Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Анцирская средняя общеобразовательная школа»
Районная конференция для учащихся начальных классов
общеобразовательных школ Канского района
«Крещенские чтения»
«Блокадный хлеб»
Выполнил:
Шептунов Николай Романович
МБОУ «Анцирская СОШ»
3 класс
Руководитель:
Бородина Лилия Валерьевна
учитель начальных классов,
c. Анцирь, 2020
Оглавление
Введение ………………………………………………………………....…3 стр.
Основная часть ………………………………………………………..…....5 стр.
Страшное слово «Блокада» ………………………………………..…5 стр.
Хлеб военного времени ……………………………………………... 6 стр.
Сравнение блокадного и современного хлеба …………………….. 9 стр.
Анкетирование ……………………………………………………... 10 стр.
Заключение ………………………………………………...…………….11 стр.
Использованная литература …………………………………………….12 стр.
Приложения …………………………………………………………...…13 стр.
Введение
В старину говорили: «Хлеб - всему голова». Хлеб считался священным символом еды. Издавна ему отводили особое место в жизни людей, поэтому его почитали и уважали. Хлебу поклонялись так же, как солнцу. Его сравнивали с золотом. Долгое время хлеб считался не только деликатесным блюдом, но и лекарственным средством, которое излечивало людей от многих болезней. Ни один день в нашей жизни не обходится без хлеба. Удивительно, но этот продукт никогда нам не надоедает. Сегодня мы не испытываем недостатка в хлебе. Но всегда ли так было?
27 января в нашей школе прошла Всероссийская акция памяти «Блокадный хлеб». Меня очень заинтересовала эта тема. Страшно даже подумать о том, какова же на самом деле была настоящая цена блокадного кусочка хлеба.
У меня возникло много вопросов: А что я знаю о хлебе времён войны? Какой он был на вкус? Из чего его пекли? Помог ли хлеб нашему народу одержать победу над врагом? Я решил узнать, каким он был на самом деле.
Я считаю, что моя работа актуальна. В этом году наша страна отмечает 75 годовщину со Дня победы в Великой отечественной войне. Все люди нашей страны должны помнить о военных годах, о цене хлеба для того, чтобы уметь ценить мир и хлеб.
Гипотеза: предполагаю, что блокадный хлеб не был похож на современный по своему составу.
Цель проекта: узнать из чего пекли хлеб военного времени, о его роли в жизни народа в годы войны.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу и Интернет-ресурсы о блокадном хлебе;
- узнать, из чего выпекали хлеб на фронте, в тылу, в осаждённом Ленинграде;
- проанализировать состав военного и современного хлеба;
- провести анкетирование учащихся начальной школы;
- создать буклет «Рецепты военного хлеба»;
- подготовить презентацию в сотрудничестве с учителем и выступить с информацией на научно – практической конференции.
Основная часть
Страшное слово «Блокада»
Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный порядок жизни. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял голову перед врагом и мужественно переносил все невзгоды. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. стала настоящей катастрофой для России. Это героическая и яркая, но в то же время кровопролитная и тяжёлая страница нашей истории.
Призыв: «Отечество в опасности» был брошен 22 июня 1941 года. В 4 часа утра без объявления войны фашистские войска напали на нашу землю. За первый час войны немцы разбомбили многие наши аэродромы и воинские части. На земле сгорели 1200 самолетов и 1000 танков. Красноармейцам не хватало оружия, командиры дивизий не имели связи с полками, полки теряли целые батальоны и роты. Гремели бои, пылали города и села. За сутки немцы вторглись вглубь нашей страны на 50 километров.
Гитлер ликовал. По разработанному им плану «Барбаросса» пройти Россию до Архангельска на севере, до Каспийского моря на юге, до Москвы на востоке немцы должны были за 6 – 8 недель. Полтора месяца отвел он на завоевание и покорение России.
Уже через 2 месяца после начала войны произошло самое трагичное и страшное событие Великой Отечественной войны – Блокада Ленинграда. 8 сентября 1941 года врагу удалось вплотную подойти к Ленинграду и окружить его, но не победить. Не сумев захватить город в бою, немцы решили заморить людей голодом. К голоду привыкнуть невозможно, но они жили.
Начались страшные дни Ленинграда. Подвоз продуктов в город был невозможен. В начале сентября сгорели Бадаевские склады, где хранились крупные запасы муки, сахара и других продуктов. И на 12 сентября запас продуктов был следующим: зерна и муки осталось на 35 суток; крупы и макарон — на 30 суток; мяса — на 33 суток. В городе практически не было запасов картофеля, овощей, фруктов. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.
Начался голод. Целые семьи гибли от холода и голода. Хлеб стал главным продуктом питания блокадников.
Хлеб военного времени
У войны был свой хлеб. Разным был хлеб войны: фронтовой, тыловой, блокадный, хлеб оккупированных районов, хлеб концлагерей. Разный, но очень похожий. Он был горьким — хлеб войны. Потому, что в его состав часто входили компоненты, которые в обычной жизни никто бы и не подумал в хлеб добавлять.
В блокадном Ленинграде бесперебойно работали только шесть хлебозаводов. Производство не останавливалось ни на один день. В начале блокады хлеб пекли из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки. Через месяц к этой смеси стали добавлять льняной и хлопковый жмых, отруби и муку из затхлого зерна. Затем в тесто стали добавлять обойную пыль, мучную сметку, вытряски из мешков кукурузной и ржаной муки, опилки.
Когда была в наличии, использовалась коревая мука (от слова корка). Как и откуда бралась эта мука? Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в блокадный город, ночью специальные бригады крючьями на веревках поднимали из воды мешки. Иногда мука находилась под водой больше двух недель. В середине такого мешка какое-то количество муки было сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании схватывалась, превращаясь в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, а затем измельчали и перемалывали. Эта коревая мука давала возможность значительно сократить количество других малосъедобных добавок в блокадном хлебе.
В сети Интернет я нашёл несколько рецептов военного хлеба: хлеб «Ржевский», Ржаной хлеб, Кукурузная лепешка, Хлеб «остен-брот» (хлеб фашистских лагерей), хлеб из лебеды и отрубей, 1 рецепт блокадного хлеба, 2 рецепт блокадного хлеба, Рецепт блокадных булок.
Фронтовой хлеб
В действующей армии по нормам, установленным правительством в сентябре 1941 года, рацион солдата на 80 процентов состоял из хлеба, его полагалось 800 граммов.
Тот, который привозили на фронт из тыла, состоял из 40 процентов муки ржаной обойной (то есть смеленной из цельного зерна без отходов), соевой муки, семечкового шрота (макухи), свекольного жмыха, солода, отрубей. В последние годы войны муки в таком хлебе было лишь 10 процентов.
Фронтовые пекари пекли хлеб прямо на полях сражений — в земляных печах, устроенных прямо в грунте. Порой — под обстрелом.
Хлеб «Сталинградский»
В Великую Отечественную войну хлеб ценился наравне с боевым оружием. Его не хватало. Ржаной муки было мало, и при выпекании хлеба для бойцов Сталинградского фронта широко использовалась ячменная мука.
Особенно вкусными с применением ячменной муки получались сорта хлеба, приготовляемые на закваске. Так, ржаной хлеб, в состав которого входило 30 % ячменной муки, почти не уступал по качеству чисто ржаному. Тесто с добавлением ячменной муки получалось несколько более плотным и дольше выпекалось.
Тыловой хлеб
Не лучше питались и те, кто остался в тылу. Им приходилось сложнее, так как основной запас зерна шёл на фронт, приходилось делать хлеб из того что есть. Московский технологический институт пищевой промышленности разработал рецепт «рабочего хлеба», в который добавляли картофель, отруби, жмых, макуху, а также крапиву, лебеду и прочие более менее съедобные травы. Такой хлеб был не питательным, а люди в тылу много работали физически и сил им требовалось очень много, чтобы обеспечивать фронт всем необходимым.
Хлеб во время войны был самым главным продуктом питания. Советское правительство сумело в очень трудных условиях организовать выпечку хлеба для фронта. Даже тогда, когда земля горела под ногами.
Рецепты блокадного хлеба менялись практически каждый день, в зависимости от того, какие ингредиенты были в наличии. Для обогащения хлеба витаминами и полезными микроэлементами добавляли муку из луба сосны, ветвей березы и семян дикорастущих трав. Формы для выпечки хлеба смазывались соляровым маслом, ибо другого в блокадном Ленинграде просто не было.
Многим известно, что в блокадном Ленинграде между хлебом и жизнью стоял знак равенства. К ноябрю 1942 года от голода и дистрофии уже погибли тысячи и тысячи людей. Военный совет Ленинградского фронта принял постановление – «О снижении норм хлеба»: «Во избежание перебоев в обеспечении хлебом войск фронта и населения Ленинграда установить с 20-го ноября 1941 года следующие нормы отпуска хлеба: рабочим и инженерно – техническим работникам - 250 г., служащим, иждивенцам и детям - 125г; частям первой линии и боевым кораблям 500 г; лётно-техническому составу ВВС 500г; всем остальным воинским частям 300 г».
За 900 дней блокады норма на хлеб жителям города снижалась пять раз.
Блокадный хлеб! Он, как последняя соломинка, связывал истощенных людей с жизнью. Горький, черный, похожий на глину. Страшно подумать, но даже такого хлеба, наполовину состоящего из практически несъедобных компонентов, катастрофически не хватало. Чтобы не умереть от голода, люди варили и ели «суп» из древесного клея, разрезанных на куски кожаных сапог, ремней и туфель. Пили «Кофе из земли», ели «Котлеты из папье-маше», на десерт: «желе» из столярного клея.
С июля 1941 года получить хлеб можно было по хлебной карточке - бумажному листочку, расчерченному на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паёк – кусочек хлеба размером со спичечный коробок. За этим кусочком хлеба нужно было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали еще затемно. При утере карточка не возобновлялась. Эти карточки заменили деньги и ценились дороже золота. Тогда же появились такие понятия, как «блокадный хлеб» и «блокадная норма хлеба».
Ситуация с обеспечением города продовольствием оставалась сложной вплоть до прорыва блокады, который произошел 18 января 1943 года. Снабжение продуктами питания Ленинграда улучшилось, но термин «блокадный хлеб» навечно вошел в историю нашей страны. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение. Многие не пережили голода и холода, но Ленинград не поддался. За 872 блокадных дня погибло более 630 тысяч ленинградцев.
Сравнение блокадного и современного хлеба
Для проведения исследования по определению состава хлеба я приобрёл в магазине булку пшеничного хлеба I сорта и булку ржаного хлеба II сорта. Проанализировав состав блокадного хлеба и сравнив его с образцами современного хлеба, я получил следующие результаты:
Блокадный хлеб | Пшеничный хлеб I сорта | Ржаной хлеб II сорта |
Смесь муки; ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой, льняной жмых, отруби, хлопковый жмых, обойная пыль, мучная сметка, вытряски из мешков кукурузной и ржаной муки, опилки. | Мука пшеничная хлебопекарная 1 сорта, вода питьевая, дрожжи хлебопекарные прессованные, соль поваренная пищевая, масло подсолнечное. | Мука 2 сорта, мука ржаная, мука 1 сорта, дрожжи, соль, вода. |
Моя гипотеза подтвердилась, действительно блокадный хлеб мало похож по составу на тот хлеб, который мы сейчас употребляем в пищу.
Анкетирование
А еще я провел анкетирование обучающихся начальной школы. 56 учеников ответили на 4 вопроса: Любишь ли ты хлеб? Как часто употребляешь хлеб? Съедаешь ли весь хлеб, который берешь? Что делаешь с оставшимся хлебом?
И вот каковы итоги:
Любишь ли ты хлеб? | Как часто употребляешь хлеб? | Съедаешь ли весь хлеб, который берешь? | Что делаешь с оставшимся хлебом? |
Да – 55 учащихся; Нет – 1 учащийся | Не ем хлеб – 0 учащихся; 1 раз в день – 12 учащихся; Несколько раз в день – 44 учащихся | Да – 35 учащихся; Нет, хлеб остаётся – 21 учащийся | Скармливаю животным – 24 учащихся; Делаем сухарики – 30 учащихся; Оставляю в пакете – 2 учащихся; Выбрасываю – 2 учащихся |
Результаты анкетирования показали, что в нашей школе практически все ребята любят хлеб и употребляют его при приёмах пищи. 62 % учащихся съедают взятый кусочек. В некоторых семьях ребят остаются излишки хлеба, которые скармливают домашним животным или делают из них сухарики. Но, не смотря на это, 4 % учащихся выбрасывают оставшийся недоеденный хлеб.
Чтобы завершить свое исследование, я взвесил 125 граммов чёрного хлеба, чтобы увидеть, какой была дневная норма хлеба в блокадном Ленинграде. Сегодня мне многое стало понятно, как дорог был этот кусочек в 125 грамм, как много люди в него вкладывали.
Заключение
В ходе работы над проектом я больше узнал о значении и составе хлеба во время войны, узнал несколько страшных рецептов хлеба военного времени (фронтового, тылового, ржаного, блокадного и др.). Страшных потому, что совершенно непонятно, как можно было работать и жить, питаясь таким хлебом, ещё и победить! Выяснилось, что единого рецепта фронтового хлеба не существовало. В разных уголках охваченной сражениями страны его готовили по-своему.
Я пришел к выводу, что «хлеб Победы» действительно был горьким на вкус. Горький он не только потому, что в нём часто использовались несъедобные добавки. Горек хлеб Победы от того, что он пропитан слезами, горем и потом тех, кто голодал, умирал, растил его на полях во время войны.
Настоящая цена хлеба - человеческие жизни, отданные ради Победы и жизни оставшихся в живых. Несмотря на огромные материальные лишения, недоедания, бытовое неустройство, благодаря самоотверженному и изнурительному труду, героической стойкости весь народ работал под девизом «Всё для фронта, всё для победы». Цена хлеба равнялась жизни не только в блокадном Ленинграде, но и в тылу.
Исследовав данную тему, я сделал для себя главный вывод: Мы никогда не сможем почувствовать ужасы военных лет. Но в наших силах изменить отношение к хлебу, по-настоящему научиться беречь его. Так давайте будем больше ценить то, что нам кажется обычным сейчас: мир и хлеб.
Хлеб – душа народа, душа нашей родной земли, судьба многих людей, их труд.
Пусть никому и никогда больше не придется есть такой хлеб!
Использованная литература
Воробьева О.В. Химия и жизнь. № 5, 2015
Козлов М.М. Великая Отечественная война 1941-1945/ Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1985. С. 400
https://histrf.ru/biblioteka/b/blokadnyi-khlieb-simvol-zhizni-i-nadiezhdy
http://astrofizica.narod.ru/posobie/Index27.htm Блокадный хлеб
http://ussr-forever.ru/hleb/57-hlebmira.html Хлеб мира и войны
http://vo.od.ua/rubrics/raznoe/14025.php Хлеб фронтовой, хлеб блокадный...
Приложения
Приложение 1
Рецепты хлеба военного времени
Хлеб «Ржевский»
Картофель варили, очищали, измельчали. Выкладывали массу на доску, посыпанную отрубями, охлаждали. Добавляли отруби, соль, быстро замешивали тесто и помещали его в смазанные жиром формы, которые ставили в духовку.
Хлеб из овса и лузги ячменя
Овёс – 4 ст. л.
Лузга ячменя – 2 ст л.
Вода 100 г
Ржаной хлеб
Рожь – 200 г
Ромашка аптечная – 1 пакетик
Вода – 100 г
Щепотка соли
Кукурузная лепешка
Кукурузная мука – 200 г
Вода – 100 г
Хлеб «остен-брот» (хлеб фашистских лагерей)
отжимки сахарной свеклы – 40%,
отруби – 30%,
древесные опилки – 20%,
целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%.
Хлеб из лебеды и отрубей
Так как зимой лебеду взять негде, её мы заменили шпинатом.
Шпинат – 150 г
Отруби – 150 г
Вода – 100 г
1 рецепт блокадного хлеба:
пищевая целлюлоза —10%;
хлопковый жмых —10%;
обойная пыль — 2%;
мучная сметки и вытряска из мешков — 2%;
кукурузная мука — 3%;
ржаная мука — 73%.
2 рецепт блокадного хлеба:
мука ржаная обойная 57 %;
мука овсяная 30 %;
жмых подсолнечный 10 %;
солод ржаной 3 %;
соль (от общего веса) 2 %.
Рецепт блокадных булок:
мука ржаная обойная 10–12%;
остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.
Другие рецепты из блокадного Ленинграда, найденные в сети Интернет, (из воспоминаний блокадницы):
«Кофе из земли»
Люди часто ходили на разбомбленные продовольственные склады Ленинграда. От земли шел теплый воздух, и казалось, что он с запахом шоколада. Набирали эту черную землю, слипшуюся с «сахаром». Потом эту землю растворяли в воде, а когда земля оседала и вода отстаивалась, то получалась сладковатая, коричневая жидкость, похожая на кофе. Этот раствор кипятили. Этот «кофе» был чуть сладкий, но, главное, в нем был настоящий сахар.
«Котлеты из папье-маше». Переплеты книг раньше делали из папье-маше - это спрессованная бумага серого или песчаного цвета. Из нее и делали «котлеты». Брали обложку, резали на мелкие кусочки и клали в кастрюлю с водой. В воде они лежали несколько часов, а когда бумага разбухала, отжимали воду. В эту кашу всыпали немножко «муки из жмыха» - это отходы от производства растительного масла (подсолнечного масла, льняного, конопляного и др.). Эту муку сыпали в размокшую бумагу, размешивали ее, и «фарш для котлет» был готов. Потом лепили котлеты и обваливали в этой же «муке», клали на горячую поверхность буржуйки и воображали, что поджариваем котлеты, ни о каком жире или масле речи и быть не могло. Как же трудно было проглотить кусочек такой котлеты. Держишь во рту, а проглотить никак не можешь, гадость ужасная, но есть очень хотелось.
Потом стали варить суп. Всыпали в воду немного этой «муки из жмыха», кипятили, и получалась тягучая, как клейстер похлебка.
Блокадный десерт: «желе» из столярного клея
В продажу столярный клей поступал в виде плиток размером с шоколадную: чем прозрачнее плитка, тем выше качество. Во время блокады этот сугубо строительный материал стали широко использовать в пищу, из одной плитки получалось три тарелки студня. В 1942 году на рынках города плитку столярного клея весом 100 граммов продавали по 40 рублей. Эту плитку клали в воду, и размачивали. Потом в этой же воде ее варили. Туда еще добавляли разные специи: лавровый лист, перец, гвоздику, вот их- то почему-то было полно. Готовое варево разливали по тарелкам, и получалось желе янтарного цвета. Ели это желе с охотки с неделю, а потом уже глядеть на него не могли.
Приложение 2
Нормы выдачи хлеба в блокадном Ленинграде
Дата установления нормы | Категория снабжаемого населения (в граммах) |
Рабочие горячих цехов | Рабочие и ИТР (инженерно-технический работник) | Служащие | Иждивенцы | Дети до 12 лет |
16 июля 1941 | 1000 | 800 | 600 | 400 | 400 |
2 сентября 1941 | 800 | 600 | 400 | 300 | 300 |
11 сентября 1941 | 700 | 500 | 300 | 250 | 300 |
1 октября 1941 | 600 | 400 | 200 | 200 | 200 |
13 ноября 1941 | 450 | 300 | 150 | 150 | 150 |
20 ноября 1941 | 375 | 250 | 125 | 125 | 125 |
25 декабря 1941 | 500 | 350 | 200 | 200 | 200 |
24 января 1942 | 575 | 400 | 300 | 250 | 250 |
11 февраля 1942 | 700 | 500 | 400 | 300 | 300 |
23 февраля 1943 | 700 | 600 | 500 | 400 | 400 |
Приложение 3
Анкета для учащихся начальных классов
Анкета
Любишь ли ты хлеб?
Да Нет
Как часто ты употребляешь хлеб?
Не ем хлеб 1 раз в день Несколько раз в день
Съедаешь ли весь хлеб?
Да Нет, остается
Что делаешь с оставшимся хлебом?
Скармливаю животным Выбрасываю Делаем сухарики
Другое _______________________________________________