Использование различных видов искусства на уроках изучения лирических произведений
Одной из наиболее интересных и продуктивных форм работы над анализом лирического произведения на уроке литературы является использование произведений других видов искусства: живописи, музыки, кино, театра. Произведения искусства оказывают эстетическое воздействие на обучающихся, способствуют образному восприятию мира. Искусство формирует эмоциональную культуру человека, воспитывает нравственные качества, развивает художественный вкус, ассоциативное мышление.
Развитие информационных технологий открывает широкие возможности для учителя: урок можно сделать ярким, интересным, эмоциональным, с привлечением разнообразного иллюстративного материала, использованием аудио- и видеосопровождений. Компьютерная техника, мультимедийное оборудование позволяет наглядно продемонстрировать произведения живописи, классическую музыку, актерское чтение стихов, прозы, произведения литературы в киноверсиях, документальные и учебные фильмы.
Сопоставление литературного произведения и его художественных интерпретаций в изобразительном искусстве, музыке, театре и кино способствует более глубокому осмыслению обучающимися художественного текста, пониманию специфики литературы как вида искусства. Обращение к разным видам искусства является важным условием развития образного мышления, расширения кругозора, развития эстетического вкуса учащихся.
Одним из наиболее важных дидактических принципов в преподавании любого предмета является принцип наглядности. Произведения живописи на уроках литературы, обладая зримой отчетливостью, позволяют учащимся конкретно представить портреты героев, быт, обстановку, историческую эпоху в целом. Для работы на уроке можно привлекать картины разных жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер; бытовую, историческую, батальную живопись.
Репродукции живописных полотен мы привлекаем как при изучении эпических произведений, так и при изучении лирики (поэзия Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина, В.В. Маяковского и др.). Изучая биографию писателя, мы обращаемся к его портрету. Портреты писателей, выполненные художниками, знакомят ребят не только с внешним обликом человека, но и способствуют проникновению в его внутренний мир.
Отдельно хочется сказать об обращении к иллюстрации в процессе работы над текстом художественного произведения. Работа с иллюстрациями так же, как и работа с произведениями живописи, направлена на более глубокое осмысление художественного текста. На уроке мы обсуждаем несколько классических иллюстраций к произведению, пытаемся понять, насколько они соответствуют литературному тексту, какими средствами художник воплощает это соответствие или.
Иногда учащимся дается задание самим нарисовать иллюстрации к тексту. причем оцениваются не художественные способности ребенка, а, в первую очередь, соответствие изображенного им литературному произведению.
Мелодика поэзии. Это выражение говорит о взаимопроникновении двух видов искусства – литературы и музыки. Связь между литературой и музыкой неразрывна. Воздействуя на чувства, музыка создаёт на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературных произведений. В отличие от литературы, музыка не может передать конкретных явлений и понятий. Зато она способна глубоко и непосредственно передать переживания человека.
Поэтому на уроке литературы уместно обратиться и к такому виду искусства, как музыка. На стихи многих поэтов написаны песни, романсы. .Прослушивание записей музыкальных произведений усиливает эмоциональное впечатление от урока, помогает погрузиться в замысел литературного произведения, лучше осмыслить глубину поэтического таланта автора художественного текста, создает на уроке творческую атмосферу.
Образная суть музыки состоит в интонировании: она отражает внутренний мир человека, его переживания способом, который можно сравнить с интонацией человеческой речи.
Повышенная эмоциональность музыки, её способность глубоко и взволнованно выразить жизнь души, её сходство с интонациями речи роднят литературу и музыку как виды искусства и создают предпосылки для использования музыкальных произведений на уроках литературы.
Нередко источником вдохновения для композитора выступает литературное произведение. Так появились известные во всем мире оперы, написанные по произведениям русских классиков литературы: «Евгений Онегин» и «Борис Годунов», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» «Снегурочка», «Купец Калашников» и многие другие. Музыка и литературный текст, соединяясь как в классической музык, так и в романсе, в песне образуют новое художественное единство, которое начинает жить отдельной, новой жизнью. Тесная взаимосвязь литературы и музыки может быть продемонстрирована учащимся при изучении монографических тем историко-литературного курса в старших классах. Особенно наглядно это представлено второй половиной 19 века. Музыка этого периода занимает значительное место в духовной жизни России и в системе искусств. Она конкурирует с литературой в плане эмоционального воздействия на человека. Интеллектуальная и творческая элита общества единодушно признает её неограниченные возможности.
Через всю жизнь пронёс любовь к музыке великий драматург А.Н.Островский. Получив, домашнее музыкальное образование, он обладал тонким слухом, охотно пел лёгким баритоном романсы русских композиторов, среди которых отдавал предпочтение М.И.Глинке. Богатство музыкальных впечатлений, приобретённых драматургом, нашло своё естественное отражение в его пьесах.
Как не вспомнить о русском романсе при изучении творчества А.С.Пушкина. Его поэзия имела для этого жанра исключительное значение. Музыкальные стихи Пушкина привлекли внимание многих мастеров русского романса. М.И.Глинка по праву занимает среди них первое место. В разные годы он написал десять романсов на стихи поэта. Подлинным шедевром является знаменитый романс «Я помню чудное мгновенье». М.И.Глинка сумел постичь красоту чувств поэта и передать его в проникновенной, запоминающейся музыке. Прослушивание романса на уроке литературы углубляет восприятие и постижение школьниками пушкинского произведения, признанного мировым шедевром любовной лирики, расширит их эстетические представления.
Для многих детей и подростков самым любимым и доступным видом искусства является кино. Использование кино (художественного, документального, учебного) делает урок литературы ярким, интересным, насыщенным сильными впечатлениями, повышает мотивацию учащихся к изучению литературного произведения.
При использовании на уроке произведений киноискусства важно не забывать о главном методическом приеме. Видеозапись (например, фрагмент художественного фильма или спектакля) надо аккуратно ввести в содержание урока, объяснить учащимся, с какой целью вы собираетесь показать тот или иной отрывок, что именно они должны усвоить в процессе просмотра. После окончания демонстрации следует выяснить, как ребята восприняли содержание фильма, как соотнесли просмотр и задание к нему, достигнута ли цель показа. А далее - обязательно связать содержание видеоматериала с работой, которую вы организуете на уроке. Таким образом, фильмы учащиеся не просто смотрят, они должны их анализировать и сопоставлять с литературным произведением.
Опыт показывает, что использование фильмов на уроках литературы качественно меняет отношение обучающихся к классической литературе. Фильмы как бы оживляют для них книги, увлекают, учат думать, наблюдать. Но, самое главное, возвращаясь от фильма к книге, учащиеся начинают видеть ее совершенно иначе. Сравнивая, сопоставляя и противопоставляя книгу и фильм-экранизацию, они начинают открывать для себя духовный смысл произведения русской классики.
Диалог литературы, кино, музыки и живописи на уроке способствует эстетическому развитию современного подростка, преодолению ограниченности читательского восприятия.
Использование произведений разных видов искусства на уроке литературы позволяет сделать урок интересным, насыщенным, запоминающимся; активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает образное мышление, творческие способности. Вызывая эмоции, пробуждая сопереживание у учащихся, произведения искусства надолго остаются в памяти, содействуют формированию гармоничной личности. И урок литературы призван создать для этого благодатную почву.