Использование возможностей образовательных платформ на уроках и внеурочных занятиях как средства развития познавательной активности учащихся начальной школы
Люди не понимают потрясающих возможностей
разумного использования технологий
Жак Фреско
Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ. Интернет-технологии, которые быстро осваиваются современными учащимися, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов.
При работе с учащимися я использую образовательные платформы Учи.ру, Яндекс. Учебник, Российская Электронная Школа (РЭШ), задания интерактивной тетради Skysmart которые позволяют индивидуализировать образовательный процесс. Это бесплатные образовательные сервисы, которые разработаны, как для учителей и учащихся старшей школы, так и для учителей и учащихся начальных классов. Они являются актуальными для детей младшего школьного возраста, так как наглядность и качественная визуализация позволяют школьникам облегчить процесс запоминания информации, а также повысить познавательную активность учащихся.
Каковы же принципы работы на образовательных платформах?
Интерактивность
Диалогичность и обратная связь (уникальность подхода)
Самостоятельность в изучении материала
Индивидуализация и дифференциация (индивидуальная, парная и групповая работа)
Оценивание собственных достижений
Результативность
Создание равных условий для всех категорий детей
Задания образовательных платформ, интерактивной тетради Skysmart положительно влияют на развитие у учащихся предметных знаний, метапредметных компетенций:
Формирование регулятивных умений обеспечивается благодаря предоставленной возможности переходить от одного задания к другому (сделал правильно, идешь дальше; не получилось, вернись обратно, преодолей трудности и иди дальше).
Коммуникация достигается рефлексией над удачами и неудачами в собственной деятельности (на уровне диалога с самим собой).
Познавательная деятельность: логические операции (анализ, синтез, классификация, сериация, обобщение), постановка и решение проблем (сформулируй вопрос к задаче, реши задачу разными способами и другие)
В школе работать с образовательными платформами можно как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Дома учащиеся могут заниматься в любое удобное для себя время. Задания интересные, разного уровня сложности, в форме интерактивной игры. Замечательно, что дети видят свои ошибки, тут же могут их устранить. Оценивание заданий построено в соответствии с требованиями Стандарта. Результаты каждого ученика видно в личном кабинете учителя на сайте.
На сайте Учи.ру задания подобраны по учебным предметам: математике, русскому языку, окружающему миру, распределены по классам, по темам. Причём задания по каждой теме имеют разные уровни сложности, начинаются с самых простых и постепенно усложняются. Ученик сам выбирает задания. Учитель через личный кабинет может в любое время узнать, сколько заданий на данный момент выполнили ученики, сколько времени было затрачено на выполнение, какие задания и темы вызывали наибольшие затруднения. Это позволяет преподавателю увидеть пробелы в знаниях учащихся и вовремя устранить их. Переход на следующий уровень возможен после того, как система убедится, что ребенок обладает достаточным объемом знаний для изучения новой темы. Есть возможность работы в виртуальном классе, т.е.
Кроме основного учебного материала по базовым предметам на сайте предоставлены олимпиады: «Заврики», «Дино», «Bricsmath.com» и развивающие игры. Главной целью олимпиад является развитие творческого мышления и внутренней мотивации к обучению младших школьников. Задачи даны в игровой форме, что делают процесс обучения более интересным и эффективным. Задания олимпиады нацелены на тренировку внимания, логики и пространственного воображения, но не требуют углублённого знания школьной программы. Все участники и учителя получают награды. Еженедельно на электронную почту учителя приходит сообщение с результатами работы учащихся класса.
Преимущества использования заданий платформы Учи.ру:
Формирование индивидуальной образовательной траектории
Постоянный диалог с учеником
Совместное решение заданий, вызывающих сложности
Работа над ошибками
Адаптивная методика гибкого подбора количества заданий
Творческие задания для развития математических способностей
Платформа Яндекс.Учебник предлагает задания, направленные на отработку предметных умений, формирование навыков у учеников. Использую сервис как один из инструментов, наряду с учебниками, личными разработками. Чаще всего его использую для домашних заданий, в классно-урочной системе – при фронтальной организации работы, когда предъявляю детям задания из учебника на экране.
Интерактивная тетрадь Skysmart - это альтернатива тетрадям на печатной основе по различным предметам. Преимущества использования интерактивной тетради:
экономия времени учителя;
доступность для учителей и учащихся;
наличие заданий с развернутым ответом.
Российская электронная школа - это полный школьный курс интерактивных уроков; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя.
Здесь огромное количество заданий разной степени сложности, которые соответствуют школьной программе. РЭШ направлена на создание завершенного курса интерактивных уроков по всей совокупности общеобразовательных учебных предметов, полностью соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам и примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, построенного на основе передового опыта лучших учителей России и размещенного в открытом доступе в интересах всех обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями (одарённые дети, дети-инвалиды, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому и в медицинских организациях, обучающиеся в форме семейного образования и (или) самообразования; обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа и обучающиеся, проживающие за пределами Российской Федерации, в том числе соотечественники за рубежом).
Образовательные платформы объединяют методику преподавания и современные технологии, помогают в работе, облегчая их труд, упрощает взаимодействие с учениками и их родителями и, самое главное, раскрывает потенциал каждого ребёнка.
Что дают образовательные платформы учащимся?
Интересные и разно уровневые задания.
Здесь ребёнок имеет право исправить ошибку. Можно использовать несколько попыток.
Задания ученик может получать дистанционно. Легче наверстать пропущенные уроки, если ученик заболел
Результат виден сразу. Ему интересно работать.
Родители, как участники образовательного процесса, тоже активно вовлечены в учебную деятельность. Они могут:
• занять свободное время ребенка, увлечь его математикой в игровой форме;
• помочь компенсировать пробелы в знаниях и умениях по школьному курсу математики в случае, если ребенок заболел, что–то пропустил и отстал по программе;
• помочь в подготовке домашних заданий;
• организовать совместную деятельность родителя и ребенка, что благотворно влияет на отношения в семье и развитие семейной коммуникации;
• формировать «Я» –концепцию ребенка, развить его личность.
• приобщить к самостоятельности, сформировать вкус к преодолению трудностей и умение управлять своей деятельностью, поведением;
• осваивать математику в собственном темпе, если ребенок имеет особенности (медлителен или наоборот все выполняет быстро);
• развить у ребенка нестандартное креативное мышление, что может ему пригодиться в будущей профессии.
Образовательные платформы имеют задания, как для отработки навыков, так и для проверки знаний. Сервис самостоятельно проверяет ответы учащихся и формирует отчет о проделанной работе. Это значительно облегчает работу по разработке заданий контрольных работ и проверке домашних заданий. Просматривая выполнение заданий, сразу видно, где были допущены ошибки, следовательно, даёт возможность планировать последующие задания с учётом пробелов. Очень удобно здесь строить индивидуальную работу с учащимися. Можно подбирать задания и для сильных учащихся, и для слабых. Проверяя выполнение урока, вижу, у кого были сделаны ошибки и в каких заданиях, кто вообще не приступали к выполнению домашней работы. При помощи сервиса можем понаблюдать за работой каждого ребёнка. Здесь мы видим даже количество времени, потраченное учеником на выполнение работы
Чем же использование образовательных платформ помогает учителю?
Они предоставляют возможность:
внедрить ИК–технологии в учебный процесс;
отслеживать индивидуальные достижения учеников по математике, осуществлять диагностику и контроль;
выявлять пробелы в знаниях и умениях учеников в области математики;
применять принцип вариативности на этапе закрепления изученного материала и при планировании домашних заданий для учеников;
осуществлять разноуровневую дифференциацию на уроке;
планировать урок с помощью подбора разнообразных заданий, в том числе на этапе «открытия нового знания», тренировочном этапе, на этапе самостоятельной работы и самоконтроля; формировать у учеников необходимые УУД и личностные качества;
повысить интерес учеников к изучению математики;
самостоятельно разрабатывать недостающие задания и участвовать в конкурсах;
повышать квалификацию в форме вебинаров и семинаров, получать сертификаты, оформлять портфолио;
профессионально расти, повышать квалификационную категорию.
Онлайн-платформы не заменяют учителя или учебник. Они дают ребенку возможность самостоятельно изучать предмет, повышать познавательную активность, что является важной частью образовательного процесса.