СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование тренажёров на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро… Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…

Из Интернета

Мудрый Конфуций говорил: «Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно». Научить ребёнка мыслить — это одна из сложных задач, стоящих перед современным учителем. Учиться  размышлять и работать с интересом и максимальной эффективностью в  современной  школе можно и с помощью информационных технологий.

Каждый учитель русского языка решает важнейшие задачи по формированию осознанных и прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащению словарного запаса учащихся с целью овладения ими нормами литературного языка, лингвистическими и литературоведческими терминами.

Применение в учебном процессе мультимедийных технологий по сравнению с традиционными методами обучения позволяют: оптимизировать проведение занятий, практических и лабораторных занятий по дисциплине, особенно объяснение нового материала; использовать вместо оригинала компьютерные, интерактивные имитационные модели объекта учебного процесса и проводить наблюдение процесса извне; осуществлять повторно передачи учебного материала; повысить развивающий потенциал занятий. Сегодня в учебные заведения пришли новые технические средства – интерактивные доски, графические планшеты, ноутбуки и т. д. Главная задача – найти им место в системе занятий. 

 

Просмотр содержимого документа
«Использование тренажёров на уроках русского языка»

Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро… Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…

Из Интернета

Мудрый Конфуций говорил: «Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно». Научить ребёнка мыслить — это одна из сложных задач, стоящих перед современным учителем. Учиться размышлять и работать с интересом и максимальной эффективностью в современной школе можно и с помощью информационных технологий.

Каждый учитель русского языка решает важнейшие задачи по формированию осознанных и прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащению словарного запаса учащихся с целью овладения ими нормами литературного языка, лингвистическими и литературоведческими терминами.

Применение в учебном процессе мультимедийных технологий по сравнению с традиционными методами обучения позволяют: оптимизировать проведение занятий, практических и лабораторных занятий по дисциплине, особенно объяснение нового материала; использовать вместо оригинала компьютерные, интерактивные имитационные модели объекта учебного процесса и проводить наблюдение процесса извне; осуществлять повторно передачи учебного материала; повысить развивающий потенциал занятий. Сегодня в учебные заведения пришли новые технические средства – интерактивные доски, графические планшеты, ноутбуки и т. д. Главная задача – найти им место в системе занятий. 


Если бы компьютер не был изобретен

как универсальное техническое устройство,

его следовало бы изобрести специально

для целей образования.

Энтони Маллан



Несомненно, в решении этих задач помогут интерактивные тренажеры.

Что такое тренажёр? С какой целью употребляются учебные тренажёры на уроке? В чём заключается актуальность и эффективность применения тренажёров? Какова технология использования тренажёров на уроках русского языка? Значение слова «тренажер» находим в словаре С. Ожегова:

«Тренажер — устройство для тренажа, тренировки». В Энциклопедическом словаре даётся такое толкование слова тренажер - (от англ. train - тренировать - обучать), учебно-тренировочное устройство для выработки навыков и совершенствования техники управления машиной (механизмом). Из двух определений выделяем главное: тренажёр предназначен для обучения, тренировки, выработки учебных навыков.

    Цель использования тренажёров на современном дистанционном уроке русского языка определена стандартами второго поколения:

  • развитие коммуникативных навыков (понимание информации устного и письменного сообщения, владение разными видами чтения, умение создавать устные и письменные тексты, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме);

  • развитие познавательных навыков (анализировать информацию, пользоваться знаками, символами, схемами, давать определение понятиям, строить логические рассуждения).

  • развитие регулятивных учебных действий (способность осуществлять самоконтроль, самопроверку в процессе учебной деятельности, применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни);

  • развитие предметных навыков (освоение базовых понятий лингвистики по орфографии, морфологии, синтаксису, лексике, применение теоретических понятий на практике)

  • развитие личностных учебных действий (совершенствование интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, стремление к речевому самосовершенствованию, воспитание любви к русскому языку и предмету).

    Типология тренажёров разнообразна: таблицы, рисунки, анимация, интерактивные таблицы, тесты, тексты.

Удобно применять такие тренажёры при дифференцированном обучении. Тема, рисунки, записи, даже цвета подобраны таким образом, чтобы школьник осознанно понял тему урока. Значит, тренажёр — это помощник, который учит ребёнка анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков.



Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:

  • повысить интерес у учащихся к предмету;

  • повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

  • сэкономить время на опрос учащихся;

  • дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.

Особое внимание заслуживают продукты серии “Уроков Кирилла и Мефодия”, которые используются как на уроках русского языка и литературы.

Таким образом, использование ЭОР на уроках повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересовать учеников изучаемым материалом, развивать творческий подход к окружающему миру, формировать элементы информационной культуры.

Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологий показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, развитию внимания и памяти, стимулированию познавательной активности перед традиционным методом обучения. Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40— 50 %. Приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. Компьютер в данном случае становится добрым помощником при демонстрации схем, таблиц, опорных конспектов, к которым учитель может обратиться в любое время (при условии систематизации материала).

    Обучение орфографии и пунктуации в школе имеет давнюю традицию, и тем не менее его результаты часто разочаровывают и учителей, и учащихся, и родителей, и общество в целом. Среди причин недостаточной эффективности традиционного преподавания – однообразие упражнений, выполняемых на протяжении нескольких лет (перепишите, вставьте, подчеркните) и невозможность постоянного контроля над качеством их выполнения. Эти причины поможет устранить тренинг.

  Один из путей решения проблемы орфографической грамотности – это формирование орфографического навыка, основу которого составляют вполне определенные знания и умения. Технология использования тренажёров на уроках русского языка - один из эффективных способов совершенствования познавательных, регулятивных учебных действий. Преимуществом таких тренажёров является то, что их можно использовать на разных этапах урока.

   Например, при актуализации знаний по теме «Имя существительное» применяется тренажёр — рисунок, который помогает ученику ответить на проблемный вопрос учителя: по каким признакам определяем имя существительное как часть речи.


Данный рисунок — своеобразная подсказка ученику для составления опорной схемы по теме «Имя существительное». Таким образом, можно спланировать предметные результаты ученика: овладение навыками анализа морфологических признаков имени существительного (умение задавать вопрос, определение категории одушевлённости, рода существительного)

  При объяснении нового материала (обучающий модуль), например, изучая тему «Правописание чередующихся гласных в корне слова».

Ресурс называется «Обучаем детей в Интернете», ученик находит тренажёр — таблицу «И - Е в корнях с чередованием». После внимательного изучения таблицы учеником делается вывод, на основании которого формулируется правило. Таким образом, ученик сам «перерабатывает» информацию: деятельностный подход формирует самостоятельность мышления. В этом же ресурсе мы находим и другие правила по орфографии, синтаксису.

При закреплении нового материала (контрольно-тренировочный или закрепляющий модуль) ученик выполняет тренажёр-анимацию по теме «Уточняющие члены предложения». 

Учащийся отрабатывает не только синтаксический и пунктуационный навыки (определение уточняющих членов предложения и обособление их), но и развивает внимание и память, мышление.

Тренажёр — тест тоже можно использовать на разных этапах урока: при актуализации знаний, закреплении темы, подведении итогов работы. В этом случае учитель отдельным файлом отправляет ученику необходимый тренажёр по Скайпу. Ученик в свою очередь принимает файл в режиме реального времени и, отвечая на вопросы, повторяет морфологические, синтаксические признаки причастия, называя их отличие от других частей речи

Так как наше правописание отражает в себе систему языка, то для формирования орфографической грамотности важны и фонетические знания, и знания по морфологии, лексике и синтаксису.

Электронный тренажёр «Русский в картинках. основные правила» совершенствует лингвистические навыки учащихся.


Сопоставляя же примеры на рисунке, ученик осознанно запоминает тему. Тренажёр — рисунок эффективно формирует зрительную память. Ученик составляет предложения, используя словосочетания из тренажёра. Наряду с морфологией, синтаксисом повторяется лексика: употребление слов в прямом и переносном значении. Русский язык изучается в комплексе. Ученик развивает предметные, метапредметные и личностные навыки.

На этом же сайте мы используем и другие рисунки-тренажёры со словами, предложениями, текстом-сказкой «Почему в русском языке нет приставки з?» 


     Прочитав текст сказки, ученик отвечает на поставленный вопрос и запоминает правило. Со словами из тренажёра ученик составляет предложения или текст.

Многообразие эффективных электронных тренажеров по русскому языку можно найти на Сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» .  Тренинг замечателен тем, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся. К ряду упражнений предлагается по два варианта заданий – разной степени сложности (например, 1) вставить пропущенные буквы только на последнее изучаемое правило, 2) вставить пропущенные буквы на ряд правил и исправить орфографические ошибки. Ученик самостоятельно или по рекомендации учителя выберет свой уровень сложности.

Упражнения в тренинге снабжены подсказками (формулировками правила, описанием алгоритма действий), к которым ученик обращается, если не уверен в правильности своих действий или чувствует, что забыл правило. Например:

Вопрос: Где ошибка в предложении: Шёл полк французов и кутузов?

Ответ: Кутузов – фамилия. Её нужно писать с большой буквы.

С маленькой буквы пишутся нарицательные имена существительные. А имена собственные надо писать с большой (или заглавной) буквы.


Примеры:

Город– имя нарицательное, а Москва– собственное, т.к. словом город можно назвать любой город, а Москва– название нашей столицы.

Река– нарицательное существительное, Волга– собственное. Каждой реке когда-то давно люди дали своё, собственное, название.

Девочка– имя нарицательное, а Оля– имя собственное, т. к. девочек в классе много, а Оля одна.

Определение

Нарицательные существительные называют предметы в числе однородных (девочкарека), собственные выделяют предмет из числа однородных (Оля, Волга)

На данном примере мы видим постановку вопроса, требующего сопоставления, размышления. В ответах, примерах, в таблице показано различие нарицательных и собственных существительных, объясняется их правописание, вывод - определение завершает объяснение. Используя данный тренажёр, ученик сначала даёт своё понимание учебного материала, затем самостоятельно проверяет свой ответ по тренажёру. В Тренинге задания и подсказки к упражнениям сформулированы так, что их практический смысл понятен каждому ученику независимо от того, по какому учебнику он занимается. Например: «Вставьте пропущенные буквы, исправьте орфографические ошибки. Выделите все частицы и приставки, в которые превратились отрицательные частицы. Подсказка. НЕ – отрицательная частица, она меняет смысл высказывания на противоположный. НИ усиливает отрицание и обычно пишется, если в предложении уже есть НЕ при сказуемом. (Это верно и для приставок НЕ и НИ в отрицательных  местоимениях и наречиях, и для повторяющегося сочинительного союза НИ – НИ: не съел ни крошки; не вернул ничего; нечего возвращать; не надел ни шубы, ни шапки (ср. надел и шубу и шапку).


Использование электронных тренажёров не отменяет систематического изучения правил, обращения к различного рода словарям и справочникам. При затруднении написания слова, постановки ударения ученик обращается к электронному словарю на сайте «http://www.gramota.ru» . В справочно-информационном портале предлагаются различные виды словарей: Орфографический словарь, Большой толковый словарь, Русское словесное ударение, Словарь имён собственных, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Словарь методических терминов, Словарь русских имён. При систематической работе со словарём у ребёнка вырабатываются познавательные учебные действия.

   Задача учителя — научить детей учиться. Наши дети учатся с интересом, познавая много нового, имея хорошие учебные результаты, участвуя в дистанционных олимпиадах.

Как показывает практика, тренажёры - таблицы, алгоритмы, схемы, рисунки, презентации, тесты незаменимы в обучении языку он-лайн при изучении таких разделов языка, как синтаксис, морфология, орфография, лексика. Они помогают ребёнку учиться, тренируя память, мышление, развивая речь и орфографическую зоркость, и дают возможность ребёнку проверить свои знания.

В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменяет учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Каждый учитель в состоянии спланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным.

Использование тренажеров на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее.

Например, очень богатый материал содержится на диске «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Т.о., формируется информативная компетенция обучающихся. Использование интерактивных тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Мне бы хотелось остановиться на приемах, которые чаще всего могут использоваться при разработки тренажера.

Прием Лупа, листание, инфографика

На этапах повторения и закрепления материала можно использовать интерактивные тесты. Преимущество электронных тестов в высокой степени интерактивности: и контролируют уровень знаний, и в случае необходимости помогают вспомнить правило.

Подводя итог, можно сказать, что тренажеры можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности ученика: ученик становится добытчиком новых знаний, что, конечно же, повышает его творческую активность.

Положительный эффект от использования в образовательном процессе ИК средств обучения сегодня очевиден многим, потому что они позволяют:

  • активизировать познавательную деятельность обучающихся и не только на уроке,

  • выстраивая индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, реализовать на практике принципы личностно-ориентированного, дифференцированного и индивидуализированного обучения,

  • наполняя уроки новым содержанием, расширять образовательное пространство вокруг ребёнка,

  • формируя элементы информационной культуры у детей, совершенствовать их информационную компетентность.




4