© 2021, Пешкова Зинаида Юрьевна 2046 21
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Слова А.П.Чехова очень точно отражают идею нашей работы. Гимназия №8 находится внутри микрорайона, т.е. мимо неё каждый день проходят и проезжают сотни людей. Мы хотим, чтобы гимназия была не только учебным заведением, но и объектом эстетического наслаждения.
Уже несколько лет дизайн школьных клумб остается неизменным и назрела необходимость придать цветникам новый вид. Мы уверенны, что интересное и необычное оформление пришкольного участка будет способствовать повышению экологической и эстетической культуры жителей нашего микрорайона, а также мотивировать школьников бережно относиться к природе и объектам ландшафтного оформления, т.к. экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Гимназия №8»
Исследовательская работа
«Ландшафтное проектирование школьных клумб»
Выполнили:
учащиеся 9-го класса
Дронова Екатерина, Зыкова Александра,
Сагдиева Эльмира,Сидорова Варвара,
Обухова Арина, Зыкова Ульяна
Руководитель проекта:
учитель биологии
Пешкова З.Ю.
г. Можга 2020
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………….3
1. Ландшафтный дизайн…………………………………………………………………………....5
1.1. История становления…………………………………………………………………………..5
1.2. Основные направления ландшафтного дизайна …………………………………………….6
1.2.1. Виды цветников их применение…………………………………………………………….12
1.2.2. Модульные цветники………………………………………………………………………...18
1.2.3. Виды вазонов…………………………………………………………………………………20
2. Разработка проекта дизайна школьных клумб…………………………………………………23
2.1. Анализ опроса по изменению дизайна школьных клумб……………………………….......23
2.2. Эколого-географическая характеристика участка…………………………………………...26
2.3. Эколого-биологическая характеристика предлагаемых цветочных культур.......................28
2.4. Эколого-биологическая характеристика предлагаемых цветочных культур………………31
2.5. Обоснование основной идеи проекта………………………………………………………....35
3. Проект оформления школьных клумб…………………………………………………………..36
Заключение..........................................................................................................................................40
Приложение ........................................................................................................................................41
Источники литературы.......................................................................................................................45
Введение
Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все,
что он может, как прекрасна была бы Земля наша.
А. П. Чехов
Слова А.П.Чехова очень точно отражают идею нашей работы. Гимназия №8 находится внутри микрорайона, т.е. мимо неё каждый день проходят и проезжают сотни людей. Мы хотим, чтобы гимназия была не только учебным заведением, но и объектом эстетического наслаждения.
Уже несколько лет дизайн школьных клумб остается неизменным и назрела необходимость придать цветникам новый вид. Мы уверенны, что интересное и необычное оформление пришкольного участка будет способствовать повышению экологической и эстетической культуры жителей нашего микрорайона, а также мотивировать школьников бережно относиться к природе и объектам ландшафтного оформления, т.к. экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением.
Также мы считаем, что одна из важнейших задач школы - это воспитание жизнеспособной личности, практичной, знающей основы экономики, владеющей хозяйственными навыками, знающей и хранящей традиции, умеющей работать на земле.
Таким образом, наш исследовательский проект призван решить три актуальные проблемы:
социально-экологическую;
культурно-эстетическую;
образовательную
Тема работы: «Ландшафтное проектирование школьных клумб»
Предметом исследования в данной работе являются: стили ландшафтного дизайна.
Объектом исследования являются: школьные клумбы.
Данная работа ориентирована на учащихся и учителей нашей школы, а так же жителей города Можги. Новизна нашего исследовательского проекта в подходе определения основной идеи оформления, как комплекса мероприятий для получения и обобщения информации.
Гипотеза: системный подход в изучении теоретических основ ландшафтного дизайна, анализ эколого-географического положения территории и статистика предпочтений школьной общественности, позволит определить новую идею в оформлении школьных клумб.
Цель работы: разработать новую идею в оформлении и создать схемы для дизайн- проекта школьных клумб.
Задачи:
1. Выяснить мнения учащихся и учителей гимназии по данной проблеме;
2. Дать эколого-географическую характеристику пришкольной территории.
3. Изучить основные направления современного ландшафтного дизайна
Понятие ландшафтный дизайн и его направления
Стили оформления
Формы цветников
Типы цветников
4. Дать эколого-биологическую характеристику растениям, используемых в оформлении цветников
Эколого-биологическая характеристика цветов.
5. Создать схемы и эскизы будущих клумб;
Для достижения поставленных целей нам необходимо осуществить ряд мероприятий:
провести анкетирование среди учащихся и учителей гимназии, предварительно разработав опросник;
измерить и исследовать экспозицию пришкольных клумб, определить направления ветра, интенсивность освещения, толщину почвенного покрытия каждого участка;
составить перечень многолетних культур уже используемых в оформлении, а также семян однолетних цветов, собранных осенью, дать им экологическую характеристику;
выбрать основную идею, стиль и формы цветников для оформления, подобрать соответствующие виды цветов, изучив условия их выращивания;
создать цифровые схемы и эскизы для каждой клумбы;
предусмотреть материалы, необходимые, для реализации проекта
1.Ландшафтный дизайн
Ландшафтный дизайн - искусство, находящееся на стыке трёх направлений: с одной стороны, архитектуры, строительства и проектирования (инженерный аспект), с другой стороны, ботаники и растениеводства (биологический аспект). Кроме того, ландшафтным дизайном называют практические действия по озеленению и благоустройству территорий. [5]
Цель ландшафтного дизайна: создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урабанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей. [10]
1.1. История становления
Ландшафтный дизайн берёт начало из глубины веков. Определение “ландшафтная архитектура” впервые появилось в США около двухсот лет тому назад, но ярчайший путь возникновения и развития стилей ландшафтного дизайна исчисляется многими веками. Первые упоминания об организованных ландшафтах относятся к VI—II векам до н. э. В это время на территории Древнего Египта, Ассирии и Вавилона садоводство и ландшафтное моделирование уже сформировались как отдельные области профессиональной деятельности. В Древней Греции и Древнем Риме появились и стали популярными общественные сады при школах, гимназиях.
В России во времена Екатерины II цветы были не в почете. Вместо клумб сад украшала система газонов и дорожек. Цветы выращивали отдельно на грядках исключительно в интересах флористики. Вскоре пришла мода на ковровые клумбы. В ХХ веке такие клумбы вошли в обиход практически всех городов - они могут быть ковровыми узорами, вазами, часами и даже портретами. Такие клумбы очень эффективны, но для их поддержания требуется много сил. Поэтому постепенно их стали вытеснять «пестрые» клумбы, на которых высаживалось множество растений, постоянно цветущих и сохраняющих без особого труда свою декоративность. Цветы располагались на них в виде ромбов, прямоугольников или полос. [6]
1.2. Основные направления ландшафтного дизайна
Ландшафтный стиль – это совокупность художественных приемов, система устойчивых и единообразных трактовок форм, которые определяют общий вид территории, определенное сочетание и использование элементов растительности, видов декора.[8]
Английский ландшафтный стиль
Главная идея стиля – любовь и бережное отношение к естественной флоре, общность человека и природы. Английский почерк – это баланс между легкой небрежностью, даже запущенностью и домовитостью, ухоженностью сада. Достигается гармония за счет таких критериев: плавность контуров и линий, отсутствие прямых и острых углов; единство садового участка и дома; вертикальное озеленение; мощеные камнем, извилистые дорожки, имитирующие тропы; опрятные газоны как место для пассивного отдыха; использование растений различной высоты для создания рельефности и живописных коридоров; обилие многолетних растений; природный внешне водоем или ручей; клумбы в виде цветочных «ковров» и холмиков; буйство красок, цветовые контрасты. Пейзажный сад, стилизованный под «дикий» уголок природы,
Английский сад – фестиваль цветов. Среди самых популярных можно выделить: розы, бегонии, лобелии, маки, алый шалфей, разноцветный дельфиниум.
Голландский стиль
Представление о нем можно получить, рассматривая картины мастеров голландской школы. Ему присуще пасторальность, яркая цветистость, образцовый, холеный вид. Доминанты голландского стиля: партерный газон, центр сада и гордость владельца; живая изгородь; малое количество деревьев (предпочтение отдается цветам и кустарникам); миксбордеры вдоль садовых дорожек; деревенский декор, забавные статуэтки; клумбы в повозках. Самой большой популярностью пользуются луковичные: тюльпаны, лилии, нарциссы. Среди фаворитов также дельфиниум, мордовник, наперстянка. Палитра голландского сада – сочная зелень с яркими вспышками алого, синего, белого цвета.
Стиль кантри
Простодушная естественность – основа деревенского сада. Он не декларирует идею единения с природой, он и есть сама природа. Свободный дизайн деревенского стиля не означает, впрочем, полное отсутствие правил.Это простота и легкая хаотичность; дорожки, посыпанные гравием или вымощенные камнями с зазорами, покрытыми травой; наличие плодовых деревьев и огородных грядок; цветы, растущие не только на клумбах; ползучие, вьющиеся растения на заборах; декор из «деревенских» предметов – фрагменты плетеного тына, телеги и колеса, глиняные горшки и кувшины, бочки; плоды в роли цветов – тыквы, физалис, кисти винограда и рябины; объединение садовых и диких культур в одни группы.
Китайский стиль
Китайскому ландшафтному искусству тысячи лет. Зиждется оно на положениях феншуй. Движение воды и ветра, главных стихий в даосском миропонимании, рождает энергию ци, которая должна пронизывать и дом, и сад. Если планировка не учитывает эти премудрости, не регулирует потоки ци, сад не может называться китайским, сколько пагод в нем ни поставь. Китайцы уверены: энергия ци свободно циркулирует лишь по природным, нерукотворным линиям и контурам. Поэтому в саду не может быть симметрии, параллелей, прямых углов.
Китайский сад подчиняется следующим правилам: все предметы должны составлять единые, завершенные композиции; сад обязан оздоравливать, быть «залом» для занятий цигун и медитации; из любого места должен виднеться новый пейзаж, создавая впечатление безграничности ландшафта; вода присутствует в ипостасях покоя и движения; наличие чайной беседки в укромном закутке тоже обязательно.
Колониальный стиль
Сад в колониальном стиле начинается на веранде, увитой плюющем и хмелем. Садовые дорожки на голландский манер посыпают щепой или покрывают деревянным настилом, плитняком. Украшают участок небольшими скульптурами из камня, алебастра, керамики или дерева – это кролики и утки, пухлощекие ангелочки, херувимы и амурчики.
Мавританский стиль
Мавританский сад – воплощенная сказка, оазис, полный красок, звуков и ароматов. Пышность и роскошь – его главные параметры.К отличительным свойствам такого ландшафта относятся: обособленность, закрытость, симметрия; клумбы в форме квадратов, иногда кругов, бассейны и фонтаны, облицованные арабской мозаикой, обязательное наличие фруктовых, сладко пахнущих деревьев, душистые цветы и травы, скамейки в тени.
Стиль Прованс
По сути, это стиль французских деревень – милый, душевный, грубоватый и изысканный одновременно. Покрытая ползучими растениями корявая каменная кладка – фирменный знак прованского стиля, в котором каждый предмет окутан легкой вуалью архаики.Цветов много: гортензии, дельфиниум, лаватера, космея, люпин… Не в меньшем почете пряные травы: лаванда, иссоп, розмарин, чабрец, анис, душица, мята, тимьян. Для колорита в грядки добавляют тыквы и декоративную капусту.
Классический стиль
Все малые архитектурные формы в саду – от фонтанов и скульптур до садовых скамеек – поставлены в тщательно выбранных точках, на перекрестках дорожек, чтобы подчеркивать симметрию территории. Кроме перечисленных предметов, в классических садах широко используют колонны и каменные шары, кованые перголы и арки, четко очерченные, живые бордюры.Регулярный стиль, иногда его называют ландшафтным барокко, возник во Франции, стержень его концепции – «человек – архитектор природы».Немудрено, что регулярному стилю, в частности, свойственны: зеркальная симметрия, прямые аллеи, безупречная геометрия клумб и газонов.
Главный партер – прямоугольный газон, оформленный античной статуей, изысканным цветником, вазами, цветным песком и гравием. Фонтаны, скульптуры и клумбы как центры композиций; боскеты – зеленые «комнаты», окруженные стенами из ровно подстриженных деревьев и кустов, обилие рабаток вдоль дорожек – вытянутых клумб образующих сложный узор.
Стиль «Русская усадьба»
Проникнуться духом это стиля можно, читая русскую классику. Жаль только, что русский размах, свойственный старым садам, не воплотить на небольшой территории. Обустраивая сад-усадьбу, следует избегать слишком правильных форм и несвойственной русскому менталитету педантичности.
Альпийский стиль
Горный» сад – вариант не только очень живописный, но и довольно простой в уходе. В нем множество камней, а им не требуется удобрения, подкормки, пересадки.Растения – горные сосны, карликовые туи и ели, можжевельник, барбарис, жимолость, чубушник, японская айва, ягодные культуры. Тон среди трав задают многолетники: папоротник, хосты, альпийские астры, очитки, армерия, злаки и полынь. Высаживают растения островами, стараясь, чтобы моносадики (например, только из вереска) чередовались со смешанными группами. В контейнерах выращивают маргаритки, фиалки, циннии, люпины, флоксы, львиный зев, маки, колокольчики.
Минимализм
Несмотря на то, что направление подразумевает лаконичность и предельную упрощенность, реализовать идею минимализма в саду довольно сложно. Для покрытия почвы подойдут осоки и папоротники, мхи и злаки. Цветы? — Без них не обойдется даже минимализм, однако ярких растений должно быть немного, две — три культуры. Циннии, петунии, астры, хризантемы высаживают в деревянные или пластиковые ящики, что подчеркивает урбанистический дух стиля. Краски минимализма – серый, серебристый, белый, бежевый, светло-коричневый.
Модерн
Модерн ближе к пейзажному стилю с его отрицанием правильных, неприсущих живой природе очертаний. Но свобода стиля не безгранична, скорее даже – хорошо дозирована. Растительность высаживается группами, в середине которых что-нибудь необычное, экзотический кустарник, например, или деревце с оригинального цвета листьями, яркими ягодами, причудливым стволом. Широко используются ползущие растения вроде дикого винограда, плюща и клематиса. Вычурности, загадочности, которых требует стилистика, добавляют ирисы, лилии, настурции, маки, ландыши, нарциссы, пестрые суккуленты и разлапистые папоротники.
Экостиль
Ландшафтный дизайн в стиле эко – модное сегодня увлечение. Суть затеи – в минимальном вторжении в природную среду ради сохранения максимальной натуральности пейзажа. Натургарден – локальная, самодостаточная экосистема, в которой все элементы связаны и поддерживают друг друга.[7]
1.2.1. Виды цветников, их применение.
«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок» - сказал когда-то великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен.
Цветник – это, пожалуй, самый яркий и красивый элемент ландшафтного дизайна, привлекающий внимание в течение всего сезона. Наличие гармоничных композиций придает ландшафту уют и оригинальность, раскрашивает его в различные цвета природы. Дизайн цветника, его проектирование и создание – это искусство, требующее глубокого знания и кропотливого труда, но щедро награждающее своего создателя богатством естественного цвета и тонкими ароматами.
Чтобы цветник гармонично вписывался в ландшафтный дизайн участка, необходимо придать ему определенный стиль. Форма и размер, дизайн цветника зависит не только от возможностей участка, но и от фантазии его создателя. Если правильно разместить и подобрать растения в цветнике, он может радовать глаз с ранней весны и до поздней осени. [3]
Что такое в нашем понимании цветник? Чаще мы можем слышать понятие «клумба», реже – «рабатка», и совсем редко – «модульный цветник». На самом деле цветник в саду – это участок, на котором выращиваются травянистые цветковые растения, но в состав цветников также могут входить кустарники и небольшие деревья. Какие виды цветочного оформления встречаются в дизайне сада?
Партер (парадный цветник)
Партер – это один из самых нарядных и старейших типов цветочного оформления. Он может состоять из цветов, трав и искусственных материалов, например, цветного гравия. Парадный или партерный цветник требует большой площади для его реализации. Рисунок, в виде которого создается партерный цветник, повторяет узор и зрительно воспринимается с возвышения.
Клумба
Если ландшафтный дизайн выполнен в регулярном стиле, то вам очень кстати придется такой вид цветочного оформления как клумба. Такой цветник имеет правильную геометрическую форму (круг, овал, прямоугольник и др.), его диаметр от 1 м до 30 м. Растения на клумбе высаживаются в виде четкого узора. В состав входят однолетние и ковровые растения приблизительно одной высоты.
Бордюр
Цветочный бордюр представляет собой полосу шириной 0,5 м. Как правило, бордюр состоит из одинаковых растений и служит для окаймления дорожек различного мощения, садовых водоемов, аллей и зеленых газонов.
Рабатка
Полоса цветов шириной от 0,5 м до 1,5 м называется рабаткой. Длина такого цветника может быть любой. Чаще рабатки размещают вдоль дорожки – как по одной, так и по двум сторонам. Рабатка может состоять не только из цветов, но и из низкорослых кустарников
Модульный цветник
Современным видом цветочного оформления является модульный цветник. Такой цветник состоит из модулей определенной геометрической формы и определенного размера. Пространство между модулями можно вымостить плиткой, кирпичом, спилами деревьев или засыпать гравием или щепой. Внутри модулей можно высадить однолетние или многолетние цветы и травы, пряно-ароматические растения или овощные культуры.
Солитер
Солитером называют одиноко стоящее и стабильно декоративное растение. Обычно, солитер размещают на фоне дорожки, при входе в дом или на повороте дорожки. [7]
Растения в контейнерах. Мобильные цветники
Одним из современных направлений является выращивание цветов в контейнерах. Это могут быть и вазоны, и подвесные кашпо, и сколоченные ящики, и корзины, и даже старые сапоги. Благодаря мобильности таких цветников можно менять облик сада в течение всего сезона. А еще контейнеры позволяют выращивать привередливые цветы, требующие особого ухода. И, кроме того, контейнеры являются элементом декора и подчеркивают стиль садового участка.
Чтобы ваши мобильные цветники выглядели декоративно на протяжении всего сезона, нужно помнить следующие важные правила:
Посадочная емкость должна соответствовать корневой системе растений. В глубоком и широком контейнере растения будут чувствовать себя гораздо комфортней.
Почва должна быть оптимальной для растений. Используют готовый субстрат для контейнерного выращивания или смесь перегноя, дерновой земли, верхового торфа и песка.
Правильно подбирают растения для контейнера. Учитывают при посадке внешние условия (освещенность, наличие ветра и т.п.) и совместимости растений.
Из-за небольшого количества почвы влага испаряется гораздо быстрее, особенно в жаркую погоду, и растения испытывают недостаток питательных веществ. Поэтому для того, чтобы мобильный цветник выглядел опрятным и ухоженным, растения в контейнерах необходимо часто поливать и подкармливать. [1]
Цветочная группа
Группа является, пожалуй, самым популярным ландшафтным видом цветочного оформления. Задача группы – создать цветовое пятно в садовом пространстве. Данный тип цветника состоит из растений одного или нескольких видов. Группы растений применяются в небольших по площади садах, заменяя громоздкие миксбордеры, и могут быть сезонными (весна, лето или осень) или постоянными. Самыми эффектными являются весенние группы, созданные из луковичных и раннецветущих растений. Но данная группа требует замены растений после цветения на красивоцветущие летники, и нужно будет создать из них новую группу. Поэтому чаще используют смешанные группы, где растения подбираются по экологическим требованиям к влажности, освещенности, составу почвы и т.д.
Подбор растений для группы производится по определенным критериям:
по высоте
по стабильности декоративности
по срокам цветения (непрерывное и одновременное цветение)
по цвету
по форме
по принципу контраста и нюанса
учитывая нормы посадки
Миксбордер
Слово «миксбордер» произошло от английских – mix («смешивать») и border («граница»). Он занимает большое пространство и включает в себя огромное количество растений. Для создания миксбордера есть ряд условий, которые необходимо выполнять, чтобы достигнуть прекрасных результатов. [6]
Сначала необходимо изучить экологические особенности садовой территории. Не надо думать, что красивый цветник можно создать только из дорогостоящих сортовых культур. Колокольчик, ромашка обыкновенная, астильба и другие доступные по цене растения сделают цветник не менее привлекательным.
Стиль оформления цветника зависит от общего стилевого замысла. Подбор ассортимента растений для миксбордера напрямую зависит от существующих на участке построек, деревьев, кустарников и характера функциональных зон.
Выбор цветовой гаммы цветника зависит отличных предпочтений. Но нужно знать, что именно цвет является самым важным фактором, влияющим на эмоциональное состояние человека. Например, красный цвет – активный, он увеличивает кровяное давление и стимулирует работу головного мозга. Оранжевый – праздничный и теплый, он влияет на пищеварение, улучшает аппетит. Желтый – солнечный, веселый, этот цвет стимулирует зрение и положительно влияет на настроение. Зеленый – благотворный цвет, он освежает и успокаивает, расширяет сосуды. Голубой цвет – расслабляющий, он снижает напряжение мускулов. Синий – тяжелый и строгий цвет, его спутниками являются тоска и доверие. Фиолетовый же цвет побуждает к большей выносливости, но вызывает чувство печали и меланхолии. Белый и черный – нейтральные цвета. Белый цвет увеличивает объемность и является символом чистоты и целомудрия. Черный цвет уменьшает объемность и символизирует торжественность и скорбь.
При выборе цвета в процессе создания цветников нужно придерживаться следующих правил:
блестящий окрас отражает свет, от этого поверхность кажется более светлой. Матовый – напротив, поглощает свет, и поверхность кажется темной
однотонность цветника заключается не в выборе одного цвета, а в выборе одной цветовой гаммы – теплой (цвета: красный, желтый, оранжевый) или холодной (цвета: синий, фиолетовый, голубой)
чтобы визуально увеличить небольшой участок, нужно использовать немного цветов и избегать контрастов
если на дальнем плане использовать синие тона, а на переднем красные и желтые, то можно зрительно увеличить пространство сада
чем ярче передний план цветника, тем спокойней должен быть задний план
растения с темными листьями или цветками нужно высаживать в середине цветника, это придаст ощущение стабильности и уравновешенности
необходимо избегать контрастного сочетания цветов холодной и теплой гаммы.
Обязательно уделять внимание растениям с агрессивным характером разрастания, ограничивайте их корневую систему путем вкапывания бордюрной ленты или емкости, которая будет препятствовать их разрастанию.
Подбор растений для миксбордера необходимо осуществлять по высоте, поскольку данный тип цветника характеризуется многоступенчатостью.
Чтобы миксбордер был декоративен в течение всего сезона, необходимо подбирать растения по срокам цветения. В этом вам поможет календарь цветения.
Лучше использовать стабильно декоративные растения в миксбордере, именно они должны составлять основу ассортимента дизайна любого цветника в саду. [4]
1.2.2. Модульные цветники
Модульный цветник – это цветник-мозаика, представляющий собой участок, разделенный на отдельные повторяющиеся секции (модули), каждую из которых заполняют отдельным растением.
Модульный цветник относится к классическому виду ландшафтного дизайна. Это такой вид цветника, в основе которого лежит многократное повторение одной и той же геометрической фигуры – модуля.
Модуль может иметь практически любую геометрическую форму: квадратную, прямоугольную, круглую.
Квадратные модульные цветники Прямоугольные модульные цветники
Круглые и фигурные модульные цветники
Высадка секциями позволяет создать общее пестрое полотно. Модульные цветники используют для низких пышных однолетников и луковичных, сезонных растений, которые дают самые яркие «пятна».
При составлении модульного цветника:
1)Всю площадку насаждаемой территории разбивают на модульные секторы, которые являются определённой многоугольной фигурой.
2)В них высаживают растения.
3)Расстояние между секторами в основном всегда заполняют природными камнями, газонной травой или гравием.
4)Для более четкого разграничения границ каждого сектора, по краям модулей делают невысокий узкий бордюр сантиметров пять высотой
Модульные цветники относятся к регулярным цветникам, т.е. все, что имеет строгие геометрические формы, достаточно сложный орнамент, и в большинстве случаев включает в ансамбль такие малые архитектурные формы, как вазы, скульптуры и т.д. [9]
1.2.3.Виды Вазонов
Так же современный дизайн предусматривает, как элемент парадного оформления ,применение разнообразных вазонов. Вазоны сами по себе декоративные, поэтому придают парадный вид.
Исследовав школьные крыльцо, мы выяснили, что применение вазонов уместно по краям парадной лестницы, а длинных контейнеров на боковых панелях крыльца.
Но для реализации этой задумки необходимы финансовые вложения. Но как показывает опыт, все наши попытки найти спонсоров оказались не так успешны. Обойдя несколько товарных точек с просьбой оказать спонсорскую поддержку в приобретении семян, мы получили отказ. Только в двух цветочных магазинах нам предоставили семена. В первом: 5 пакетиков петунии, во втором просроченные семена. В итоге спонсорскую поддержку нам оказали наши родители, руководитель проекта и директор школы. [10]
Виды вазонов.
Для того что бы понять какие вазоны будут украшать наш вход мы изучили все виды вазонов и их разнообразные формы:
Подвесные кашпо.
Глиняный горшок
Пластиковый горшок.
Безопасные горшки – из полипропилена
Деревянные контейнеры
Терракотовые, глиняные и цементные (бетонные) вазоны
Каменные вазоны
Металлические вазоны
Фарфоровые вазоны
Стильные плантаторы
Подвесные ящики
Для украшения нашей школы мы можем использовать такие вазоны как:
Пластиковые вазоны, как наиболее экономически выгодные.
Длинные пластиковые контейнеры.
Мы предлагаем посадить в выбранные емкости цветы, имеющиеся у нас в банке семян: петунии, флоксы
2. Разработка проекта дизайна школьных клумб
Для исследования общественного мнения о оформлении школьных клумб мы провели опрос среди учащихся и учителя гимназии (100 респондентов).
Анкета приведена в приложении 2.
2.1. Анализ опроса по изменению дизайна школьных клумб.
Далее, мы проанализировали результаты и составили диаграммы, отражающие статистику опроса (диаграммы 1-5).
Диаграмма №1.
Диаграмма №2
Диаграмма №3
Диаграмма №4
Диаграмма №5
Таким образом, мы выяснили, что большинство респондентов 67 % - не устраивает оформление школьных клумб. Среди опрошенных, считают, что новизну в оформлении территории могут внести газон - 37 %, хвойные растения- 21% и рокарий - 18%.
42% респондентов считают, что главным в оформлении является опрятность и ухоженность насаждений, остальные 58% - разошлись во мнениях.
В качестве возможной идеи в дизайне клумб, большинство - 38% видят фигурное оформление. Интересно, что приблизительно одинаковое количество опрошенных указали на необходимость увеличить или сократить видовое разнообразие цветов.
Использование высоких цветов не нравится 14% респондентов, хотя всего 2% указали, что не хотят видеть в оформлении амарант- единственное высокое растение, которое высаживается в школьных цветниках уже много лет. Но с точки зрения ландшафтного дизайна, клумба смотрится гармоничнее на фоне кулисных (высоких) насаждений
В ходе составления вопросов для анкеты, мы так же включили вопрос об образовательной части, чтобы сделать таблички или стенд с описанием цветов, используемых в озеленении. Поддержали идею 51% респондентов (30% за таблички, 21% за стенд), 49%- высказались против.
2.2. Эколого-географическая характеристика участка
Для создания проекта нами изучены эколого-географические условия местности. Климатические и экологические условия диктуют подбор цветочных культур, способных выдержать комплекс экологических факторов за вегетационный период. Наша гимназия расположена в г. Можге, административном центре Можгинского района Удмуртской Республики. Координаты местности. Широта - 56° с.ш Долгота - 52° в.д
Климат в Удмуртии умеренно континентальный, с продолжительной холодной зимой и теплым летом, обусловлен положением республики в северной половине умеренного пояса. Самые высокие температуры воздуха летом отмечаются в южных районах. Среднее годовое количество осадков понижается от 600 мм и более в северных и северо-восточных районах до 500 мм и менее в южных и юго-западных. На теплый период (апрель-октябрь) приходиться до 70% осадков. Во второй половине лета и осени из-за активизации циклонической деятельности количество осадков возрастает. Можгинский район занимает территорию на юге Удмуртии, где сложились особые климатические условия. Климат умеренно холодный. Самый засушливый месяц – март характеризуется большим количеством осадков в виде снега. Средняя годовая температура в Можге составляет 2.9 ° C, среднегодовая норма осадков 569 мм, самым теплым месяцем является июль. Средняя t летом -19.1°(июль), зимой-14.0° (январь). [2]
Определенное сочетание тепла и влаги оказывают различное влияние на условие произрастание цветочных культур. Иногда растения повреждаются под толстым слоем снега или вымерзают раннею весною. В южном районе республики создаются более благоприятные условия, но в холодное и малоснежные зимы здесь возможно вымерзание растений с поверхностной корневой системой.
Также нами были составлены схемы розы ветров по временам года, для понимания процессов иссушения и выветривания снежного покрова. Для учета размещения многолетних культур. (приложение 3)
Территория УР относиться к элювиальному типу ландшафтов, которые характеризуются интенсивным выносом химических элементов. По этой причине почвы республики обеднены многими элементами питания, в том числе микроэлементами. Дерново-подзолистые почвы в Можге занимают- 91%. Они обладают низким, плодородием, т.к. сформировались под пологом леса. Для получения на них высоких урожаев требуется внесение большого количества органических и минеральных удобрений с обязательным известкованием. [2]
Мы определили экспозицию школьных клумб относительно сторон света.
Рис. 1" Экспозицию школьных клумб "
На рисунке 1 видно, что клумбы №1 и 2 находятся на северо-западе, куда не будет попадать солнечный свет, из-за тени падающей от школы, поэтому цветы, используемые на этих клумбах должны быть тенелюбивые и влаголюбивые.
На клумбах №3 и №4 можно использовать светолюбивые и засухоустойчивые цветы, солнечного света здесь будет достаточно, т.к. эта сторона хорошо освещена после полудня и с 10 до 17 часов. От прямых солнечных лучей насаждения защищают посадки берез вдоль склона напротив здания школы, поэтому здесь складываются наиболее оптимальные условия, для произрастания многих цветочных культур.
Клумбы №5 и №6 освещены в течение дня. При условии ветреной погоды, почва здесь пересыхает очень быстро, что неблагоприятно сказывается на росте влаголюбивых цветов. Однако, светолюбивые и засухоустойчивые культуры дают здесь пышное цветение.
Парадные клумбы №7,8,9,10 хорошо освещены с утра, однако как и клумбы №1, 2 имеют малую глубину почвенного слоя - не более 15 см, почва здесь очень быстро иссушается и минимальный корнеобитаемые слой, не дает растениям развиться в полную силу. Оформление партерных клумб, мы считаем, имеет приоритет над всеми остальными, следовательно перед посадкой цветов необходимо решить вопрос о усилении почвенного слоя.
Таким образом, можно сделать вывод, что подбор растений необходимо вести по двум основным экологическим группам:
Требование к освещению.
Требования к влаге.
Также учитывать значимость цветников в общем восприятии территории: парадный, проходной, внутренний.
2.3. Эколого-биологическая характеристика цветов.
Создание нового дизайн-проекта школьных клумб необходимо вести с учетом уже имеющихся насаждений многолетних культур, а также наличием банка семян однолетников, собранного с цветов, традиционно выращиваемых и используемых в озеленении.
Мы провели обследование территории, и распределили цветы с учетом продолжительности жизни и требованиям к произрастанию на экологические группы:
Таблица 1 "Многолетние цветы, имеющиеся на участке"
Тенелюбивые и теневыносливые | Светолюбивые | Влаголюбивые | Засухоустойчивые |
Папоротник | Мальва (шток-роза) | Флоксы | Бархатцы |
Анютины глазки | Астра многолетняя (октябрина) | Анютины глазки | Лилейник |
Флоксы | Василек многолетний (розовый) | Хосты | Астра многолетняя октябрина |
Василек | Хоста вариегатная | Рудбекия | Мальва |
Аквилегия | Азиатские лилии | Астра | Декоративные злаки |
Очиток розовый | Пионы | Бархатцы | Нивяник |
Лилейники | Маргаритки | Лилейник | Василек многолетний |
Декоративные злаки | Ирис сибирский | Маргаритки | Мальва (шток-роза) |
Хоста с темно-зеленой листвой | Хризантемы мелкоцветковые | Ирис сибирский Очиток розовый | |
Вербейник | Ветреница | Колокольчик широколистный (белый и синий) | Ветреница |
Рудбекия махровая (золотой шар) | Бруннера | Хризантемы мелкоцветковые | |
Колокольчик широколистный (белый и синий) | Нивяник (ромашка) | Вербейник | |
Люпины | Тюльпаны | Аквилегия, Тюльпаны Мускари | |
| Мускари | Папоротник Люпины | |
| | Ирис сибирский | |
Все цветы посажены в соответствии с требованиями к произрастанию. Более пластичные цветы, такие как : флоксы, пионы, колокольчики, хризантемы, брунера, василек, вербейник, лилейник, можно пересаживать, создавая новые сочетания и композиции.
Также мы хотели бы предложить к использованию такие неприхотливые и пластичные многолетники как: примулы, эригерон, энотера, дицентра, дельфиниум, ирис бородатый. Использовать яркие луковичные, для ранних весенних клумб.
Однако, при посадке необходимо учитывать, что многие из перечисленных цветов являются агрессорами, т.к. благодаря мощному росту корневищ, быстро захватывают территорию.
Многолетние культуры в целом, при высокой декоративности, имеют короткий период цветения в первой половине лета, поэтому их нужно сочетать с посадками ярких однолетних цветов, обыгрывая декоративность листвы, не увядающей после цветения.
Ревизия банка семян позволила изучить сортимент однолетников, которые можно использовать для создания наших будущих композиций.
Таблица 2 "Однолетние цветы"
Теневыносливые | Светолюбивые | Влаголюбивые | Засухоустойчивые |
Львиный зев | Георгины однолетние | Георгины | Сальвия блестящая |
Табак душистый | Сальвия блестящая | Душистый табак | Цинния |
Агератум | Агератум | Цинии | Петуния |
Сальвия блестящая | Петуния | Агератум | Львиный зев |
| Алиссум | | Алиссум |
| Цинии | | Годеция |
| Бархатцы | | |
| Львиный зев | | |
| Астры | | |
| Годеция | | |
Вспомнив результаты анкетирования о разнообразии цветов на школьных клумбах, мы решили подсчитать, а так ли уж мало видов используется в озеленении территории школы. В результате получили 37 наименований. Таким образом, нельзя сказать, что на клумбах гимназии скудное разнообразие цветов, скорее всего традиционный их подбор просто наскучил за многолетний период использования. Чтобы привнести изменения и добавить новизны в дизайне мы хотели бы предложить некоторые новинки, а также новые сочетания.
Таблица 3 "Цветы, которые мы бы хотели добавить на школьные клумбы"
Теневыносливые | Светолюбивые | Влаголюбивые | Засухоустойчивые |
Бегонии | Цинерарии | Капуста декоративная | Шалфей |
Бальзамин | Колеусы | Бальзамин | Цинерария |
| Капуста декоративная | | |
Мы бы хотели видеть бегонии, бальзамины, шалфей и колеус на наших клумбах, потому что, они считаются идеальным украшением клумб, садовых тропинок и создают эффектное озеленения участков. К тому же бегонии и бальзамины являются наиболее ярко цветущими цветами полутени. Цинерарии и колеусы хорошо оттеняют рисунки из разнообразных цветов, благодаря нейтральной декоративности листвы.
Для создания партерных ярких цветников очень часто используют петунии разнообразных окрасок. У нас имеются семена петунии гибридной, но мы хотели бы использовать только определенные сорта и расцветки. Они позволят использовать в оформлении вазоны и составить оригинальный рисунок клумб.
Также мы считаем, что нельзя обойти своим вниманием такие декоративные кустарники как можжевельник, гортензия и чубушник. Благодаря естественности и простоте, выразительности форм, они играют незаменимую роль при оформлении сада. Эти выносливые и морозостойкие растения неприхотливы, а разнообразие видов и сортов дает множество вариантов размещения этих замечательных растений на участках любого размера.
2.4. Эколого-биологическая характеристика предлагаемых цветочных культур.
Можжевельник: Отдел: Хвойные. Порядок: Сосновые. Семейство: Кипарисовые. Род: Можжевельник. Вид: Можжевельник обыкновенный. Вечнозелёный кустарник высотой 1-3 м, реже дерево высотой 8-12 м. Крона конусовидная или яйцевидная, у мужских особей более узкая, у женских - более или менее восходящая или простёртая, иногда со свисающими на конце ветвями. Кора тёмно-серая или серовато-бурая, продольно шелушащаяся. Побеги красновато-бурые. Листья длиной 1-1,5 см, шириной 0,7-7,5 мм, сидячие, жёсткие, линейно-шиловидные или шиловидно-заострённые, колючие, почти трёхгранные. В естественных условиях годовой прирост его в высоту составляет 10 - 15 см, но при хорошем уходе можжевельник обыкновенный вырастает ежегодно на 30 см в высоту и 20 см в ширину.
В течение сезона полив следует производить только в продолжительную жару. Периодически следует рыхлить поверхность почвы приствольного круга и при этом надо вырывать сорную траву. Подкармливать можжевельник, рекомендуется в весеннее время, для этого по поверхности приствольного круга надо распределить от 30 до 40 грамм нитроаммофоски. Удобрение заделывают в почву, а затем обязательно поливают. В том случае, если растение посажено в очень бедный грунт, то удобрять данным способом его следует на протяжении всего вегетационного сезона, но при этом перерыв в подкормках должен быть не менее 4 недель.
Прекрасно дополнять друг друга будут растущие рядом с можжевельником гортензия, тюльпаны, розы, нарциссы, другие хвойные растения, кизил, жимолость и т. д.
Можжевельник обыкновенный сегодня стали едва ли не ведущим изобразительным компонентом в ландшафтном дизайне. И не напрасно: самое ценное их качество круглогодичная декоративность. К тому же можжевельник обогащает воздух кислородом, сдерживает сильные порывы ветра, смягчает микроклимат на участке, поглощает шумы, идущие с оживленных улиц, и эффективно поглощает пыль.[8]
Бальзамин (лат. Impatiens)– семейства Бальзаминовых (Balsaminaceae).
Родиной бальзамина являются тропики и субтропики Азии и Африки, остров Занзибар, Восточная Африка, отдельные виды встречаются в Средней Азии.Бальзамины — очень легкие в культуре растения, устойчивы к сухому воздуху, не слишком требовательны к теплу, хорошо растут и цветут даже на северной стороне. Пригодны для выращивания в жилых помещениях, на балконах, террасах, а также почвенного покрова в крупных посадочных емкостях и в открытом грунте.Растение нетребовательно, поэтому уход за бальзамином несложный. Цветок нуждается в регулярном поливе. Воду лучше брать фильтрованную или дождевую. Полив сверху грозит появлением гнили и грибковых заболеваний растений, поэтому воду льют аккуратно под корень.
Бегонии:Бегония (лат. Begonia) – однолетнее или многолетнее растение, относящееся к отделу цветковые, классу двудольные, порядку тыквоцветные, семейству бегониевые, роду бегония.Бегония вечноцветущая (лат. Begonia semperflorens) объединяет обширную группу сортов, имеющих замечательное свойство цвести все лето, независимо от погодных условий. Растение любит я свет, но одновременно не переносит прямых лучей солнца. При поливе за бегонией нужно следить, чтобы земля, в которой она растет, никогда не пересыхала. Но заливать ее нельзя, поскольку застой воды очень быстро вызывает загнивание и гибель растения. Перед тем как поливать бегонию должен подсохнуть верхний слой земли. Нельзя поливать цветок холодной водой. В летнюю жару вода для полива должна иметь температуру окружающего воздуха.Бегония сочетается с бальзамином, агератумом и вербеной. [6]
Колеус:Колеус (лат. Coleus) − кустарниковое декоративно-лиственное растение, семейства губоцветные (Lamiaceae), имеет четырехгранные стебли и супротивными широкоовальными листьями, зубчатыми по краям.Родина колеуса — тропическая Африка и Азия.
Среди современных сортов пестроокрашенные бархатистые листья колеусов красиво испещрены различными узорами светло-зелёных, почти белых цветов, насыщенно-красных, тёмно-пурпурных, коричневых тонов. Контрастными цветами разрезных прожилок и обрамлений колеусы напоминают произведения искусства тропической Африки и Азии.К роду Колеус принадлежит около 150 видов растений семейства губоцветных. Вечнозеленые полукустарники и однолетние травянистые растения. Листья супротивные, различных окраски и узоров, с черешками. Цветки в верхушечных колосовидных соцветиях. Некоторые виды (особенно формы и многочисленные сорта так называемого гибридного вида Coleus blumei) в культуре известны как лиственно-декоративные растения.
Несмотря на тропическое происхождение, колеусы неприхотливы. Предназначаются для светлой экспозиции. Многообразие сортов с различными оттенками листвы позволяет применять цветок практически в любых композициях и стилях ландшафтного дизайна. [6]
Шалфей:семейство Яснотковые – Lamiaceaе
Род Шалфей – Sаlvia
Вид Шалфей лекарственный – Sаlvia officinаlis
Полукустарник высотой 20-50 см. Стебли многочисленные, в нижней части ветвистые, округлые, деревянистые, в верхней части - травянистые, четырехгранные. Листья – супротивные, простые, длинночерешковые, по форме продолговатые или удлиненно-ланцетовидные с заостренной верхушкой, в основании клиновидные, округленные или слегка сердцевидные; у основания пластинки часто имеются одна или две небольшие продолговатые лопасти; листья расположены супротивно. Стебель и листья густо опушенные, серо-зеленые. Цветки крупные (до 2 см длиной); чашечка двугубая, опушенная; венчик двугубый, обычно сине-фиолетовый; тычинок две. Соцветие – кистевидный тирс. Плод – ценобий, распадающийся на 4 доли (эрема) (рис. 5.7). Растение имеет сильный ароматный запах. Цветет в июне - июле, плодоносит в августе - сентябре.
Нормально переносит засуху, но влага необходима ему, чтобы зелень была сочная и нежная. Иначе листья попросту станут очень жесткими. Но переливать не стоит, этого он не любит.Весной проводится подкормка азотными минеральными удобрениями, осенью же многие садоводы проводят подкормку фосфорно-калийными удобрениями в соответствии с нормами на упаковке.На второй год после посадки, как и многие пряные травы с густыми соцветиями, шалфей обновляется обрезкой (10 см от поверхности почвы).
Стильное сочетание фиолетового шалфея, сиреневого лука и серебристой полыни. С малиновой скабиозой, светло-зелеными злаками, серебристым чистецом и ярко-голубой анхузой фиолетовый шалфей кажется особенно нежным. На фоне теплого желтого сине-фиолетовый шалфей выглядит особенно ярко в цветнике. Миксовая посадка желтых аквилегий, оранжевых гравилатов и темно-фиолетового шалфея способна осветить и развеселить даже самый мрачный цветник. [4]
Цинерария:(Cinerariamaritima, Seneciocineraria) семействаАстровые. Её изящные кустики с резными серебристо-белыми листьями кажутся припорошенными инеем. Это растение с ажурными листочками любят дизайнеры и цветоводы-любители. Цинерарию приморскую можно выращивать в цветниках и уличных вазонах как однолетник или в доме как многолетнее комнатное растение. В более южных районах эта культура прекрасно зимует без всякого укрытия. Цинерария подходит для зимних букетов. Этот вид многие цветоводы называют цинерарией серебристой, или серебряной. Предпочитает высокую влажность. При этом опрыскивание она не любит, важно не допускать попадания воды на листья, так как страдает ворс.Полив должен быть регулярным и обильным.
При высадке цинерарии на клумбе с другими цветками их в большинстве случаев высаживают по краю, как яркое обрамление. Виды, которые вырастают до 0,5 м, можно комбинировать с другими астровыми. [6]
Капуста декоративная. Род объединяет около 100 видов однолетних, двулетних, реже многолетних растений. В декоративном цветоводстве обычно используется 1 вид и ряд его декоративных форм и сортов. Полного развития растения достигают в конце лета, светолюбивы, сравнительно холодостойки, легко переносят весенние и осенние заморозки. Холодные дни лишь усиливают яркость окраски ее листьев. Во взрослом состоянии декоративная капуста выдерживает кратковременное понижение температуры до -8-12 С. Рассада декоративной капусты выдерживает понижение температуры до -4 °С. Декоративная капуста может расти в полутени. Только в этом случае она будет мельче и окраска станет не столь интенсивной, как на солнце. Предпочитают суглинистые или супесчаные, богатые гумусом почвы. Любит "хорошую жизнь", когда ее поливают, рыхлят и подкармливают. Окрашивание листьев начинается только при установлении прохладной погоды.
Используется качестве оригинальных и эффектных декоративно-лиственных растений в одиночных и групповых посадках, низкорослые сорта — в рабатках и бордюрах[6]
Обоснование основной идеи проекта
Изучив информацию о видах и типах цветников, основных стилях в дизайне ландшафтов, мы пришли к выводу о том, что в основе каждого из подходов лежит некая идея, замысел.
Общественное мнение по вопросу предпочтений в оформлении клумб гимназии нам подсказало идею фигурного оформления цветников. Нам показалось интересным попробовать разработать модульные цветники, как наиболее прогрессивного направления в дизайне.
Темой для реализации своей задумки мы решили взять факт 100-летия государственности Удмуртии, а 2020 году. Это важнейшая веха в истории становления и развития республики.
Жители Удмуртии по праву гордятся своим вековым вкладом в социально-экономическое развитие России. республикой. Сегодня Удмуртская Республика – это территория межнационального мира и согласия с развитой экономикой, наукой и своей самобытной культурой. Столетний юбилей образования Удмуртии является для всех жителей нашего региона знаменательным историческим и культурным событием. В республике уже начата подготовка к празднованию этой даты: образован республиканский организационный комитет, разработан план основных мероприятий. Столетие республики станет ключевым событием 2020 года, объединяющим единой концепцией все государственные, культурно-массовые, спортивные, и информационно-просветительские мероприятия, меры по сохранению объектов культурно-исторического наследия. Поэтому в честь этого события, мы решили использовать в наших клумбах, орнаменты национального удмуртского костюма. А для оформления партера взять за основные национальные цвета, белый и красный и черный.
Орнаменты представляют собой узоры из повторяющихся элементов. Издревле люди украшали ими предметы быта, посуду, одежду, жилье и даже собственное тело. Удмуртский орнамент возник еще во времена становления народности. На его формирование повлияли соседние народы Прикамья, Сибири и Южного Урала. Главным мотивом удмуртских узоров и орнаментов является отражение природных процессов. И схемы орнаментом вдохновили нас создать модульные цветники. (приложение 1)
3. Проект оформления школьных клумб
Итогом всей нашей работы стала разработка схем для оформления школьных клумб.
Клумба №1
В оформлении теневой клумбы мы взяли за основу контурный узор "Зиг-заг". Так как у стены здания заложены многолетник, мы предлагаем изменить лишь передний план клумбы чередуя модули из предложенных нами цветов. Для уравновешивания композиции, необходимо пересадить кусты пионов на заднем плане.
Клумба №2
В оформление этой клумбы мы решили взять неприхотливые цветы, так как это теневая сторона, и не многие цветы там будут хорошо цвести. Так же у стены школы посажены многолетники, которые мы оставляем. На оставшуюся часть клумбы мы распределили цветы "зигзагом" и в шахматном порядке. Рокарий мы решили оставить таким какой он есть, для дальнейшей разработки.
Клумба №3.Расположение цветов на солнечной стороне клумбы.
Этот цветник- миксбордер оформлен из многолетников и однолетников, таким образом чтобы обеспечить цветение в течение всего сезона с мая по октябрь.
Клумба №4 Данная схема является продолжением для миксбордера
Это продолжение миксбордера клумбы 3. Так как эта клумба меньше площадью, то мы изменили её: уменьшили сам миксбордер и добавили в место него более простую часть, куда расположили цветы из основного миксбордера.
Клумбы №5 и №6
Среди удмуртских орнаментов для оформления клумб мы выбрали рисунок дно лукошка, т.к элементы этого рисунка более подходящие для создания модулей. Они имеют строгую геометрию, что легко обыграть на практике для создания клумб не выше 40 см и старались соблюдать цветовое сочитание. На самом крупном элементе
Клумбы №7 и №10
Данный узор в удмуртских орнаментах означает шаньга или ватрушка.
Это очень распространенный и узнаваемый орнамент. Данную схему можно варьировать. Например в центре высадить цветы с темной окраской, такие как колеус "Черный дракон", или темно фиолетовую виолу. В место белой петунии использовать алиссум той же расцветки.
Клумбы №8 и №9
В удмуртском орнаменте чаще всего используется орнамент крест «куско».
Цветовая гамма
Мы используем красный и белый цвет, так же как и на центральных клумбах, но заменяем петунию на белый алиссум.
Заключение
Результаты нашего проекта:
1. Выяснение общественного мнения по вопросу изменения подхода в оформлении школьных клумб,
2. Эколого-биологическое обоснование подбора цветочных культур,
3. Исследование основных направлений ландшафтного дизайна и обоснование идеи офорления,
4. Создание схем, для будущих клумб.
5. Посев семян петунии,для оформления партера.
Данный исследовательский проект является теоретическим обоснованием, для реализации в оформлении школьных клумб. Предложенные модули можно ежегодно обновлять за счет разнообразных сочетаний цветов.
Перспективным продолжением может стать разбивка газона с северо-западной стороны школы, закладка и расширение рокария. Эти решения требуют отдельной проработки, а так же финансовых вложений.
Основная проблема практической реализации нашего проекта - это выращивание большого количества рассады однолетних цветов. Для этого нет помещения, в открытом грунте возможно выращивание только самых неприхотливых цветов.
Еще одно направление работы по продолжению проекта нам подсказал опрос респондентов, 51% из них хотели бы владеть информацией о растениях используемых в оформлении территории школы, таки образом возможно создание информационного продукта в виде альбома или стенда.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примеры схем для модульных цветников
Основа для модулей
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Розы ветров
Источники литературы
1.Новые тенденции// «Дом и сад» 4(61)’2011
2. Н. Т. Козлова, М. Ф. Кузнецов, Э. М. Русских, И. И. Рысин// Географический атлас УР, 2000
3. Озеленение загородных домов// «Мой прекрасный сад» 12/97. Издательский дом «Бурда».
4. Рокарий// «Ваш уютный сад» 02/2012
5. Цветник в «ситчик»// «Цветники в сентябре» 9/2010
6. Ю. А. Вовченко, М. С. Орехов//«Энциклопедия цветовода» - СПб, Издательский дом «Литера» 2000
7. https://dekoriko.ru/landshaftnyj-dizajn/elementy/cvety/
8.https://rehouz.info/stili-landshaftnogo-dizajna/
9. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=587961
10.https://rozarii.ru/