Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
(МБОУ СОШ № 8)
357501, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Буачидзе,5
тел./факс(793)39-12-21, e-mail: [email protected]
Тема исследовательской работы:
«Особенности воспитания в семьях казаков»
выполнила: обучающаяся 4 класса
МБОУ СОШ № 8 г. Пятигорска
Максимова Валерия
руководитель:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 8 г. Пятигорска
Волкова Татьяна Владимировна
Пятигорск
2022
Содержание
I. Введение………………………………………………………………………...3
II. Основная часть
1. Основы семейных традиций казачества……...…………………………….4-5
2. Воспитание мальчиков………………………………………………………...6
3. Воспитание девочек……………………………………………………………7
III. Заключение……………………………………………………………………8
IV. Литература…………………………………………………………………….9
Введение
В настоящее время актуальной и насущно необходимой становится проблема формирования национального самосознания подрастающего поколения, которому предстоит стать духовным стержнем возрождающейся России, эталоном патриотизма и любви к Отечеству, носителем лучших гражданских качеств. Важное место в этом процессе занимает казачество и его духовно-нравственные традиции, которые на протяжении многих веков были важным элементом общественного сознания.
Историческая память важна и необходима – во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, а именно такой период переживает сегодня Россия. В последние десятилетия под влиянием западной пропаганды, насаждаемой СМИ, телевидением размываются духовно-нравственные и социальные ценности: теряется уважение к истории, порождается беспринципность, безнравственность, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней.
Чтобы избежать духовно-нравственного кризиса и обеспечить прогрессивное развитие общества, необходимо воспитывать новое поколение, опираясь на мудрые, проверенные временем традиции, формировавшиеся веками и опирающиеся на духовный фундамент, веру в Бога. И терские казаки служат в этом деле примером для подражания.
Цель исследовательской работы – изучить систему семейного воспитания в семьях терских казаков.
В соответствии с проблемой и целью исследования была поставлена задача по изучению особенностей духовно нравственного воспитания в семьях терских казаков.
Для решения задач исследования были изучены литературные источники по данной проблеме.
II. Основная часть
1. Основы семейных традиций казачества
В последнее время мы видим небывалую активизацию разрушительных сил, действующих на мировой арене против России, ее населения и человечества в целом. И надо признать наиболее опасную неприкрытую войну этих сил против традиционной семьи, а ведь основное воспитание человек получает именно в семье.
Духовно-нравственное воспитание человека начинается не в школе, а с самого раннего возраста в семье. Именно в окружении родных ребенок учится познавать Бога и окружающий его мир. И свои первые сознательные поступки он совершает, опираясь на опыт, который он получил в своей семье. И надо признать, что колоссальный опыт воспитания подрастающего поколения бережно сохранило и донесло до наших дней казачество.
Духовно-нравственное воспитание в казачьих семьях имеет свою особую специфику, основанную на семейных традициях, жизненных принципах, устоях и ценностях, которые сложились вследствие естественноисторического процесса.
Терское казачество никогда не имело специфической идеологии, но ему всегда были присущи характерные особенности. Главное призвание - хранить и защищать духовно-нравственные православные ценности. Основой казачества всегда была Православная Вера и любовь к Отечеству. Все это формирует уникальное казачье самосознание и помогает молодым людям, опирающимся на казачьи обычаи и традиции, выбирать правильные жизненные пути в атмосфере вседозволенности и духовной скудости.
Семья для терских казаков является святыней и основой казачьего общества. В казачьей семье патриархальный уклад сохраняется на протяжении веков. Здесь строго придерживается принципов иерархичности. Как строевые казаки беспрекословно подчиняются атаману, который олицетворяет коллективную волю, так все члены семьи подчиняются главе семьи. В структуре казачьего самоуправления старики играли значительную роль и были совестью и памятью станицы. В казачьей семье главой семьи всегда считался, глава казачьего рода, слово которого было решающим и имело силу закона для любого члена семьи.
У терских казаков старшим после деда является любящий отец, готовый в любой момент встать на защиту близких, Отечества, православной веры. С юных лет для казачат поступки старших были образцом для подражания. В казачьих семьях недопустима дерзость со стороны младших Наряду с заповедями Господними, которые вошли в основу формирования морально-нравственных устоев казачьих обществ, строго соблюдались традиции, обычаи, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Уважительное отношение к старшим, почитание гостя, уважение к женщине всегда были частью жизненного уклада казачьей семьи. Более двух веков у терских казаков поддерживается традиция отмечать "День казачки», «День матери», а слова «Мама» и «Родина» неразделимы в казачьем обществе.
Казачьи семьи всегда отличались прочностью брачных уз, чаще всего были многодетными, трудолюбивыми и воспитывали детей морально и нравственно здоровыми, физически крепкими, с особым трепетным отношением к Отчизне. Развод в казачьих семьях был редким явлением, и это осуждалось общественностью станицы. Нецензурная брань в семье и станице среди казаков была недопустимой.
Фундамент отношения к культуре, заложенный казачьими семьями в детстве, сохраняется на всю жизнь, определяя и сегодня духовный и нравственный облик казака. Большое значение в духовно-нравственном становлении общности имеет богатая народная культура казачества. Особую роль играет в этой проблеме фольклор. Казачьи обряды, традиции, песни, танцы, костюм сопровождает казака всю жизнь. Семья казака прививает детям чувство личного долга и личной ответственности за моральное и материальное состояние домочадцев и общины. [3]
2. Воспитание мальчиков
Система физического воспитания мальчиков-казаков готовила молодежь к хозяйственной (земледелие, скотоводство, рыболовство, охота) и военной (физическая сила и выносливость, владение оружием и лошадью) деятельности. Это воспитание начиналось с раннего детства, когда мальчика сажали на лошадь.
Казаки носили кавказскую бурку, папаху, черкеску, башлык, бешмет. Украшали себя кавказским поясом, кинжалом и газырями с металлическими или серебряными наконечниками.
Впервые мальчика одного сажали на коня в годик, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору, это был своеобразный обряд – посвящение в казаки.
В состоятельных семьях детям шили военную экипировку уже в юном возрасте, всех ребят учили джигитовке, рубке саблей, стрельбе и др.
Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. В 7 лет мальчик переселялся из женской половины дома в мужскую, на его плечи ложилось все больше трудовых обязанностей.
Мальчикам прививались такие качества воина, как удаль, храбрость, смекалка, верность слову и долгу, мастерство земледельца и воина.
Большое внимание казаки уделяли военизированным играм, которые готовили юношей к военной службе.
Особенно ценили умение хорошо ездить на коне, владение в совершенстве холодным и огнестрельным оружием, умение метко стрелять на скаку, скрытно и бесшумно ходить и подбираться к противнику, ориентироваться на местности, знать приемы борьбы. Конь для казака был верным другом и товарищем
На праздниках молодежь показывала свою силу, ловкость, выносливость и выдержку, при этом часто при помощи лошади, все то, чему их учили отцы и старшие братья. Казацкие спортивные состязания представляли собой интереснейшие зрелища.
Ребята играли в такие спортивные игры, как «Перетягивание каната», «Борьба на поясах», «Борьба всадников», Трусость для юноши-казака считалась позором. [2]
3. Воспитание девочек
Женщина в казачьей семье играла важную роль, на её плечи ложились заботы о немалом хозяйстве и воспитании детей, так как мужчины часто покидали свои дома, отправляясь в военные походы или охрану границ и кордонов. В отсутствии мужа именно женщина становилась главой семьи.
Казачка умела управлять лошадью, пахать, сеять, убирать урожай. Всему этому и многому другому девочку учила мать и крестная мать (мамашка). Они формировали из девочки женщину-казачку, умеющую ждать мужа, жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. В силу особенностей военного быта исторически выработался и особенный тип женщины – казачки. Казачка управляла лошадью, ездила верхом и пахала, и сеяла, и убирала урожай, а в случае необходимости могла и защитить свой очаг.
В казачке весьма широко ценилось умение содержать хозяйство и дом. Она выполняла значительную часть сельскохозяйственных работ и почти все домашние дела. В связи с этим казачка пользовалась немалой свободой и отличалась независимым поведением.
Девочек в казачьих семьях воспитывали так, чтобы они стали достойными женами, берегли свою честь и стали хорошими хозяйками, умеющими делать все домашние дела.
Уже с 3-5 лет девочки начинали нянчить младших. С 5 лет некоторых отдавали в «няньки» людям. Девочки с семилетнего возраста пасли домашнюю птицу, телят, свиней. С 10-12 лет девочки наравне с взрослыми выполняли домашнюю и полевую работу: гребли сено, вязали снопы, доили коров, готовили пищу.
Девочек – казачек рано приучали к ремеслу и рукоделию. Они шили и вышивали как собственную одежду, так и одежду для мужчин: черкески, бешметы и др.
Терские казачки выделывали сукно, шедшее главным образом на зипуны, чекмени, халаты. Девочки пряли пряжу, вязали разнообразную одежду. Вообще девочка к моменту замужества должна была своими руками подготовить приданное: сшить, вышить белье, полотенца и др.
Женские промыслы являлись существенным подспорьем в бюджете многих казачьих семей. Как отмечают многие исследователи, девушки-казачки ни минуты не сидели без дела, с утра до вечера хлопотав по хозяйству. Необходимо подчеркнуть, что дома казаков отличались особой чистотой и порядком.
В казачке весьма высоко ценилось умение содержать дом и хозяйство в исправности, всему этому училась девочка дома. [1]
III. Заключение
Главной задачей воспитания казака является формирование личности, способной служению высоким духовные идеалам, жертвенности, проявлению бескорыстной любви к своей Родине.
Основное призвание казака — служение Отечеству. А человек на войне без крепкой почвы православной веры либо ломается, либо становится жестоким и равнодушным к смерти наемником. Казаки же всегда являли собой образец незлобия, великодушия, и в то же время беспримерной храбрости, способности пожертвовать собой. Без веры невозможно воспитание казака.
Необходимо возрождать традиции казачества в воспитании подрастающего поколения, где активную позитивную роль играли бы как семья, так и школа.
Литература
Васильев Д.С. Очерки истории низовьев Терека. Махачкала, 1986.
Великая Н.Н. Казаки Восточного Предкавказья в XVIII-Х1Х вв. Ростов-на-Дону,2001.
Заседателева Л.Б. Терские казаки. М.: Наука, 1974.