СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа:" Плесень- тоже гриб"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа ученика 2 класса "Плесень-тоже гриб"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа:" Плесень- тоже гриб"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Верх-Ирменская средняя общеобразовательная школа имени

Героя Советского Союза А.И. Демакова



Исследовательский проект:

«Плесень – это тоже гриб».







Исполнитель:

Мурзин Константин,

ученик 2 «Б» класса

Руководитель:

Григорчикова

Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной

категории





Верх-Ирмень 2022

















Учебный предмет, близкий к теме проекта: окружающий мир

Тип проекта: индивидуальный

Объект исследования: плесень

Исполнитель проекта: Мурзин Костя, ученик 2 «Б» класса

Возраст: 8 лет

Руководитель проекта: Григорчикова С.А.











































Оглавление

Введение

Актуальность 4

Цели и задачи проекта 5

Вопросы проекта 5

Этапы работы над проектом (план проекта) 6

Необходимое оборудование для работы над проектом 6

II. Основная часть

1.Подготовительный этап……………………………………………………..7 - 8

2. Основной этап:

    1. Что же такое плесень?..............…………..………………………………..8 -9

2.2 Опасна ли плесень?…………………………………..………………...9 - 10

2.3 Какова польза плесени?.................…………………………………………10


III. Практическая часть


Исследовательская работа № 1. ……………….……….........................11 -14

Исследовательская работа № 2. ……………….……….........................14 -17


III. Заключительная часть

Заключение……………………………………………………………………..17

Список использованной литературы…………………………………………18










Введение.

Плесень в гости заглянула,

Полетала и примкнула.

В носик мой она попала,

И болезнь ко мне пристала.

С организма выгоняли,

Спреями всё промывали.

Хорошую плесень внутрь запустили.

Плохая плесень быстро отпустила.

А сейчас, мои друзья,

Расскажу про плесень я.


Часто в быту мы сталкиваемся с налетом на продуктах питания. Однажды на забытом в портфеле мандарине, я обнаружила несколько маленьких белых пятен. Я спросила у мамы, что это такое? Она мне ответила, что это начала расти плесень.

Я тоже часто слышала в доме о плесени. Если на продуктах появлялась плесень, то мама, не задумываясь, уничтожала продукт, так как плесень небезопасна.

Тогда почему же на прилавках магазинов продают сыр с плесенью?

Мы задумались, какую роль плесень играет в нашей жизни?


Актуальность темы: Изучение плесени является актуальным в современное время. Несмотря на множество научных исследований, плесень остаётся одной из загадок, так как она широко распространена не только в повседневной жизни, но и в природе.

Нас заинтересовало, как на пустом месте появляется столь сложное природное образование, как плесень. А чтобы предотвратить рост плесени, так как она небезопасна, необходимо знать факторы, влияющие на её образование.



Практическая значимость проекта:

1) Знания, полученные при изучении научной литературы, можно применять в быту: соблюдать условия хранения домашних вещей, продуктов питания, так как плесень их может испортить.  

2) Уметь отличать качественные продукты от не качественных.

Научная значимость:

Некоторые плесневые грибы используются в сыроварении и фармацевтической промышленности (из родов аспергилл, пеницилл и др.)…» - так гласит энциклопедический словарь.

Цель проекта: выявить благоприятные условия возникновения плесени и вырастить её в домашних условиях.

Задачи:

  • Вырастить плесень в домашних условиях;

  • Познакомиться с условиями появления плесени и её видами. Определить отношение плесени к факторам среды: влажности, температуре

  • Определить роль плесени в жизни человека: вред или польза?

  • Разработать рекомендации для предотвращения появления плесени в помещении, на продуктах питания.

Гипотеза:

  •  Предположительно факторами появления плесени являются: тепло, влажность, темнота, отсутствие проветривания.

Вопросы проекта:

  1. Что же такое плесень?

  2. Опасна ли плесень?

  3. Какова польза плесени?









Этапы работы над проектом:

I. Подготовительный этап.

Определение цели и задач проекта

Продумывание этапов работы над проектом

2. Основной этап.

Подбор и изучение необходимой литературы по теме плесень.

3. Практический этап.

Провести исследования по определению наиболее благоприятных условий появления плесени в домашних условиях.

4. Заключительный этап.

Оформление материалов в портфолио

5. Защита проекта.

Выступление перед одноклассниками


Необходимое оборудование для работы над проектом:

  1. Фотоаппарат

  2. Компьютер

  3. Принтер

  4. Иллюстративный материал

II Основная часть

  1. Подготовительный этап

Результаты анкетирования:

Цель: узнать, что ребята знают о плесени?

В классе мною был проведен опрос, в котором учащимся было предложено ответить на ряд вопросов. На основе полученных данных мною были построены круговые диаграммы.

Диаграмма №1

 Диаграмма №2

Диаграмма №3

Вывод:

- большая часть (67%) учащихся в моем классе встречали плесень в продуктах питания;

- 22% моих одноклассников встречали плесень в подъезде, на даче, в других помещениях; но, тем не менее, 15% срежут плесень и съедят продукт.

- 67% считают, что плесень вызывает пищевое отравление и только 26% считают, что плесень вызывает аллергию и другие заболевания.

2.Основной этап

Цель: Подбор и изучение информации о плесени.

2.1 Что же такое плесень?

Плесень (плесневые грибки) – это особое царство живой природы. Это бытовое понятие. Если плесень – это грибы, то и питается она, всасывая вещества из окружающей среды всем телом, грибницей. Грибница состоит из сильно разветвленных нитей. Если рассмотреть её под микроскопом, то кажется, что это ниточки с кучей шариков вокруг - спорами, которыми она размножается.

Плесень появилась 200 миллионов лет назад и научилась выживать в любых условиях: в радиации, арктических льдах и открытом космосе. Она спасает жизни и способна убить.

    • На открытом пространстве и в воздухе помещений постоянно присутствует плесень. Ее распространению способствуют ветер, вода, насекомые-вредители, многое-многое другое (буквально всё, что движется).

    • Легко передвигаясь в любой среде, плесень попадает на благоприятную поверхность, полностью покрывает её снаружи или прорастает в неё тонкими нитями мицелия гриба. И начинается разрушительная работа плесени …

Плесень всегда рядом с нами, даже если мы её не видим и не чувствуем.

плесень в квартире

плесень на книгах

плесень на цветочных горшках

плесень на продуктах

Легко передвигаясь в любой среде, плесень попадает на благоприятную поверхность, полностью покрывает её снаружи или прорастает в неё тонкими нитями мицелия гриба. И начинается разрушительная работа плесени …

2.2 Опасна ли плесень?

Плесневые грибки губят здоровье людей и их жилища. Даже в чистой комнате человек вдыхает воздух, наполненный их спорами.

Стоит заболеть, как споры плесени, которые живут в организме, поражают органы и кости. Они вызывают страшные заболевания. Такие как бронхиальная астма, ринит, бронхит, пищевые отравления, заболевания кожи.

Плесень находится повсюду. Нельзя срезать зеленые пятна плесени с корки хлеба или куска старого сыра. Снимать тонкую белую пленку с варенья и кушать его. Это опасно. Даже если только одна половинка апельсина поражена плесенью, значит, фрукт поражен целиком. Его нужно немедленно выкинуть.

Плесень можно пытаться вывести с помощью разных средств. Но избавиться навсегда от нее невозможно.

Вывод: Токсичная - опасна для здоровья, и если ее случайно проглотить или вдохнуть, то она вызовет тошноту, рвоту, понос, а в отдельных случаях может повлиять на нервную систему и работу мозга. Та плесень, которая встречается на продуктах, есть нельзя!

2.3 Какова польза плесени?

Но существует съедобная и полезная плесень. Есть такие сорта сыра, как Бри, Рокфор – вкусны и полезны именно из-за плесени.





В начале 20-го века британские ученые обнаружили, что плесень способна убивать стафилококки – причину гнойных поражений. Это было открытием пенициллина – лекарства от многих болезней. Иногда это лекарство и употребляем мы в виде антибиотика, который назначает нам врач.



Вывод: Нетоксичная - напротив, может приносить людям немалую пользу. Бороться с заболеваниями человека (например, пеницилл), использоваться для получения многих химических веществ, сыра, вина.

3. Практический этап



Цель: определить отношение плесени к факторам среды: влажности, температуре, отсутствие проветривания.

Исследовательская работа №1:

Возьмем три кусочка хлеба и положим в разные условия:

  • в закрытый контейнер при комнатной температуре (влажные условия);

  • в закрытый контейнер при комнатной температуре (в сухие условия);

  • в холодильнике при низкой температуре.

На протяжении нескольких дней будем наблюдать за развитием грибка и определим, какие условия благоприятны для его активного роста.





Первый день эксперимента:





Прошло 4 дня:



Шестой день эксперимента:





Результаты наблюдений:

Как видно на фотографиях, плесень в закрытом контейнере с благоприятными условиями (влагой , теплом, отсутствием проветривания) появилась уже на четвертый день. Сначала в виде небольшого белого налета. В последующие дни она только увеличивалась в размерах, покрывала весь кусочек хлеба, появились споры грибов, цвет плесени стал не только зеленый, но образовались некоторые участки с налетом желтого, серого оттенков.

Хлеб, который находился при комнатной температуре ,просто засох, и только к концу наблюдений плесень на нем стала появляться.

На кусочке хлеба, который находился в холодильнике, плесень так и не появилась.

Вывод: Для образования и роста плесени нужны благоприятные условия: влага и тепло.

Опытно-лабораторное исследование.

Все образцы плесени поместил под микроскоп. У меня дома есть своя маленькая лаборатория.

Плесень с кусочков хлеба была похожа на какие-то угольки в виде комочков.









Исследовательская работа №2:

Цель: определить, какие факторы повлияют на образование и развитие плесени в жидкой среде.

А теперь понаблюдаем, как развивается плесень в жидкой среде.

Для эксперимента возьмем сладкий чай, чай без сахара и обычную кипяченую воду. Понаблюдаем за ней в течение 5 дней и определим, где быстрее появится плесень и почему.

Приготовления: Возьмем три стакана, пакетик чая, сахар.

Вскипятим воду и нальем в стаканы. В два из них опустим пакетик с чаем и запарим его. В один стакан с чаем добавим сахар. Все стаканы поставим в теплое место на стол.







Второй день наблюдения:

На поверхности сладкого чая уже на второй день появились небольшие островки белого цвета.



Пятый день наблюдения:



С каждым днем островки плесени становилось больше, а по стенкам кружки образовался зеленый налет.

В чае без сахара, весь процесс образования грибка проходил гораздо медленнее. Но все, же к концу наблюдений на нем удалось увидеть грибок.

А вот кипяченая вода оставалась без изменений. Грибок так и не появился.

Вывод: Для образования и роста плесени в жидкой среде нужны благоприятные условия: тепло и питательная среда. В нашем случае это сахар.

Результаты наблюдений:

Условия для образования и активного роста плесени:

  • Наличие влаги,

  • Тепло;

  • В жидкой среде питательная среда. Сахар являлся в нашем случае питательной средой для грибка.

Наша гипотеза: для роста плесени нужны определенные условия (тепло, влажность, отсутствие проветривания), подтвердилась.



III. Заключительная часть

Заключение

В ходе исследования наша гипотеза подтвердилась. Факторами появления плесени являются: тепло, влажность, отсутствие проветривания.

Цель, которую ставили перед собой, достигли.

В современном мире актуальна проблема по сохранению и улучшению здоровья.

Плесень нужна и важна, но только в том случае, когда она находится в природе или контролируется человеком. Плесень на продуктах, в помещениях, появляющаяся своевольно, должна быть уничтожена. И тогда за здоровье людей можно быть спокойным.

Благодаря своему проекту я сделал выводы:

  • Нужно регулярно делать влажную уборку;

  • Проветривать комнату;

  • Нельзя принимать в пищу продукты с плесенью.

А также:

  • Плесень является живым организмом.

Вывод: сухость воздуха является препятствием для развития плесени. Плесень хорошо растет, когда есть влажность и повышенная температура.











Список используемой литературы:

Итнернет-ресурсы:

  1. Багрова Л.А., Хинн О.Г. Я познаю мир. Растения / / Энциклопедия для детей. - М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД». - 1997г.

  2. Я познаю мир. Экология// Энциклопедия для детей. - Москва.: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». - 1997г.

  3. Буянов. Н.Ю. Я познаю мир. Медицина// Энциклопедия для детей. - Москва.: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». - 1997г.

  4. Плешаков В.В. Зеленые страницы./ /Книга для учащихся начальных классов.- М.: «Просвещение» .-2000г.

  5. «Энциклопедии @Mail.ru»

































Приложение:

Рекомендации для предотвращения появления плесени в помещении, на продуктах питания:

Для того чтобы в домашних условиях продукты меньше подвергались воздействию плесневых грибков, необходимо соблюдать следующие условия:

1. Продукты не покупать впрок.

2. Хранить продукты в холодильнике, где температура воздуха намного ниже комнатной температуры.

3. Сушка продуктов при хранении.

4. Фрукты и овощи хорошо промыть, просушить, держать в холодильнике.

 Есть несколько способов борьбы с плесенью в наших домах:

1. Обеспечьте хорошую вентиляцию. Тщательно проветривайте помещения. Если ванная комната очень влажная после душа - она должна быть проветрена.

2. Не допускайте протекания воды из кранов, это повышает влажность.

3. Уменьшите число домашних растений. Некоторые грибы особенно буйно разрастаются в земле цветочного горшка.

4. Снизить влажность в помещении возможно с помощью кондиционера. Но помните, что сам кондиционер может стать источником грибов и их спор. Используйте кондиционер с фильтрами, не позволяющими расти внутри плесени.

5. Необходимо обеспечить хорошее отопление. На даче не выключайте отопление ночью. Формирование сырости на стенах значительно больше тогда, когда комната остывает.

6. Комнаты должны проветриваться в течение короткого времени, но интенсивно. Все окна и двери должны быть открыты. Короткое и интенсивное проветривание не будет рассеивать тепло от стен, так что потеря тепла будет небольшой. Слегка приоткрытые окна - это не адекватная альтернатива их широкому раскрытию в течение короткого промежутка времени.

7. Проветривайте влажную одежду, прежде чем уберёте ее.

8. Не держите в комнате высушенные цветы, они часто содержат плесень.

9. Избегайте использования подушек, матрацев и мебели, заполненной каучуковой пеной, так как от пота они плесневеют.

10. Обнаруженные на стенах или потолке маленькие темные пятна обработать перекисью водорода или столовым уксусом - в качестве первой неотложной меры.

11. А для сохранения урожая от плесени в хранилищах необходимо устранять условия, которые способствуют ее развитию, т.е. следить за влажностью и температурой воздуха.





Вот, ребята, мой совет:

Чтобы больше не болеть,

Комнату свою всегда

Убирайте, господа!

Не забудь окно открыть,

Чтобы плесень не развить.

Помните, мои друзья,

Плесень рядом, господа!.


Интересные факты:

Так, в рамках эксперимента «Биориск», который был направлен на исследования влияния условий открытого космоса на живые организмы, три капсулы со спорами плесневых грибов Пенициллум, Аспергилус и Кладоспориум вывели в открытый космос и прикрепили к обшивке орбитальной станции.

Результаты были просто ошеломляющие, споры плесневых грибов после полугодового пребывания в открытом космосе не только выжили, но еще и мутировали, став более агрессивными и устойчивыми.

В 2000 году японский ученый Тошуки Накагаки провел эксперимент, поместив у входа в лабиринт плесневой гриб «Physarum polycephalum», а на выходе кусочек сахара. Плесень сразу же пустила «ростки» именно в сторону сахара, споры гриба заполняли собой все пространство в лабиринте, раздваиваясь на каждом перекрестке. Как только какой-нибудь из отростков попадал в тупик, он поворачивал обратно и искал путь в другом направлении. Микроскопическому грибу понадобилось всего 4 часа, чтобы заполнить собой все ходы лабиринта и отыскать верную дорогу к сахару.

В начале XV века французский король Карл VI дал жителям деревни Рокфор монопольное право на производство в местных известняковых пещерах сыра с одноименным названием. Технология практически не изменилась с того времени. Каждую головку сыра, изготовленного из овечьего молока, протыкают длинными иглами насквозь, чтобы в него могли попасть споры плесени. А стабильная высокая влажность и низкие температуры обеспечивают быстрый рост грибов.











7