Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа р.п. Сурское
Муниципальная школьная конференция
Исследовательская работа на тему:
«Плоскостопие и методы её лечения»

Выполнил: ученик 10 класса
Колчин Андрей
Руководитель проекта:
Учитель биологии
Сорокина Н.Н.
2022 год
Содержание
Введение стр.3
Глава I Теоретическая часть стр.5
1.1 Понятие о плоскостопии стр.5
1.2.Виды плоскостопия стр.6
1.3 Факторы, влияющие на развитие плоскостопия стр.9
1.4 Чем опасно плоскостопие стр.10
1.5 Методы выявления плоскостопия стр.11
Глава II. Практическая часть стр.12
2.1 Определение наличия плоскостопия по внешнему виду стр.12
2.2 Анкетирование стр.12
2.3 Плантография стоп стр.13
Заключение стр.15
Список литературы и информационных ресурсов стр.18
Приложения стр.19
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
В последние десятилетия гиподинамия охватывает всё более молодые слои населения. Растут поколения «компьютерных» мальчиков и девочек, предпочитающих детским забавам на природе многочасовое ссутуливание у компьютера или «валяние» у телевизора. Среди жителей городов рассказы о «босоногом» детстве и спортивной юности можно услышать, разве что, от бабушек и дедушек. Как результат — на школьных медосмотрах всё чаще звучат два диагноза — «две верных подруги»: «нарушения осанки» и «плоскостопие».
Если же у человека имеется плоскостопие, его организм при ходьбе попадает в экстремальную ситуацию, чем-то напоминающую езду на телеге с железными колесами по булыжной мостовой. Непогашенная сводом стопы ударная волна мгновенно распространяется вверх по скелету. При этом достается и суставам, и позвоночнику, и мозгу. Суставы ног начинают быстрее изнашиваться. Позвоночник искривляется, чтобы создать дополнительную пружину-амортизатор для защиты мозга. А сам мозг, уставший от чрезмерных сотрясений, отвечает постоянными головными болями. Человек чувствует себя разбитым, но даже не догадывается, что причина его недомогания — плоскостопие. А казалось бы, такая мелочь, немножко свернутая внутрь стопа.
В связи с актуальностью проблемы мной сформулирована тема исследования: «Плоскостопие и методы его лечения».
Я выбрал именно эту тему, потому что мне интересно понять, насколько часто встречается плоскостопие среди моих одноклассников?
Какими методами можно диагностировать плоскостопие?
Можно ли избавиться от плоскостопия в домашних условиях?
Методы профилактики плоскостопия.
Цель исследования: подробное изучение плоскостопия у школьников. Способы профилактики и лечения данного заболевания.
Объект исследования: учащиеся 10 класса.
Предмет исследования: причины, по которым развивается плоскостопие.
Задачи исследования:
1.Изучить материалы по данной теме.
2. Ознакомиться с понятием плоскостопие.
3. Провести беседу и анкетирование с учащимися 10 класса.
4. Обозначить медицинские требования к обуви.
5. Провести практическую работу на выявление плоскостопия.
6. Подобрать упражнения для профилактики и лечения плоскостопия.
7. Подвести итоги и сделать выводы.
Методы исследования: анкетирование, исследование отпечатков стоп, сбор данных, обобщение.
Гипотеза: предполагаю, что информированность людей и упражнения по профилактике плоскостопия позволят снизить процент заболеваемости плоскостопием.
Ожидаемые результаты: подтверждение информации о благоприятном влиянии специальных упражнений на плоскостопие.
Тип проекта:
-по характеру результата - исследовательский
-по количеству участников проекта – личностный
-по времени проведения – средней продолжительности
-по характеру доминирующей в проекте деятельности – исследовательский
-по профилю знаний – монопроект
Форма представления: презентация, защита проекта, памятка
Этапы проекта:
Организационно-подготовительный. Подбор и изучение литературы, опросы одноклассников, подготовка проекта
Практическая. Выявление плоскостопия у одноклассников.
Глава I Теоретическая часть
1.1 Понятие о плоскостопии
По медицинской статистике к двум годам у 24% детей наблюдается
плоскостопие, к четырем годам — у 32%, к шести годам — у 40%, а к
двенадцати годам каждому второму подростку ставят диагноз плоскостопие.
Плоскостопие — это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее
сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия (нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц) — все это приводит к неправильному развитию стопы. Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обоих форм плоскостопия. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу. При плоскостопии стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая. Развитию плоскостопия способствует заболевание рахитом, общая слабость и пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. У детей, преждевременно (до 10—12 месяцев) начинающих много стоять и передвигаться на ножках, развивается плоскостопие. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблучка. При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются, что обувь им тесна, хотя с утра она была им впору. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается, и, следовательно, удлиняется.
1.2.Виды плоскостопия
Идеальная стопа встречается менее чем у половины человечества. По данным ученых, из всего населения земного шара плоскостопием страдают от 40 до 80%, из них 90% составляют женщины.
Плоскостопие бывает врожденным и приобретенным.
Врожденное плоскостопие встречается довольно редко и является следствием внутриутробных пороков развития структурных элементов стопы. У ребенка до того, как он твердо встал на ноги, то есть лет до 3-4, стопа в силу незавершенности формирования не то чтобы слабая, а просто плоская, как дощечка. Трудно оценить, насколько функциональны ее своды. Поэтому малыша надо постоянно наблюдать и, если положение не меняется, заказать ему корригирующие стельки. Лечение подобного вида плоскостопия надо начинать как можно раньше. В сложных случаях прибегают к хирургическому вмешательству.
Приобретенное плоскостопие встречается в любом возрасте, бывает травматическим, паралитическим, рахитическим, статическим.
1. Травматическое плоскостопие развивается вследствие переломов костей стопы и голеностопного сустава или при повреждении мягких тканей, укрепляющих свод стопы. Пятка напоминает арочный свод, выложенный искусным каменщиком.
2. Паралитическое плоскостопие (паралитическая плоская стопа) возникает после перенесенного полиомиелита. Причиной в этом случае является паралич мышц стопы и большеберцовых мышц.
3. Рахитическое плоскостопие развивается после перенесенного рахита. Рахит нарушает нормальное формирование костей стопы. Кости становятся менее прочными и под воздействием нагрузки, при ослаблении мышц и связок, стопа деформируется и образуется плоскостопие. Образуется в результате неправильного развития скелета, вызванного дефицитом витамина D в организме и как следствие недостаточным усвоением кальция – этого «цемента» для костей.
4. От статического плоскостопия рахитическое отличается тем, что его можно предупредить, проводя профилактику рахита (солнце, свежий воздух, гимнастика, рыбий жир).
Отдельной формой необходимо считать статическое плоскостопие, причинами которого могут быть:
• наследственная предрасположенность (врожденная слабость связочного аппарата)
• слабость мышц и связок стопы и голени из-за малой физической активности и отсутствии тренировки у лиц «сидячих» профессий
• избыточный вес
• неудобная обувь
• длительные нагрузки на ноги (долгое стояние, обувь на высоких каблуках, беременность и др.).
Для статического плоскостопия характерны следующие болевые участки: на подошве, в центре свода стопы и у внутреннего края пятки; на тыле стопы, в ее центральной части, в мышцах голени из-за их перегрузки, в коленном и тазобедренном суставах, в бедре из-за перенапряжения мышц и в пояснице. Боли усиливаются к вечеру, ослабевают после отдыха, иногда у лодыжки появляется отечность.
Первые симптомы плоскостопия вы можете заметить и сами:
• ваша обувь стоптана и изношена с внутренней стороны
• ноги быстро утомляются при ходьбе и работе на ногах
• появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести, отечность
• отечность в области лодыжек
• очень трудно ходить на каблуках
• нога словно выросла - приходится покупать обувь на размер больше (особенно по ширине)
• стопа стала широкой настолько, что вы уже не влезаете в любимые туфли.
Простое плоскостопие — это 1-я стадия заболевания. Стопа представляется уплощенной, что хорошо бывает видно со стороны внутреннего продольного свода. Боли становятся более постоянными, отмечается усталость при ходьбе, утрачивается эластичность походки.
Комбинированное плоскостопие — следующая, 2-я стадия болезни. Своды стопы исчезают, стопа распластана. Боли в стопах постоянные, они распространяются на голень (от перенапряжения мышц) и коленный сустав (от неправильной нагрузки при ходьбе). Отмечается значительное затруднение ходьбы.
То, что у детей до трёх лет не бывает плоскостопия - неправда. Оно может быть врождённым, а может возникнуть вследствие дисфункции центральной нервной, эндокринной систем, из-за инфекций и массы других причин. Самое пагубное - не боли и деформация, а их последствия - нарушение работы всего опорно-двигательного аппарата, в том числе и позвоночника. Искривления позвоночника у ребенка можно избежать или хотя бы остановить его развитие, если вовремя начать лечение. Точно определить, есть у ребенка плоскостопие или нет, можно только когда малышу исполниться пять (или даже шесть) лет. Почему? Во-первых, у детей до определенного возраста костный аппарат стопы еще не окреп, частично представляет собой хрящевую структуру, связки и мышцы слабы, подвержены растяжению. Во-вторых, подошвы кажутся плоскими, так как выемка свода стопы заполнена жировой мягкой «подушечкой», маскирующей костную основу. При нормальном развитии опорно-двигательного аппарата к пяти-шести годам свод стопы приобретает необходимую для правильного функционирования форму. Однако в некоторых случаях происходит отклонение в развитии, из-за которого появляется плоскостопие.
Чем раньше обнаружено плоскостопие, тем легче его вылечить. После пяти лет жизни сделать это уже сложнее. Но, начав лечение, можно улучшить состояние стопы, остановить развитие плоскостопия и провести профилактику деформаций позвоночника. Стоит показать ортопеду ребёнка, который быстро устает от ходьбы и просится на руки. Именно до 5-6 лет, когда не закрыты точки окостенения легче исправить или предупредить развитие деформации стоп и сформировать правильную походку.
Как уже сказано, у детей младшего возраста плоскостопие бывает и врожденным, обусловленным недостаточностью соединительной ткани. Но врожденное плоскостопие — все же значительная редкость.
Гораздо чаще плоскостопие становится результатом целого букета неправильных действий.
1.3 Факторы, влияющие на развитие плоскостопия
Наследственность (если у кого-то из родных есть или было это заболевание, нужно быть особенно осторожным: ребенка следует регулярно показывать врачу-ортопеду).
Ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой).
Чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела).
Чрезмерная гибкость (гипермобильность) суставов.
Рахит.
Паралич мышц стопы и голени (из-за перенесенного полиомиелита или ДЦП).
Травмы стоп.
1.4 Чем опасно плоскостопие
Порой, мы не осознаем серьезность этого заболевания, так как со стороны оно поначалу не заметно и, на первый взгляд, не оказывает значительного негативного влияния. Однако это заблуждение может привести к печальным последствиям. Плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы, почти пропадает амортизация, и при ходьбе вся «отдача» (встряска) достается голени и тазобедренному суставу, что может привести к артрозам. Поэтому плоскостопие обязательно нужно профилактировать и лечить.
Для терапии детей, страдающих плоскостопием, применяются щадящие методы лечения. Предпочтительны физиотерапевтическое лечение, лечебная физкультура, мануальная терапия и особый массаж. Медикаменты назначаются в крайнем случае, т.к. вызывают множество побочных эффектов и не убирают причину заболевания, а наоборот, могут его усугубить. Методами первого выбора для лечения детского плоскостопия являются мягкотканые техники мануальной терапии и массажа. Используются особые методики, направленные на укрепление мышц, которые подтягивают свод стопы, и улучшают ее кровоснабжение, также оказывается мягкое воздействие на суставы и связочный аппарат, проводится корректировка возникшей деформации стопы и голеностопа.
Из-за того, что плоскостопие провоцирует «встряску» костей, суставов ног и нижних отделов позвоночника, при лечении целесообразно обратить внимание на состояние опорно-двигательного аппарата и позвоночника. Нередко плоскостопие провоцирует появление сколиоза (искривления позвоночника). При обнаружении других патологий опорно-двигательного аппарата врач назначает курс лечебного массажа, особую гимнастику, а в ряде случаев требуется курс мануальной терапии. С ее помощью врач напрямую воздействует на страдающий от отсутствия амортизации позвоночник, снимая напряжение в нем и ликвидируя асимметрию крестца, которая иногда возникает при плоскостопии и может стать причиной искривления позвоночника.
1.5 Методы выявления плоскостопия
В настоящее время существует несколько методов диагностики плоскостопия, из которых наиболее удобным в общей практике является плантографический метод. Данный метод заключается в анализе отпечатка стопы при нагрузке. Стопа смазывается раствором Люголя, и пациента просят встать на лист бумаги. Иодид калия и йод, входящие в состав раствора Люголя, при контакте с целлюлозой дают интенсивное бурое окрашивание. Стопа же остается практически чистой. В качестве индикаторного материала также может быть использован любой крем, содержащий жир или вазелин. В норме отпечаток середины стопы не пересекает границу средней и латеральной трети перпендикуляра, проведенного от середины линии, соединяющий края отпечатка в области медиального края пятки и основания первого пальца.
Другим методом диагностики продольного плоскостопья является измерения расстояния между бугристостью ладьевидной костью и поверхностью опоры. Измерения проводят обычной сантиметровой линейкой в положении осматриваемого лица стоя.
Диагностика плоскостопия включает также анализ внешнего вида обуви пациента – при продольном плоскостопии происходит снашивание внутреннего края каблука и подошвы.
Поперечное плоскостопие проявляется характерным внешним видом и исчезновением поперечного свода и некоторыми другими объективными признаками. Вторым типичным проявлением поперечного плоскостопия является изменение формы пальцев стоп.
Глава II Практическая часть
2.1 Определение наличия плоскостопия по внешнему виду
Чтобы определить плоскостопие по внешнему виду я провел исследование своих одноклассников по следующим критериям:
- перекос плеч или бѐдер
-одна сторона тела выдвинута вперѐд или назад
-таз или бѐдра наклонены вперѐд, назад или в сторону
-спина округлена
-грудь впалая
-Плечи сутулые
-голова выдвинута вперѐд
Вывод: данное исследование не выявило патологию у одноклассников.
2.2 Анкетирование
Я провел специальное анкетирование одноклассников для получения дополнительных данных по исследуемому вопросу, то есть получить сведения об одноклассниках, которые могут попасть в группу риска - получить плоскостопие.
Результаты анкетирования я привел в таблице для наглядности полученных ответов. (Приложение 1).
2.3 Плантография стоп
Для диагностики плоскостопия у одноклассников я использовал метод плантографии стоп имени В. А. Штритера. (Приложение 2).
Инструкция: Возьмите чистый лист бумаги, положите его на пол. Намажьте ступни жирным кремом и встаньте на этот лист. Туловище при этом должно быть прямым, ноги вместе, чтобы тяжесть тела могла распределиться равномерно. На бумаге останется четкий отпечаток ваших стоп. Обведи отпечаток цветным карандашом.
1. К наиболее выступающим точкам внутренней части отпечатка проводится касательная линия (АБ).
2. Находится середина отрезка АБ.
3. Из середины отрезка АБ возводится перпендикуляр (ВД) до пересечения с наружным краем отпечатка.
4. Отмечаются точки Г — в месте пересечения перпендикуляра с внутренней частью отпечатка стопы и Д — в месте пересечения перпендикуляра с наружной частью отпечатка стопы.
5. Измеряются отрезки ГД и ВД.
Индекс, используемый для характеристики формы стопы, рассчитывается
по формуле: I = ГД * 100 / ВД
Оценка результатов:
00,0–36 —высокосводчатая (полая) стопа – это аномальное увеличение высоты арочного свода стопы. Представляет собой противоположность плоскостопия, при котором свод опущен и уплощен.
36,1–43 —повышенный свод
43,1–50 — нормальная стопа
50,1–60 — уплощенная стопа, при котором стопа имеет полное соприкосновение с полом из-за ее опущенного поперечного свода. Длина стопы уменьшается по причине разошедшихся в форме веера плюсневых костей, а также смещенного наружу большого пальца ноги.
60,1–70 — плоскостопие.
Плантография – это метод получения графического «отпечатка» подошвенной поверхности стоп.
Оказалось, что 52,5% учащихся моего класса имеют сводчатую, т. е. нормальную стопу. Первая степень нарушений, уплощенная стопа, характерна для 28,5% одноклассников. Плоскую стопу имеют 19% одноклассников, что достаточно много, если учесть что при плоскостопии появляются боли в ногах, в коленных суставах, а также в поясничной области и судороги. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Такие нарушения необходимо лечить, а в школе желательно с первых классов – проводить профилактические мероприятия.
Таким образом, работа по профилактике плоскостопия – это насущная необходимость, чем раньше она начата, тем лучше, тем меньше детей будут страдать от таких патологий.
Заключение
Цель моего исследования заключалась в выявлении плоскостопия у учеников 10 класса. Я считаю, что в процессе исследования все поставленные задачи были решены. В ходе работы, я изучил научную литературу, познакомился с понятием плоскостопия, а также научился определять разные виды плоскостопия. В процессе решения поставленных задач я опирался на следующую гипотезу: что информированность людей и упражнения по профилактике плоскостопия позволят снизить процент заболеваемости плоскостопием. Согласно проведенному исследованию, я пришел к следующим выводам:
1. Выявлено наличие плоскостопия у 19% учащихся нашего класса.
2. Высокий процент заболеваемости связан с малоподвижным образом жизни, а также низким уровнем информированности учащихся о плоскостопии.
3. Для решения данной проблемы были предложены допустимые методы профилактики и упражнения.
Конечно же, лучшая борьба с плоскостопием заключается, по мнению многих специалистов, в укреплении мышц, которые поддерживают свод стопы.
Но передний отдел стопы невозможно укрепить только гимнастикой или массажем, поможет только правильный выбор обуви — с жестким каблуком, с широким мыском.
Обязательно надо следить за массой тела детей, чтоб она не была больше нормы человека. Занятия физической культурой, действительно, очень полезны для детей, у которых плоскостопие. Например, катание на лыжах, на коньках, так же тяжелая атлетика дают нагрузку на свод стопы. В любом случае, прежде всего физическая нагрузка укрепляет свод стопы и, конечно же, развивает мышцы ног.
Плоскостопие — прогрессирующее заболевание, поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. И наоборот, запущенные случаи лечатся труднее.
Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма. Лечебная гимнастика, массаж, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или обувь — разных средств для лечения плоскостопия достаточно. Важно, чтобы этот процесс был регулярным и достаточно длительным. Коррекция деформации стоп продолжается до 10-12 летнего возраста, но лучше вылечить ребенка к 4-6 годам.
Подтвердить присутствие плоскостопия помогает не только правильный осмотр ног ребёнка, но и планетографическое наблюдение отпечатков стоп. Самым точным методом выяснения величины сводов является рентгенография, стоя под нагрузкой.
Начало лечения плоскостопия в раннем возрасте помогает не только уберечь своды, но даже сделать их больше, избавив человека от дефекта.
Пытаться исправлять стопы в подростковом возрасте уже поздно, и целью лечения в этом возрасте должна быть стабилизация плоскостопия, улучшение функционального состояния ног и позвоночника ребёнка, недопущение деформаций пальцев стоп.
Я хочу, чтобы дети рождались здоровыми и у них не было такого заболевания, как плоскостопие. Ведь врожденное заболевание лечится тяжелее, чем приобретенное. А со вторым справиться можно, если у детей будут такие мамы, как наши.
Список литературы
1. Беркутова, И.Ю. Особенности функционального состояния детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата / И.Ю. Беркутова // Адаптивная физическая культура. - 2008. - №2. - С. 20-21.
2. Буланова И.В. Усовершенствованная методика определения плоскостопия по М.О. Фридланду // Арх. анатомии, гистологии и эмбриологии. 1983. Т. 85. Вып. 9. С. 82-86.
3. Васильева А.В. «Плоскостопие. Самые эффективные методы лечения». - Крылов. 2011 г.
4. Галкин, Ю.П. Стопа спортсмена: строение, функции, профилактика плоскостопия: монография / Ю.П. Галкин, О.А. Комачева; Смоленская гос. акад. физ. культуры. - Смоленск: [б.и.], 2011. - 156 с.
5. Королева С.В. «Профилактика нарушений осанки, плоскостопия и косолапости у детей в условиях детского сада».-Татарстан, 2008
6. Красикова А.С. «Профилактика лечения плоскостопия». М. 2002 г.
7. Нарскин, Г.И. Профилактика и коррекция отклонений в опорно-двигательном аппарате детей дошкольного и школьного возраста/ Физическая культура: воспитание, образование, тренировка / Г.И. Нарскин. - 2002. - №4. - С. 30 - 32.
Информационные ресурсы
1. https://studbooks.net/1973089/meditsina/zaklyuchenie
2. https://videouroki.net/razrabotki/issliedovatiel-skii-proiekt-ploskostopiie-izdierzhki-sovriemiennosti.html
3.https://www.sportobzor.ru/zabolevaniya-oporno-dvigatelnogo-apparata/ploskostopie-u-detey-shkolnogo-vozrasta-profilaktika-i-lechenie.ht
4. https://scienceforum.ru/2015/article/2015012255
Приложение 1.
По результатам опроса я выявил, что мои одноклассники знают что такое плоскостопие.
Опросив своих одноклассников я узнал, что основная масса ходит в обуви на плоской подошве.
Среди моих одногодок 33% не знают есть ли у них в семье больные плоскостопием.
Мало кто из моих одноклассников знает упражнения для профилактики плоскостопии.
Никто из моего класса не выполняет упражнений для профилактики плоскостопия.
Все в моём классе ведут активный образ жизни или занимаются спортом.
23% учащихся моего класса не посещают секции.
85% моих одноклассников находятся в группе риска.
Выводы:
1. Я заметил, что у одноклассников, которые по результатам анкетирования вошли в группу риска, были выявлены признаки плоскостопия.
2. Я смог убедиться в том, что основными причинами, вызывающими плоскостопие у учащихся нашего класса, является отсутствие необходимых физических нагрузок, отсутствие профилактических упражнений, ношение обуви на плоской подошве.
3. Многие учащиеся не знакомы с симптомами болезни.
Приложение 2.
В исследовании приняли участие ученики 10 класса в количестве 21 человек.
Методика. «Определение наличия плоскостопия»
Оборудование: лист бумаги, карандаш.
Подготовка к работе:
Каждый ученик подготовительную часть работы проделал дома. Каждый ученик встал мокрыми босыми ногами на лист бумаги. Получившийся след обвел карандашом. Приготовленные таким образом отпечатки принес в школу.
Порядок работы с опечатками:
1. Измерили ширину плюсневой части отпечатка ноги в сантиметрах.
2. Измерили ширину отпечатка стопы в ее средней части.
3. Число, означающее ширину отпечатка стопы в средней части, разделили на число, означающее ширину ее плюсневой части. Результат выразили в процентах. Полученные результаты занесли в таблицу.
Оценка результатов:
Если полученное процентное отношение не будет превышать 33%, стопа нормальная, плоскостопия нет.
Класс | Всего учащихся | Нормальная стопа (высокосводчатая) | Нарушения формы стопы |
уплощённая | плоскостопие |
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
10 | 21 | 11 | 52,5 % | 6 | 28,5 % | 4 | 19 % |
Анализируя полученные данные тестирования, получили следующие результаты.
Нормальная стопа (высокосводчатая) у 11 человек;
Уплощенная стопа у 6 человек;
Плоскостопие у 4 человек.
Приложение 3.
Профилактика плоскостопия
Выбор обуви
Сохранить правильную походку и осанку, а также предотвратить деформацию стоп помогает правильно подобранная обувь.
Так, обувь, которую носят постоянно в течение всего дня, должна быть на каблуке высотой 2-3 см, а по ширине каблук должен занимать 1/4 подметки. При таких каблуках значительная часть тяжести тела приходится на пятки, которые для этого и приспособлены. Девушкам до 18 лет вообще не рекомендуется носить обувь на высоких каблуках из-за еще не сформировавшейся стопы, неокрепших связок, мышц голени и голеностопных суставов. Кроме того, вредно носить как узкую и короткую, так и слишком свободную обувь, так как она не может поддерживать своды еще неокрепших связок и мышц голени и стопы. Следует правильно подбирать спортивную обувь - кеды, кроссовки, туристические, конькобежные, лыжные ботинки и т.п. нужно использовать по назначению.
Чтобы избежать плоскостопия важно иметь: правильную осанку и походку - всегда держать корпус и голову прямо, не разводить широко носки при ходьбе; нормальный вес, для обеспечения которого необходимы рациональное питание и подвижный образ жизни. Для профилактики плоскостопия нужно с ранних лет постепенно и систематически тренироваться совершать продолжительные пешие прогулки, ежедневно заниматься гимнастикой, включая в утренние упражнения пружинящие прыжки, приседания, ходьбу на носках, пятках, наружных и внутренних краях стоп. В теплое время года полезно ходить босиком по неровной почве, песку, гальке, скошенной траве. Укрепляют мышечно-связочный аппарат ног и всего организма занятия спортом - футбол, легкая атлетика, плавание, альпинизм, фигурное катание.
При первых признаках плоскостопия следует обратиться к врачу-ортопеду. Основным методом лечения этого заболевания является ежедневная специальная лечебная гимнастика. При этом индивидуально подобранные упражнения полезно сочетать с комплексом общей физической подготовки, ежедневными, теплыми ножными ваннами (Т=35-37°С), специальным массажем стоп и голеней.
Для походов следует выбирать обувь с достаточно толстой и упругой подошвой. Использовать сделанные на заказ стельки – супинаторы.
Упражнения, рекомендуемые при плоскостопии
Упражнение «Каток» - катать вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Выполнять вначале одной, затем другой ногой.
Упражнение «Разбойник» - сидя на полу с согнутыми ногами, пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ног стараться подтащить под пятку разложенное полотенце (салфетку), на котором лежит какой-либо груз (небольшой камень или книга). Выполнять сначала одной, затем другой ногой.
Упражнение «Маляр» - сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены. Большим пальцем одной ноги проводить по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. Поглаживание повторяется 3-4 раза сначала одной, затем другой ногой.
Упражнение «Сборщик» - сидя на полу или стоя собирать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, шишки, прищепки для
белья и т.д.), и складывать их в кучки. Другой ногой повторить то же самое. Затем пальцами ног без помощи рук переложить эти предметы из одной кучки в другую. Стараться не допускать падения предметов при переносе.
Упражнение «Художник» - карандашом, зажатым пальцами ноги, рисовать на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист бумаги другой ногой. Выполнять сначала одной, затем другой ногой.
Упражнение «Гусеница» - сидя на полу с согнутыми коленями и пятками, прижатыми к полу. Сгибая пальцы ног подтягивать пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова выпрямляются, и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Выполнять двумя ногами одновременно.