Конспект
занятия по исследовательской деятельности
с детьми 1-й младшей группы.
Тема «Куличи из песка»
Разработала и провела
воспитатель
Панькова О. В.
Цель. Ознакомление детей с объектами и явлениями окружающего мира – с
песком и его свойствами.
Развитие познавательной активности, стремления к самостоятельному
познанию посредством целенаправленной исследовательской
деятельности.
Задачи: формировать интерес к экспериментальной деятельности;
накапливать практические навыки, развивать психические процессы,
необходимые для этого;
знакомить со свойствами песка;
развивать мелкую моторику, координацию движений кистей рук;
учить делать куличи;
воспитывать необходимые для достижения намеченной цели
качества: усидчивость, сосредоточенность, умение выслушивать и
выполнять инструкции.
Оснащение: песок, прокаленный и просеянный, пластиковые ванночки,
тарелочки, чашки, ложки, формочки для куличей, мелкие, предметы (пуговицы, мозаика), ёмкость с водой.
Ход экспериментирования.
1. Игровой момент. (Дети сидят на стульчиках, на столике стоит ёмкость с песком, накрытая салфеткой.)
Воспитатель: Ребята, а что это у нас на столике стоит? Накрыто красивой салфеткой. Интересно, что это может быть. Сейчас я просуну руку под салфетку и попробую на ощупь угадать что там такое. Нет, я не поняла. Может, вы мне поможете?
Дети подходят к столику и просовывают руку под салфетку. Кто-нибудь из детей говорит, что это песок.
Не может быть! Сейчас проверим. (снимает салфетку) Действительно, песок!
(хвалит угадавших)
Давайте покопаемся ручками в песке и скажем какой песочек. Ручкам легко копаться в песочке? Легко потому, что он сухой, рассыпчатый, мягкий. А какого цвета песок? (Если дети затрудняются назвать цвет, положить на песок два листочка зелёного и жёлтого цвета.) Это листочек жёлтого цвета, а это зелёного. Какого цвета песок? (ответы детей). Когда я была маленькая, я любила копаться в песке и находить там камешки, ракушки или забытую кем-то игрушку. А называлась эта игра «Искать клад». Давайте мы ещё поглубже закопаемся ручками в песок. А вдруг там тоже клад есть!
(Покопавшись, дети находят там мелкие предметы – пуговицы или мозаику, складывают их в мешочек)
Дети, а вы любите делать куличи из песка? Хотите их сделать прямо сейчас? Налепим куличей и угостим ими кукол.
Далее предлагает детям сесть за столы.
Воспитатель: Прежде чем мы начнём играть с песочком, вспомним правила безопасности. Играть нужно аккуратно, не рассыпать песок на пол. Во время игры не тереть руками глаза, песок может попасть в них. Глазки будут болеть.
Не брать пальцы в рот и в нос. Будет неприятно, когда в них попадёт песок. Запомнили?
Воспитатель: Пощупайте песок в ваших тарелочках. Какой он. Да, он мягкий, лёгкий, сухой. (комментирует свои действия) Берём ложки и накладываем песок в формочки, приминаем пальчиками, уплотняем песочек. Переворачиваем на дощечку, похлопываем, снимаем формочку. Ой, у меня кулич не получился, а у вас? Как вы думаете, почему? Может быть потому, что песок сухой? А как сухой песок сделать мокрым, влажным, сырым? Правильно, смочить его водичкой. Перед вами стоят чашечки, а в них вода. Берём чашку и выливаем воду в тарелочку с песком. Вылили? Смотрим в тарелки. Лужа там есть? А куда же подевалась вода? Песочек её «выпил». Сухой песок хорошо впитывает воду и становится влажным, мокрым, сырым. Потрогайте его пальчиком. Он стал плотным, твёрдым, ручкам уже не так легко в нём копаться. Посмотрите на свои ручки. Какие они? Грязные потому, что мокрые песчинки сильнее прилипают к рукам. Поэтому руки нужно вытереть салфеткой. Пусть наш песочек пропитывается водой, а мы с вами поиграем.
Физминутка под музыку «Головами покиваем»
Дети снова усаживаются за столы.
Воспитатель: Какой песок у вас в тарелочках? Сырой. Попробуем, получатся ли куличи из сырого песочка?
Дети выполняют необходимые действия, а воспитатель оказывает помощь тем, кто не справляется. Когда заканчивают работу, предлагает вытереть руки салфетками.
У всех получились куличи? Так из какого песка нужно делать куличи, из сухого или мокрого, сырого? Замечательные получились у всех куличи. Вот если бы их украсить! А вот для этого нам и пригодится наш мешочек с кладом. Этими красивыми пуговицами мы украсим наши куличи.
Высыпает на тарелочки разноцветные пуговицы. Дети украшают куличи.
А воспитатель читает потешку:
Мы не в жаркой печи
Испечем куличи,
Нам нужна не мука –
Только горстка песка.
Сыпь в ведерко песок,
Да прихлопни разок.
Хороши куличи,
Хоть и не из печи.
Так и просит роток:
– Отломи мне кусок.
Наши куличи стали ещё лучше, красивее! Все молодцы! Наши куклы будут рады такому угощению. Ну, а мы скажем нашим гостям «До свидания!» и пойдём мыть руки.