СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме "Секрет запоминания словарных слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по теме "Секрет запоминания словарных слов" была разработана совместно с ученицей 2 класса и была представлена  на I Ямало-Ненецком туре конкурса "Я - исследователь". Итогом работы стал словарик для запоминания словарных слов, который можно использовать на уроках русского языка и во внеурочное время, а также для приятного и полезного проведения досуга.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме "Секрет запоминания словарных слов"»

2




Секрет запоминания словарных слов

Береза и собака, капуста и апельсин, помидор и карандаш. Что общего в этих словах? Ответ прост, все это словарные слова из школьного словаря для начальных классов. Их, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов – много. За два года обучения мы должны выучить около 100 словарных слов. Многим ребятам и мне трудно запомнить, а некоторым не понятно, почему надо писать слово так, а не иначе. Я стала задумываться, как же много в русском языке словарных слов, требующих запоминания, правильного написания. Как же их все выучить? Есть ли какие-нибудь секреты запоминания слов? Поэтому я решил заняться исследованием по теме «Секрет запоминания словарных слов - метод ассоциаций».

Работа  по данной теме проходила в три этапа:

На первом этапе я попросила учеников 2-х классов нашей школы ответить на анкету «Легко ли запоминаются словарные слова», в анкетировании приняло участие 106 ребят. (Приложение I).

В результате анализа опроса  я увидела,  что большинство ребят испытывают трудности в написании словарных слов, как бы они ни старались их выучить (84 человека). А словарный диктант показал, что ребята моего класса допускают много ошибок в словарных словах. Значит, срочно нужно искать новые способы запоминания, которые помогут ребятам быстро и легко справляться с этой непростой задачей.

Второй этап – это знакомство с секретом запоминания словарных слов.

Из интервью с учителем русского языка старших классов я узнал разные способы запоминания словарных слов. (Приложение II)

Способ 1 – пишем рассказ: можно взять несколько словарных слов и написать коротенький рассказ буквально в несколько предложений.

Способ 2 – рисуем картинки: придумать яркий и запоминающийся образ для сложного слова и нарисовать.

Способ 3 – придумывание ассоциации. Запоминание таким способом похоже на заучивание иностранных слов. Наверное, поэтому старшеклассники предпочитают именно его, то есть подбирают такие слова, где аналогичная орфограмма стоит под ударением, и которые при этом еще и похоже звучат.

Используя интернет ресурсы и словарь Ожегова, (ozhegov.org) я узнала, что такое ассоциация.

Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Образ на основе ассоциаций должен быть достаточно ярким и завершенным. Проверяемая гласная должна быть в ударном положении, непроизносимая согласная – четко слышима и т.д.

Изучая имеющийся материал по данной теме в сети интернет (TextoLogia.ru; TutorOnline.ru), побеседовав со школьным библиотекарем, изучив специальную литературу, узнала много интересного материала, связанного со способом запоминания словарных слов методом ассоциаций

Я решила попробовать придумать свои ассоциации для запоминания словарных слов. В ходе работы был  создан «Словарик» для запоминания словарных слов. На его страницах проиллюстрирована часть словарных слов.

На  специально организованном занятии по внеурочной деятельности я представила одноклассникам презентацию, на которой для каждого словарного слова был создан слайд. На слайде был представлен рисунок  и рифмовка для словарного слова. Для представления слов использовались собственные рисунки и рифмовки, опыт Анцевой Лидии Александровны по данной теме и ресурсы Интернета. Мы с ребятами рассматривали картинки, я объясняла им,  как я придумывала рисунки к словарным словам. Многие мои одноклассники решили тоже попробовать подобрать ассоциации к словарным словам. (Приложение V)

Третий этап. Через месяц после знакомства с секретом запоминания словарных слов мы решили провести еще раз словарный диктант с этими же словами, чтобы сравнить результаты и сделать вывод – эффективен этот метод или нет. В результате  было выявлено, что большая часть ребят успешно справилась со словарным диктантом.

Большинству ребят понравился секрет запоминания, помог им в написании словарных слов, и они готовы его использовать в дальнейшем.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что использование ассоциативного метода запоминания словарных слов способствует усвоению учащимися слов с непроверяемыми написаниями.

Используя его, я легко и быстро запоминала написание слов и не допускала ошибок. Такая интересная работа разбудила моё воображение. Мои находки заинтересовали и учеников нашего класса. Многие ребята смогли повысить грамотность письма. Созданный словарик пополняется не только моими работами, но и работами одноклассников. Думаю, что к концу четвертого класса мы сможем собрать полезный и интересный материал по теме в большем объёме.

Данный словарик можно использовать на уроках русского языка и во внеурочное время, а так же для приятного и полезного проведения досуга.