Авторский проект
« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
Автор: Кэрэ Истэ Ючюгэйи Танар
ПДО по хореографии МБДОУ ЦРР-Д/с № 86 «Колокольчик»
Г. Якутск
Пояснительная записка
В настоящее время дошкольное образование претерпевает значительные изменения. Федеральный государственный образовательный стандарт принятый с 1/1 -2014 года диктует новые условия, меняются в корне подход и форма проведения воспитательно - образовательного процесса.
В настоящее время педагогам дополнительного образования по хореографии необходимо отказаться от занятий: урочной формы, тренировочных упражнений и предложить детям новые
- игровые занятия. (Ведь главный вид деятельности детей дошкольного возраста, это – игра!).
Структура хореографических занятий состоит из вводной, основной и заключительной части. Основная часть предполагает изучение музыкально-ритмического материала который можно изучать в форме игры.
Актуальность: Использование национальных игр на хореографических занятиях способствует эффективному разучиванию элементов народного танца. Игровые приемы на хореографических занятиях развивают у детей творческое самовыражение, обогащает двигательный опыт танцевальными движениями, развивают фантазию и импровизацию.
Проблема: Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т. д.) –всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения, поэтому особое значение имеют физкультурные, хореографические и музыкальные занятия в детском саду.
Цель нашего проекта: Разучивание национальных танцевальных элементов через народные игры.
Задачи:
приобщить детей к национальной культуре разных народов,
изучение основных танцевальных элементов посредством народных игр;
формирование навыка свободного владения народными хореографическими элементами в танце.
Новизна проекта: использование национальных игр в обучении элементов движений народного танца.
Проект соответствует следующим принципам: Принцип целенаправленности.
Цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития танцевально-творческих способностей.
Принцип систематичности и последовательности.
Работу по развитию танцевального творчества ввести в определённой системе и последовательности.
Принцип доступности.
Использовать различные формы и методы работы с детьми: открытые занятия, ритмические игры, дидактический материал, танцевальные миниатюры и другие формы работы.
Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
Определять ведущие цели обучения для формирования у детей: познавательной, воспитательной, развивающей среды; интереса к различным видам танцевальной деятельности, развитии творческих способностей.
Принцип адаптивности.
Методы творческого развития детей в танцевальной деятельности применяется в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Принцип прочности.
Стараться реализовывать требования вышеперечисленных принципов, повторить и закрепить полученные знания, формировать умения и навыки, применять их на практике.
Структура реализации проекта
1 этап | 2 этап | 3 этап |
Диагностический | Практический | Аналитика обобщающий |
Сроки реализации.
Сентябрь – определение теоретических позиций на основе анализа научной литературы (констатирующий этап).
Октябрь по апрель – экспериментальная работа, включающая в себя формирующий этап и корректировочная работа на основе полученных результатов.
Май – завершающий этап (контрольный срез).
Проект предполагает проведение 2 –х кружковых занятий в неделю с детьми старшей группы во второй половине дня. Продолжительность занятий 25-30 минут. Общее количество кружковых занятий в год – 72 часа. Педагогический анализ проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
Перспективный план танцевальных элементов с использованием народных игр рассчитан на 9 месяцев учебного года в основе плана лежат игры разных народов: украинский, якутский, русский, северный, узбекский. Плане перечислены танцевальные элементы соответствующей той или иной игре.
Перспективный план танцевальных элементов с использованием народных игр.
Сентябрь.
Тема: Адаптационный период
Танцевальные элементы: Повторение пройденных музыкально- ритмических материалов.
Октябрь.
Тема 1: Ознакомление с русской народной игрой: 1. «Филин и пташки» Танцевальные элементы: Притопы; «Гармошка»; «Молоточек»; Каблучное движение; Тема 2: Ознакомление с русской народной игрой: «Коршун и наседка»
Танцевальные элементы: Ковырялочка; Присядка; Галоп; «Елочка»;Веревочка
Ноябрь.
Тема 1: Ознакомление с бурятской народной игрой: «Юрта» (Тирмэ).
Танцевальные элементы: Шаг кругового танца «Ехор»; Качание головой; Шаг на полупальцы; Движение рук;
Тема 2: Ознакомление с бурятской народной игрой: «Волк и ягнята» (Шано ба хурьгад)
Танцевальные элементы: Переменный шаг на носок; Выпады в сторону; Выпады вперед; Выставление ноги вперед; Положение рук;
Декабрь.
Тема 1: Ознакомление с татарской народной игрой: «Лисички и курочки» (Тельки хамтаклар); Танцевальные элементы: Основное положение рук; Основной танцевальный бег; «Гармошка», Шаги с приседанием;
Тема 2: Ознакомление с татарской народной игрой: «Займи место» (Буш урыы);
Танцевальные элементы: Качание головой; Танцевальный бег с продвижением колена вверх; Боковые шаги; Припадания вперед; Притопы.
Январь.
Тема 1: Ознакомление с украинской народной игрой: «Хлоп, хлоп убегай»; Танцевальные элементы: Шаг польки; Положение рук в паре; Подпрыгивание; Веревочка; Тема 2: Ознакомление с украинской народной игрой: «Охотники и утки»
Танцевальные элементы: Движении рук; Веревочка; Положение рук в паре; Круговые вращения;
Припадания;
Февраль.
Тема 1: Ознакомление с грузинской народной игрой: «Цветы и ветерки», (царик ев каминер);
Танцевальные элементы: Танцевальные движения рук; Движение по кругу с приплясом; Выпады вперед и назад; Переменный шаг с носка;
Тема 2: Ознакомление с грузинской народной игрой: «Подними платок» (явлукъну гетер, квербац борхе);
Танцевальные элементы: Взмахивание руками; Движение кистей рук; Движение ногами; Вынос ноги вперед на каблук;
Март.
Тема 1: Ознакомление с узбекской народной игрой: «Платок с узелком» (орамая);
Танцевальные элементы: Движение для рук; Ход вперед с каблука; Выпады в сторону; Повороты;
Тема 2: Ознакомление с узбекской народной игрой: «Пастух и козы»;
Танцевальные элементы: Движение плечами; Движение кистей рук; Основные шаги танца; Выпады вперед, в сторону
Апрель.
Тема 1: Ознакомление с эвенкийской народной игрой: «Солнце» (Хейро)
Танцевальные элементы: Основной эвенкийский приставной шаг по кругу; Основное положение рук; Выпады вперед; Кружение в парах;
Тема 2: Ознакомление с эвенкийской народной игрой: « Олени и пастухи»;
Танцевальные элементы: Выпады сторону;Бег оленя; Прыжки оленя; Бросок «маута» (кольцо с веревкой); Движения ног;
Май.
Тема 1: Ознакомление с якутской народной игрой: «Сокол и лиса»;
Танцевальные элементы: «Дьиэрэцкэй» (подскоки); Прыжки с одной ноги на другой; Взмахи руками; Выпады;
Тема 2: Ознакомление с якутской народной игрой: «Пятнашки»;
Танцевальные элементы: «Атах тэпсии» (вынос ноги вперед); «Кулун куллуруьуу» (повороты через руки); Выпады вперед , в сторону, назад; «Дьиэрэцкэй»;
Критерии усвоения детьми народной танцевальной культуры:
умение импровизировать, комбинировать танцевальные движения
умение запоминать и передавать предложенные педагогом движения народного танца
умение внимательно слушать народную музыку и передать ее в танце
На основании установленных критериев предлагаем 3 уровня показателей усвоения танцевальных движений через народные игры. (Высокий, средний, низкий уровней).
Высокий уровень: творческое самовыражение, обогащает двигательный опыт танцевальными движениями, развивают фантазию и импровизацию.
Средний уровень: внимательно слушает музыку, может различить ее характер; есть интерес к поставленным задачам, но допускает незначительные ошибки при выполнении танцевальных движений;
Низкий уровень: невнимательно слушает народную музыку, не может различить ее характер, не высказывается о ней; выполняет задание неточно, допускает ошибки при выполнении движения.
Заключение.
Перспективу мы видим в продолжении дальнейшей работы по данной теме: изучении, обобщении и применении на практике данной методики. Благодаря этой методики дети эффективнее усвоят танцевальные элементы через народные игры.
Литература
Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л. – М., 1986.
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. – Л. – М., 1993.
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.
Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.
Горшкова Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце. // Дошкольное воспитание, 1991. - № 12. С. 47-55.
Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. – Л., 1995.
аров Р.В. Сочинение танца. – М., 1988.
Королева Э.А. Ранние формы танца. – Кишинев, 1987.
Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности. – М., 1992.
Нашим детям: Игры, пляски и музыкально-двигательные упражнения для дошкольников: Сост. Е.М.Дубянская. – Л., 1986. – Изд. 5.
Руднева С.Д., Пасынкова А.В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // психологический журнал, 1989. – Т.З. - № 3.
Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1988.
Руднева С., Фиш С. Ритмика. Музыкальное движение. – М., 1992.
Субботина Л. Развитие творчества у детей. – Ярославль, 1996.
Воспитание детей в игре. – Москва «Просвещение» 1983.
Детские подвижные игры народов СССР.- Москва «Просвещение» 1988.
Подвижные игры. Москва «Просвещение»1986.
Красивое - детскому саду. Москва «Просвещение»1990.
Сентябрь.
Тема: Адаптационный период
Танцевальные элементы: Повторение пройденных музыкально- ритмических материалов.
Октябрь.
Тема 1: Ознакомление с русской народной игрой: 1. «Филин и пташки» Танцевальные элементы: Притопы; «Гармошка»; «Молоточек»; Каблучное движение; Тема 2: Ознакомление с русской народной игрой: «Коршун и наседка»
Танцевальные элементы: Ковырялочка; Присядка; Галоп; «Елочка»;Веревочка

Ноябрь.
Тема 1: Ознакомление с бурятской народной игрой: «Юрта» (Тирмэ).
Танцевальные элементы: Шаг кругового танца «Ехор»; Качание головой; Шаг на полупальцы; Движение рук;
Тема 2: Ознакомление с бурятской народной игрой: «Волк и ягнята» (Шано ба хурьгад)
Танцевальные элементы: Переменный шаг на носок; Выпады в сторону; Выпады вперед; Выставление ноги вперед; Положение рук;
Декабрь.
Тема 1: Ознакомление с татарской народной игрой: «Лисички и курочки» (Тельки хамтаклар); Танцевальные элементы: Основное положение рук; Основной танцевальный бег; «Гармошка», Шаги с приседанием;
Тема 2: Ознакомление с татарской народной игрой: «Займи место» (Буш урыы);
Танцевальные элементы: Качание головой; Танцевальный бег с продвижением колена вверх; Боковые шаги; Припадания вперед; Притопы.
Январь.
Тема 1: Ознакомление с украинской народной игрой: «Хлоп, хлоп убегай»; Танцевальные элементы: Шаг польки; Положение рук в паре; Подпрыгивание; Веревочка; Тема 2: Ознакомление с украинской народной игрой: «Охотники и утки»
Танцевальные элементы: Движении рук; Веревочка; Положение рук в паре; Круговые вращения;
Припадания;
Февраль.
Тема 1: Ознакомление с грузинской народной игрой: «Цветы и ветерки», (царик ев каминер);
Танцевальные элементы: Танцевальные движения рук; Движение по кругу с приплясом; Выпады вперед и назад; Переменный шаг с носка;
Тема 2: Ознакомление с грузинской народной игрой: «Подними платок» (явлукъну гетер, квербац борхе);
Танцевальные элементы: Взмахивание руками; Движение кистей рук; Движение ногами; Вынос ноги вперед на каблук;
Март.
Тема 1: Ознакомление с узбекской народной игрой: «Платок с узелком» (орамая);
Танцевальные элементы: Движение для рук; Ход вперед с каблука; Выпады в сторону; Повороты;
Тема 2: Ознакомление с узбекской народной игрой: «Пастух и козы»;
Танцевальные элементы: Движение плечами; Движение кистей рук; Основные шаги танца;
Выпады вперед, в сторону
Апрель.
Тема 1: Ознакомление с эвенкийской народной игрой: «Солнце» (Хейро)
Танцевальные элементы: Основной эвенкийский приставной шаг по кругу; Основное положение рук; Выпады вперед; Кружение в парах;
Тема 2: Ознакомление с эвенкийской народной игрой: « Олени и пастухи»;
Танцевальные элементы: Выпады сторону;Бег оленя; Прыжки оленя; Бросок «маута» (кольцо с веревкой); Движения ног;
Май.
Тема 1: Ознакомление с якутской народной игрой: «Сокол и лиса»;
Танцевальные элементы: «Дьиэрэцкэй» (подскоки); Прыжки с одной ноги на другой; Взмахи руками; Выпады;
Тема 2: Ознакомление с якутской народной игрой: «Пятнашки»;
Танцевальные элементы: «Атах тэпсии» (вынос ноги вперед); «Кулун куллуруьуу» (повороты через руки); Выпады вперед , в сторону, назад; «Дьиэрэцкэй»;