учитель-логопед Каретникова С.М.
Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста используются следующие методы:
— обследование словарного запаса по специальной схеме;
— исследование связной речи с помощью серии заданий;
— наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;
— изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.); использование данных бесед с родителями, воспитателями и детьми.
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Мы остановимся на исследовании связной монологической речи с помощью серии заданий, опираясь на методику В.П. Глухова.
В целях комплексного исследования связной речи детей используются серии заданий, которые включают в себя:
— составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
— составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
— пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
— составление рассказа по серии сюжетных картинок;
— сочинение рассказа на основе личного опыта,
— составление рассказа-описания.
Результаты
Задание 1: Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам (картинки-действия).
Цель: определить способности детей составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы.
Задачи: развивать у детей самостоятельное установление смысловых отношений в высказывании и передавать их в виде соответствующей по структуре фразы.
Инструкция. Подготовка исследования: Для проведения исследования требуются несколько картинок следующего образца:
Девочка сидит на стуле.
Мальчик читает книгу.
Мальчик ловит рыбу.
Девочка катается на коньках (санках).
Исследование проводится в индивидуальной форме. При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано? Кто (что) это? Что он (она) делает?»
Задание 2: Составление предложения по трем картинкам (например: бабушка, нитки, спицы).
Цель: выявить способности детей составить предложение по трем картинкам.
Задачи: развивать способности детей устанавливать, логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания.
Инструкция. Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах.
Задание 3: Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).
Цель: выявить возможности детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.
Задачи: развивать способности детей передать содержание рассказа полно без наличия смысловых пропусков, повторов.
Для этого текст сказки « Теремок » прочитывается дважды, перед повторным чтением даётся установка на составление пересказа. При анализе составленных пересказов особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.
Задание 4: Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
Задачи: закреплять способности детей развивать фразовую речь, при составлении рассказа по картине.
Инструкция. Это задание используется для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. По трем сюжетным картинкам дети составляют рассказ « Кормушка » . Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком, который их внимательно рассматривает и составляет рассказ по картинкам.
Задание 5: Сочинение рассказа на основе личного опыта.
Цель: выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.
Задачи: развивать фразовую речь, при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры.
Инструкция. Детям предлагается рассказать, что находится на участке; чем занимаются на участке дети, в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развлечениях.
Задание 6: Составление рассказа-описания.
Цель: выявление полноты и точности отражения в рассказе основных свойств предмета, наличие логико-смысловой организации сообщения.
Задачи: развивать у детей способность отражать основные свойства предметов, используя языковые средства словесной характеристики.
Инструкция. Логопед знакомит детей с каждым условным обозначением, рассказывает о том, как схема будет помогать составлять рассказ об овощах.
Проблемы речи детей дошкольного возраста
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Сенсорно-графические
схемы
Воробьева В. К.
Схема составления
рассказа
Предметно-схематические
модели
Ткаченко Т. А.
Ефименкова Л. Н
Глухов В. П.
Большева Т. В.
Коллаж
Блоки-квадраты
- наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
- приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
- дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Сенсорно-графические
схемы
Воробьева В. К.
Схема составления
рассказа
Предметно-схематические
модели
Ткаченко Т. А.
Ефименкова Л. Н
Глухов В. П.
Большева Т. В.
Коллаж
Блоки-квадраты
это схема, в которую заложена определенная информация.
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.
э то графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий
Без окон, без дверей, полна горница людей.
Огурец
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы, например: домик — , волк — , медведь — .
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
- подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;
- обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;
- подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;
- выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.
- желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни;
- расширение круга знаний об окружающем мире;
- активизирование словарного запаса;
- преодолевание робости, застенчивости, умение свободно держаться перед аудиторией.
- слова-предметы: солнце, журавль, кувшин, лиса, тарелка, дождь;
- слова-действия: ползает, прыгает, летает, ходит, бегает, растет, светит, покажи;
- слова-признаки: большой, маленький, грустный, веселый;
- символы-предлогов: под, за, над, на, около, к;
1. Какие из символов подходят лисе, а какие журавлю?
2. Сравнение лисы и журавля
3. Составление героями сказки описательного рассказа.
Пройти по мостику в лес, к грибку, рассказать о себе.
1. Пиктограммы слов-предметов расположены по кругу
Задание : соотнести пиктограмму и картинку.
Задание : выбрать и показать только ту пиктограмму, которую назвал взрослый.
- Задание : назвать и показать кто (что) идет (дождь, лиса); кто прыгает, и т.д.
2. Составить из пиктограмм
пару.
3. Исправить ошибку.
- Взрослый предлагает найти две пиктограммы по предложению: “Солнце светит” или “Журавль летает” или “Хитрая лиса”…
- Взрослый предлагает две пиктограммы, а ребенок составляет предложение.
Взрослый предлагает две пиктограммы “журавль” и “ползает”. Ребенку предлагается исправить ошибку и произнести правильное предложение.
4. Составить из пиктограмм произнесенную фразу.
“ Над деревом летает журавль”
“ На столе тарелка”
“ К дереву идет
лиса”
4. Загадки:
5. Образование родственных слов.
6. Согласование в роде, числе и падеже.
Вижу кого,
(что)?
Пою о ком,
(о чем)?
Подарю кому,
(чему)?
Дружу с кем,
(с чем)?
7. Подбор глаголов.
Кто (что) из героев сказки:
ползает
прыгает
летает
ходит
бегает
растет
8. Образование сложных слов.
9. Экология.
Зачеркнуть то, чего не бывает весной
Что нельзя делать в лесу?
10. Пальчиковая гимнастика.
Весенний день! Весенний день! (Хлопают в ладоши).
На дворе звенит капель. (Встряхивание кистями рук).
По полям бегут ручьи, (Делают волнообразные движения руками).
На дорогах лужи, (Соединить руки перед собой, округлив их).
Выползают муравьи («Пробегают» пальчиками по рукам).
После зимней стужи,
Пробирается медведь (Сжимают и разжимают кулачки).
Сквозь лесной валежник
Стали птицы громче петь, (Делают взмахи кистями рук).
И расцвел подснежник. (Складывают из ладошек «бутон» и
раскрывают его).
11. Физкультминутка
Выполнение движений по тексту
12. Пересказ сказки
1. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001.
2. Белоусова Л. Веселые встречи. — СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2003.
3. Венгер Л. Угадай, как нас зовут, — М.: «Просвещение», 1994.
4. Житникова Л. Учите детей запоминать. — М.: «Просвещение», 1985.
5. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // «Воспитание и обучение». — 2004. — №6.
6. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание, — 1990,— №10.
7. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. — М.: ТЦ «Сфера», 2003.
8. Чохонелидзе Т. Учим стихи по картинкам // «Обруч». — 2006. - №3.
9. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников // «Дошкольная педагогика». — 2006 (июль—август).
10. Бойкова С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. — М.: «Просвещение», 2005.
- 1. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001. 2. Белоусова Л. Веселые встречи. — СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2003. 3. Венгер Л. Угадай, как нас зовут, — М.: «Просвещение», 1994. 4. Житникова Л. Учите детей запоминать. — М.: «Просвещение», 1985. 5. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // «Воспитание и обучение». — 2004. — №6. 6. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание, — 1990,— №10. 7. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. — М.: ТЦ «Сфера», 2003. 8. Чохонелидзе Т. Учим стихи по картинкам // «Обруч». — 2006. - №3. 9. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников // «Дошкольная педагогика». — 2006 (июль—август). 10. Бойкова С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. — М.: «Просвещение», 2005.