Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Верх-Ирменская средняя общеобразовательная школа имени
Героя Советского Союза А.И. Демакова
Исследовательский проект:
«Плесень – это тоже гриб».
Исполнитель:
Мурзин Константин,
ученик 2 «Б» класса
Руководитель:
Григорчикова
Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной
категории
Верх-Ирмень 2022
Учебный предмет, близкий к теме проекта: окружающий мир
Тип проекта: индивидуальный
Объект исследования: плесень
Исполнитель проекта: Мурзин Костя, ученик 2 «Б» класса
Возраст: 8 лет
Руководитель проекта: Григорчикова С.А.
Оглавление
Введение
Актуальность 4
Цели и задачи проекта 5
Вопросы проекта 5
Этапы работы над проектом (план проекта) 6
Необходимое оборудование для работы над проектом 6
II. Основная часть
1.Подготовительный этап……………………………………………………..7 - 8
2. Основной этап:
Что же такое плесень?..............…………..………………………………..8 -9
2.2 Опасна ли плесень?…………………………………..………………...9 - 10
2.3 Какова польза плесени?.................…………………………………………10
III. Практическая часть
Исследовательская работа № 1. ……………….……….........................11 -14
Исследовательская работа № 2. ……………….……….........................14 -17
III. Заключительная часть
Заключение……………………………………………………………………..17
Список использованной литературы…………………………………………18
Введение.
Плесень в гости заглянула,
Полетала и примкнула.
В носик мой она попала,
И болезнь ко мне пристала.
С организма выгоняли,
Спреями всё промывали.
Хорошую плесень внутрь запустили.
Плохая плесень быстро отпустила.
А сейчас, мои друзья,
Расскажу про плесень я.
Часто в быту мы сталкиваемся с налетом на продуктах питания. Однажды на забытом в портфеле мандарине, я обнаружила несколько маленьких белых пятен. Я спросила у мамы, что это такое? Она мне ответила, что это начала расти плесень.
Я тоже часто слышала в доме о плесени. Если на продуктах появлялась плесень, то мама, не задумываясь, уничтожала продукт, так как плесень небезопасна.
Тогда почему же на прилавках магазинов продают сыр с плесенью?
Мы задумались, какую роль плесень играет в нашей жизни?
Актуальность темы: Изучение плесени является актуальным в современное время. Несмотря на множество научных исследований, плесень остаётся одной из загадок, так как она широко распространена не только в повседневной жизни, но и в природе.
Нас заинтересовало, как на пустом месте появляется столь сложное природное образование, как плесень. А чтобы предотвратить рост плесени, так как она небезопасна, необходимо знать факторы, влияющие на её образование.
Практическая значимость проекта:
1) Знания, полученные при изучении научной литературы, можно применять в быту: соблюдать условия хранения домашних вещей, продуктов питания, так как плесень их может испортить.
2) Уметь отличать качественные продукты от не качественных.
Научная значимость:
Некоторые плесневые грибы используются в сыроварении и фармацевтической промышленности (из родов аспергилл, пеницилл и др.)…» - так гласит энциклопедический словарь.
Цель проекта: выявить благоприятные условия возникновения плесени и вырастить её в домашних условиях.
Задачи:
Вырастить плесень в домашних условиях;
Познакомиться с условиями появления плесени и её видами. Определить отношение плесени к факторам среды: влажности, температуре
Определить роль плесени в жизни человека: вред или польза?
Разработать рекомендации для предотвращения появления плесени в помещении, на продуктах питания.
Гипотеза:
Предположительно факторами появления плесени являются: тепло, влажность, темнота, отсутствие проветривания.
Вопросы проекта:
Что же такое плесень?
Опасна ли плесень?
Какова польза плесени?
Этапы работы над проектом:
I. Подготовительный этап.
Определение цели и задач проекта
Продумывание этапов работы над проектом
2. Основной этап.
Подбор и изучение необходимой литературы по теме плесень.
3. Практический этап.
Провести исследования по определению наиболее благоприятных условий появления плесени в домашних условиях.
4. Заключительный этап.
Оформление материалов в портфолио
5. Защита проекта.
Выступление перед одноклассниками
Необходимое оборудование для работы над проектом:
Фотоаппарат
Компьютер
Принтер
Иллюстративный материал
II Основная часть
Подготовительный этап
Результаты анкетирования:
Цель: узнать, что ребята знают о плесени?
В классе мною был проведен опрос, в котором учащимся было предложено ответить на ряд вопросов. На основе полученных данных мною были построены круговые диаграммы.
Диаграмма №1
Диаграмма №2
Диаграмма №3
Вывод:
- большая часть (67%) учащихся в моем классе встречали плесень в продуктах питания;
- 22% моих одноклассников встречали плесень в подъезде, на даче, в других помещениях; но, тем не менее, 15% срежут плесень и съедят продукт.
- 67% считают, что плесень вызывает пищевое отравление и только 26% считают, что плесень вызывает аллергию и другие заболевания.
2.Основной этап
Цель: Подбор и изучение информации о плесени.
2.1 Что же такое плесень?
Плесень (плесневые грибки) – это особое царство живой природы. Это бытовое понятие. Если плесень – это грибы, то и питается она, всасывая вещества из окружающей среды всем телом, грибницей. Грибница состоит из сильно разветвленных нитей. Если рассмотреть её под микроскопом, то кажется, что это ниточки с кучей шариков вокруг - спорами, которыми она размножается.
Плесень появилась 200 миллионов лет назад и научилась выживать в любых условиях: в радиации, арктических льдах и открытом космосе. Она спасает жизни и способна убить.
На открытом пространстве и в воздухе помещений постоянно присутствует плесень. Ее распространению способствуют ветер, вода, насекомые-вредители, многое-многое другое (буквально всё, что движется).
Легко передвигаясь в любой среде, плесень попадает на благоприятную поверхность, полностью покрывает её снаружи или прорастает в неё тонкими нитями мицелия гриба. И начинается разрушительная работа плесени …
Плесень всегда рядом с нами, даже если мы её не видим и не чувствуем.
плесень в квартире
плесень на книгах
плесень на цветочных горшках
плесень на продуктах
Легко передвигаясь в любой среде, плесень попадает на благоприятную поверхность, полностью покрывает её снаружи или прорастает в неё тонкими нитями мицелия гриба. И начинается разрушительная работа плесени …
2.2 Опасна ли плесень?
Плесневые грибки губят здоровье людей и их жилища. Даже в чистой комнате человек вдыхает воздух, наполненный их спорами.
Стоит заболеть, как споры плесени, которые живут в организме, поражают органы и кости. Они вызывают страшные заболевания. Такие как бронхиальная астма, ринит, бронхит, пищевые отравления, заболевания кожи.
Плесень находится повсюду. Нельзя срезать зеленые пятна плесени с корки хлеба или куска старого сыра. Снимать тонкую белую пленку с варенья и кушать его. Это опасно. Даже если только одна половинка апельсина поражена плесенью, значит, фрукт поражен целиком. Его нужно немедленно выкинуть.
Плесень можно пытаться вывести с помощью разных средств. Но избавиться навсегда от нее невозможно.
Вывод: Токсичная - опасна для здоровья, и если ее случайно проглотить или вдохнуть, то она вызовет тошноту, рвоту, понос, а в отдельных случаях может повлиять на нервную систему и работу мозга. Та плесень, которая встречается на продуктах, есть нельзя!
2.3 Какова польза плесени?
Но существует съедобная и полезная плесень. Есть такие сорта сыра, как Бри, Рокфор – вкусны и полезны именно из-за плесени.
В начале 20-го века британские ученые обнаружили, что плесень способна убивать стафилококки – причину гнойных поражений. Это было открытием пенициллина – лекарства от многих болезней. Иногда это лекарство и употребляем мы в виде антибиотика, который назначает нам врач.
Вывод: Нетоксичная - напротив, может приносить людям немалую пользу. Бороться с заболеваниями человека (например, пеницилл), использоваться для получения многих химических веществ, сыра, вина.
3. Практический этап
Цель: определить отношение плесени к факторам среды: влажности, температуре, отсутствие проветривания.
Исследовательская работа №1:
Возьмем три кусочка хлеба и положим в разные условия:
в закрытый контейнер при комнатной температуре (влажные условия);
в закрытый контейнер при комнатной температуре (в сухие условия);
в холодильнике при низкой температуре.
На протяжении нескольких дней будем наблюдать за развитием грибка и определим, какие условия благоприятны для его активного роста.
Первый день эксперимента:
Прошло 4 дня:
Шестой день эксперимента:
Результаты наблюдений:
Как видно на фотографиях, плесень в закрытом контейнере с благоприятными условиями (влагой , теплом, отсутствием проветривания) появилась уже на четвертый день. Сначала в виде небольшого белого налета. В последующие дни она только увеличивалась в размерах, покрывала весь кусочек хлеба, появились споры грибов, цвет плесени стал не только зеленый, но образовались некоторые участки с налетом желтого, серого оттенков.
Хлеб, который находился при комнатной температуре ,просто засох, и только к концу наблюдений плесень на нем стала появляться.
На кусочке хлеба, который находился в холодильнике, плесень так и не появилась.
Вывод: Для образования и роста плесени нужны благоприятные условия: влага и тепло.
Опытно-лабораторное исследование.
Все образцы плесени поместил под микроскоп. У меня дома есть своя маленькая лаборатория.
Плесень с кусочков хлеба была похожа на какие-то угольки в виде комочков.
Исследовательская работа №2:
Цель: определить, какие факторы повлияют на образование и развитие плесени в жидкой среде.
А теперь понаблюдаем, как развивается плесень в жидкой среде.
Для эксперимента возьмем сладкий чай, чай без сахара и обычную кипяченую воду. Понаблюдаем за ней в течение 5 дней и определим, где быстрее появится плесень и почему.
Приготовления: Возьмем три стакана, пакетик чая, сахар.
Вскипятим воду и нальем в стаканы. В два из них опустим пакетик с чаем и запарим его. В один стакан с чаем добавим сахар. Все стаканы поставим в теплое место на стол.
Второй день наблюдения:
На поверхности сладкого чая уже на второй день появились небольшие островки белого цвета.
Пятый день наблюдения:
С каждым днем островки плесени становилось больше, а по стенкам кружки образовался зеленый налет.
В чае без сахара, весь процесс образования грибка проходил гораздо медленнее. Но все, же к концу наблюдений на нем удалось увидеть грибок.
А вот кипяченая вода оставалась без изменений. Грибок так и не появился.
Вывод: Для образования и роста плесени в жидкой среде нужны благоприятные условия: тепло и питательная среда. В нашем случае это сахар.
Результаты наблюдений:
Условия для образования и активного роста плесени:
Наша гипотеза: для роста плесени нужны определенные условия (тепло, влажность, отсутствие проветривания), подтвердилась.
III. Заключительная часть
Заключение
В ходе исследования наша гипотеза подтвердилась. Факторами появления плесени являются: тепло, влажность, отсутствие проветривания.
Цель, которую ставили перед собой, достигли.
В современном мире актуальна проблема по сохранению и улучшению здоровья.
Плесень нужна и важна, но только в том случае, когда она находится в природе или контролируется человеком. Плесень на продуктах, в помещениях, появляющаяся своевольно, должна быть уничтожена. И тогда за здоровье людей можно быть спокойным.
Благодаря своему проекту я сделал выводы:
Нужно регулярно делать влажную уборку;
Проветривать комнату;
Нельзя принимать в пищу продукты с плесенью.
А также:
Вывод: сухость воздуха является препятствием для развития плесени. Плесень хорошо растет, когда есть влажность и повышенная температура.
Список используемой литературы:
Итнернет-ресурсы:
Багрова Л.А., Хинн О.Г. Я познаю мир. Растения / / Энциклопедия для детей. - М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД». - 1997г.
Я познаю мир. Экология// Энциклопедия для детей. - Москва.: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». - 1997г.
Буянов. Н.Ю. Я познаю мир. Медицина// Энциклопедия для детей. - Москва.: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». - 1997г.
Плешаков В.В. Зеленые страницы./ /Книга для учащихся начальных классов.- М.: «Просвещение» .-2000г.
«Энциклопедии @Mail.ru»
Приложение:
Рекомендации для предотвращения появления плесени в помещении, на продуктах питания:
Для того чтобы в домашних условиях продукты меньше подвергались воздействию плесневых грибков, необходимо соблюдать следующие условия:
1. Продукты не покупать впрок.
2. Хранить продукты в холодильнике, где температура воздуха намного ниже комнатной температуры.
3. Сушка продуктов при хранении.
4. Фрукты и овощи хорошо промыть, просушить, держать в холодильнике.
Есть несколько способов борьбы с плесенью в наших домах:
1. Обеспечьте хорошую вентиляцию. Тщательно проветривайте помещения. Если ванная комната очень влажная после душа - она должна быть проветрена.
2. Не допускайте протекания воды из кранов, это повышает влажность.
3. Уменьшите число домашних растений. Некоторые грибы особенно буйно разрастаются в земле цветочного горшка.
4. Снизить влажность в помещении возможно с помощью кондиционера. Но помните, что сам кондиционер может стать источником грибов и их спор. Используйте кондиционер с фильтрами, не позволяющими расти внутри плесени.
5. Необходимо обеспечить хорошее отопление. На даче не выключайте отопление ночью. Формирование сырости на стенах значительно больше тогда, когда комната остывает.
6. Комнаты должны проветриваться в течение короткого времени, но интенсивно. Все окна и двери должны быть открыты. Короткое и интенсивное проветривание не будет рассеивать тепло от стен, так что потеря тепла будет небольшой. Слегка приоткрытые окна - это не адекватная альтернатива их широкому раскрытию в течение короткого промежутка времени.
7. Проветривайте влажную одежду, прежде чем уберёте ее.
8. Не держите в комнате высушенные цветы, они часто содержат плесень.
9. Избегайте использования подушек, матрацев и мебели, заполненной каучуковой пеной, так как от пота они плесневеют.
10. Обнаруженные на стенах или потолке маленькие темные пятна обработать перекисью водорода или столовым уксусом - в качестве первой неотложной меры.
11. А для сохранения урожая от плесени в хранилищах необходимо устранять условия, которые способствуют ее развитию, т.е. следить за влажностью и температурой воздуха.
Вот, ребята, мой совет:
Чтобы больше не болеть,
Комнату свою всегда
Убирайте, господа!
Не забудь окно открыть,
Чтобы плесень не развить.
Помните, мои друзья,
Плесень рядом, господа!.
Интересные факты:
Так, в рамках эксперимента «Биориск», который был направлен на исследования влияния условий открытого космоса на живые организмы, три капсулы со спорами плесневых грибов Пенициллум, Аспергилус и Кладоспориум вывели в открытый космос и прикрепили к обшивке орбитальной станции.
Результаты были просто ошеломляющие, споры плесневых грибов после полугодового пребывания в открытом космосе не только выжили, но еще и мутировали, став более агрессивными и устойчивыми.
В 2000 году японский ученый Тошуки Накагаки провел эксперимент, поместив у входа в лабиринт плесневой гриб «Physarum polycephalum», а на выходе кусочек сахара. Плесень сразу же пустила «ростки» именно в сторону сахара, споры гриба заполняли собой все пространство в лабиринте, раздваиваясь на каждом перекрестке. Как только какой-нибудь из отростков попадал в тупик, он поворачивал обратно и искал путь в другом направлении. Микроскопическому грибу понадобилось всего 4 часа, чтобы заполнить собой все ходы лабиринта и отыскать верную дорогу к сахару.
В начале XV века французский король Карл VI дал жителям деревни Рокфор монопольное право на производство в местных известняковых пещерах сыра с одноименным названием. Технология практически не изменилась с того времени. Каждую головку сыра, изготовленного из овечьего молока, протыкают длинными иглами насквозь, чтобы в него могли попасть споры плесени. А стабильная высокая влажность и низкие температуры обеспечивают быстрый рост грибов.
7