.) –всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения, поэтому особое значение имеют физкультурные, хореографические и музыкальные занятия в детском саду.

Цель нашего проекта: Разучивание национальных танцевальных элементов через народные игры.

Задачи:
  • приобщить детей к национальной культуре разных народов,

  • изучение основных танцевальных элементов посредством народных игр;

  • формирование навыка свободного владения народными хореографическими элементами в танце.

Новизна проекта: использование национальных игр в обучении элементов движений народного танца.

Проект соответствует следующим принципам: Принцип целенаправленности.

Цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития танцевально-творческих способностей.

Принцип систематичности и последовательности.

Работу по развитию танцевального творчества ввести в определённой системе и последовательности.

Принцип доступности.

Использовать различные формы и методы работы с детьми: открытые занятия, ритмические игры, дидактический материал, танцевальные миниатюры и другие формы работы.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения.

Определять ведущие цели обучения для формирования у детей: познавательной, воспитательной, развивающей среды; интереса к различным видам танцевальной деятельности, развитии творческих способностей.

Принцип адаптивности.

Методы творческого развития детей в танцевальной деятельности применяется в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Принцип прочности.

Стараться реализовывать требования вышеперечисленных принципов, повторить и закрепить полученные знания, формировать умения и навыки, применять их на практике.

Структура реализации проекта


1 этап

2 этап

3 этап

Диагностический

Практический

Аналитика обобщающий


Сроки реализации.


  • Сентябрь – определение теоретических позиций на основе анализа научной литературы (констатирующий этап).

  • Октябрь по апрель – экспериментальная работа, включающая в себя формирующий этап и корректировочная работа на основе полученных результатов.

  • Май – завершающий этап (контрольный срез).


Проект предполагает проведение 2 –х кружковых занятий в неделю с детьми старшей группы во второй половине дня. Продолжительность занятий 25-30 минут. Общее количество кружковых занятий в год – 72 часа. Педагогический анализ проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

Перспективный план танцевальных элементов с использованием народных игр рассчитан на 9 месяцев учебного года в основе плана лежат игры разных народов: украинский, якутский, русский, северный, узбекский. Плане перечислены танцевальные элементы соответствующей той или иной игре.



Перспективный план танцевальных элементов с использованием народных игр.


Сентябрь.


Тема: Адаптационный период


Танцевальные элементы: Повторение пройденных музыкально- ритмических материалов.


Октябрь.


Тема 1: Ознакомление с русской народной игрой: 1. «Филин и пташки» Танцевальные элементы: Притопы; «Гармошка»; «Молоточек»; Каблучное движение; Тема 2: Ознакомление с русской народной игрой: «Коршун и наседка»

Танцевальные элементы: Ковырялочка; Присядка; Галоп; «Елочка»;Веревочка


Ноябрь.

Тема 1: Ознакомление с бурятской народной игрой: «Юрта» (Тирмэ).

Танцевальные элементы: Шаг кругового танца «Ехор»; Качание головой; Шаг на полупальцы; Движение рук;

Тема 2: Ознакомление с бурятской народной игрой: «Волк и ягнята» (Шано ба хурьгад)

Танцевальные элементы: Переменный шаг на носок; Выпады в сторону; Выпады вперед; Выставление ноги вперед; Положение рук;

Декабрь.

Тема 1: Ознакомление с татарской народной игрой: «Лисички и курочки» (Тельки хамтаклар); Танцевальные элементы: Основное положение рук; Основной танцевальный бег; «Гармошка», Шаги с приседанием;

Тема 2: Ознакомление с татарской народной игрой: «Займи место» (Буш урыы);

Танцевальные элементы: Качание головой; Танцевальный бег с продвижением колена вверх; Боковые шаги; Припадания вперед; Притопы.

Январь.

Тема 1: Ознакомление с украинской народной игрой: «Хлоп, хлоп убегай»; Танцевальные элементы: Шаг польки; Положение рук в паре; Подпрыгивание; Веревочка; Тема 2: Ознакомление с украинской народной игрой: «Охотники и утки»

Танцевальные элементы: Движении рук; Веревочка; Положение рук в паре; Круговые вращения;

Припадания;


Февраль.

Тема 1: Ознакомление с грузинской народной игрой: «Цветы и ветерки», (царик ев каминер);


Танцевальные элементы: Танцевальные движения рук; Движение по кругу с приплясом; Выпады вперед и назад; Переменный шаг с носка;

Тема 2: Ознакомление с грузинской народной игрой: «Подними платок» (явлукъну гетер, квербац борхе);

Танцевальные элементы: Взмахивание руками; Движение кистей рук; Движение ногами; Вынос ноги вперед на каблук;

Март.

Тема 1: Ознакомление с узбекской народной игрой: «Платок с узелком» (орамая);


Танцевальные элементы: Движение для рук; Ход вперед с каблука; Выпады в сторону; Повороты;

Тема 2: Ознакомление с узбекской народной игрой: «Пастух и козы»;

Танцевальные элементы: Движение плечами; Движение кистей рук; Основные шаги танца; Выпады вперед, в сторону

Апрель.

Тема 1: Ознакомление с эвенкийской народной игрой: «Солнце» (Хейро)


Танцевальные элементы: Основной эвенкийский приставной шаг по кругу; Основное положение рук; Выпады вперед; Кружение в парах;

Тема 2: Ознакомление с эвенкийской народной игрой: « Олени и пастухи»;

Танцевальные элементы: Выпады сторону;Бег оленя; Прыжки оленя; Бросок «маута» (кольцо с веревкой); Движения ног;

Май.

Тема 1: Ознакомление с якутской народной игрой: «Сокол и лиса»;


Танцевальные элементы: «Дьиэрэцкэй» (подскоки); Прыжки с одной ноги на другой; Взмахи руками; Выпады;

Тема 2: Ознакомление с якутской народной игрой: «Пятнашки»;

Танцевальные элементы: «Атах тэпсии» (вынос ноги вперед); «Кулун куллуруьуу» (повороты через руки); Выпады вперед , в сторону, назад; «Дьиэрэцкэй»;

Критерии усвоения детьми народной танцевальной культуры:


  • умение импровизировать, комбинировать танцевальные движения

  • умение запоминать и передавать предложенные педагогом движения народного танца

  • умение внимательно слушать народную музыку и передать ее в танце


На основании установленных критериев предлагаем 3 уровня показателей усвоения танцевальных движений через народные игры. (Высокий, средний, низкий уровней).

Высокий уровень: творческое самовыражение, обогащает двигательный опыт танцевальными движениями, развивают фантазию и импровизацию.

Средний уровень: внимательно слушает музыку, может различить ее характер; есть интерес к поставленным задачам, но допускает незначительные ошибки при выполнении танцевальных движений;

Низкий уровень: невнимательно слушает народную музыку, не может различить ее характер, не высказывается о ней; выполняет задание неточно, допускает ошибки при выполнении движения.


Заключение.


Перспективу мы видим в продолжении дальнейшей работы по данной теме: изучении, обобщении и применении на практике данной методики. Благодаря этой методики дети эффективнее усвоят танцевальные элементы через народные игры.


Литература


  1. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л. – М., 1986.


  1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. – Л. – М., 1993.

  2. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.


  1. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.


  1. Горшкова Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце. // Дошкольное воспитание, 1991. - № 12. С. 47-55.


  1. Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. – Л., 1995.


  1. аров Р.В. Сочинение танца. – М., 1988.


  1. Королева Э.А. Ранние формы танца. – Кишинев, 1987.


  1. Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности. – М., 1992.


  1. Нашим детям: Игры, пляски и музыкально-двигательные упражнения для дошкольников: Сост. Е.М.Дубянская. – Л., 1986. – Изд. 5.


  1. Руднева С.Д., Пасынкова А.В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // психологический журнал, 1989. – Т.З. - № 3.


  1. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1988.


  1. Руднева С., Фиш С. Ритмика. Музыкальное движение. – М., 1992.


  1. Субботина Л. Развитие творчества у детей. – Ярославль, 1996.


  1. Воспитание детей в игре. – Москва «Просвещение» 1983.


  1. Детские подвижные игры народов СССР.- Москва «Просвещение» 1988.


  1. Подвижные игры. Москва «Просвещение»1986.


  1. Красивое - детскому саду. Москва «Просвещение»1990.




Сентябрь.


Тема: Адаптационный период


Танцевальные элементы: Повторение пройденных музыкально- ритмических материалов.


Октябрь.


Тема 1: Ознакомление с русской народной игрой: 1. «Филин и пташки» Танцевальные элементы: Притопы; «Гармошка»; «Молоточек»; Каблучное движение; Тема 2: Ознакомление с русской народной игрой: «Коршун и наседка»

Танцевальные элементы: Ковырялочка; Присядка; Галоп; «Елочка»;Веревочка

Ноябрь.

Тема 1: Ознакомление с бурятской народной игрой: «Юрта» (Тирмэ).


Танцевальные элементы: Шаг кругового танца «Ехор»; Качание головой; Шаг на полупальцы; Движение рук;

Тема 2: Ознакомление с бурятской народной игрой: «Волк и ягнята» (Шано ба хурьгад)

Танцевальные элементы: Переменный шаг на носок; Выпады в сторону; Выпады вперед; Выставление ноги вперед; Положение рук;

Декабрь.

Тема 1: Ознакомление с татарской народной игрой: «Лисички и курочки» (Тельки хамтаклар); Танцевальные элементы: Основное положение рук; Основной танцевальный бег; «Гармошка», Шаги с приседанием;

Тема 2: Ознакомление с татарской народной игрой: «Займи место» (Буш урыы);

Танцевальные элементы: Качание головой; Танцевальный бег с продвижением колена вверх; Боковые шаги; Припадания вперед; Притопы.

Январь.

Тема 1: Ознакомление с украинской народной игрой: «Хлоп, хлоп убегай»; Танцевальные элементы: Шаг польки; Положение рук в паре; Подпрыгивание; Веревочка; Тема 2: Ознакомление с украинской народной игрой: «Охотники и утки»

Танцевальные элементы: Движении рук; Веревочка; Положение рук в паре; Круговые вращения;

Припадания;


Февраль.

Тема 1: Ознакомление с грузинской народной игрой: «Цветы и ветерки», (царик ев каминер);


Танцевальные элементы: Танцевальные движения рук; Движение по кругу с приплясом; Выпады вперед и назад; Переменный шаг с носка;

Тема 2: Ознакомление с грузинской народной игрой: «Подними платок» (явлукъну гетер, квербац борхе);

Танцевальные элементы: Взмахивание руками; Движение кистей рук; Движение ногами; Вынос ноги вперед на каблук;

Март.

Тема 1: Ознакомление с узбекской народной игрой: «Платок с узелком» (орамая);


Танцевальные элементы: Движение для рук; Ход вперед с каблука; Выпады в сторону; Повороты;

Тема 2: Ознакомление с узбекской народной игрой: «Пастух и козы»;

Танцевальные элементы: Движение плечами; Движение кистей рук; Основные шаги танца;

Выпады вперед, в сторону

Апрель.

Тема 1: Ознакомление с эвенкийской народной игрой: «Солнце» (Хейро)


Танцевальные элементы: Основной эвенкийский приставной шаг по кругу; Основное положение рук; Выпады вперед; Кружение в парах;

Тема 2: Ознакомление с эвенкийской народной игрой: « Олени и пастухи»;

Танцевальные элементы: Выпады сторону;Бег оленя; Прыжки оленя; Бросок «маута» (кольцо с веревкой); Движения ног;

Май.

Тема 1: Ознакомление с якутской народной игрой: «Сокол и лиса»;


Танцевальные элементы: «Дьиэрэцкэй» (подскоки); Прыжки с одной ноги на другой; Взмахи руками; Выпады;

Тема 2: Ознакомление с якутской народной игрой: «Пятнашки»;

Танцевальные элементы: «Атах тэпсии» (вынос ноги вперед); «Кулун куллуруьуу» (повороты через руки); Выпады вперед , в сторону, назад; «Дьиэрэцкэй»;