Районная научно-практическая
конференция учащихся начальных классов
«Умка-2021»
Номинация: Культура и традиции
Тема: Как создавался первый мультфильм и был ли он похож на современный?
с. Большое Колесово, 2021
Содержание
Введение………………………………………………………………3
История появления первых мультфильмов в России………….4
Как рождаются мультфильмы …………………………………....4
Технологии создания мультфильмов……………………………..5
Практическая часть…………………………………………………8
Заключение…………………………………………………………..10
Список литературы…………………………………………………11
Введение
Мультфильмы – это прекрасный и удивительный мир фантазии, который оживает на экране. Рисованные и кукольные персонажи ведут себя как живые: они радуются, грустят, действуют. С ними происходят невероятные чудеса.
Вряд ли найдется хоть один ребенок, который не любит смотреть мультики. Мультфильмы для детей – это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие впечатления и новые эмоции.
Я очень люблю мультфильмы! У меня много дисков, иногда захожу в интернет или просто смотрю мультфильмы по телевизору. И вот однажды я задумалась, как же рождается это чудо на экране? Кто их придумал и когда?
Цель работы – узнать, когда появился первый мультфильм, и был ли он похож на современные мультфильмы?
Задачи:
Узнать историю появления первого мультфильма.
Узнать, как создавались мультфильмы раньше и как создаются сейчас.
Какие мультфильмы смотрели мои родители, тети, старший брат и двоюродные сестры, работники «Колесовской СОШ»
Какие мультфильмы смотрят мои одноклассники и сверстники.
Объект: мультфильм
Предмет: исследование советских и современных российских мультфильмов
Актуальность исследования: мультфильмы любят смотреть и взрослые, и дети. Они играют большую роль в нашей жизни. С самого маленького возраста дети учатся у героев мультфильмов добру, анализируют их поступки на примере рассмотрения различных ситуаций
Гипотеза работы: мультфильмы, в которых демонстрируется добро, дружба, помощь способствуют благоприятному развитию ребенка, помогают в общении, положительно влияют на поведение ребёнка в кругу сверстников, а значит, просмотр мультфильмов полезен для детей и знать историю мультфильмов тоже полезно.
Методы исследования: подбор материала по теме, изучение специальной литературы, опрос, анализ полученных результатов.
История появления первых мультфильмов в России
Первый мультфильм в России появился в 1910 году. Его создал режиссер Владислав Старевич. Этот мультфильм был про жуков и совсем не походил на то, что мы привыкли видеть. Он был снят с учебными целями: первый русский мультипликатор вовсе не собирался развлекать маленьких зрителей, он хотел создать документальный фильм о жуках. Однако во время съемок он столкнулся с проблемой – когда устанавливал нужный свет, жуки отказывались двигаться. Тогда Владислав Старевич сделал из жуков чучел, прикрепил к ним ниточки и выполнил съемку киноленты по кадрам. Эту картину назвали первым кукольным мультфильмом. Старевич выполнил еще несколько подобных мультфильмов на тему насекомых, но теперь он использовал настоящие сценарии. Данные мультфильмы пользовались большой популярностью у зрителей – многие не понимали, как делались картины и удивлялись тому, как удалось автору так выдрессировать жуков.
Настоящие мультфильмы появились спустя несколько лет в советские годы. Первый мультфильм со звуком - "Почта" снят по мотивам произведения Самуила Маршака в 1930 году. Автором сценария стал сам Маршак.
Работать с цветом советские мультипликаторы начали в конце 30-х годов. Уже первые эксперименты закончились удачно - на экранах страны появились такие цветные ленты, как "Сладкий пирог" (1936), "Красная шапочка" (1937) и "Маленький Мук" (1939).
В послевоенный период советская мультипликация не только быстро восстановилась, но и продолжала бурно развиваться. В это время отечественные мультфильмы начали медленно, но верно выходить на мировую анимационную арену. Самые заметные ленты того периода - "Синдбад-мореход", "Пропавшая грамота", "Весенние мелодии" и "Конек-горбунок".
2. Как рождаются мультфильмы
Создание мультфильма – длительный и кропотливый труд очень многих людей. В середине 50-х годов мультфильмы делали большими группами: около 20-30 человек работали над одним лишь 8-минутным мультфильмом. Группа делилась на следующие категории:
Режиссер (руководит всем проектом);
Продюсер (оплачивает расходы);
Сценаристы (продумывают каждый кадр мультфильма);
Художники (делают мультфильм красивым);
Композиторы (подбирают музыку)
Один мультфильм создавался от 3 месяцев до 1 года. Любой мультфильм начинается со сценария. Он пишется долго и трудно, диалоги меняются несколько раз, какие-то сцены выкидываются совсем. И только когда весь фильм сложился на бумаге, его можно рисовать. Как будут выглядеть герои мультфильма в профиль и анфас, спереди и сзади, каковы они в движении - решает художник-постановщик фильма. Ему приходится рисовать так много, что за день стачивается большое количество карандашей. Затем в игру включаются аниматоры, под руками которых мультперсонажи оживают. Например, для того чтобы герой поднял руку, аниматорам необходимо нарисовать немалое количество кадров. В одной секунде их 25. А если мультфильм длится полтора часа, то потребуется создать 135000 кадров. Результат работы аниматоров подхватывают художники - прорисовщики. В итоге перед нами цветное кино. Но на экране ведь не одни герои, их окружают деревья, города. Все эти фоны создают множество других художников. А самое интересное - как герои разговаривают. Весь диалог записывают на диктофон. Потом считают время на одно слово в диалоге. И под каждую букву нужно прорисовать рот. Так персонажи двигают ртом под каждое слово. Голоса актёров записывают раньше, чем начинают работать аниматоры, то есть сначала у персонажей появляются голоса, и только потом по репликам их начинают оживлять. И какой же мультфильм без музыки и песен!
Все мультфильмы можно разделить на группы по способу их создания:
• рисованные мультфильмы (традиционная анимация, один из старейших и самых популярных видов анимации);
• пластилиновая анимация (материалом для мультфильма может послужить пластилин или глина);
• компьютерная анимация (получила широкое применение и постепенно заменяет все остальные технологии);
Технологии создания мультфильмов
Для облегчения работы художников над созданием мультфильма в 20-е годы был создан метод, который назвали "альбомным". Все, что двигалось в картине, разбивалось на группы повторяющихся движений. Это могла быть походка человека, полет птицы и т.д. Цикл движения называли "альбомом", его можно было использовать в мультфильме неоднократно.
Самая распространенная технология создания мультфильмов – анимация. Анимация – это волшебная технология, заставляющая двигаться неодушевленные объекты. Для анимации главное создать действия и эффекты, которые невозможны в реальной действительности. Только в этом сказочном мире можно летать, менять обличье, заново воссоздавать себя. Волшебно выглядит анимация предметов. Поразительно, как маленькие песчинки сами по себе могут сложиться в песчаный замок или карандаш неожиданно без чьего-либо влияния начинает выводить на бумаге причудливые образы.
Одна из старейших техник анимации – это пластилиновая мультипликация. В этом жанре работали такие мультипликаторы как Александр Татарский («Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег»). Одна из самых заманчивых сторон в ее создании – это великолепные неповторимые свойства и возможности пластилина. Создание такого мультфильма – захватывающая, интересная, но требующая усердия и воли работа.
Но это не единственная техника анимации, есть еще и - кукольная. Перед камерой в нужном положении фотографируется кукла. Причем для создания эффекта движения ее положения каждый раз немного меняют. Больших творческих успехов достигла советская кукольная мультипликация. Талантливый режиссер и художник А.Л. Птушко выпускает на экран два полнометражных кукольных фильма "Новый Гулливер" и "Золотой ключик", с большим успехом прошедших не только в нашей стране, но и за рубежом. Сейчас кукольная анимация очень популярна.
В 70 –е годы появился новый вид - компьютерная анимация. Она сейчас с блеском вытесняет все ранее известные виды анимации, это в первую очередь связанно с ее большой популярностью у зрителей. Процесс создания компьютерного мультфильма очень трудоемкий. Он выглядит так: тщательно прорисовываются основные позы и автоматически подбираются промежуточные. Первый подобный мультфильм "История игрушек" создавался четыре с половиной года.
Более современная техника анимации - масляная живопись по стеклу. Рисует художник на стекле и не только кистью, но и пальцами. Самый известный мультфильм, выполненный в этой технике — «Старик и море» (1999 год) режиссера Александра Петрова. В 2000 году мультфильм был удостоен премии Американской киноакадемии «Оскар».
Как создаются современные мультфильмы:
С появлением современных технологий увлекательный мир анимации, казавшийся ранее недоступным и загадочным, широко распахнул двери для всех желающих. В настоящее время познать азы мультипликации и почувствовать себя в роли начинающего режиссёра можно, не выходя из дома.
Как было упомянуто ранее, существуют три вида мультипликации: рисованная, кукольная и компьютерная. Практически все современные мультфильмы давно делают на компьютере, а не рисуют на пленках или лепят из пластилина. Даже самые простые 2D мультфильмы делаются на компьютере. На сегодняшний день российская анимация переживает подъем, и новые качественные мультфильмы все чаще появляются на экранах наших кинотеатров. Как появляются мультфильмы, кто их рисует – узнаем сейчас.
Процесс создания хорошего мультфильма с современной графикой очень трудоемкий. Рассмотрим поэтапно создание одного коротенького мультика, предположим, продолжительностью не более 10 минут.
1 этап. Все начинается с идеи и придуманной ситуации для будущей истории: набрасывается схема истории, и ее героев, обычно это 1-3 страницы текста. Если набросок сюжета удался, пишется сценарий, описывается место действия, прорабатываются характеры героев и их диалоги. Объем сценария обычно от 70 до 85 страниц.
2 этап. Для каждого персонажа придумывается внешний вид, костюм, предметы пользования - всё, что позволяет выразить индивидуальность действующего лица.
3 этап. Режиссер прорисовывает героев, затем художники создают раскадровку будущего фильма – последовательность рисунков, служащая наглядной иллюстрацией будущего мультфильма. Она помогает режиссеру спланировать сцены будущего фильма заранее до мельчайших деталей.
4 этап. Художники подробно планируют будущие сцены, разрабатываются декорации и место героев на фоне для каждого конкретного плана. Аниматоры создают ключевые позы для каждого движения героев каждой сцены.
5 этап. После того как персонажи мультфильма утверждены на бумаге или слеплены модели из пластилина, можно приступать к моделированию в 3D. Перед началом моделирования необходимо подготовить четкое изображение персонажа, на котором герой изображен в позе спереди и сбоку. При моделировании создается не целый персонаж, а только его половинка, которая впоследствии дублируется, отображается зеркально, и получившиеся 2 половинки образуют целую модель. Готовые рисунки сканируются в память компьютера для планирования реальных движений камеры и монтажа
6 этап. Постановка музыки – обзор фильма вместе с композитором и обсуждение того, как музыка будет сочетаться, и комбинироваться с действием, как настроение фильма будет меняться от сцены к сцене.
Обычно требуется 4-5 дней записи, чтобы создать звуковую дорожку фильма. Само написание музыки требует от композитора 10 - 12 недель работы. На некоторые полнометражные мультфильмы может уйти до 2-х лет работы.
Практическая часть
Исследование опрос. Я побывала в детском саду и в начальных классах, пообщалась с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с целью: узнать, какие мультфильмы они смотрят, какие персонажи - герои детям нравятся и почему.
Результаты беседы:
- мальчики и девочки детского сада 4-6 лет смотрят мультфильмы разных видов: рисованные, кукольные, компьютерные. Все виды мультфильмов нравятся детям в равной степени. Дети детского сада отмечают, что в мультфильмах много добра, веселья, еще всегда есть хорошие герои, они всегда побеждают. Детям больше нравятся такие мультфильмы, как: «Барбоскины», «Щенячий патруль», «Фиксики», «Маша и медведь» и «Лунтик», «Три кота». Отмечают, что смотрят эти мультики по несколько раз с неизменным интересом и вниманием.
- учащимся начальных классов нашей школы нравятся такие мультфильмы как «Белка и Стрелка», «Простоквашино», «Летучий корабль», «Фиксики», «Барбоскины», «Маша и медведь», «Смешарики», «Винни Пух», «Ну, погоди!».
- с большим удовольствием я пообщалась со своими родителями, тетями, старшим братом, учителями и другими работниками школы. Все они тоже с детства любят смотреть мультфильмы. Только у них не было такой возможности, как сейчас, смотреть все, что захочешь. Но они с радостью ответили на мои вопросы. Мультфильмы детства взрослых это: «Ну, погоди!», «Винни Пух», «Простоквашино», «Мойдодыр», «Чебурашка», «Жил был пес», «Серебряное копытце», «Бременские музыканты», «12 месяцев», «Морозко», «Аленький цветочек», «Золотая Антилопа», «Кот Леопольд». Также вместе с детьми взрослые смотрят и современные мультфильмы такие как «Маша и медведь», «Лунтик», «Фиксики», «Барбоскины»
Своим опросом я невольно заставила всех их окунуться в детство.
Детский сад | Младшие школьники | Взрослые |
Современные мультфильмы | Советские мультфильмы | Современные мультфильмы | Советские мультфильмы | Современные мультфильмы | Советские мультфильмы |
Барбаскины | 0 | Белка и стрелка | Простоквашино | Маша и медвндь | Ну, погоди, Винни пух |
Щенячий патруль | 0 | Фиксики | Летучий корабль | Лунтик | Простоквашино, Мойдодыр |
Фиксики | 0 | Барбоскины | Ну, погоди! | Фиксики | Чебурашка, Жил был пес, |
Маша и медведь | 0 | Маша и медведь | | Барбоскины | Серебряное копытце, Бременские музыканты |
Лунтик | 0 | Смешарики | | | 12 месяцев, Морозко, Аленький цветочек |
Три кота | 0 | Винни Пух | | | Золотая антилопа, Кот Леопольд |
Заключение
Узнав все о мультфильмах, я убедилась в своих предположениях, что мультфильмы начали создаваться очень давно и любят их смотреть люди всех поколений.
Первый мультфильм появился в 1910 году. Он был про жуков и совсем не походил на то, что мы привыкли видеть. Он был снят с учебными целями - рассказать детям о жизни жуков.
Первый мультфильм со звуком - "Почта" - снят по мотивам произведения Самуила Маршака в 1930 году. Работать с цветом советские мультипликаторы начали в конце 30-х годов.
На заре мультипликации группы аниматоров рисовали каждую иллюстрацию вручную. Сейчас большую часть работы они выполняют на компьютере.
В 70–е годы именно в нашей стране появился новый вид анимации - компьютерная. Она была незаслуженно забыта. И только сейчас с блеском вытесняет все ранее известные виды анимации.
Современные дети отдают предпочтение мультфильмам в формате 3D. Они яркие, зрелищные, образные, необычайно реалистичны, они поражают воображение и вызывают интерес.
Таким образом, цель, поставленная мной в начале исследовательской работы – достигнута. Мультипликация — это даже не кино, а шире — культура. Для нас, детей, в этом искусстве сделаны шедевры, которые настраивают нас на целостное отношение к миру. Роль мультипликации в процессе формирования человека колоссальна.
И самое главное, - смотреть надо такие мультики, которые учат чему-нибудь хорошему!
Список использованных источников
Бабиченко Д.Н., "Искусство мультипликации", М.: "Искусство", 1964
"Профессия – аниматор. Том 2" Федор Хитрук
www.myltik.ru
www.multikov.net
10