СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «Ищи родину!... Нет поэта без родины». Тема Родины в творчестве Василия Фёдорова и Сергея Есенина.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа

«Ищи родину!... Нет поэта без родины».

Тема Родины в творчестве

Василия Фёдорова и Сергея Есенина.

 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Ищи родину!... Нет поэта без родины». Тема Родины в творчестве Василия Фёдорова и Сергея Есенина.»

Муниципальная конференция исследовательских работ обучающихся образовательных учреждений Прокопьевского района

«Эрудит – 2018»





Секция «Первые шаги в науку»



Исследовательская работа



«Ищи родину!... Нет поэта без родины».

Тема Родины в творчестве

Василия Фёдорова и

Сергея Есенина.



Андриянова Диана,

учащаяся 5 «Б» класса

МБОУ «Терентьевская сош»

Прокопьевский муниципальный район







Научный руководитель:

Яковлева И.В..

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «Терентьевская сош»









Содержание:

Введение………………………………………………………………….3

Сергей Есенин — один из самых ярких и самобытных поэтов

XX века.…………………………………..……………………………...4

Он — марьевский / И поступью и родом.……………………………...5


Память о поэте ……..………………………………………………….7

Тема Родины и природы в творчестве Сергея Есенина и Василия

Федорова………………………………………………………………..7

Осень и зима в поэзии В. Федорова и С. Есенина …………….……10

Звукопись в пейзажной лирике Быкова и Есенина .….…….……....12

Цветопись в пейзажной лирике Быкова и Есенина .. … . .………...13

Заключение……………………………………………………….……14

Список используемой литературы……………….…………………..15

Приложение ………………………………………………………… 15


















Введение

К теме Родины, ответственности поэта перед Родиной, перед своим народом обращались многие русские поэты и прозаики. Тема Родины присутствует и в творчестве нашего земляка, всемирно известного поэта Василия Дмитриевича Федорова. «Ищи родину!... Нет поэта без родины» - этот есенинский завет живет в поэмах и стихах Василия Федорова.

Для Есенина Родина – это и вся Россия, и родное его село Константиново, реалии которого угадываются во многих его произведениях.

Источником творческого вдохновения для Федорова была его маленькая, затерянная где-то в далекой Сибири, родная деревня Марьевка. В любви к своей «малой» родине, своему народу В. Федоров признается на протяжении всего своего творчества.

Оба поэта родились в русской деревне и к вершинам мировой поэзии поднялись из глубин народной жизни. Колыбелью их поэзии стала рязанская и кузбасская земля, русские народные песни.

“Моя лирика — жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”, говорил о себе Сергей Есенин. Читая его стихи, мы убеждаемся в этом в полной мере. В лирике этого самобытного русского поэта главным мотивом является любовь к родному краю. Любовью к своему родному краю были проникнуты и произведения В.Д. Фёдорова.

Тема. Выбор темы исследовательской работы ««Ищи родину!... Нет поэта без родины». Тема Родины в творчестве Василия Фёдорова и Сергея Есенина» непосредственно связан с моим личным интересом. Прочитав стихотворение В.Д. Фёдорова «Голова моя, головушка» (см. приложение 1), предположила, что поэзия В.Д. Фёдорова близка по тематике поэзии Сергея Есенина. Сопоставляя произведения Сергея Александровича Есенина и Василия Дмитриевича Фёдорова, можно заметить, что очень важной в творчестве этих поэтов является тема Родины.

Цель: доказать, что тема Родины в творчестве В.Д. Фёдорова близка по тематике творчеству С. Есенина.

Гипотеза: тема Родины в творчестве В.Д. Фёдорова близка творчеству С. Есенина.

Актуальность темы. 23 февраля 2018 года мы отмечали 100-летие со дня рождения знаменитого кузбасского поэта и писателя Василия Дмитриевича Федорова. В связи с этим 2018 год в Кузбассе объявлен годом В.Д. Федорова, поэтому тема работы отличается актуальностью.

В результате исследования:

1.Изучила биографию двух поэтов (В. Фёдорова и С. Есенина).

2.Исследовала особенности творчества В. Фёдорова и С. Есенина.

3.Выявила взаимосвязь поэтики В. Фёдорова и С. Есенина.

Методы исследования:

1.Экскурсия в районную библиотеку - отдел «Краеведение».

2.Теоретический анализ поэзии В. Фёдорова и С. Есенина.


Сергей Есенин — один из самых ярких и самобытных поэтов

XX века

Великий поэт Сергей Есенин остался в памяти русского народа не только как легендарная творческая личность, но и как небывалой красоты человек, умеющий лирическими и красивыми словами разить сердца людей. Его шедевры как музыкальная струя, которая льется из самого сердца и души, в которой прослеживается огромная любовь к Родине и ее необъятным просторам. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной.

Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в обычной крестьянской семье и с самых ранних лет обладал тонкой и ранимой душой и темпераментом. Его мать и отец жили в селе Константиново, но воспитанием его занимался дедушка по материнской линии. Именно он, являясь зажиточным и умным человеком, любящим книги, приучил еще совсем юного Есенина любить природу и искусство, которые в дальнейшем стали одними из главных тем его творческой деятельности.

Сергей Есенин побывал во многих уголках не только своей родины, но и мира. За время своих путешествий создал многочисленное число произведений. Биография Есенина удивительная, но довольно короткая, ведь она оборвалась в 1925 году, когда ему всего лишь было тридцать лет. Есенин вошел в нашу отечественную поэзию со стихами о деревенской Руси. Место любимой у поэта занимает Русь, родина, родной край, нивы, рощи, деревенские хаты.


Он — марьевский / И поступью и родом


Фёдоров Василий Дмитриевич (1918-1984) родился 23 февраля 1918 года в г. Кемерово, в многодетной семье рабочего-каменщика. В семье был девятым ребенком. Родившись в городе, Федоров считал себя целиком деревенским: ему не минуло и года, когда семья переехала на жительство в деревню Марьевка Яйского района Кемеровской области. Здесь, в сибирской деревушке, прошло детство поэта и начало его юности. В Марьевке семья поселилась не в самой деревне, а под горой, около озера Кайдор, где стояло всего четыре дома. Через какое-то время семья переехала на гору.

К сочинительству (а поэтический талант проявился у Василия Фёдорова в раннем возрасте) мама, которую будущий поэт очень любил, относилась терпимо, даже потом, когда оно отрицательно сказывалось на материальном благополучии, никаких выгод от его писательства не ждала.

Ранним знакомством с настоящей литературой В. Фёдоров обязан своим братьям: Андрею и Петру. Любознательный мальчик с интересом читал Пушкина, Лермонтова, Байрона, Купера, Лонгфелло – все, что было сложно достать деревенскому жителю.

В. Федоров понимал, что ему надо многому учиться, чтобы стать настоящим поэтом. Юношей жизненные дороги уведут будущего поэта в Иркутск на большой завод. А до этого – учеба в новосибирском авиатехникуме, тогда же сделал первую попытку издать свои стихотворения, отправив их в газету «Большевистская смена», под псевдонимом Василий Лехин. В 1938 году, окончив авиатехникум Федоров, был направлен на авиационный завод в Иркутске. С 1938 по 1947 год работал на авиационных заводах Сибири в качестве технолога, мастера и старшего мастера. Одновременно писал стихи. В 1939 году в заводской газете Фёдоров напечатал несколько стихотворений и очерков, одно стихотворение в областной комсомольской газете. Затем стихотворения Фёдорова появились в журнале «Сибирские огни». Небольшой цикл стихов вошел в коллективный сборник «Родина», изданный в Новосибирске в 1944 году. В это же время поступил на заочное отделение Литературного института. В 1947 году увидела свет первая книга В. Д. Фёдорова «Лирическая трилогия». Знакомство с Александром Твардовским и положительная оценка его поэмы «Марьевская летопись», помогло Фёдорову перевестись с заочного, на очное отделение.

В 1950 году Фёдоров окончил Литературный институт им. М. Горького. В 1955 году вышла его вторая книга – «Лесные родники», в том же году – «Марьевские звезды», в 1958 году – «Дикий мед» и «Белая роща». Две книги Василия Фёдорова – «Третьи петухи» (1966 год) и «Седьмое небо» – удостоены Государственной премии РСФСР им. М. Горького 1968 года.

Поэтический путь Василия Федорова никак не назовешь легким. Этот человек через всю свою жизнь пронес в сердце боль и тревогу своего времени. Умер поэт 19 апреля 1984 в Ессентуках, похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Жизнь Василия Дмитриевича оборвалась на взлете, в то время, когда его редкий талант разворачивался на полный свой взмах (см. приложение 4).

Жизненная и творческая биография Василия Федорова тесно связана с Сибирью, с нашим Кузнецким краем. С невероятной любовью выражает Василий Фёдоров своё чувство к Марьевке, где фактически родилась его душа и развился его талант.

Память о поэте

На родине поэта, в селе Марьевка Яйского района, открыт литературно мемориальный музей Василия Дмитриевича Фёдорова. Основной фонд музея состоит из личных вещей и книг Василия Фёдорова, которые передала его жена Лариса Фёдорова. Начиная с 1985 года, на Назаркиной горе проходит ежегодный день  памяти поэта-земляка «Фёдоровские чтения»,  на которых собирается множество почитателей таланта В. Федорова. В феврале проводятся малые чтения, которые включают в себя конкурсы чтецов, викторины о жизни и творчестве Василия Дмитриевича, литературные гостиные. Решением губернатора Кемеровской области утверждены литературные премии им. В.Д. Фёдорова. Музей им. В.Д. Федорова также открыт в Марьевской общеобразовательной школе (см. приложение 2).


Тема Родины и природы в творчестве Сергея Есенина и Василия Федорова

Василий Федоров на протяжении всего своего творчества ведет целеустремленный поиск красоты. Он ищет ее в буднях и праздниках, ищет ее в живой природе, в грозовом посвисте ветра, в трепете былинки, в загадочном и холодном дыхании космоса. При анализе его произведений обнаруживается близость к традициям лирики такого замечательного поэта, как Сергей Есенин. И в первую очередь это касается общности изображения образа Родины. Со стихов о родной Марьевке, о ее людях начнется его первый серьезный творческий взлет. Марьевка станет потом одной из главных песен его сердца на всю жизнь:

Прощай, село!
Я сын твоих полей.
Мне мил простор твоих зеленых пашен.
В прощальный час торжественно налей
Свой дикий хмель в приподнятую чашу.
В твоих чертах
Суровый признак есть.
И пусть я рос, по-детски мало нежась. –
В моей груди все время будет цвесть

Твоих лесов невянущая свежесть.
Мою страну
Не обойдешь в года.
Есть много мест,
Прославленных другими,
Но никому я счастья не отдам
Носить твое немеркнущее имя.
Промчится время – много, много лет
Посмотрят люди, спросят мимоходом:
– Откуда он? –
И скажут им в ответ:
– Он – марьевский
И поступью и родом.

Поэт гордится тем, что он из безвестной деревни, он проникает в самую суть русского характера – он чувствует огонь души народной, жажду творить красивое. Патриотизм, высокая духовность, любовь к родине, сострадание, боль ответственности, понимание роли поэзии, умение выражать народные чаяния сближает творчество Василия Федорова с творчеством Сергея Есенина.

  Василий Фёдоров пишет о Марьевке:

«Позднее мне было странно слышать разговоры о городе. Я даже не представлял, что можно было жить где-то, кроме Марьевки. Она и поныне стоит на высоком берегу древнего русла. Под нею озеро, окаймлённое зарослями черёмухи и калины, за озером – заливные луга, устланные цветами, за лугами – быстрая «пескаревая» река с белёсой гладью, с береговыми скулами выгибов, за рекою – зелёный мыс с тёмными пиками кедров и далёкий туман. Но в нём ещё нет конца. В солнечный день за ним далёким-далёким амфитеатром поднимаются новые поля и перелески. Осенью, когда созревают хлеба, на закате они особенно красивы. На всём уже лежит тень, а этот приподнятый океан на десятки вёрст полукруга все ещё светится и отливает золотом. Когда это всё однажды одним махом, открылось моему взору, я онемел от изумления и полюбил на всю жизнь» (см. приложение 3).

Когда ты в Марьевке живешь,
Обхаживая грядки,
Мне кажется, что мир хорош
И в мире все в порядке.
Когда гора горит в заре,
А грудь рассветом дышит
На той Назаркиной горе
Мы к правде чуть поближе.
Здесь тишина средь лопухов
И запаха капусты
Высоким криком петухов
Приправлена так вкусно.
Когда же солнце на закат,
Вздыхая аппетитно,
Пылит молочный комбинат-
Рогатый и копытный.
И рад я, что тебя привез
К земле первично-личной:
Первичных дел.
Первичных слез
И радостей первичных.


Тема Родины прослеживается во всем творчестве и Сергея Есенина. Его стихотворения поражают свое естественностью, своей безграничной любовью к Родине, к ее родным полям, к ее просторам и ее деревенской жизни.

Родина для Есенина — это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. "Рязанские поля была моя страна", — вспоминал он впоследствии. На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.


Поэт в своих стихотворениях воспевает свою Родину, свою Русь, свою «страну березового ситца». Понятие Родины у поэта складывается из мало значащих, но дорогих его сердцу примет: «весенняя гулкая рань», «кленов листьев медь», «колокольня без креста», взметнувшаяся «каланчой с березовою вышкой».

И для поэта,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Рязанские раздолья — вот Родина Есенина, которую он воспевает и любит. Это и «волнистая рожь при луне», и «при луне собачий лай», и тальянка, и пашни».

О пашни, пашни, пашни,

Коломенская грусть,

На сердце день вчерашний,

А в сердце светит Русь…


Он воспевает каждую песчинку, каждую травинку, каждый камешек своей родной земли. Родина Сергея Есенина — это «край разливов грозных и тихих вешних сил», где «манит ночлег, недалеко до хаты, укропом вялым пахнет огород, на грядки серые капусты волноватой рожок луны по капле масло льет».

Осень и зима в поэзии В. Федорова и С. Есенина

Есенин воспевает красоту родной земли в любое время года, но особенно близки ему золотая осень и русская зима: «Закружилась листва золотая», «О край дождей и непогоды», «Осень», «Отговорила роща золотая», «По-осеннему крычет сова…», «Покраснела рябина» и др.

Для Василия Федорова, так же, как и для Сергея Есенина, Родина – это и родная природа, и родной край с его полями и лугами, деревнями и жителями, населяющими его. Так же как и у Есенина, в творчестве В. Федорова представлены все времена года. Но особенно любимы им тоже осень и зима. Осень поражает его своей красотой и неповторимостью, и чтобы передать свое восхищение и ощущение связи с миром действительности, поэт вслед за Есениным, широко использует прием очеловечивания предметов и явлений природы.

Федоров:

Осенняя грусть

Всё открыто, всё наружу,

Но уже шепчу, скорбя:

«Закрывай, Василий, душу,

Не выстуживай себя».

Стали глубже норы лисьи,

Стал пышнее ворс лисят...

Листья... листья... листья... листья

Золотой пургой летят…

Кружат, кружат, кружат, кружат

В слёзной скуке ноября.

Закрывай, Василий, душу,

Не выстуживай себя.

Осень грустно засыпает,

Дарит свой прощальный взгляд...

Лес осенний остывает,

В лето нет пути назад.


Есенин:


И мне в окошко постучал

Сентябрь багряной веткой ивы,

Чтоб я готов был и встречал

Его приход неприхотливый.



Рыжая Осень цыганкой веселой

Треплет за кудри ветвей тополя,

Медной монетой усыпала села, В пляске лихой закружилась в полях.

Зима в произведениях В. Фёдорова - это снежное, морозное и сказочное время:

На родине моей повыпали снега,

Бушует ветер в рощах голых.

На родине моей, должно, шумит пурга

И печи топятся в притихших сёлах.

Приветом детства встала предо мной

С годами позабытая картина:

Горит луна, и смутно под луной

Поблескивает снежная равнина.

Отбушевав, снега притихли — спят.

Среди снегов, запорошивших вербу,

Полозья одинокие скрипят,

Как будто жалуются небу.

Сместилось всё в сознании моём:

Как будто брежу дальними огнями

И в полушубке стареньком своём

Шагаю за скрипучими санями.

Вновь мёрзну, а дорога далека,

Сугробам белым нет конца и краю.

На родине моей повыпали снега,

Я их люблю, за что — и сам не знаю.


***

И мороз,

И снег бескрайний.

На стекле, прикрыв закат,

Зарождается из тайны

Белый,

Белый,

Белый сад.

Все бело,

Как в дни цветенья:

Ветви, листья и трава.

Нежные до изумленья

Зачинаются слова.


Есенин считает, что морозные дни лучше летних солнечных.

ЗИМА

Вот уж осень улетела,

И примчалася зима.

Как на крыльях, прилетела

Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали

И сковали все пруды.

И мальчишки закричали

Ей "спасибо" за труды.

Вот появилися узоры

На стеклах дивной красоты.

Все устремили свои взоры,

Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется,

Ложится белой пеленой.

Вот солнце в облаках мигает,

И иней на снегу сверкает.


Зимние стихи поэтов динамичны, наполнены внутренней энергией и восторгом; лирические герои в них не перестают восхищаться залитыми солнцем, ослепительными снежными просторами.

Звукопись в пейзажной лирике В. Фёдорова и Есенина

Удивительна также звукопись в стихотворениях поэтов. Сергей Есенин использует согласный звук «в», который воссоздает завывание вьюги, ветра:

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

(«Клен ты мой опавший, клен заледенелый..»)


В. Фёдоров тоже использует согласный «в»:

Кружат, кружат, кружат, кружат

В слёзной скуке ноября.

Закрывай, Василий, душу,

Не выстуживай себя.

( «Осенняя грусть»)

Согласный звук «С», который создает ощущение холода, тишины и ветра, создающего атмосферу холодной пустоты.

С. Есенин:

В новом лес огласится свисте.

По-осеннему сыплет ветр,

По-осеннему шепчут листья.

(«По-осеннему крычет сова..»)

В. Фёдоров:

И мороз, и снег бескрайний.

На стекле, прикрыв закат,

Зарождается из тайны

Белый, белый, белый сад.

Всё бело, как в дни цветенья:

Ветви, листья и трава.

(«Белый сад»)


Цветопись в пейзажной лирике В. Фёдорова и С. Есенина

Есенин – мастер использования цвета: «на розовом коне», «листьев медь», «увяданья золотом охваченный». Любимые цвета Есенина: синий, малиновый и золотой: « синий плат небес», «О Русь – малиновое поле…», «Луна под крышей, как злат бугор».

Читая стихи Есенина, мы совсем по-другому начинаем видеть русскую природу — она предстает перед нами в самых разных красках, она трогательная, всегда меняющаяся и ослепительно красивая:

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску

(«Запели тесаные дроги...»)


Для лирики В. Фёдорова тоже характерна цветопись. Он раскрашивает свои пейзажи часто в белые, синие, голубые, чаще всего холодные цвета, как наша суровая, сибирская зима:

***

Цветы,

Родившиеся ночью

Заголубели на заре,

Как будто порванное в клочья

Лежало небо на траве.

***

Городскому, мне всё чаще снится

Белый снег, и снятся снегири.

***

Зимний ветер, гигикни над елью,

Над сосной где укрылся глухарь,

Закружи меня белой метелью,

Подними и о землю ударь.

Сделай так, чтобы в снежные хоры

Голос рощи всё время вплетал

Позабытую песню, с которой

Я когда-то легко засыпал.

***

И глядят на меня

Из некошеных трав

Голубые глаза медуниц.


Для Есенина Родина – это и вся Россия, и родное его село Константиново, реалии которого угадываются во многих его произведениях.

В поэтической картине мира В. Фёдорова можно выделить малую родину, которая ассоциируется с Марьевкой, и Родину – Россию, гражданином которой он является и по отношению которой поэт испытывает сыновние чувства: Моё имя

Василий,

И должна понимать —

Моё имя с Россией

Хорошо рифмовать.

Заключение

В творчестве многих литературных деятелей на протяжении всей истории России Родине уделялось одно из центральных мест. Ведь Родина – это понятие всеобъемлющее. Это и место, где ты родился. Это и край, в котором ты живешь. Это и все просторы, которые тебя окружают, то есть леса, поля, реки, горы, степи – все это Родина. Поэт, не сказавший ни слова о своей Родине, - не поэт.

Читая стихотворения Сергея Есенина, можно заметить то, что в центре его творчества стоит именно Родина. Село Константиново было таким местечком для поэта.

Вне сомнения, и Василий Федоров – один из выдающихся поэтов второй половины  двадцатого столетия. Его пронзительная лирика, сочетающаяся наивность младенца с мудростью убеленного сединами старца покоряла читателей неотразимо. Любовью к своему родному краю были проникнуты и произведения В.Д. Фёдорова. В поэзии его родная деревня Марьевка, Сибирь-матушка слились в единое целое, святое и неделимое, и были объединены одним великим словом – Родина.

Итак, сопоставляя тему Родины в творчестве двух поэтов, мы пришли к выводу, что Василий Федоров наследует и развивает идеи, поэтические особенности лирики Есенина, то есть можно говорить, что тема Родины в творчестве В.Д. Фёдорова близка творчеству С. Есенина.

Список использованной литературы

  1. Алянчикова, З. Д. Штрихи к родословной // Махалова Т. И. На родине поэта Василия Фёдорова. – Кемерово: Сибирский писатель, 1998. – С. 35- 40.

  2. Баянов В.М. Сибирская поэзия. На родине моей повыпали снега [Текст]: сборник стихотворений поэтов Кузбасса / сост. В.М.Баянов. – Кемерово: Сибирский писатель, 1998. – с. 432 – 445

  3. Егоров, В. Н. Песенный поэт: Воспоминания к 100-летию со дня рождения поэта Василия Фёдорова // Егоров В. Н. Дорогая Родина моя! Песни на стихи Василия Фёдорова. – Новокузнецк, 2017. – С. 103-124.

  4. Есенин С.А. Стихотворения. Поэмы [Текст] / С. А. Есенин. – М.: Дрофа, 2002.

  5. Казаркин, А.П. Литературное краеведение в Кузбассе [Текст]: учебное пособие / А.П.Казаркин.- Кемерово: Областной институт усовершенствования учителей, 1993. – с. 32 – 40

  6. Фёдоров, В. Д. Собрание сочинений [Текст] : В 3-х томах / В. Д. Фёдоров. – М. : Молодая гвардия, 1975.

  7. Фёдоров, В.Д. Душа ещё полна заботы… [Текст]: стихотворения, поэмы / В.Д.Фёдоров. – Кемерово: Книжное издательство, 1986. – 267 с.

  8. Фёдоров, В. Д. О себе и близких [Автобиография, 1972] // Фёдоров В. Д. Наше время такое…: О поэзии и поэтах. – М.: Современник, 1973. – С. 13-58. Или: Фёдоров В. Д. Собр. соч.: В 5 тт. Т. 4. – М.: Современник, 1988. – С. 6-45.


Голова моя, головушка Приложение 1


Голова моя, головушка

Голова моя,

Головушка,

Недомога и разлад.

Будто вызревшее полюшко

Поприбил мне кудри град.

Помню,

Любовались озимью,

Отмечали рост и стать.

Значит, беден,

Значит, осенью

Пышной свадьбы

Не играть.

Думал,

Жизнь переиначиться,

Зашумит рекой в разлив.

И тоскуется

И плачется

На есенинский мотив.



Приложение 2






Приложение 3















Приложение 4