Юдина Дарья Сергеевна, педагог-психолог
Жукова Ирина Викторовна, педагог-психолог
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 41»,
Новосибирская область, город Новосибирск
Методические рекомендации.
Использование современных психолого-педагогических технологий
в коррекционной работе с обучающимися
с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)
Многие родители сталкиваются с проблемой «трудных детей». Но кто они, эти трудные дети? Виноваты ли сами дети в том, что их считают «трудными»?
Описания неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в литературе уже более века назад. Таких детей называли гиперактиивными, гиперкинетическими, страдающими минимальной мозговой дисфункцией.
Первым обратил внимание на таких детей Генрих Хоффман, а уже к середине прошлого столетия педиатры пытались дать четкое клиническое обоснование гиперактивным детям. Около полувека прошло, чтобы медики выработали четкие критерии данного заболевания.
В последнее время вследствие широкой распространенности синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является объектом исследования специалистов не только в области медицины, но и психологии и педагогики. Именно в школьные годы чаще всего обнаруживаются нарушения внимания в связи с повышением требований к данной функции в процессе обучения. Данная патология представляет также серьезную социальную проблему.
Целью нашей работы является: показать эффективность использования современных психолого-педагогических технологий при работе с обучающимися с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Объектом: синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Предмет исследования: современные психолого-педагогических технологии
Исходя из цели работы, необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть теоретические основания синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Выявить особенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Обозначить современные психолого-педагогических технологии в коррекционной работе с обучающимися с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
История изучения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
История изучения этого заболевания имеет не длинный, но насыщенный фактами период, составляющий около 150 лет. Впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог сидеть на стуле, немецкий врач психоневролог Генрих Хоффман. Он дал ему прозвище Непоседа Фил.
Несмотря на то, что изучением невротических отклонений поведения и учебных трудностей занимались многие ученые, долгое время не существовало научного определения таких состояний. В 1947 году педиатры попытались дать четкое клиническое обоснование так называемым гиперподвижным детям, у которых часто возникали проблемы с учебой.
После множества изменений в терминологии заболевания специалисты остановились на названии, более точно отражающем его сущность: «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Именно под этим названием данная патология вошла в американскую классификацию заболеваний. И именно таким названием мы будем руководствоваться в наших методических рекомендациях.
В последние годы были разработаны стандартизированные диагностические критерии СДВГ, представляющие собой перечни наиболее характерных и четко прослеживаемых признаков данного расстройства. Согласно классификации «Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям (DSM-4), опубликованной в 1994 году, были выделены критерии изучаемого синдрома (см. Приложение 1), которые позволяют специалистам поставить диагноз.
Однако помимо СДВГ такие нарушения могут служить внешними признаками других состояний, таких как заболевания щитовидной железы, эпилепсии, психических расстройств, других форм минимальных мозговых дисфункций, неврозов и др. В связи с этим разработана схема дифференциального диагноза СДВГ. Основные принципы этого диагноза приводятся в Приложении 2.
СДВГ следует разграничивать с нормальной, свойственной многим детям высокой двигательной активностью. Необходимо иметь в виду возможность проявления индивидуальных особенностей темперамента, а также то, что функции внимания и самоконтроля у детей находятся в процессе естественного развития.
Внимание ребенка неразрывно связано с мотивацией: дети не склонны уделять внимание тому или иному занятию до тех пор, пока не поймут, почему они должны это делать.
В других случаях особенности поведения, в том числе нарушение внимания и гиперактивность, могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.
Причины заболевания
Несмотря на многочисленные исследования посвященные изучению причин заболевания, окончательной ясности пока в этом вопросе не достигнуто. Предполагается, что на развитие синдрома влияет множество факторов:
Биологические причины. Их подразделяют на пре-, перинатальную и раннюю постнатальную патологию : токсикозы во время беременности, обострения хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания, принятие больших доз алкоголя и курение матери во время беременности, осложнения в родах, низкий вес ребенка при рождении, недоношенность, любые заболевания в младенчестве, сопровождающиеся высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств.
Психосоциальные причины. Две трети детей с синдромом – это дети из семей высокого социального риска, к ним относятся семьи: с неблагополучным экономическим положением (один или оба родителя безработные, неудовлетворительные материально-бытовые условия, отсутствие постоянного места жительства); с неблагоприятной демографической ситуацией (неполные и многодетные семьи, отсутствие обоих родителей); семьи с высоким уровнем психологической напряженности (постоянные ссоры и конфликты между родителями); семьи ведущие асоциальный образ жизни ( родители страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни);
Роль наследственной предрасположенности. Существует гипотеза о существовании семейных форм СДВГ. Специалисты отмечают в таких семьях кроме симптомов СДВГ частое употребление алкоголя, наличие асоциальных психопатий, аффективных расстройств. С развитием молекулярной генетики наследственная концепция СДВГ получила новые подтверждения. Были обнаружены нарушения нескольких генов связанных с симптомами заболевания.
Влияние неблагоприятных факторов внешней среды. Антропогенное загрязнение окружающей человека среды, во многом связанное с микроэлементами из группы тяжелых металлов, может иметь негативные последствия в первую очередь для здоровья детей. Поступление свинца в организм детей даже в незначительном количестве может вызывать когнитивные и поведенческие нарушения, при этом наибольшую восприимчивость к его токсическому воздействию имеют дети в возрасте 1-2 лет.
Роль пищевых факторов. Гипотеза о возможной связи между пищевыми добавками и гиперактивностью получила широкую известность, согласно которой, гиперактивность обусловливается церебральным раздражением, вызванным искусственными красителями и естественными пищевыми салицилатами, находящимися в коре, листьях растений и деревьев (маслины, жасмин, кофе и др.), а в малых количествах – во фруктах (апельсины, земляника, яблоки, малина). Удаление этих веществ из продуктов питания приводит к значительному улучшению поведения и исчезновению трудностей обучения у большинства гиперактивных детей.
Основные проявления СДВГ у детей
Возникновение симптомов заболевания относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение – к началу обучения к школе. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы ребенка, страдающим этим заболеванием, справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Максимальная выраженность проявлений синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей.
3 года - начало активного развития внимания, памяти и речи. Повышение нагрузок в этом возрасте может привести к нарушениям поведения в виде упрямства и непослушания, к отставанию в нервно-психическом развитии.
6-7 лет – критический период для становления письменной речи, произвольного внимания, памяти, целенаправленного поведения и других функций высшей нервной деятельности.
Поэтому в дошкольном возрасте среди детей с СДВГ преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность, а у школьников на первый план выступают трудности обучения и отклонения в поведении.
Большинство исследователей отмечают 3 основных блока проявлений СДВГ:
Гиперактивность характеризуется чрезвычайной подвижностью детей, их избыточная моторная активность бывает бесцельной, несоответствующая требованиям конкретной обстановки. Она проявляется не просто избыточной активностью, но также беспокойством, посторонними движениями во время выполнения заданий, требующих усидчивости. У таких детей возможно сочетание чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения. Часто гиперактивность сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики и навыков самообслуживания, при обучению письму могут проявляться дисграфии.
Нарушение внимания. При данном заболевании он встречается в 100% случаев, а двигательная расторможенность – довольно часто, но не всегда. Когда говорят «дефицит внимания», то под этим понимают неспособность сконцентрировать внимание в течение короткого периода времени. Таким детям на уроке трудно работать вместе со всем классом, трудно вспомнить инструкцию учителя. Продуктивность работы таких детей очень низкая. Основные характеристики внимания: концентрация, переключение, устойчивость, распределение, объем – ниже нормы. Психологи отмечают у таких детей уровень коэффициента интеллекта средний или даже выше среднего. Умственная деятельность детей с СДВГ обладает принципом цикличности. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превышает 5-15 минут, по истечении которых они теряют контроль над умственной активностью. Ребенку трудно саморганизоваться, поэтому на занятиях он требует много внимания со стороны взрослых.
Импульсивность. Обычно наблюдается в разнообразных повседневных ситуациях, при выполнении школьных заданий. Она выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, часто перебивает других, на вопросы отвечает невпопад, может без разрешения вставать со своего места в классе, вмешиваться в разговор или работу находящихся рядом людей, не в состоянии следовать правилам, такой ребенок часто торопится, суетится, приступает к задании, не дослушав инструкции, много раз переспрашивает, делает ошибки и не успевает за учителем. В тетрадях у таких детей грязно, самостоятельные и контрольные он бросает недоделанными или, быстро сделав, сдает с ошибками. Кроме того, такие дети эмоционально лабильны. Они легко переходят от слез к смеху, быстро забывают свои неудачи.
Непоследовательность и непредсказуемость в поведении делают гиперактивных детей нежелательными членами детского коллектива. Как правило, у них нарушены отношения как со сверстниками, так и со взрослыми. В отношении сверстников такие дети агрессивны и требовательны, эгоистичны. Не всегда они умеют сочувствовать и сопереживать. Не любят уступать, в чем либо, никогда не признаются в своей неправоте.
Дети с СДВГ доставляют много хлопот родителям и по тому последние очень часто не выдерживают «бурного характера» своего ребенка и прибегают к угрозам «лишения любви», воздействуя, таким образом, на неокрепшие чувства ребенка. В других семьях гиперактивные дети находятся под неослабленным контролем матери, что плохо отражается на развитии чувства независимости и самостоятельности. Вследствие подобной депривации происходят нарушения в эмоциональной сфере: неуверенность, негативизм, возбужденность, а они, в свою очередь, отражаются на умении ребенка контролировать себя, быть внимательным, сдержанным.
Таковы общие особенности детей с СДВГ, которые позволяют определять данный диагноз и проводить соответствующую коррекционную работу с использованием современных психолого-педагогических технологий.
Особенности коррекционной работы с использованием современных психолого-педагогических технологий с обучающимися с СДВГ
Работа с обучающимися с СДВГ должна включать комплекс методик, то есть быть «мультимодальной». Это значит, в нем надлежит участвовать педиатру, психологу, педагогам и родителям. Только коллективная, последовательная работа вышеназванных специалистов, позволит добиться хорошего результата.
Слово «технология» все чаще употребляется специалистами в области педагогики и психологии. Термин «технология», исходя из формулировок многих литературных источников, понимается как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.
Специфика работы с детьми с СДВГ состоит в том, что педагоги должны владеть различными технологиями, в том числе и психолого-педагогическими, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.
Какие же психолого-педагогические технологии наиболее актуальны в работе с детьми с СДВГ?
Работая с детьми с СДВГ необходимо постоянно ориентироваться на их личностные структуры. В работе с данной категорией детей, специалист может использовать следующие технологии:
информационные, через применение которых у обучающихся формируются знания, умения и навыки;
операционные технологии обеспечивают формирование способов умственных действий;
технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности;
эвристические - на развитие творческих способностей личности;
прикладные развивают действенно – практическую сферу личности.
Рассмотрим данные технологии подробнее.
Информационные технологии
В коррекционной работе с обучающимися с СДВГ информационные технологии очень актуальны.
С помощью информационных технологий актуальна реализация основных направлений деятельности в коррекционной работе с обучающимися с СДВГ: диагностика, консультация, развивающая работа, просвещение, только формы и средства их реализации существенно отличаются от общепринятых. Реализация основных направлений деятельности происходит в режиме дистанционной службы, через:
- создание тематической психологической электронной библиотеки для школьников, педагогов, родителей по актуальным проблемам, которые их волнуют;
- выставление развивающих, диагностических материалов для обучающихся с СДВГ, с которыми дети могут работать в режиме on-line;
- проведение дистанционных акций и конкурсов;
- организацию дистанционного консультирования целевых групп, (в частности, специального раздела, при обращении к которому возможно закрытое дистанционное общение родителей и педагогов);
- организацию форумов для обозначенных групп, где бы они могли высказать свои мнения, запросы, дать обратную связь, получить совет;
- организацию школ дистанционного обучения, по проблеме обучающихся с СДВГ;
- проведение чата команды педагогов с обучающимися с СДВГ, родителями, проведение дистанционного консилиума, администрации, а также чаты, с привлечением других специалистов, проведение телемостов с педагогами, детьми и т.д.
- проведение опросов целевых групп;
- организацию психолого-педагогического практикума для целевых групп.
Дистанционная деятельность психолога и педагогов со всеми целевыми группами должна соответствовать реальной деятельности школьного психолога и педагогов в настоящий момент в школе, что позволяет обеспечить целостность функционирования всех направлений.
Одним из направлений использования информационной технологии в работе можно рассматривать использование Интернет - проектирование в качестве метода коррекционно-развивающей работы. Термин «Интернет-проект» - один из самых употребительных терминов в сети Интернет. В узком смысле он отождествляется с понятием «сайт». В широком смысле, Интернет - проект – это проект, в котором для решения проблемы задействуются компьютерные возможности и сервисы.
В качестве примеров итоговых продуктов Интернет - проектирования можно привести следующие: компьютерная презентация, электронная книга, журнал, компьютерная игра, дистанционный конкурс, фестиваль, дискуссионный чат и другие дистанционные мероприятия по работе с обучающимися с СДВГ.
Включение обучающихся с СДВГ в разработку и реализацию собственных Интернет - проектов обладает большим развивающим потенциалом. С одной стороны, как командная форма работы Интернет–проект позволяет формировать познавательные способности, проектное мышление, субъектную позицию школьников, умения совместной деятельности, работы в команде. С другой стороны, содержательное наполнение позволяет решать самые разнообразные психологические задачи: коррекционные, развивающие, образовательные.
Неотъемлемой частью реализации Интернет - проекта является медиа - презентация итогов проекта, в рамках которой обучающиеся с СДВГ не только предъявляют проектные продукты, но и развивают умения экспертирования, планирования и отбора информации, коммуникативные навыки и т.д. При подготовке к презентации важно, чтобы дети самостоятельно или с помощью учителя разработали критерии оценки, а также структуру.
Интернет-проектирование часто используется в рамках медиа - уроков, на которых активно используются ИТ - технологии.
В целом, использование ИКТ в коррекционной работе ставит новые задачи по разработке коллекций цифровых источников, коррекционных программ, создания электронных учебников – практикумов, электронных добавлений к известным УМК и т.д.
Технология обучающих игр:
Обучающие игры занимают важное место среди современных технологий коррекционной работы с обучающимися с СДВГ. Обучающие игры выполняют три основные функции:
Инструментальная: формирование определенных навыков и умений - может выражаться в игровых упражнениях;
Гностическая: формирование знаний и развитие мышления обучающихся – выражается в дидактических методиках;
Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.
Технология обучающей игры может комбинироваться с такими технологиями как групповая технология, диагностика, тренинг.
Роль обучающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности обучающихся. Данные технологии развивают познавательную, социальную, профессиональную активность учащихся, они эффективны в работе с обучающимися всех возрастных категорий.
Здоровьесберегающие технолологии:
В современной школе, наряду с ослабленным физическим здоровьем, обучающиеся страдают психологическими проблемами (дезадаптационными нарушениями). В рабочем арсенале педагога-психолога и педагогов должны находиться методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.
Коррекционная деятельность в области здоровьесбережения подразумевает применение таких методик, как:
Музыкотерапия – использование музыки для расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния;
Ароматерапия – применение душистых веществ для релаксации и в эстетических целях;
Цветотерапия – использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах высоком эмоциональном напряжении и так далее;
Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов;
Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия;
Арт-терапия - включает в себя ряд направлений связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Психология творчества давно и успешно применяется в работе с обучающимися с СДВГ. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии, а на сегодняшний день и в образовательном процессе на разных ступенях обучения;
Игровая терапия - данная технология решает следующий спектр задач: психокоррекции, психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, способствует улучшению психологического климата в семьях и малых группах. Игровая терапия включает в себя индивидуальные, парные и групповые игры, техники, предполагающие использование кукол, фигурок, методики релаксационного характера, основанные на активной работе воображения, разных формах художественной экспрессии и др.
В коррекционной работе с обучающимися с СДВГ могут быть
использованы следующие технологии:
Сотрудничества - технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях взрослого и ребенка. Наиболее актуальной данная технология является при организации научно-исследовательской деятельности, конкурсного движения, а также в тренинговой работе. Взаимодействие педагогов и учащихся в сотрудничестве, кроме решения познавательной, творческой цели, предусматривает решение психолого-социальной - в ходе выполнения задания формируется культура общения, отражающая все коммуникативные уровни: «...деятельность - взаимодействие - общение - контакт» (по А.А.Леонтьеву).
Личностно – ориентированные - ставят в центр всей школьной социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагогов должна быть - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях
Гуманно – личностные - отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Термин «психологические технологии» подразумевает аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств субъекта. Следовательно, под термином «психологические технологии» подразумевается совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно – практической сферы личности и реализацию природных потенциалов.
Используемые педагогами технологии выполняют ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально–психологическое обучение.
Психологическая профилактика – содействие полноценному развитию личности всех участников учебно – образовательных отношений, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в организации работы с обучающимися. Основной задачей психологической профилактики является создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на коррекционную работу с использованием современных психолого-педагогических технологий.
В ходе реализации данной функции используются следующие техники:
Повышение социально–психологической компетентности всех участников образовательных отношений в ходе проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам в развитии обучающихся с СДВГ;
Использование данных о показателях психологического здоровья участников с целью формирования индивидуальной программы;
Совместное обсуждение и выработка эффективных психолого-педагогических технологий в работе с обучающимися с СДВГ.
Психологическое консультирование – оказание помощи участникам в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно–мотивационной сферы и системы отношений к другим, достижение эмоциональной устойчивости, способствующей личностному и профессиональному росту и саморазвитию.
Техники группового консультирования, включенные в занятия со всеми учебно–тренировочными группами, опираются на результаты предшествующей диагностики, личностно–эмоциональных и коммуникативных характеристик, трактуемых как показатели психического здоровья.
Психологическая коррекция – активное психолого–педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья.
В практической психологии выделяют два направления коррекции. Первое представляет комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления. Второе – нормативно–ценностная коррекция, которая заключается во внесении определенных направлений в индивидуально–личностную систему норм и поведенческих эталонов, в соответствие с которой человек корректирует исполнение своих жизненных и деятельностных функций.
Психологическая реабилитация – процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании психотравмирующих обстоятельств, вызванных состоянием внешней среды. Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий.
Именно психологические тренинги, чаще всего, рассматриваются как реабилитационные психотехнологии.
Таким образом, психолого-педагогические технологии находят своё целесообразное место в целостном педагогическом процессе. Любая психолого-педагогическая технология, её разработка и применение требуют высочайшей творческой активности и профессиональных знаний.
Результатами коррекционной работы с использованием современных психолого-педагогических технологий с обучающимися с СДВГ должны стать:
Нормализация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родственниками;
Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить начатые дела до конца;
Развить чувство ответственности за собственные поступки;
Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению;
Контроль собственных эмоций и поступков, навыки эффективного социального взаимодействия с окружающими;
Информированность родителей и учителей о сущности и основных проявлениях СДВГ, об эффективных методах работы с гиперактиивными обучающимися;
Повышение самооценки обучающихся, уверенности в собственных силах за счет усвоения ими новых навыков, успехов в обучении и повседневной жизни.
Список используемой литературы:
Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.-2-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 608 с. ISBN 5-93962-005-1.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.-Питер, 2000.
3. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию “психолог”. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МО ДЭК”, 2004. – 464 с. (серия “Библиотека психолога”).
Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла // «Школа 2000...» Концепция и программы непрерывные курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. – М., 1997, с. 18-20;
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.
Сухарева О.А. Сборник городской конференции «Современная практика информатизации образования», статья «Эффективность использования информационных технологий в работе школьного психолога»/ под ред. Скиба Н.П., Дубна, М.О. ЦРО, информационный отдел, с. 15, 2006.
Фомин А.С. Игровой танец как технология XXI века// Экология человека: сб. трудов. Том V. Часть VI. Конкретные технологии современного образования.- Новосибирск, 2000. – С.185-205
Шкурко Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе. Психологический вестник. Выпуск 1, Часть1, Ростов-на-Дону, Изд. Ростовского Университета, 1996, с.327-348.
Интернет-ресурсы:
Писарева Е.В. Роль психологических здоровьесберегающих технологий в повышении качества образования /sno/poleznoe/school_psychologist/1804-.html
Сизанов А.Н. Педагогические инновации в научном обеспечении учебно-воспитательного процесса и роль педагогической общественности в успешности их реализации...
Чернова Е.Н. Современные психолого-педагогические технологии обучения
12. Чернова Е.Н. Современные психолого-педагогические технологии обучения
13. Шкурко Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе. Психологический вестник. Выпуск 1, Часть1, Ростов-на-Дону, Изд. Ростовского Университета, 1996, с.327-348.
14. Писарева Е.В. Роль психологических здоровьесберегающих технологий в повышении качества образования /sno/poleznoe/school_psychologist/1804-.html
15. Сизанов А.Н. Педагогические инновации в научном обеспечении учебно-воспитательного процесса и роль педагогической общественности в успешности их реализации.
Приложение 1
Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-IV (1994)
А. Для постановки диагноза необходимо наличие |
(1) шести или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребенка на протяжении как минимум шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ 1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности. 2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. 3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь. 4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание). 5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности. 6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы). 7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты). 8. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях. | (2) шести или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении по меньшей мере шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам ГИПЕРАКТИВНОСТЬ 1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится. 2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. 3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо. 4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. 5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор». 6. Часто бывает болтливым. ИМПУЛЬСИВНОСТЬ 7. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца. 8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. 9. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры). |
В. Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до семи лет. |
С. Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома). |
D. Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении. |
Приложение 2
Дифференциальный диагноз СДВГ
Состояния и заболевания | Дифференциально-диагностические признаки | Дополнительные консультации и исследования |
Индивидуальные особенности темперамента | Развитие внимания и других когнитивных функций соответствует возрастной норме. | Анализ анамнестических сведений, психологическое обследование |
Неврозы и невротические реакции | Особенности поведения ребенка связаны с действием психотравмирующих факторов. | Анализ анамнестических сведений, психологическое обследование |
Церебрастенический синдром при соматических заболеваниях | Высокая психическая и физическая истощаемость, частые головные боли, симптомы вегетативной лабильности. | Обследование педиатром, лабораторные и инструментальные исследования по показаниям |
Побочные эффекты лечения некоторыми препаратами (антигистаминными средствами, теофиллином) | Основными являются болезни органов дыхания, аллергии (например, бронхиальная астма). | Обследование педиатром, лабораторные и инструментальные исследования по показаниям |
Резидуальные явления перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации | Когнитивные и поведенческие нарушения имеют четкую связь с черепно-мозговой травмой, нейроинфекцией или интоксикацией, отличаются по своим проявлениям и возрастной динамике от СДВГ. Обычно более выражены очаговые неврологические симптомы | Неврологическое обследование, лабораторные инструментальные исследования по показаниям |
Другие формы ММД: дислексия, дисграфия, дискалькулия | Нарушения внимания и гиперактивность являются вторичными симптомами. | Неврологическое психологическое обследование |
Заболевания щитовидной железы | Наряду с нарушениями внимания и гиперактивностью наблюдаются симптомы дисфункции щитовидной железы. Заболевания щитовид-ной железы могут иметь место у ближайших родственников. | Обследование эндокринологом, анализ гормонального профиля |
Значительное снижение остроты слуха | Особенности развития и поведения отчетливо связаны с дефицитом слуха. | Анализ анамнестических сведений, отоневрологическое обследование |
Эпилепсия | Гиперактивность и дефицит внимания чаще встречаются при лока-лизационно обусловленных симптоматических формах эпилепсии. Они могут быть связаны с длительным приемом барбитуратов. | Анализ анамнестических сведений, неврологическое и нейрофизиологическое обследование |
Психические расстройства: патохарактерологическое развитие, олигофрения, аутизм, шизофрения, маниакально-депрессивный синдром | При дифференциальной диагностике учитываются основные признаки психических расстройств и особенности развития детей с этими нарушениями. | Анализ анамнестических сведений, обследование психиатром |
Синдром Туретта | Основным признаком заболевания являются множественные тики, включая вокальные. | Анализ анамнестических сведений и родословной, неврологическое обследование |
Наследственные синдромы: Вильямса, Смита-Мажениса, Беквита-Видеманна, фрагильной Х-хромосомы и другие | Характерно наличие умственной отсталости и типичных фенотипических признаков. | Анализ анамнестических сведений, генетическое обследование, психоневрологическое обследование |