СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме "Математика и здоровье в задачах на проценты"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наше здоровье – самое ценное, что у нас есть. На всю жизнь человеку даётся только один организм. Если мы небрежно обращаемся с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм мы не сможем.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме "Математика и здоровье в задачах на проценты"»

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………….

  1. Математические задачи – источник знаний о здоровье человека………

  2. Математика и здоровое питание. ……………………………………….



  1. Математика и здоровый образ жизни…………………………………….

  2. Математика и вредные привычки…………………………………...........

  3. Заключение…………………………………………………………………

  4. Литература…………………………………………………………………

  5. Приложения




















































Введение

Здоровье – это  самое главное в жизни.

Это - счастье, радость, свобода,

труд, спорт и общение с родными

и друзьями.  

                                                                Это – сама   жизнь.

Наше здоровье – самое ценное, что у нас есть. На всю жизнь человеку даётся только один организм. Если мы небрежно обращаемся с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм мы не сможем.

Много пословиц есть о здоровье, например -  «Здоровье не купишь - его разум дарит»,  «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял многое потерял, здоровье потерял - все потерял», «Где здоровье, там и красота», «Здоров будешь - все добудешь».

Сейчас много говорят о здоровье и здоровом образе жизни. Нас убеждают в том, что спорт и физическая культура – это залог здоровья, что это модно, что это ключ к успеху.

Математика – один из основных предметов в школе.

А может ли математика помочь здоровью?

Содержание уроков математики составляют устные и письменные задачи. Решение математических задач практического содержания позволяет убедиться в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, увидеть широту возможных приложений математики, понять её роль в современной жизни, но математические задачи могут быть и источником знаний о здоровье человека. Это может выражается в том, что в содержании задач будет  информация о здоровье человека, правильном питании, гигиене тела, безопасной жизни, вредных привычках.  Есть много факторов, количественных характеристик, от которых зависит наше здоровье. Поэтому я задался вопросом, а есть ли в школьных учебниках такие  задачи. К сожалению, таких задач оказалось очень мало. Я просмотрел учебники математики 5 и 6 классов, алгебры 7 класса и практически ничего не нашел. А ведь так важно, чтобы школьники сами могли подсчитывать, контролировать, корректировать своё поведение в соответствии с нормами и требованиями своего растущего организма. Там встречаются задачи о посадке деревьев, о сборе грибов, о транспортировке, хранении и продаже овощей и фруктов. Но нет ничего поучительно относительно нашего здоровья.

Цель исследовательской работы :

- пропаганда здорового образа жизни среди подростков на уроках математики.

-составить сборник задач о здоровье для обучающихся 5-7 классов, направленный на формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни.

Задачи: просвещение учащихся в вопросах сохранения здоровья, показать значимость соблюдения здорового образа жизни, рассмотреть различные типы задач

Методы реализации проекта: сбор и анализ информации, составление анкеты, исследование, создание буклета и презентации по теме, демонстрация презентации. 4

Математические задачи – источник знаний о здоровье человека


 Результаты медицинских осмотров говорят о том, что здоровыми можно считать только 20-30% первоклассников, среди выпускников школ более 80% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. На сегодняшний день каждый пятый школьник имеет хроническое заболевание, а ведь из нашего здоровья складывается "Здоровье Нации". 


11 Организм человека состоит на 60% из воды. Распределена она неравномерно: так, в жировых тканях воды всего 20%, в кости 25%, в печени 70%, в мышцах 75%, в крови 80% и в мозге 85% воды от общего веса. При взгляде на эти цифры поражает кажущийся парадокс - в жидкой крови меньше воды, чем в довольно плотном мозге. Остальные 40% веса человеческого тела распределяются так: белки - 19%, жиры и жироподобные вещества - 15%, минеральные вещества - 5%), углеводы - 1%. Неправда ли - проценты в нас? 


Историческая справка.

Слово «процент» имеет латинское происхождение: «pro centum», что означает в переводе «на сто», то есть процентом называется сотая часть числа. 1/100 = 1% История знака .

  1. В 1685 году в Париже была издана книга «Руководство по коммерческой арифметике» Матье де ла Порта. В одном месте речь шла о процентах, которые тогда обозначали «cto» (сокращенно от cento). Однако наборщик принял это «cto» за дробь и напечатал «%». Так из-за опечатки этот знак вошёл в обиход.

  2. 2. Другое мнение Знак % происходит от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейших упрощений в скорописи буква t превратилась в черту (/), возник современный символ для обозначения процент. cto - c/o - % 

10 Основные задачи на проценты.

Нахождение процента от числа. Чтобы найти процент от числа, надо это число умножить на соответствующую дробь. b= a · p/100 Нахождение числа по его проценту Чтобы найти число по его проценту, надо часть, соответствующую этому проценту, разделить на дробь a= b: p/100 Нахождение процентного отношения двух чисел Чтобы узнать, сколько процентов одно число составляет от второго, надо первое число разделить на второе и результат умножить на 100%. р= b/a · 100% 

Для составления сборника задач я использовал факты из разных информационных источников: учебники природоведения и  биологии, интернет ресурсы, САНПИН,  а найденные статистические данные применил для составления задач. Сборник получился небольшим, но, думаю, очень полезным. Он состоит из 3 частей.

1. Математика и здоровое питание.( приложение 1)

2. Математика и здоровый образ жизни.( приложение 2)

3. Математика и вредные привычки.( приложение 3)

Математика и здоровое питание.

Школа это трудное многолетнее испытание. И в первую очередь, нам необходимо здоровье, которое невозможно без здорового питания. Среди продуктов первой необходимости - молоко, фрукты, овощи, белый хлеб, бобовые, мясо. А вот содержание сахара, соли и жиров в приготовляемых блюдах не должно быть высоким. Обязательно четырехразовое питание. На обед должно приходиться 35-40% потребляемой пищи, на завтрак и ужин – по 25% и на полдник – 15%. Например, семиклассник должен ежедневно получать около 2500кКал. Если в организм поступает больше, то организм складывает излишки в виде жира. 



Задача 1. С позиции здорового питания в день 12 летний школьник должен употреблять в пищу 0,4 кг овощей без учета картофеля. Известно, что хомяк собирает на зиму около 90 кг гороха. Кто больше и во сколько раз съедает овощей: человек за год или хомяк за зиму?

Задача 2. Среднее арифметическое двух чисел 32,5. Одно из чисел равно 15. Найдите другое число. Найденное вами число покажет вам, сколько витамина С в миллиграммах должен ежедневно получать человек.


Задача 3. 60% числа х равно 50% числа 9,6. Найдите это число х и узнайте, какова суточная потребность организма в железе в миллиграммах.


Задача 4. Суточная норма потребления белков в среднем составляет 70 г. В 100 г отварного мяса содержится 20% белков. Кусок мяса какого веса содержит суточную норму белков?

Задача 5. Суточная норма потребления углеводов составляет 280 граммов. Пирожок в среднем содержит 11% от дневной нормы потребления углеводов. Какое наибольшее целое количество пирожков можно съесть, чтобы не превысить дневную норму потребления углеводов?


Задача 6. Дневная норма потребления витамина С составляет 70мг. В 100г садовой земляники в среднем содержится 60 мг витамина С. Сколько процентов дневной нормы витамина С получил человек съевший 100г садовой земляники ?


Задача 7.Суточная норма потребления белков в среднем составляет 70 граммов. Один стакан молочного коктейля в среднем содержит 11 граммов белков, сколько примерно процентов от суточной нормы потребления белков получит человек, выпив стакан молочного коктейля?


 Задача 8. Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах

Задача 9. Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах.

Задача 10. Среднее арифметическое двух чисел 32,5. Найти эти числа, если известно, что 20% первого составляют 2/3 от второго. Найденные вами числа покажут вам, сколько витамина С и витамина Е в миллиграммах должен ежедневно получать человек.

Задача 11. Известно, 30% от первого числа на 4,1 больше чем 20% от второго. А 280% от второго числа на 1,85 больше, чем 25% от первого. Найдите эти числа и узнайте, сколько фтора и цинка в миллиграммах требуется человеку ежедневно.

Задача 12. Чистота залог здоровья. Один въедливый учёный подсчитал, что в 1 г грязи из-под ногтей содержится 38 000 000 микробов, чтобы заболеть достаточно проглотить 1/100 часть. Сколько же это микробов?

Задача 13. Для коктейля необходимо смешать 200г молока, 120г малины, 60г клубники, 150г черники и 30г меда. Сколько процентов составляет каждый ингредиент от массы коктейля.


Математика и здоровый образ жизни

12 Задача 1. Средняя продолжительность жизни женщины 75 лет, а продолжительность жизни мужчин составляет 80% от продолжительности жизни женщин. Сколько лет в среднем живут в России женщины, чем мужчины?


Задача 2. Средний человек проводит во сне 1/3 своей жизни, еще 50 лет он бодрствует. Какова средняя продолжительность жизни человека? 


16 Задача 3. Для нормального отдыха организма подростка необходимо спать 35% суток, а реально подросток (в среднем) спит- 31%. Сколько времени (в часах) подросток "не досыпает" в сутки? в неделю? в месяц?


Задача 4. О свежем воздухе. Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они «работают» как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли. Чтобы воздух был чище, надо сажать деревья. Сколько всего деревьев посажено в парке, если 44% из них дубы, столько же сосен, а остальные 60 деревьев – ели?

Задача 5. Память необходимо тренировать. Способность среднего человека запоминать произвольную информацию составляют 40% от способности тренированного человека. Сколько произвольно названных слов они запомнят вместе, если обычный человек запомнил на 12 слов меньше тренированного.

Задача 6. Соль играет важную роль в жизнедеятельности организма. В теле человека, весящего 70 кг, содержится 140 г соли. Сколько процентов составляет соль от массы человека



Математика и вредные привычки

Вред курения. В настоящее время проявляется весьма любопытная тенденция: несмотря на различные предупреждения и антирекламу табака количество курящих подростков выросло. В табачном дыму ежегодно гробят здоровье все новые и новые подростки и даже дети. Последние исследования утверждают, что курить начинают уже в летнем возрасте, а первый опыт «пробы» сигарет и того раньше – до семи лет. Вообще, в России на сегодняшний день курят 65% мужчин и более 30% женщин. Причем, 80% этих курильщиков «заразились» вредной привычкой, будучи подростками. По последней информации Всемирной Организации Здравоохранения, в России курят более 3 миллионов подростков: 2,5 миллиона юношей и 0,5 миллиона девушек. 

14 Задача 1. В России ежегодно умирает мужчин среднего возраста. 42% из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бы своевременно бросили курить?


Задача 2. Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков – 60%, девочек – 10%. Определите, сколько курящих детей в школе, если в ней 450 мальчиков и 620 девочек.

Задача 3. При проверке состояния здоровья группы учеников школы из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по 2 заболевания – органов дыхания и пищеварения. Остальные - по 1 заболеванию. Определите, сколько учащихся этой группы имеют по 2 заболевания и сколько по одному?


Задача 4: Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет (47,6 года)?


Задача 5. Средний вес новорожденного ребёнка 3кг 300г. Если у ребёнка отец курит, то его вес будет меньше среднего на 125г, если курит мать – меньше на 300г. Определите, сколько % теряет в весе новорожденный, если: а) курит папа; б) курит мама. Ответ округлите до единиц.


Задача 6. Средняя продолжительность жизни женщины 75 лет, что составляет 5/4 продолжительности жизни мужчины. На сколько лет дольше в среднем живут в России женщины, чем мужчины?

Задача 7. В России ежегодно умирает 500 000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бы своевременно бросили курить?

Задача 8. Под влиянием куренья курящий позабыл 221 знак. Это составляет 4,42% того, что он знал до куренья. Сколько знаков он знал до куренья?

Задача 9. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика в среднем на 10 минут. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет?

Задача 10. При изучении мышечной координации курящего исследуемого по тесту, сначала было поставлено 200 баллов. Через короткий промежуток времени, при повторной проверке, после выкуривания сигареты, поставлено 153 баллов. Определить на сколько процентов снизилась координация.







Заключение

Ключ к здоровью – это формирование здорового образа жизни. В школе есть ряд учебных дисциплин, в рамках которых ученики получают некоторые знания о здоровом образе жизни. Одной из таких дисциплин является математика.

Я выяснил, что математические задачи могут быть источником знаний учащихся о здоровье человека. Это выражается в том, что в содержании задачи присутствует факты из реальной жизни о здоровье человека.

Представление проблемы здорового образа жизни в виде задач с таким содержанием способно оказывать большее влияние на учеников, чем просто слова.

Включение в уроки математики модулей по вопросам здоровья позволяет через решение задач заинтересовать учащихся заботиться о своем здоровье, делают уроки математики более познавательными и интересными.

В связи с этим, мною был составлен сборник задач для начальной школы по математики о здоровье, состоящий из 3 разделов.

Первый раздел посвящен задачам на правильное питание. Второй раздел – задачи о здоровом образе жизни. Третий раздел – задачи о вредных привычках человека и их профилактике.

Таким образом, я пришел к выводу, что математика может помочь сохранить и укрепить здоровье.

Берегите себя, свое здоровье и тогда математические задачи будут решаться быстрей и легче.

Данная работа может быть интересна учителям, школьникам и всем тем, кто занимается вопросами формирования культуры здорового образа жизни учащихся на уроках математики.









Литература.

1. Алимова Т. М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5 – 9 классы. – М.: 2003. 2. Задачник-собеседник. (50 задач о вреде курения) Автор П.Ф. Сафонова.

2. Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья. В 4-х томах. – М.: Пед. общество России, 2004 4. Январский Н. Валеология. Практическая психология здоровья. Психологопедагогическая методика Г. А. Шичко на уроках. – Ижевск: МАПН, 1998

3.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь. / С.И. Ожегова, Н. Ю. Шведова– М.: «Азъ», 2000. – 900с.

4.Уроки здоровья в задачах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www festival.1september.ru/articles/568171/

5.Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в начальной школе Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.eduvluki.ru/ch/upr/









































Управления образования администрации

Жуковского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жуковская средняя общеобразовательная школа №2

242700,Брянская область, г.Жуковка, ул.Карла Либкнехта, 2а

Тел. (48334)3-27-32;(48334)3-22-32, факс:(48334)3-27-32, e-mail: [email protected]



ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЗНАНИЕ-СИЛА»





ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО математике

«математика и здоровье в задачах на проценты»





Выполнил: Карпиков Никита

Руководитель: учитель математики

Овчинникова Т.В.







г. Жуковка

2018г.