СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приемов различных технологий на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики в в 4 классе представлен в виде технологической карты.

Просмотр содержимого документа
«Использование приемов различных технологий на уроке»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Медведевская гимназия"














Открытый урок математики в 4 классе по теме:

«Задачи на части».

(автор учебника Л.Г. Петерсон)










Автор: Кузьмина Ольга Михайловна,

учитель начальных классов.






2018 г.


Технологическая карта урока математики

Учитель

Кузьмина Ольга Михайловна

Образовательное учреждение

Муниципальное автономное образовательное учреждение « Медведевская гимназия»

Предмет

Математика

Класс

4 «А»

Автор УМК

Петерсон Л.Г.

Тема урока

Задачи на части

Тип урока

ОНЗ (Открытие нового знания)

Нетрадиционная форма урока

Урок – путешествие « По тропинкам сказок»

Цель

образовательная:

познакомить

с решением задач

с неправильными частями, выраженными дробью.

Цель

деятельностная:

формировать умение решать задачи с неправильными частями с опорой на правила.

Задачи:

- образовательные:

  • выразить математические понятия о решении задач на нахождения части от числа, числа по его части, части одного числа от другого в виде формул;

  • отрабатывать вычислительные навыки решения примеров с дробями.

- развивающие:

  • содействовать развитию у школьников логического мышления;

  • способствовать развитию познавательного интереса и учебной мотивации;

  • развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;

  • способствовать формированию правильной  математической речи через проблемный диалог;

  • создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

- воспитательные:

  • содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;

  • активизировать творческую деятельность учащихся;

  • показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания;

  • воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи.

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

- уметь формулировать и решать учебную проблему и цель;

- проявлять готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

- ориентирование в системе знаний: самостоятельно выбирать информацию необходимую для осмысления способа решения учебной задачи;

- уметь читать и составлять задачи по заданной схеме;

- умение анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания и делать выводы.

- уметь организовывать свою учебную деятельность;

-  определять и формулировать цель деятельности;

- контролировать процесс собственной учебной деятельности и выполнять учебное задание в соответствии с целью;

 - определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы);

- уметь самостоятельно анализировать правильность выполнения действий.

-  взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

- адекватно оценивать свою деятельность

- фиксировать индивидуальные затруднения в учебном действии.

- отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью;

- осуществлять 

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- получать с помощью вопросов   необходимые сведения от товарища (при работе в группах);

- вступать в диалог

и участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-  аргументировать свои высказывания;

- четко выражать свои мысли;

- умение уважительно относиться к позиции другого, аргументировано объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.

- придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе;

- самоопределение и осознание смысла учения, важности изучаемого материала;

- уметь оценивать свою учебную деятельность на уроке;

 - проявлять активность и познавательную инициативу, любознательность трудолюбие, аккуратность;


Основные понятия

Правильные дроби, неправильные дроби.

Междисциплинарные связи

Литературное чтение, музыка

Оборудование и материалы к уроку

учебник и рабочая тетрадь Л.Г. Петерсон, , опорные таблицы, компьютер, ноутбук, колонки, презентация « По тропинкам сказок», запись песни « Песенка о сказке» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных

Этап урока

и его цель

Формируемые УУД на данном этапе урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

I. Организационный этап

Цель: организовать актуализацию требований к учащимся в процессе учебной деятельности.

Регулятивные:

- уметь организовывать

свою учебную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение

к процессу познания.

Коммуникативные:

- формировать умение слушать и слышать.

Слайд 1 Проверяю готовность к уроку

Проверьте свою готовность к уроку!

Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что надо - под рукой!»
Стали ровно! Тихо сели!
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.

Слайд 2 Обеспечиваю мотивацию к учебной деятельности и создаю положительный эмоциональный настрой.

– Сегодня у нас открытый урок математики.

Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

Проверяют готовность к уроку.













Настраиваются на успешную работу и включаются в учебную деятельность

II.

Этап создания мотивации к учебной деятельности учащихся

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Личностные:

- проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию.







Коммуникативные:

- придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе


Слайд 3 Вызываю на размышление – какое будет путешествие?

-Ребята, сегодня нам предстоит совершить совместное путешествие. А вот какое путешествие нас ждет – нужно догадаться. И в этом нам поможет отрывок из песни. Слушаем…

- Скажите, пожалуйста, какое путешествие нас ждет на уроке математики?(ответы детей: сказочное, волшебное, со сказочными героями и т.д.)



Слайд 4 Урок – путешествие

«По тропинкам сказок»

ВМЕСТЕ МЫ – СИЛА!

- Что значит « Вместе мы – сила!»?

Слушают отрывок из песни « Песенка о сказке» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных, предполагают

и высказывают название путешествия.




Дети подчеркивают важность совместной работы, высказывают свое мнение.

III.

Этап актуализации знаний

Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для открытия новых знаний.










Познавательные:-

- уметь ориентироваться в системе знаний ранее изученного материала.

Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- проявлять желание оказать поддержку и помощь в затруднениях при устном ответе.

Регулятивные:

- уметь определять границы знания – незнания, уточнять и исправлять ответы друг друга

Слайд 5

Мы начинаем наше сказочное путешествие.

Предлагаю отгадать загадку.

Загадка.

Он весь мир облетел,

Совершил большой круг

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Прилетел к нам на урок

Этот сказочный цветок.

Слайд 6 Использую прием « Хочу спросить…». Актуализация теоретических знаний

- Правильно, цветик – семицветик. На обратной стороне лепестков вопросы. Сейчас я раздам вам, ребята, лепестки, а вы постараетесь правильно на них ответить. Ваши знания нам сегодня очень помогут при выполнении математических заданий.


Слайд 7 Актуализация практических навыков

« Волшебная шкатулка».

Быть может, там сокровища
Несметные лежат.
А может быть, в шкатулочке
Закрыт пиратский клад?

Давайте посмотрим. Здесь лежит письмо.

« Будет вам тогда почет,

если выполните устный счет!»

Провожу математический диктант.

При проверке ответов использую

прием « ДА – Нет»



Отгадывают загадку








Дети по желанию отрывают лепесток цветка, читают вопрос и обращаются к одноклассникам:

« Хочу спросить…»

Если ученик затрудняется сам ответить на вопрос,

то обращается за помощью к одноклассникам



Записывают самостоятельно ответы.

Взаимопроверка ответ « ДА» – «+»,

ответ «НЕТ» – « - ».

Записывают

на полях количество баллов за правильные ответы


правильные ответы:

892, 150, в 3 раза, 150, 160 кв.м., 5, 90, 20мин, 60с, 25с.

IV.

Этап постановки проблемы, формулирования темы и цели урока

Цель: постановка проблемы по формулированию темы и цели урока.





























V.

Этап «открытия» нового знания

Цель: выявление знаний обучающихся по теме «Задачи на части»; восприятие новой темы.

Регулятивные:

- ставить и формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные:

- уметь формулировать учебную проблему

и цель;

- проявлять готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;


Коммуникативные:

-формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.








Регулятивные:

- контролировать процесс собственной учебной деятельности и выполнять учебное задание в соответствии с целью;

 - определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы);

Коммуникативные:

- получать с помощью вопросов  

необходимые сведения от одноклассников

- вступать в диалог

и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-  аргументировать свои высказывания;

Познавательные:

- умение читать и составлять задачи по заданной схеме;

- умение анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания и делать выводы

Слайды 8. Приём ЗУХ

ЗНАЮ…

УМЕЮ…

ХОЧУ…

Слайды 9.

Знаю, что такое правильные и неправильные дроби

Умею решать задачи на части, выраженные правильной дробью

?


Часть = Число : Знаменатель

х Числитель

Число = Часть : Числитель

х Знаменатель


?

- Умеем ли мы решать задачи на части, выраженные неправильной дробью?

- Чем мы будем заниматься? (открытие темы)

- Поставьте перед собой цель.

Приём « яркого пятна»

Слайд 10 « Неправильные пчелы»

Злые пчелы Винни – Пуха окружили,

Может быть они «неправильные» были?

Любит мишка мед, и в этом нет секрета

Сколько мог бы меда съесть –нет пока ответа…

С

лайд 11 « Неправильные пчелы»





- Назовите дроби.

- Какие это дроби? Почему?

Составьте задачу по предложенной схеме.

15л

4/ 3 - ?

- Что не известно часть или число?

- Как будем решать задачу. ( постановка проблемы)

- Почему выбрали такой способ решения задачи?

После решения задачи учитель задает вопрос:

- Какое правило мы использовали при решении задачи с неправильной дробью?

- Как вы думаете, по каким правилам решаются задачи с неправильными частями, выраженными дробью?

- А сейчас мы сравним наши рассуждения с мнением ученых. Учебник с 19. Читаем вывод автора учебника. Ну, что правильно ли мы рассуждали? Молодцы!

Дети проговаривают то, что знают и умеют.

В ходе учебного диалога учащиеся:

- выясняют проблему

- проявляют желание научиться тому, чего еще не умеют;

- формулируют тему и цель.











Предполагаемые ответы детей:

- Задачи с неправильными дробями мы еще не решали.

- Сегодня мы будем решать задачи

с неправильными дробями.

- Нам необходимо понять, как решаются такие задачи





Дети называют дроби

12/9, 4/3, 9/5, 3/2

Утверждают, что они неправильные, т.к. числитель больше знаменателя





Дети составляют задачу по предложенной схеме.

Решают с объяснением у доски.

4/ 3 = 15 : 3 х 4 = 20 (л)


Чтобы найти неизвестную

часть =

Число : Знаменатель

х Числитель

Дети приходят к выводу:« Задачи с неправильными частями решаются так же, как задачи с правильными частями»

VI.

Физ.минутка

Цель: реализация двигательной активности для снятия усталости и напряжения.
















Коммуникативные: - уметь коллективно выполнять физические упражнения по команде.

























Слайд 12.

- Для дальнейшего путешествия нам нужна энергия.

« Сказка даст нам отдохнуть»

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

- Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево – вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

- Чтоб спина была пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите – ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять,

Красной Шапочки совет:

- Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите – ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять,

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!




Физкультминутку проводят три ученика











VII.

Этап первичного закрепления

Цель: организация усвоения учащимися нового материала (фронтально).




























VIII.

Этап вторичного закрепления

Цель: проверка усвоения материала

по теме урока.

(самостоятельно)




















IV.

Домашнее задание

Р. Т. стр. 12






X.

Подведение итогов урока

Цель –формулирование вывода, выделение актуальных знаний.


XI.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.


Личностные:

- формировать интерес к способу решения и общему способу действия.

Регулятивные:

-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

-осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы с опорой на правила.


















































Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать отметки


Личностные:

- развивать cпособность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- адекватное понимание причин успеха ( неуспеха) в учебной деятельности.


Познавательные:

- контроль и оцека процесса и результатов деятельности





Регулятивные:

-уметь соотносить цель и результат;

- осознают уровень и качество усвоения учебного материала.




Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Слайд 13 Организую работу по закреплению нового знания. Осуществляю контроль за пониманием нового материала.

Прием Диаграмма Венна.

Сказочные герои ждут нашей помощи.

Загадка к задаче № 2.

Это что за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный…

Кто же это?…

Слайд 14

Учебник

Стр. 20,№ 2


Слайд 15

Загадка к задаче № 3

В Простоквашино живет,

Службу там свою несет,

Почта-дом стоит у речки.

Почтальон в ней — дядя ...

Слайд 11

Учебник

Стр. 20,№ 3





Слайд 12

- Есть герои добрые, а есть герои злые. Послушайте загадку

Загадка к задаче № 7

Все стихии мне подвластны –
Ветер, твердь, огонь, вода!
Я и добрый, и ужасный,
Побеждающий всегда!

Палочкой своею взмахну

В тот же миг все изменю!


Слайд 13 Следующая задача про добрых и злых волшебников. Решаем самостоятельно и поднимаемся на ноги для проверки ответа.

Учебник

Стр.21, № 7

- Как видите, добро побеждает зло!!!



Слайд 14

Сколько баллов вы набрали?

Математический диктант – 10 баллов

7 - 2 балла

12 баллов – «5», 10 – 11 баллов – «4»

8 – 9 баллов – «3»










- Итак, сегодня мы учились решать задачи с неправильными частями.

- Что вы можете сказать о правилах для их решения?



Слайд 15 Самооценка деятельности

Используй фразы:

* Сегодня я узнал…

* Теперь я могу…

* У меня получилось…

* Было интересно…

* Было трудно…, но…

Слайд 16

Урок сегодня завершён,
Но каждый должен знать

Познание, упорство, труд
К успеху в жизни приведут!

– Мне было приятно сегодня с вами работать. Спасибо за старание!

-

А сейчас возьмите то яблоко, насколько вы усвоили учебный материал сегодня на уроке и приклейте на наше волшебное дерево.

С

Уверен в своих знания


Есть сомнения


Плохо знаю учебный материал

лайд 17
« Дерево успеха»

Учитель создает ситуацию успеха, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности и самоуважения.

Дети читают и отгадывают загадку


Ученики решает задачу с объяснением

на доске:

- Что не известно?

- Какое правило применяем?


№ 2. Неизвестна часть - 120/100 %, значит 300 : 100 х 120 = 360 (с)

№ 3. Неизвестно число – ( 1 - целое ), значит 48 : 8 х 7 = 42 ( п.)

Дети решают

и контролируют правильность своего выполнения, ставят «+» в ту область, которая характеризует их понимание решения задачи.

ПОНЯЛ - НЕ ПОНЯЛ


СОМНЕВАЮСЬ


168 – 3/100 – злые

1) 168 : 3 х 100 = 5600 (ч) – добрые

2) 5600 – 168 = 5432 (ч)

Ответ: сделали 5600 чудес, обогнали своих соперников на 5432 чудес.

Один ученик объясняет, как решал задачу, остальные проверяют правильность решения

По результатам самопроверки

за правильное решение задачи дети на полях ставят 2 балла, если оба действия решены верно.


Дети записывают в дневник домашнее задание и выставляют себе отметку по желанию


Вывод:

Задачи с неправильными частями решаются по тем же правилам, что и задачи с правильными частями.


Анализируют свою учебную деятельность: обобщают, делают выводы.

















Самоанализ, самооценка.