Дата | Предмет – Алгебра и начала анализа | Класс -10 «Б» | Урок - 1 |
Название занятия | Исследование функции на монотонность и экстремумы с помощью производной |
Общие цели | Обобщение и закрепление знаний по исследованию функций с помощью производной через групповое обучение. |
Результат обучения | 1.Обобщают, систематизируют представления основных понятий по изучаемой теме. 2. Понимают смысл практического применения полученных знаний и эффективно выполняют задания в группах. 3. Убеждаются в том, что ГР является основой для создания благоприятной атмосферы работы в классе. |
Ключевые идеи | Развитие навыков применения производной к исследованию функции на монотонность и экстремумы функции. Уметь находить наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке. Применить теоретические знания при решении различного типа задач при обсуждении в группах, формируя познавательную деятельность. Работают над совершенствованием использования ИКТ, обмениваясь своими навыками. |
Источники | Алгебра и начала анализа 10, автор Абылкасымова А. Дидактический материал. Образовательный Web-сайт. |
Материалы и оборудование | Презентация. Мультимедийный проектор, персональный компьютер, магнитная доска, раздаточный материал. |
Ход занятия |
Этапыпроведения занятия | Время – | Действия учителя и действия учеников |
1Психологический настрой на урок Деление на группы. | 2 мин 3 мин | Целью нашего сегодняшнего урока и будет закрепление умения исследовать функцию на монотонность и экстремумы. На уроке вы будете работать в группах. Каждый член группы получит оценочный лист, с которым будете работать в течение всего урока. За каждый вид деятельности, каждый должен поставить себе оценку и вторую оценку ставит член группы, который выполнял проверку при взаимопроверке. Каждому члену группы предстоит получить три оценки. Затем найдется средняя оценка каждой группы. 1.Создать условия для благоприятного психологического климата в классе через работу в группах. Визуальное наблюдение над тем, как учащиеся друг к другу говорят слова успешности 2.Все учащиеся (АВС) по разрезанным карточкам собирают две целостные картины, впоследствий образуются две группы. Наблюдение за тем, как уч-ся собирают картину. |
2Работа в группах. ДО, КМ | 10 мин | Диалог учителя с учениками по проблемному вопросу. Составление кластера каждой группы. 1.Что уже известно вам о «производной»? В течение 3 мин вспомните и запишите на постере все, что помните и знаете. Затем спикер каждой группы защищает свой кластер. 2. Составить алгоритм исследования функции на экстремумы. Затем идет сопоставление двух постеров. Сопоставление результатов выполненной работы с готовым кластером и алгоритмом на слайде, с помощью применения ИКТ, в результате которого идет формативноеоценивание задания. (слайды 1,2) |
3. Активизация знаний учащихся по данной теме | 8 мин | Работа с опорным конспектом. Фронтальный опрос: Сегодня на уроке мы будем заниматься исследованиями свойств функции и закрепим работу на определение промежутков монотонности и точек экстремума. Учащиеся группы В,С выполняют задание – на нахождение критических точек функции. Учащиеся группы А – работа с графиками: По графику функции определите количество промежутков возрастания, убывания функции, назовите точки минимума, максимума.(слайды3,4) |
4. Физминутка: | 3 мин | Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз. |
5. Самостоятельная работа | 8 мин | Индивидуальное решение задач различного уровня сложности. Каждая группа получает задание. Все условия и требования работы описаны на карточках. (слайды 5,6) |
6.Информация о домашнем заданий | 2 мин | Уч-ся записывают дом.задание: §44, №44.21; 44.64(в,г);44.68(в,г) |
7. Рефлексия | 7 мин | Заполнение оценочных листов. На этом этапе в группах проходит взаимопроверка. Выставляются оценки членам группы по данному заданию и итоговые оценки в оценочных листах. Ф. И. учащегося | Видработы: | Оценка: | Составление кластера и создание постера | | Фронтальныйопрос | | Самостоятельнаяработа | | Итоговаяоценка | | Как ты считаешь, хорошо ли работала ваша группа? | | Было ли давление со стороны в группе? | | Доволен ли ты своей работой на уроке? | | |
Алгоритм исследования функции на монотонность и экстремумы с помощью производной |
1.область определения | Множество значений переменной x при которых функция имеет смысл называется областью определения функции |
2. промежуткимонотонности | Чтобы найти промежутки монотонности надо: Найти производную, стационарные и критические точки (для этого решить уравнение Разбить область определения стационарными и критическими точками; Определить знак производной на каждом интервале; Если производная неотрицательная, то функция возрастает; Если производная неположительная, то функция убывает |
3. точки экстремума и экстремумы функции | Если при переходе через стационарную точку х0производная поменяет знак с “ + ” на , то х0 является точкойmax; Если при переходе через стационарную точку х0производная поменяет знак с “ – ” на , то х0 является точкойmin |
4. точки перегиба | Если при переходе через стационарную точку х0производная не поменяет знак, то х0 является точкой перегиба |
5. критические точки | Внутренние точки области определения функции, в которых функция непрерывна, но производная не существует, называются критическими или точками излома. |
убывания функции, назовите точки минимума, максимума.