СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологий проектов

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

как помогает проектная технология разнообразить урок иностранного языка. Повысить качество преподавания предмета и мотивировать студентов СПТ к изучению иностранного языка

Просмотр содержимого документа
«Использование технологий проектов»

Проектная деятельность на уроках иностранного языка


Новые стандарты в образовании нацелены на достижение не только предметных, личностных и метапредметных результатов. Поэтому перед преподавателем иностранного языка стоит задача перейти с объяснительного метода преподавания к деятельностному.

  Многие учёные утверждают, что после прочтения память сохраняет всего лишь 10 процентов информации, после услышанного только 20 процентов, на десять больше памяти удаётся сохранить информацию после увиденного. А вот наш максимум достигается, когда сам выполняешь и на себе испытываешь.  И именно поэтому назрела необходимость обратить внимание именно на проектную деятельность на уроках иностранного языка.


 Методы и технологии обучения иностранным языкам были переосмыслены Новый стандарт нацелен на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению иностранному языку.


  Место проектной деятельности: 
1. Изменились результаты, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты); 
2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия
3. Основным подходом является системно - деятельностный подход;
4. Одним из методов реализации данного подхода является проектная деятельность.

 Метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно преобразовать уроки иностранного языка в дискуссионное, исследовательское занятие, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для студентов проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

В основе метода лежит возможность продолжать развивать познавательные навыки студентов, их умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать свое критическое и творческое мышление.

Данная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника процесса, что, естественно, влечёт за собой повышенную мотивированную активность студента. Положительным моментом является тот факт, что обучающиеся обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям, современным интернет-источникам), анализируют, сравнивают, отбирая самое важное и занимательное.

  Задачи проектной деятельности: 
• Обучение планированию (студент должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы); 
• Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (студент должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

  • Умение анализировать (креативное и критическое мышление); 
    • Умение составлять письменный отчет (студент должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии); 
    • Формирование позитивного отношения к работе (студент должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

   В основе проекта, как правило, лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, требуется не только знание иностранного языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, студенты должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями.

Преподаватель иностранного языка обучает способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. По мнению Е.И. Пассова, автора коммуникативного метода, коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса. Чтобы сформировать у студентов необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого студента. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить студентам возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, чтобы студенты акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции — формирования и формулирования этих мыслей. Новые тенденции в развитии общества способствовали распространению проекта как формы групповой деятельности студентов. В ней обучающийся выступает как индивид, способный не только оценивать действительность, но и проектировать какие-либо необходимые изменения для улучшения жизни.

 Возможности для обучающихся:

  • выход на практические действия (самостоятельно подбирать информацию и выбрать из множества нужное частное);

  • самостоятельная добыча знаний и способность работать с различными источниками информации;

  • совершение самостоятельных мыслительных операций, умозаключений (любые идеи и мысли ценны);

  • нахождение и решение проблемы;

  • прогнозирование результатов и возможных последствий разных вариантов решения;

  • установление причинно-следственных связей.



Ожидаемые результаты:

  • овладение теоретическими основами технологии;

  • выявление особенностей применения технологии на уроках иностранного языка;

  • повышение качества знаний по предмету;

  • повышение мотивации;

  • развитие коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.

Чтобы использовать метод проектов на своих уроках, необходимо определить тип мышления каждого студента.

 Виды проектов.

 Это исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию. При выполнении заданий исследовательских проектов участники проекта выдвигают различные гипотезы решения обозначенной проблемы, определяют пути её решения. Итогом исследовательской работы является обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов.

   Творческие. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Каждый из задействованных в проекте выполняет ту часть творческого задания, которая соответствует его интересам. Результаты проекта могут быть представлены в форме газеты, сочинения, видеофильма, драматизации и т. д. Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим.

  Информационные. Этот тип проекта изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Они часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.           

Это может касаться любой изучаемой темы, например, страноведческой, а также взаимоотношения, где требуется решение проблем.

   Этапы исполнения проекта:

1. Подготовительный этап (выбор темы, составление плана работы)

  1. Основной этап (этап выполнения проекта – поиск информации, документирование информации, оформление проекта)

  2. Заключительный этап (этап защиты – презентация, рефлексия)

Обязательно необходима рефлексия после окончания проекта. Умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; а также умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

   Через проектно - исследовательскую деятельность у студентов формируются следующие умения:

  1. Рефлексивные умения: 
    Поисковые (исследовательские) умения:- умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; -- умение запросить недостающую информацию у преподавателя, консультанта, специалиста; - умение находить несколько вариантов решения проблемы; - умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи.

  2. Навыки оценочной самостоятельности: - умение самостоятельно находить ошибки и исправлять их; - умение оценивать свою работу.
    Навыки работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

  3. Коммуникативные умения: - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; - умение вести дискуссию; - умение отстаивать свою точку зрения; - умение находить компромисс; - навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

  4. Презентационные умения и навыки: - навыки монологической речи; - умение уверенно держать себя во время выступления; - артистические умения; - -- -умение использовать различные средства наглядности при выступлении; -умение отвечать на незапланированные вопросы.

   Проектная деятельность отнимает много времени, требует сосредоточенной работы со стороны преподавателя и студента. Но, следует признать, что подготовка проектов совместно - очень увлекательное занятие и эффективный путь их развития обучающихся. Ярким примером является программа «Intel – обучение для будущего». Именно эту программу я использую в своей работе.