СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование синквейна на уроках литературы как способа характеристики литературных персонажей

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание синквейна как способа емкой, всесторонней характеристики литературного персонажа, примеры синквейнов литературных героев

Просмотр содержимого документа
«Использование синквейна на уроках литературы как способа характеристики литературных персонажей»

Синквейн (от фр. cinquains, англ. Cinquain) пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

История синквейна.

История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала Американская поэтесса Аделаида Крэпси, которая увлекалась восточными формами стихосложения, в частности Хокку и Танка.

Собственно восточные стихотворения хокку, и танка роднит с синквейном принцип строгого деления стиха на строчки, и даже скрупулезный подсчет количества слогов находящихся в каждой строке, так называемый силлабический принцип. К примеру в хокку 17 слогов, в традиционном синквейне 22 слога, а в восточном танку 31 слог.

Естественно это не единственный вид стихов где встречается строгий подсчет слогов, но в мире их не так много, да и обычно более важными при написании стихов считается грамотное использование ударений.

Далее после смерти Аделаиды Крэпси в 1914 годы вышел сборник её стихотворений, который после этого еще неоднократно переиздавался, и синквейн получил большое распространение в мире. А затем когда было замечено его позитивное влияние на развитие интеллектуальных и аналитических способностей, образной речи, синквейн начал применяться и в педагогических и образовательных целях.

В России после положительного опыта использования синквейна в других странах, например Америке, и многочисленных отечественных педагогических публикаций, указывающих на эффективность синквейна в образовании, синквейн начал применяться с 1993 года.

А на сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста, а также в опыте правильного использования различных терминов. Поэтому синквейн прочно вошел в систему русского образования, и стал использоваться даже при работе с детьми дошкольного возраста , не говоря уже об учащихся старших школ.

Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка — 31). Авторы, развивавшие форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций:

  • Обратный синквейн (Reverse cinquain) — с обратной последовательностью стихов (2—8—6—4—2);

  • Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) — форма из двух пятистрочных строф, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейны;

  • Синквейн-бабочка (Butterfly cinquain) — девятистрочная форма со слоговой структурой 2—4—6—8—2—8—6—4—2;

  • Корона синквейнов (Crown cinquain) — 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;

  • Гирлянда синквейнов (Garland cinquain) — аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго, и т. д.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.


Примеры синквейнов

  1. Моцарт

Жизнерадостный – счастливый.

Творит – любит – восхищает.

Гармонией музыки покоряет сердца.

Гений.


  1. Сальери.

Завистливый – трудолюбивый.

Завидует – злится – убивает.

Сомнением в себе убивает себя.

Ремесленник.

(А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)


  1. Барон.

Скупой – властолюбивый.

Отрекается – копит – оговаривает (сына).

Желание свободы привело к служению золоту.

Безумец.


Альбер.

Бедный – разгульный.

Гуляет – обвиняет (отца) – убивает ( в мыслях отца).

Путь к независимости привел к преступлению.

Изверг.

(А. С. Пушкин «Скупой рыцарь»)


Дон Гуан.

Развратный – бессовестный.

Соблазняет – совращает – оскорбляет.

Зло себя наказало.

Гранд.

(А. С. Пушкин «Каменный гость»)


Вальсингам.

Раздавленный – падший.

Противостоит – дерзит – борется.

Жизнь – борьба.

Борец.

(А. С. Пушкин «Пир во время чумы»)