ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУ-ДЖОК-МАССАЖЕРА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Одной из актуальных задач образования является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей. Необходимым условием для реализации этой задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах, используя различные методы и приемы. Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции.
Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук, поэтому Су- Джок-терапия активизирует развитие речи ребенкаВ своей практике мы применяем Су- Джок- массажёры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами.
Приемы работы Су-Джок- массажером
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Шариком ребенку воздействуют на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка.
Массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. С помощью шаров - «ежиков» с колечками - детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым способствуя развитию речи.
Формы работы с использованием массажера Су-Джок разнообразны и применяются в логопедической практике при выполнении пальчиковой гимнастики, автоматизации звуков, звукового и слогового анализа слов, совершенствовании лексикограмматических категорий, развития памяти и внимания.
1. Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок- шарика - уникальное средство для развития речи ребенка. Дети любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом:
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правой, затем на левой руке, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз - два - три - четыре - пять (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Игра «Сорока белобока»
Сорока белобока кашу варила, деток кормила. (Катаем Су-Джок по ладошке руки)
Первого на кормила, (Берем колечко, которое находится в нутрии Су-Джока и надеваем на большой палец. Спускаемся вниз, по пальцу и поднимаемся)
Второго на кормила, (Переходим на указательный палец и массажируем его, так же как и предыдущий)
Третьего на кормила, (Переходим)
Четвертого на кормила, (Переходим на безымянный палец)
А вот пятого кормить не стала. (Переходим на мизинец)
Ведь он дрова не рубил (Начинаем сначала с большого пальца)
Печку не топил (И продолжаем с каждым по очереди)
Воду не носил Кашу не варил На стол не накрывал Вот и остался голодным - голодным - голодным. (Убираем кольцо и берем Су-Джок, катаем Су-Джок по ладошке быстро)
«Вот помощники мои»
Вот помощники мои. (Показать пальцы)
Их, как хочешь поверни.
По дорожке белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки. (Шариком провести по руке)
Чок, чок, чок,
Чок, чок, чок - Скачет резвый табунок. (Повторить с другой рукой)
«На лужок»
На лужок пришли зайчата, Межвежата, барсучата,
Лягушата и енот. (Поочередно надеваем кольцо на каждый палец)
На зеленый ты лужок Приходи и ты, дружок! (Катаем шарик по ладошке)
«Капустка»
Мы капустку рубим, рубим, (Ребром ладони стучим по шарику)
Мы капустку солим, солим, (Подушечками пальцев трогаем шарик)
Мы капустку трем, трем (Потираем ладошками о шарик)
Мы капустку жмем, жмем. (Сжимаем шарик в кулачке)
«Рыбки»
Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде, (Перекидывать шарик из руки в руку)
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке, (Сжимать, разжимать шарик в кулачке)
2. Автоматизация поставленных звуков
Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи. При работе с определённым звуком во время массажа проговаривается соответствующее этому звуку стихотворение. И помимо воздействия на зоны соответствия и массажного эффекта, влияющего на развитие мелкой моторики, которые в совокупности стимулируют речевое развитие, происходит автоматизация поставленного звука в речи.
Для автоматизации звуков можно использовать следующий речевой материал:
К
Свернулся ёжик клубком - Покатился кувырком.
По ямкам и кочкам.
По тропкам и мосточкам.
Мимо ёлок и клёнов,
Мимо кедров зелёных.
По мягкой травке.
По жёсткому песку.
Глубокого оврага Крутому бережку.
Вокруг горок и бугорков,
Вдоль речек и ручейков,
Мимо белки с шишкой,
Мимо косолапого мишки,
Мимо кукушки И остановился на опушке.
С
Ёжик утром проснулся,
Солнышку улыбнулся.
Чистой росой умылся,
Вкусной сушкой подкрепился.
Ес - ес-ес, ес - ес-ес,
Отправился гулять в лес.
В лесу с лисой повстречался.
Лису сильно испугался.
Са - са-са, са - са-са.
Ох, не съела бы лиса.
От испуга свернулся клубком, Покатился с бугра кувырком.
Сы - сы-сы, сы - сы-сы,
Покатился скорей от лисы.
Катился, катился И под кустом притаился.
Посидел, посидел под кустом.
В свою норку пустился бегом.
Использование Су-Джок шаров при совершенствовании лексико- грамматических категорий
Упражнение «Один - много». Логопед катит «чудо - шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично проводим упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».
Тема «Ягоды»
Ягоды - крыжовник, клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника.
(Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки)
Запомнил ягоды я наконец. Что это значит? (Поднимают плечи, удивляются)
Я - молодец! (Большой палец вытягивают вперед)
Тема «Одежда»
Постираю чисто, с толком. (Дети делают движения кулачками, имитирующие стирку)
Рубашку, кофту, платье, юбку, сарафан и майку,
А ещё футболку, джинсы, свитерок и брюки.
(Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки)
Вот устали мой руки! (Встряхивают обе руки)
Тема «Посуда»
Девочка Иринка порядок наводила.
(Дети катают Су-Джок между ладонями)
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны бить в салфетнице,
Масло должно быть в масленке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль, конечно, в солонке!»
(Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки)
При проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов. На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок клавишей работе.
Следовательно, применение Су- Джок-массажёров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий - под коробку; зеленый - около коробки.
Использование шариков для слогового анализа слов
Упражнение «Раздели слова на слоги». Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
Это лишь некоторые примеры использования Су-Джок-массажера.
Литература:
Амосова, Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе [Текст] / Н.С. Амосова // Логопед. - 2004. - № 6. - С.78 -82.
Акименко, В. М. Новые логопедические технологии [Текст] / В.М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Бардышева, Т. Ю. Разговорчивые пальчики: развитие мелкой моторики [Текст] / Т.Ю. Бардышева. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2011.
Безруких, М. М. Как научить ребёнка писать красиво [Текст] / М.М. Безруких. - М.: «Ди- дакт», 2005.
Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст] / С.Е. Большакова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Крупенчук, О. И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры [Текст] / О.И. Крупенчук. - СПб: Литера, 2008.
Лопухина, И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей [Текст] / И.С. Лопухина. - М.: Аквариум, 2005.
Османова, Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия [Текст] / Г.А. Османова. - СПб: КАРО, 2008.
Пак, Чжэ By Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии [Текст] / Чжэ By Пак. - М.: Су Джок Академия, 2009.
Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками - развиваем речь [Текст] / В.В Цвынтарный. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.