Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №7 «Чебурашка»
Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
Выступление на семинаре-практикуме
«Использование УМК в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»
по теме:
«Использование УМК в художественно-эстетическом развитии
детей дошкольного возраста на занятиях по обучению татарскому языку»
Воспитатель по обучению татарскому языку:
Ганиева Эльмира Шамиловна
2020 год.
Использование УМК в художественно-эстетическом развитии
детей дошкольного возраста на занятиях по обучению татарскому языку
Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующем – школы.
Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству русского и татарского народа – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития коммуникативных умений, влияющих не только на результативность обучения, но и на процесс социализации и развития личности в целом.
Таким образом, актуальность исследования определяется следующими фактами:
- Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания ДОУ - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.
- необходимость дальнейшей работы по совершенствованию коммуникативной компетенции дошкольников, что связано с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа модернизации российской системы образования;
- художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность одно из условий формирования личности ребенка – его интерес к национальной культуре;
По настоящему гармоничный человек эмоционально чуток, восприимчив, он способен чувствовать прекрасное и наслаждаться удивительным миром искусства. Огромную роль в эмоциональном развитии играет музыка, как «язык чувств».
Как решаются задачи эстетического воспитания детей в музыкальной деятельности с использованием УМК? Прежде всего, через слушание и восприятие классической музыки, специально отобранной для детей, через использование классической музыки во всех видах музыкальной деятельности (это танцы под классическую музыку, это игра на музыкальных инструментах, это танцевальные и игровые творческие импровизации детей, это музыкальные игры-сказки (ритмопластика), это отношение к музыке самого педагога, выразительный и эмоциональный показ танцев, песен, ритмопластических этюдов и т.д.)
Своим выбором репертуара, своим эмоциональным отношением к музыке, через использование художественного слова, педагог формирует у детей представление об эталонах красоты в искусстве и в жизни.
Занятие музыкой активизирует познавательную и умственную деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность возрасту, активизируются все творческие возможности растущего человека.
Музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:
Воспитывать интерес как к классической, так и к музыке татарского народа. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенной системе
с разнообразными музыкальными произведениями, произведениями с УМК и используемыми средствами выразительности.
Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах, развивать элементарную музыкальную грамотность. Все это позволяет детям действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация подпевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать.
Использование УМК в музыкальном развитии детей дошкольного возраста представляет собой систему наглядных методических материалов. Это аудиосборники, включающие в себя произведения известных татарских композиторов для слушания (Р.Яхин, М.Музаффаров, С.Сайдашев), песни на стихи поэтов Татарстана (Г.Тукай, М.Джалиль, А.Ерикей) предназначенные для формирования языковой среды и способствующие нравственно – эстетическому воспитанию детей в процессе музыкального развития, видеодиски “Шома бас” для обучения детей дошкольного возраста татарским народным танцевальным движениям. В аудиосборнике “Танцы Народов Поволжья” предложены популярные мелодии народов Поволжья для детей от 3 до 7 лет. Все аудиоприложения разработаны с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Аудиозапись используется во время введения новых слов, повторения: даны речевые образцы, диалоги игры, песни, записи знакомые детям сказки для показа настольного театра.
Музыкально-эстетическое воспитание направлено не только на развитие каких-либо способностей, но и на пробуждение большого интереса и любви к татарской культуре. Следовательно, методы должны быть едины по своей направленности и обеспечить в конечном счете воспитание эстетического отношения ребенка к музыке.
В своей работе я активно использую народный фольклор. Через народные потешки, песенки, сказки, пальчиковые игры мне быстрее удается добиваться контакта с детьми, чтобы успешнее прививать им навыки, интереснее организовать игровую деятельность.
Таким образом, музыкальное воспитание детей с использованием УМК, непосредственно влияет на чувства ребенка, формирует его моральный облик, создает необходимые условия для нравственных качеств ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего гражданина.
Рабочая тетрадь является одним из основных компонентов УМК “Говорим по-татарски. Творческая тетрадь помогает ребенку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал, привлечь родителей активно включиться в процесс развития своего малыша. В рабочей тетради даны задания на называние, обобщение и сравнение предметов на определение их величины, размера, количества. Например, “Предложи медведям посуду”, “Найди чайную пару”, “Раскрась одежду” и другие.
Художественное творчество детей во время занятий татарского языка тоже широко используется мною. Тематика рисунков может быть различной. Например, в разделе «Весна» можно рисовать первые цветы, первые зеленые листочки на деревьях и т.д., тем самым закрепляя изученный материал.
Во время подготовки к занятию я знакомлю ребенка с материалом, называю по – татарски все предметы, которые будут использоваться
Раскрашивание – полезное и увлекательное занятие. Дети с удовольствием разукрашивают картинки, это укрепляет мышцы рук, хорошо готовит руку ребенка к письму. Правда, младшим дошкольникам пока еще нелегко дается эта деятельность. А вот четырехлетки уже вполне справляются, и для занятий татарского языка можно подобрать тематические раскраски. Раскрашивая по – татарски, мы разучиваем и закрепляем лексику к таким темам, как «Семья», «Игрушки», «Одежда, «Посуда», «Овощи», «Цвета», «Животные», и другие в зависимости от того, какую вы выбрали раскраску. Сначала мы внимательно рассматриваем все подобранные для занятия картинки – раскраски.
Приступая к занятию, можно сначала повторить названия цветов, закрепив их в игре. Например, попросить ребенка показать, подать, вынуть из коробки и т.д. тот или иной карандаш (фломастер). Можно поиграть, пригласив «гостя» (игрушку), который не знаком с цветами и «научить» его. Придумываю игры сама, ведь педагог лучше знает своего малыша, его предпочтения и интересы. Прежде чем начать раскрашивать, нужно попросить ребенка показать на картинке то, что вы называете, а затем назвать, то что показываете вы или «гость» игрушка. Активизировав таким образом необходимый лексический материал, можно приступать непосредственно к раскрашиванию, в ходе которого идет знакомство детей с новыми выражениями и закрепляется ранее усвоенный лексический материал.
На мой взгляд, комплексные занятия с детьми, совмещающие татарский язык и изодеятельность, ведут не только к возрастанию интереса дошкольника к татарскому языку и ИЗО вообще, но и к пониманию иноязычного социума и толерантности вообще. Мы такие же, как они, раз мы по – татарски рисуем, лепим, раскрашиваем.