Климова Ольга Александровна,
учитель английского языка высшей категории,
МБОУ СОШ 12 г.Балашиха,
[email protected]
+7 915 326 02 24
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка (из опыта работы)
The technology of project activities using in English lessons
(from the work experience)
Аннотация: данная статья знакомит с технологией проектной деятельности на уроках английского языка и опытом работы над разными типами проектов
Abstract: the article introduces the technology of project activities in English lessons and the experience on different types of projects.
Ключевые слова: проектная деятельность, проект, учитель, ученик, задание.
Key words: project activities, project, teacher, student, task.
Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому – и я научусь.
Конфуций
Думаю, что муниципальная стажировочная площадка 2023-2024 оказалась весьма продуктивной для всех ее стажеров. Учителя, занимавшиеся на площадке, почерпнули много полезного, обогатив свой педагогический опыт знаниями об эффективных, современных приемах, методах и технологиях обучения, среди которых изучение английской грамматики с использованием ДОТ, особенности изучения английской поэзии, развитие креативного мышления учащихся, разнообразные игровые методы и приемы, метод полного физического реагирования (Total Physical Response), а также метод формирующего оценивания.
Хочется выразить благодарность как организаторам Муниципальной стажировочной площадки (далее - МСП) - Некрасовой Марине Юрьевне и Худойназаровой Нафисе Нарзуллоевне, так и всем учителям, рассказавшим о своих педагогических приемах, техниках и методах.
В данной статье рассмотрена технология проектной деятельности, которая также была представлена на МСП.
Согласно обновленному ФГОС, системно-деятельностный подход остается основой организации образовательной деятельности учащихся. Соответственно, задача учителей - создавать такие условия, которые способствуют проявлению большей самостоятельности и активности учеников в процессе их учебной деятельности. Технология проектной деятельности как нельзя лучше отвечает этим условиям и позволяет учителю развивать у учеников все три группы компетенций – личностные, метапредметные, предметные.
Не лишним будет напомнить, что учебный проект - это совместная или индивидуальная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность ученика или учащихся-партнёров, имеющая цель и согласованные способы, направленная на достижение результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Результат деятельности – это конечный продукт проекта. Он должен быть осязаем или практически значим. Продуктом может быть все, что угодно в зависимости от темы проекта: план мероприятия, листовка к празднику, проведенное и оформленное исследование с анализом, доказательствами и выводами, видеоролик, журнал, фильм, книга, веб-сайт, театральная постановка, игра, выращенный в теплице урожай и т.д.
Из истории метода
Основоположниками "Метода проектов" являются американский философ и педагог Джон Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик - обучение "путём делания ".
В 1905 году под руководством русского педагога Станислава Теофиловича Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
В советской школе предпринимались попытки видоизменить метод проектов, сочетать его с принципом Дальтон-плана и коллективной работой учащихся. Так возник бригадно-лабораторный метод обучения.
В 1931 году в постановлении ЦК партии "О начальной и средней школе" проектный метод подвергся осуждению, и о нём забыли на десятилетия.
В современной педагогике проектная деятельность приобретает особую значимость, потому что в учебной деятельности она стимулирует интерес учащихся за счет нестандартности подхода к изучению материала и мотивирует детей не только к получению новой информации, но и развитию творческих способностей путем создания продукта проекта.
При работе над проектом необходимость осуществления деятельности ведет за собой активное, осмысленное приобретение, применение и закрепление соответствующих знаний. Это опыт продуктивной деятельности.
Существует несколько классификаций проектов. Выделяют проекты по типу доминирующей деятельности учащегося - практико – ориентировочные:
ролевой проект
исследовательский проект
творческий проект
информационный проект
По предметно-содержательной области существуют:
межпредметный проект
надпредметный проект
моно проект
По количеству участников проекта есть:
индивидуальный
парный
групповой
коллективный
массовый
Проект - это "пять П":
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Шестое "П" проекта - это его портфолио
В своей педагогической практике активно использую проектный метод, который позволяет ученикам самим узнавать, создавать и творить, опираясь на свои интересы и развивая свои таланты. Кроме того, УМК Spotlight предоставляет возможность давать задания с элементами проектирования. Так, в 5-м классе в модуле 2d Culture Corner UK souvenirs есть упражнение - информационный проект, которое предлагает ученикам на карте своей страны отметить места, где производят известные сувениры.
После изучения темы сувениров Великобритании, можно задать ученикам вопрос: знают ли они, какие сувениры есть в России? Тем самым поставить детей перед необходимостью вспомнить, а если не вспомнят, то найти области в России, где производят известные сувениры. Пятиклассники охотно вовлекаются в это небольшое исследование, где нужно изобразить карту своей страны, узнать, в каких местах России и какие производят сувениры, отметить эти места на карте. Ученики ведут поиск, анализ и отбор информации. Конечный продукт – это нарисованная учащимися карта России с отмеченными городами, где производят сувениры, а также изображение самих сувениров. Презентация карт происходит на следующем уроке, где ученики показывают свои работы, рассказывают о сувенирах в России, и им выставляются оценки. Такое задание помогает лучше узнать родную страну, познакомиться с ее культурой, разнообразием сувениров России, народными промыслами. Помимо языковых умений, ученики совершенствуют навыки работы с картой, а также художественные навыки. Это маленькое проектное задание становится исследовательским полипредметным проектом по английскому языку, культуре, рисованию и географии.
В 6-м классе во 2-м модуле после изучения темы ‘Famous streets’ дается задание о создании информационной листовки об известных улицах своего города для потенциальных туристов. В сущности, это практико-ориентированный проект. Можно предложить ученикам рассказать об улицах и достопримечательностях не всего города, а своего микрорайона. На этапе проблематизации представлена ситуацию, когда в микрорайоне, где живут ученики, появляются англоговорящие туристы, которым нужно понимать, куда они могут пойти в микрорайоне, что увидеть. Ребята задумываются. С целеполаганием помогает формулировка задания в учебнике. Далее ребят можно разбить на пары. Если кто-то решает работать один, пусть работает. Комфортная рабочая обстановка необходима. В итоге у моих учеников получились листовки для иностранных туристов о Павлино, Троицкой улице, улице Бояринова, о Косинском шоссе. Работая над листовками, ученики искали необходимую информацию, создавали текст в Microsoft, соответствующий требованиям листовки-гида. Готовя проект в парах, дети учились понимать и слышать друг друга, осознавать меру ответственности каждого за свою работу.
В
модуле 5d можно провести работу по созданию плаката или афиши о ярком событии в своей школе. Здесь ученики должны вспомнить и проанализировать внутришкольные мероприятия, выбрать одно из них и создать плакат с рекламным текстом. Мои шестиклассники работали индивидуально и подготовили плакаты о 1-м сентября.
‘
School tour’ - информационно-ролевой проект, работа над которым проводилась в 2018 учебном году в 5А классе. Идея проекта родилась при изучении темы ‘East, West, Home’s Best’.Ученикам нужно было представить, что к ним в школу приехала делегация иностранных туристов, и они, ее ученики, должны были показать им свою школу и рассказать о ней. Ученики выбирали свои роли – или гидов или гостей. Каждому гиду нужно было рассказать об определенных помещениях и классах в школе. Гостям-туристам нужно было задавать вопросы и интересоваться школой и ее учениками. Подготовка к туру осуществлялась в течение 2-х недель: ученики-гиды должны были подготовить свой рассказ, гости-иностранцы должны были продумать вопросы и нарисовать флаги и эмблемы своей страны. Оценивание было балльным в зависимости от участия. Один урок понадобился на проведение тура по школе. Ученики неплохо подготовились и рассказывали о разных кабинетах и классах, об актовом и спортивном зале, о школьном музее. Гости- иностранцы задавали вопросы. Ребята были вовлечены в игру «гиды-гости». Благодаря такому комплексному проекту, ученики расширили запас слов по теме ‘School’ и ‘Rooms in the school’, совершенствовали свои умения в построении вопросов в Present Simple, в использовании грамматической конструкции ‘there is/there are’, развивали свои творческие навыки, пробуя себя в роли гида, гостя школы, а также лучше узнали школу, где учатся – помещения и их названия. А работа в группах дала возможность детям получить опыт общения и делового взаимодействия.
Т
ворческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы. С 5-м классом мы поставили на сцене ‘The Elephant’s child’ по мотивам сказки Р.Киплинга. После распределения ролей ребята учили свои слова, потом репетировали, искали и придумывали костюмы. Когда сказка была готова, ее показали для всех ребят класса, а позже – для учеников начальной школы. Сказка была воспринята зрителями тепло, а юным актерам понравился и запомнился опыт игры на сцене.
В 9-м классе моя ученица работала над индивидуальным проектом «Такая сложная английская грамматика». Ее проект включал исследование трудных грамматических тем английского языка и создание сборника с упражнениями. Проблему ученица увидела сама из жизни, когда заметила, что ее одноклассники неважно усваивают некоторые грамматические темы. Она решила провести опрос у учеников 9-х классов и выявить, какие темы английской грамматики в рамках школьной программы они считают сложными. Помимо девятиклассников, она опросила и учителей английского языка, чтобы выяснить, какие темы для учеников считают сложными они. На основе полученных от опроса данных она составила список трудных для грамматических тем и написала свое пособие по английской грамматике вместе с упражнениями по данным темам.
Таким образом, результатом проекта стал сборник по трудным грамматическим темам английского языка, который готовы были приобрести 8 учащихся в школе (из числа опрошенных).
В заключение хочется подчеркнуть, что проектная деятельность – эффективная технология обучения, которая формирует самостоятельность мышления учащихся, ответственность за конечный результат работы, раскрывает творческие способности учеников, помогает развитию навыка работы в команде, дает возможность применять знания на практике, а также развивает интересы учащихся в процессе учебной деятельности. Это эффективная технология для осуществления системно - деятельностного подхода, которую необходимо использовать в процессе обучения.
Список использованной литературы
Жильцова, Н.Н.Организация проектной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС СОО. Технология проекта[Электронный ресурс], - https://urok.1sept.ru/articles/672827
Новикова, Я.Э. Технология проектного обучения в школе: опыт учителя [Электронный ресурс], - https://novikova-ramsch12.edumsko.ru/folders/post/3249371
Лигай, О.А. История возникновения проектной деятельности и метода проектов [Электронный ресурс], - https://urok.1sept.ru/articles/662693
Проектная деятельность в школе: цели, задачи и виды [Электронный ресурс], - https://media.foxford.ru/articles/project-work