СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на ШМО гуманитарного цикла по теме "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы"

Просмотр содержимого документа
«Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы»

Выступление учителя русского языка и литературы Камышниковой Г.Г.

на ШМО учителей гуманитарного цикла МКОУ «Новоярковская СОШ»

«Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы»

Что такое современный урок? Важнее содержание или форма проведения урока? Может ли быть технология в образовании? Что придает современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего?

Можно задать ещё много вопросов. Как же быть и что делать?

Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески.

Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Технология-это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. (Толковый словарь).

Педагогическая технология-это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Сегодня я познакомлю вас с технологиями, которые активно использую в своей работе.

( В. М. Монахов) Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Реализация проблемного обучения повышает мотивацию к познавательной деятельности, способствует глубокому пониманию учебного материала, формирует конструктивное отношение учащихся и воспитанников к такому явлению как «проблема».

На уроках по постановке учебной задачи создаю ситуацию дискомфорта в познавательной деятельности учащихся: ставлю вопросы, на которые нет готового ответа, сталкиваю разные точки зрения, таким образом, создаю проблемную ситуацию. Ученик ставится в ситуацию исследователя, пытаясь самостоятельно находить и критически оценивать способы решения возникающих перед ним задач.

Приведу самый примитивный пример: «Как найти в предложении. грамматическую основу?»

В начале урока создаю ситуацию успеха: предлагаю предложения, в которых подлежащее выражено существительным, а сказуемое – глаголом. Далее создаю проблемную ситуацию: даю предложения, в которых сказуемое выражено существительным, прилагательным, наречием. Осень – прекрасная пора. (Осень была прекрасной порой. Осень будет прекрасной порой.) Дни солнечные. (Дни были солнечные. Дни будут солнечные.) На улице тепло. (На улице было тепло. На улице будет тепло.)

Известный способ для решения задачи не подходит. Учащиеся предлагают разные варианты, но решения нет. Даю подсказку: «Попробуйте сначала найти сказуемое, изменив предложение по времени». Ребята изменяют предикативность, относят содержание предложения к прошедшему и будущему времени, обращая внимание на то, что появляется слово «быть», которое и является сказуемым. В настоящем времени оно в нулевой форме. Обязательно находится ученик, который обращает внимание на то, что у сказуемого «была» в предложении «Дни были солнечные» нет лексического значения, а значит, ищем слово, в котором оно заключено. (Выходим на понятие «составное сказуемое»). Способ нахождения сказуемого найден. И от него по вопросу находим подлежащее. Учащиеся теперь могут ответить на вопрос: «Почему этот способ нахождения сказуемого и подлежащего точнее?» «Потому что подлежащего может не быть, а если и есть, не всегда от него можно задать вопрос «что делать?»

Использую на своих уроках и игровые технологии (в частности, дидактические игры). Педагогическая игра имеет четко поставленную цель обучения и педагогический результат. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. «Полиграф»

Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, активизировать творческую деятельность обучающихся. К использованию на уроке данного метода нужно готовить ребят постепенно. Так уже в 7 классе по русскому языку можно подготовить с учениками несколько проектов по изученным частям речи. Темы по морфологии очень обширны, имеют несколько микротем, требуют много работы при отработке навыков и умений, поэтому на стадии закрепления можно подготовить и проект по изученной теме. Еще один плюс этой работы психологический: 7-й класс это, так называемый, «трудный» возраст, когда ребёнка сложно чем- то заинтересовать. А новый вид работы всегда интересен, тем более, что можно работать в группах, что тоже имеет немаловажное значение для ребят этого возраста.

Развитию критического мышления способствуют технологии исследования, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучения в целом. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Используя исследовательскую технологию, я не не заставляю делать научные открытия, а просто учу выбирать близкую точку зрения. Так при изучении темы «Написание ь в в глаголах на – тся, -ться», просто на доске записываю в два столбика глаголы и задаю вопрос: чем отличаются в написании глаголы из 1 столбика от глаголов из второго? Попытайтесь задать вопросы, чем отличаются вопросы. Сделайте вывод.

Технология формирования нравственных качеств обучающихся в процессе работы над текстом литературного произведения.

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав нравственно, - значит вырастить угрозу для общества. Теодор Рузвельт.

Духовное оскудение поколения сегодня - повод для тревоги. Как изменить эти процессы, каким образом донести до людей идеи о необходимости сотрудничества, толерантности, взаимопомощи, гуманности?

В школьную программу включены ценнейшие художественные произведения отечественной и зарубежной литературы, к окончанию 11 класса произведения изучены, школьники усвоили определенные знания, но значит ли это, что нравственные устои школьников стали достаточно прочными?

Для того, чтобы знания стали частью духовного мира человека, а не мертвым капиталом, ученик должен уметь применять эти знания, постоянно, целенаправленно и заинтересованно использовать их в своей жизни.

Выбор работы с текстом всегда оптимально связываю и со спецификой жанра произведения , и с особенностями его восприятия учениками. Так, на уроках изучения сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» использую художественное рассказывание, работу над планом, пересказ одной из 10 глав, часто использую игровые технологии. Так, с интересом относятся школьники к заданию пересказать события от лица Насти и Митраши, а затем сопоставляем их с текстом. Именно такая работа помогает увидеть за внешней стороной сюжета суть конфликта между детьми, показать особенности их характеров и жизненной позиции.

Какие особенности характеров детей стали причиной их ссоры? В чем вы видите ошибки брата и сестры? А вы могли бы так поступить почему, что нужно в себе изменить , чтобы не делать так, чтобы жалеть потом об этом. Особое внимание уделяю истории собаки Травки, взаимоотношению человека и природы.

Изучая роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» , я всегда обращаю внимания на детали , которые заставляют школьников думать, размышлять о поступках героев, примеряя их на себя. Онегин читает записку Ленского о вызове его на дуэль. Пушкин пишет: «приятный, благородный вызов», чувствуете уже в этой фразе передано авторское отношение к событиям. А дальше «Звал друга Ленский на дуэль» Почему именно друга, чтобы показать всю противоестественность происходящего. А Онегин принимает вызов. Онегин, не задумываясь, поступает так, как принято в обществе, эгоистичный Онегин не мог поступить иначе. «Пружина чести наш кумир ! И вот на чем крутится мир». Да , Пушкин заставляет страдать Онегина «И окровавленная тень к нему являлась каждый день», тяготится жизнью, суд над собой – плата за забвение истинно человеческой нравственности, чтобы жить по светским правилам. Всегда ли мы должны поступать в угоду общественному мнению?

Говоря о современном уроке, мы не должны забывать об информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ).Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.

Я применяю компьютер и средства мультимедиа на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- обогащение словарного запаса;

- овладение нормами литературного языка;

знание лингвистических и литературоведческих терминов;

- формирование общеучебных умений и навыков.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

Говорить о современном уроке можно много. Как не потеряться в целом океане технологий, методик, приемов? Как это совместить в рамках одного урока?

Ответ прост - нужен адаптивный урок.

Адаптивный урок – сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду урока.

Применяя различные технологии на уроках, чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками.