СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование творческих заданий на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование творческих заданий на уроках географии»

Государственное учреждение Луганской Народной Республики «Луганское общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №28»







Семинар



Использование творческих заданий на уроках географии и во внеурочное время в условиях государственного образовательного стандарта













Подготовила:

Романкова Елена Евгеньевна,

учитель географии, специалист первой квалификационной категории











г.Луганск, 2020





Уроки географии предоставляют прекрасную возможность создавать модель географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим мировоззрением. Каждый учитель стремится к формированию познавательного интереса, который способствует познанию, расширению знаний по предмету.

География - интереснейший предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал.

Творческий потенциал - внутренние возможности, позволяющие создавать новые по замыслу культурные или материальные ценности. У каждого ребенка есть способности и таланты.

Задача учителя - руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к географии.

Если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал ребёнка, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно - активная творческая личность, способная приумножить общественную культуру. [10]

Под творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.

Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своём персональном опыте и опыте своего друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, включая педагога.

Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:


· не имеет однозначного и односложного решения;

· является практическим и полезным учащимся;

· связано с жизнью учащихся;

· вызывало интерес;

· максимально служило целям обучения.

Поэтому в основу подготовки учебного занятия были положены различные виды и система творческих заданий, т.к. они способствуют развитию личности

Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося




Типы творческих заданий

Способствуют развитию, психических свойств


Репродуктивного уровня

рисунок

воображение

сообщение

устная речь, память


чайнворды, кроссворды, ребусы, синквейны.

мышление, память, внимание


игра «термин-понятия”

память, внимание


Частично-поискового уровня

рассказ с ошибками

внимание, память

составление логических цепочек

внимание, логическое мышление


узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию)

внимание


Творческий уровень

путешествие

внимание, память, мышление, воображение

решение географических задач

внимание, логическое мышление


составление образца территории

внимание, память, логическое мышление, воображение


социологический опрос

внимание, мышление


Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы - отсутствие связи между теорией и практикой. Дети не могут переложить полученные общие знания на изучение региональных территорий, не способны переходить от общего к частному и наоборот, строить причинно-следственные связи. Не развит навык чтения карт как источника мыслительно-аналитической деятельности. Для решения этих проблем была разработана методика, нацеленная на расширение географического кругозора учащихся, на формирование особого географического мышления в рамках подготовки к ЕГЭ.

Интерес к предмету нужно поддерживать на каждом уроке, а первый урок в любой параллели должен быть особенным - ярким и необычным. Введение в мир географии у 6-в можно построить в виде путешествия по земным оболочкам, рассказывая про каждую из них сказку, например: « Отправился Иван-царевич в дальнюю дорогу, ключ от Земли отыскать, чтоб достать его - колодец надо глубокий вырыть. Начал копать Иван - царевич, сначала землю рыть было легко, породы попадались лёгкие, рыхлые, но с глубиной становилось сложнее, так как горные породы становились плотнее и тверже. Что же находится внутри нашей Земли, из каких горных пород она состоит? Ответит на эти вопросы интереснейшая наука - география!»

После краткого, но красочного описания каждой оболочки, лучше акцентировать внимание на уникальность предмета, изучая который дети откроют для себя много нового и интересного.

В конце урока каждому ученику дается лист с элементарными вопросами по всему курсу географии 6-го класса, который надо заполнить, но ответы на вопросы учителем не оцениваются, в конце года ребятам раздаются эти же таблицы для диагностики и оценки полученных за год знаний на уроках географии. Дети любят этот урок, они видят свой прогресс и очень этому радуются.

Географическая викторина «Заработай балл»- неотъемлемый и любимый учениками атрибут каждого занятия, помогающий быстро включить ребят в деловой ритм, расширить географический кругозор, создать непринужденную атмосферу через элемент игры. За каждый правильный ответ учитель ставит балл и записывает его в тетрадь. Этот балл ребенок может использовать для повышения оценки за любой письменный и устный ответ, суммируя его с полученной оценкой (прибавлять нельзя только к «2»). Баллы, как поощрение можно ставит за активную работу на уроке, за хороший логический вывод и т. д.

Варианты заданий:

1 тип

Страна, в которой расположено озеро Балатон.

Высочайший в мире водопад.

Страна с самой большой береговой линией.

Материк, который пересекают все меридианы.

2 тип

Что это такое?

Эрги, гамады

Самум, баргузин

Вади, крики

эндемики

эпифиты

3 тип

Какие столицы здесь зашифрованы? Из слова удалены одинаковые гласные, а оставшиеся согласные переставлены.

  • - РНК (Анкара)

  • - ДКРЖТ (Джакарта)

  • - БКЛМ (Коломбо)

В рамках викторины можно показывать ребусы, шарады, кроссворды, логические цепочки - все, что вызывает интерес и делает урок нескучным. Еще одно развивающее задание - составление «синквейнов», выступает как симбиоз географии и русского языка и способствует развитию речи, творческих способностей и расширению географического кругозора.





Например:

_____________ 1 существительное

___________ _________ 2 глагола

___________ _________ ____________ 3 прилагательных

__________ ___________ __________ ____________ Предложение

Примеры «синквейнов», составленных на уроках:

Машиностроение

Механизирует Автоматизирует

Трудоемкое Наукоемкое Металлоемкое

Машиностроение технически вооружает экономику.

Европа

Торгует Диктует

Многоликая Прогрессивная Культурная

Европа - историческая колыбель цивилизации

Индия

Восхищает Завораживает

Многонациональная Контрастная Сказочная

Индия - страна глубоких противоречий

«Логическая цепочка» - упражнение, которое получается, как правило, в сильных классах и проводится как закрепление темы. Учитель говорит первое предложение: «Индия расположена на полуострове Индостан и занимает удобное ЭГП. Любой ученик продолжает: «ЭГП Индии удобно, так как страна омывается водами Индийского океана, что способствует развитию внешнеэкономических связей и торговле с соседними странами. Следующий ученик начинает свою фразу с последних слов своего одноклассника: «Соседями Индии являются….». Начало ответа каждого ученика - это конец фразы предыдущего. Упражнение сложно тем, что нужно хорошо знать тему, поэтому учитель должен выступать как связующее звено, если вдруг «цепочка» разрывается и кто-то затрудняется в формулировке материала. Приведем пример урока географии с использованием творческих заданий по теме: «Материк Северная Америка» (7 класс), который представлен в Приложении 1.

Воспитание творческой личности невозможно без развития воображения. Для этого используются различные игровые ситуации и географическое лото, уроки-путешествия и интегрированные театрализованные уроки (например, урок-суд «Кто виновен в гибели Арала?»), творческие работы и проекты, отчеты экспедиций. Активное включение информационных средств обучения помогает смоделировать различные ситуации и проследить динамику развития того или иного явления.

Антропогенное влияние коренным образом изменяет лик Земли, поэтому экологическое воспитание в современных условиях становится приоритетным. Важными приемом формирования экологической культуры на уроках географии являются работа с фактами, составление экологического паспорта природного объекта (при изучении природных зон, регионов России, своей местности), исследовательские задания на маршруте экологической тропы, изучение природных процессов с использование цитат, афоризмов, стихов из литературных источников. Все они оказывают благотворное влияние на душу и чувства учащихся, заново открывают им красоту родной земли, учат бережно относиться к ней, а следовательно, служат целям патриотического воспитания.

Также на уроках географии нужно использовать и другие методы. Ученикам он очень нравится и их работы с каждым разом становятся все более, совершенны, в них наблюдается не только творческая работа. Но и рост самостоятельно добываемых знаний.

Петренко Виктор 7 «Г» класс

Сочинение-миниатюра: «Ботаническая экскурсия в лес

каменноугольного периода»

Собираясь на ботаническую экскурсию в лес каменноугольного периода, мы приобрели высокие, резиновые сапоги. Так как климат там теплый и влажный, а прямо в воде образованы большие заросли папоротника. Чтобы рассмотреть верхушки этих деревьев нам приходилось задирать голову вверх, так как эти растения достигали от 2,5 до 7 метров в высоту. Воздух в тех лесах был тяжелый и сырой, поэтому вскоре мы достали, заранее приготовленные, противогазы. Чем дальше мы заходили вглубь леса, тем чаще вместо лесных озер нам попадались болота. Мы дальше не рискнули идти, так как существовала опасность того, что стволы деревьев могли упасть на нас.

Фирсина Анна 6 «А» класс

Сочинение-миниатюра «Увидеть мир в зерне песка»

Если не было песка, тогда бы муравьям, живущим не далеко от берегов, трудно было строить свои хижины, ведь он, как фундамент заложен в самом центре этого дома. Если бы не было песка и всех тех песчинок, из которых он состоит, тогда бы не было песчаных берегов, на которых мы отдыхаем летом. Не было бы пустынь, гор, пирамид и много других вещей, окружающих нас. Можно перечислить так весь мир, ведь песок везде.

Проводя анализ уроков, построенных с помощью элементов критического мышления, учитель должен обязательно увидеть, что учащиеся лучше стали выполнять задания творческого характера, так как повысилась способность школьников применять полученные знания при выполнении творческих заданий, что сделало сами знания более прочными. [15]

Подводя итог сказанному, любой учитель, постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться хороших знаний у учащихся по своему предмету и естественно любви к нему. Творческая деятельность учащихся в обучении должна развивать пытливость и самостоятельность учащихся, подготавливать их к самостоятельному приобретению знаний и творческому их применению на практике.