Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Большеприваловская средняя общеобразовательная школа»
Верхнехавского муниципального района Воронежской области
Муниципальная научно-практическая конференция
молодых исследователей «Шаг в будущее»
Тяжёлые советские танки КВ
Подготовил:
Севостьянов Иван Александрович,
обучащийся 10 класса
Руководитель:
Шамаева Ирина Ивановна,
учитель математики
с. Большая Приваловка
2022
Краткая аннотация:
В работе раскрывается выбор правильной стратегии советских учёных-инженеров в модернизации вооружения во время Великой Отечественной войны на примере тяжёлых танков КВ. Тема моей работы актуальна на сегодняшний день, ведь оборона и защита нашей страны напрямую зависит от нашей боевой техники.
Аннотация
Севостьянов Иван Александрович
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Большеприваловская СОШ» Верхнехавского муниципального района Воронежской области
Руководитель: Шамаева Ирина Ивановна, учитель математики.
Выбранная тема исследовательской работы «Тяжёлые советские танки КВ» актуальна на сегодняшний день, т.к. оборона и защита нашей страны напрямую зависит от нашей боевой техники. Я выбрал именно эту модель танка, потому что о них мало говорят, и они остались, несправедливо, в тени танков Т-34. Хотя, тяжёлые советские танки КВ считаются танками прорыва, они наводили неподдельный ужас на немцев. Недаром фашисты дали этому танку прозвище «Призрак в броне». Работа содержит введение, в котором обозначена актуальность темы, цель, задачи и методы решения. В разделе «Основная часть» я представил инженеров-конструкторов, работавших в области танкостроения во время Вов, описал историю создания Танков КВ и их технические характеристики. Привёл воспоминания участника, командира экипажа танка КВ. В практической части работы посетил музеи военной техники, провёл анкетирование учеников младших классов, выполнил анализ анкетирования в виде диаграммы. Выступил перед ребятами с рассказом о военной технике. Приложение содержит фотографии по материалам исследования, анкету для учащихся, фотографии выступления перед ребятами. Моя работа показывает огромнейший вклад советских учёных-техников в историю моей страны. Воспитывает патриотизм, что актуально в наше неспокойное время.
Содержание
I.Введение………………………………………………………………………………..5
II.Основная часть………………………………………………………………………...6
2.1 Учёные инженеры, внесшие огромный вклад в танкостроение………………….6
2.2 История создания и основные модификации танков КВ…………………………8
2.3 Воспоминания Василия Крысова, командира экипажа танка КВ-1……………...10
2.4 Проведение урока для учащихся 3-6 классов……………………………………...12
III.Заключение…………………………………………………………………………...13
IV.Литература……………………………………………………………………………14
V.Приложение…………………………………………………………………………...15
I.Введение.
Я интересуюсь историей войны и техникой, которая помогла одержать победу советскому народу. Дважды я посещал государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле», был на выставке военной техники под Воронежем (Приложение 1). Остался под большим впечатлением о силе нашей военной техники. Я осознал всю значимость работы учёных конструкторов. Ведь одновременно, с развертыванием фронтов действующей армии, советские учёные в научно-исследовательских институтах, лабораториях, конструкторских бюро открыли невидимый для непосвященных свой фронт борьбы против фашизма и с честью вышли победителями в этом поединке с врагом. Давая оценку вклада советских ученых в военное дело, президент Академии Наук СССР С. И. Вавилов написал: «Почти каждая деталь военного оборудования, обмундирования, военные материалы, медикаменты – все это несло в себе отпечаток предварительной научно-технической мысли и обработки». Так как я с детских лет увлекаюсь танками, мне хотелось выяснить вклад учёных именно в танкостроение. Исследовательская работа «Тяжёлые советские танки КВ» подготовлена мной в рамках районной научно-практической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее». Я выбрал именно эту модель танка, так как о них мало говорят, и они остались, несправедливо, в тени танков Т-34. По моему мнению, быть гражданином России - это прежде всего быть неравнодушным, знающим, любящим и ценящим культурное наследие своих предков. Я уверен, что без прошлого нет настоящего и будущего. Наше государство сильно не только своей армией, но еще и уважением, и почитанием предков, сохранением обычаев и традиций, исторических памятников. Я считаю, что мы должны ценить творения рук наших дедов и прадедов, знать историю своего народа, села, семьи.
Цель моей исследовательской работы: расширение и углубление знаний о вкладе учёных в танкостроение на примере тяжёлых советских танков КВ, используемых во время ВО войны.
Задачи исследовательской работы:
изучить историю создания танков КВ;
проанализировать роль танков КВ во время Великой Отечественной войны;
представить полученный мною материал в доступной и понятной для восприятия форме;
повысить уровень знаний учащихся о военной технике.
Объект исследования: тяжёлые советские танки КВ, используемые во время Великой Отечественной войны.
Методы исследования: анализ исторических источников, материалов сайтов сети Интернет, чтение и анализ периодических изданий.
Гипотеза исследования: в ходе исследовательской работы я попробую доказать, что: советские учёные внесли огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне, на примере тяжёлых советских танков; память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать свои знания по наследству.
В структурно-композиционном плане работа состоит из введения, основной части, заключения, литературы.
Актуальность исследовательской работы:
В наше неспокойное время мощь и сила нашей армии поражает. Достаточно долго умышленные очернители нашей истории внушали нам миф, что Победа в Великой Отечественной войне, ввиду отсутствия современной военной техники, завоевана исключительно числом положенных солдатских жизней. На самом деле Советская Армия во время войны получала от ученых и инженеров такое новое оружие, которое многократно превосходило оружие врага. Проходят годы безвозвратно, поколения сменяются следующими поколениями, все меньше остается очевидцев страшных событий тех сороковых годов. Современная молодежь узнаёт о тех событиях только на уроках истории и иногда на классных часах в школах. А это важный этап в жизни русского народа. Мы, подрастающее поколение, должны помнить о тех, кто ценой своей жизни совершил героический подвиг, победил фашистских захватчиков. Каких сил и трудов это стоило. К сожалению, несмотря на множество книг, и фильмов о войне, с каждым годом становится все меньше и меньше людей, которые по-настоящему чтят память о Великой Победе. Нам нельзя забывать события тех времен и людей, что отдали за нас свои жизни.
II. Основная часть.
1.Учёные инженеры, внесшие огромный вклад в танкостроение.
Мы должны преклоняться перед выдержкой, самоотверженностью и верностью Отчизне, которую проявляли ученые-воины. Однако нельзя забывать и о другом вкладе математиков, физиков, химиков, медиков в победу советского народа над сильным и коварным врагом. Все понимали, что не только храбрость армии, число пушек и искусство маршалов определяют успешный исход военных действий: он в немалой степени зависит от качества вооружения, его совершенства. Нужно было в кратчайшие сроки создать технику, превосходящую вражескую по всем параметрам. И эта ответственная и сложная задача легла на плечи советских ученых и конструкторов, проведя незримую линию фронта через научные лаборатории и конструкторские бюро. Там шло напряженное «сражение мыслей», рождающее и воплощающее в металл научно-технические идеи.
Из литературных источников, энциклопедий, интернет ресурсов я узнал о многих фактах величайшего вклада российских ученых в дело Победы.
Огромный вклад в советское танкостроение внесли такие конструкторы и ученые, как Ж.Я. Котин, М.Н. Кошкин, А.А. Морозов, Н.Л. Духов и другие. В музее «Прохоровское поле» есть памятная доска с именами конструкторов бронетехники (Приложение 2)
Михаил Ильич Кошкин
Советский конструктор, начальник КБ танкостроения Харьковского завода, создавшего знаменитый танк Т-34. Родился 21 ноября (3 декабря) 1898 года в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии. Михаил Ильич брал на вооружение любую передовую техническую мысль, доводил ее до совершенства, преобразуя в единый механизм, способный ходить по бездорожью и по воде. Создатель советского танка Т-34.
Александр Александрович Морозов
Советский инженер-конструктор в звании генерал-майор, один из создателей танка Т-34. Родился 16 октября 1904 года в г. Бежица. Все годы Великой Отечественной войны — главный конструктор харьковского завода № 183 им. Коминтерна, эвакуированного в октябре 1941 в Нижний Тагил.
Николай Леонидович Духов
Родился в селе Веприк Гадячского уезда Полтавской области. Советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия. Параллельно с инженерно-конструкторской, Николай Леонидович занимался и преподавательской работой. Во время работы в филиале 1 КБ-11 Духов также придавал огромное значение подготовке научных кадров высшей квалификации. Под его руководством разрабатывались тяжёлые танки КВ-1с, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3 и ИС-4. Были изготовлены и не пошедшие в серию образцы — например КВ-13.
Жозеф Яковлевич Котин
Родился 10 марта 1908 года в городе Павлограде, ныне Днепропетровской области Украины. Советский конструктор танков и тракторов, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук. В 1941—1943 годах заместитель наркома танковой промышленности СССР, главный конструктор Челябинского тракторного завода. Возглавлял работы по созданию тяжёлых танков КВ-1, КВ-2, КВ-16, КВ-85, ИС-1. Котин является одним из создателей самого мощного танка 2-й мировой войны — ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой. В период 1943-1944 гг. под руководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.
Усилиями этих учёных были созданы лучшие танки второй мировой войны. Производство танков было поставлено на поток, а ручная сварка заменена автоматической (по методу академика Е.О. Патона). Вместо ковки и литья деталей для танков широко использовалась штамповка и термическая обработка токами высокой частоты. Впервые в мире усилиями советских ученых и инженеров такая сложная деталь, как танковая башня, стала изготавливаться посредством штамповки, что резко ускорило сроки сборки этих грозных машин.
Сколько сил и мужества потребовалось, чтобы в те невероятно короткие сроки, под неусыпным наблюдением И.В. Сталина, в борьбе с противниками идеи чисто гусеничного танка, отстаивать каждое новшество своего детища! Это был коллективный труд людей, объединенных инженерным и организаторским талантом.
2.История создания и основные модификации танков КВ.
Легкие и средние танки успешно совмещали в себе важнейшие свойства боевой машины: маневренность, огневую мощь, хорошее бронирование. Они универсальны: способны действовать самостоятельно и сопровождать пехоту. Тем не менее СССР нужна была машина, вооружение и броня которой могли прикрыть легкие и средние танки при прорыве мощных укреплений противника. Такой вывод был сделан после гражданской войны в Испании, в конфликте с Финляндией широкое применение нашла противотанковая артиллерия. Со всей остротой встал вопрос о необходимости усиления броневой защиты боевых машин и увеличения калибра танковых пушек.
Созданием тяжелых машин в СССР еще до войны занималось КБ Ленинградского Кировского завода, руководимое Жозефом Яковлевичем Котиным. В коллективе были такие специалисты, как Н.Л. Духов, А.С. Ермолаев, Н.Ф. Шамшурин и другие. Весной 1937 года был готов экспериментальный танк Т-46-5 с противоснарядным бронированием. Он весил 28 тонн и нес 60-мм броню, выдерживающую выстрел из 37-мм противотанковой пушки. Вооружение состояло из 45-мм пушки и трех пулеметов. Скорость – 30 км/ч, экипаж – 3 человека. Машина вышла не очень удачной, но при работе над ней конструкторы накопили опыт, а заводы освоили производство толстой брони.
Затем решили вернуться к многобашенной схеме: в 1938 году в СССР начали работу над машинами СМК (приложение 3) и Т-100 с противоснарядным 60-мм бронированием. Работы велись одновременно в КБ Ж.Я. Котина и Н.В. Барыкова на конкурсной основе, так как на вооружение планировалось принять только один образец. Начальником группы проектировщиков танка СМК (Сергей Миронович Киров) назначили А.С. Ермолаева. По его проекту вес танка составлял 55 тонн. Было решено установить на новую машину две башни. При этом башни располагались не строго по продольной оси корпуса: передняя – влево, а задняя – вправо. При этом задняя башня была еще и выше передней - по типу старых крейсеров. Задняя башня имела на вооружении 76,2 мм орудие Л-10 или Л-11 и пулемет ДШК в задней части башни. При этом главная башня вращалась на 360*. Передняя вспомогательная башня имела на вооружении 45-мм орудие 20К и пулемет 7,62 ДТ. Вращалась на 270*. Танк имел по тем временам действительно первоклассную броню, которая не пробивалась в упор пушкой калибром до 50мм. Боекомплект пушек составлял по 113 снарядов на каждую. Экипаж состоял из 7 человек. Но скорость – всего не более 35 км/ч. Был построен 1 экземпляр. Он участвовал в Советско-Финской войне. Но на Карельском перешейке подорвался на финском фугасе.
Конструкторы еще раньше пришли к выводу, что тяжелый танк с мощной броней и усиленным вооружением должен быть однобашенным. Ж.Я. Котин и его коллектив сумели обосновать и отстоять эту точку зрения. В феврале 1939 года началось проектирование на укороченной ходовой части СМК танка КВ, а в сентябре он уже проходил ходовые испытания. 19 декабря Главный военный совет вынес решение принять новый танк на вооружение Красной армии. Войсковые испытания прошли прямо на фронте – шла советско-финская война. В феврале 1940 года несколько КВ впервые участвовали в прорыве финских укреплений. Толстая броня защищала танк даже от снарядов калибра 75мм!
В феврале 1940г. заводы приступили к серийному выпуску КВ-1(приложение 4).
Танк имел вес в 43,5 т; нес орудие 76,2мм Л-11 и 3 пулемета 7,62 ДТ; броня варьировалась от 75 до 95 мм по кругу. Экипаж состоял из 5 человек.
В начале 1941 года КВ-1 получил вместо пушки Л-11 орудие Ф-22 того же калибра. Толщину лобовой брони нарастили до 100 мм, а главное – на танк установили 7-тонную литую башню. Вес машины возрос с 43т до 47,5т. КВ-1 существенно превосходил Т-34 по бронированию, имел то же вооружение, но уступал в скорости и подвижности. Ни одно танковое орудие врага не могло пробить его броню. Так в бою под Войсковицами в августе 1941 года рота из пяти КВ-1 под командованием ст. лейтенанта Зиновия Колобанова уничтожила 43 немецких танка, потеряв только 1 свой. После уничтожения основных сил противника (экипаж Колобанова уничтожил 22 танка, Евдокименко - 5, Дегтяря - 4, Ласточкина - 4 и Сергеева - 8) на танке КВ-1 старшего лейтенанта Колобанова было насчитано 135 отметин от попаданий вражеских снарядов, но ни один из них не смог пробить броню.
В ходе боевых действий выявилось, что нужно увеличить подвижность КВ и усовершенствовать ряд конструктивных элементов. Во второй половине 1942 года танк модернизировали. Новая модель, получившая обозначение КВ-1С (скоростной) (приложение 5) весила 42,5 тонн. Машина уменьшилась в размерах и несла более тонкую броню (60-75мм). Зато скорость возросла до 43 км/ч. При испытании опытного образца танка в ходе войны с Финляндией выяснилось, что 76-мм пушка танка КВ-1 слишком слаба для разрушения вражеских укреплений. Было решено в срочном порядке вооружить новый танк 152-мм гаубицей МЛ-20 в новой башне увеличенного размера. Машине дали название КВ-2 (приложение 6).
Хочу заметить, что в истории танкостроения найдется довольно мало примеров, когда орудие такого калибра удалось установить во вращающейся башне, да еще когда при начальном проектировании на установку подобного вооружения танк не рассчитывался!
Испытывали 4 танка КВ-2 на Карельском перешейке, где они бетонобойными снарядами в упор расстреливали доты «линии Маннергейма». Когда один танк вышел из боя, на его броне оказалось 48 вмятин от бронебойных снарядов, но ни один из них не пробил броню. Естественно, что КВ-2 тут же приняли на вооружение и до второй половины 1941 года серийно производился на Кировском заводе. Вес его составлял 52 тонны, экипаж – 6 человек, скорость 30 км/ч, вооружение – 152-мм гаубица и 2-3 пулемета. Броня – 60-75мм. Всего изготовлено 330 таких машин. С началом великой отечественной войны КВ-2 принял активное участие в боях. Немцы опасались встречи с этим танком. С 500м 152-мм снаряд пробивал любой немецкий танк, состоящий на вооружении вермахта, насквозь. Немецкие танки буквально разрывало на части (приложение 7).
Последняя массовая модификация КВ – модель КВ-85 (приложение 8) – выпускался с осени 1943 года. На данной модели установили литую башню с большей толщиной брони (100 мм). Естественно, вес танка снова увеличился до 46 тонн. Количество членов экипажа сократилось до четырех.
Вооружался танк новаторским орудием калибра 85 мм Д-5Т. Данное орудие было сконструировано на основе 85-мм зенитной пушки 52К. Дополнительное вооружение составило 2 пулемета 7,62 ДТ.
2.Воспоминания Василия Крысова, командира экипажа танка КВ-1.
Какой же запомнилась эта машина тем, кто на ней воевал?
Василий Крысов несколько месяцев был командиром этой машины. Летом 1942 года, после окончания Челябинского танкового училища, он получил назначение в 158-ю отдельную тяжелую танковую бригаду, где был назначен на должность командира танка:
Успешным оказался для КВ-1 бой с немецкими танками: «Командование корпуса, произведя перегруппировку, нацелило нашу бригаду на совхозную ферму, в которой находилась главная танковая группировка противника. А 55-я танковая бригада с пулеметным батальоном начала обходить совхоз с востока. Бой был ожесточенный, но скоротечный. У немцев были средние танки T-III и T-IV, у нас — KB, T-34 и, еще треть, — Т-70, последние своими слабыми 45-мм пушками могли успешно действовать только против пехоты и артиллерии. В нашем направлении быстро приближался танк T-IV.
— Бронебойным! По танку в створе трубы! Прицел постоянный! С короткой остановки! Огонь! — скомандовал одновременно заряжающему, наводчику и водителю.
— Бронебойным готово! — доложил Михаил.
— Дорожка! — выкрикнул Толя и остановил танк.
— Выстрел! — доложил наводчик и нажал на спуск.
Лишь на долю секунды немец-наводчик опередил нас, и его снаряд ударил в лоб нашего танка. Машину тряхнуло, полыхнул пламенем взрыв, яркой вспышкой осветив боевое отделение.
— Смотрите за разрывом нашего снаряда! — скомандовал по ТПУ, чтобы отвлечь экипаж от неприятного ощущения, будто мы горим, а в душе низко кланяясь конструкторам и рабочим Челябинского танкового завода: они экранировали лоб нашего танка до 105 мм, а то бы гореть нам синим огнем! Я чувствовал себя так, будто я на учениях! Пока не врезали первый, второй раз! Но немецкие пушки не пробивали нашу 75-мм броню — и мы использовали это сполна! Экипаж Серова тоже сжег танк. Миша Мардер расправился с бронетранспортером. Тем временем наша пехота дом за домом овладевала совхозным поселком. Затем, уже общей решительной атакой, не давая противнику опомниться, захватили и село Ложки».
Немецкие танкисты продемонстрировали свой традиционно высокий профессионализм. Их наводчик успел выстрелить первым и попал. Только безрезультатно. С танком противника и его лобовой броней немцам сильно не повезло. Интересно, успели ли они это понять?
С лета до зимы провоевать в пекле Сталинградского сражения, сохранив свои машины и экипажи? Многие ли командиры танков могли рассказать о таком успехе? Конечно, воинское умение и везение командиров и их экипажей сыграли в этом свою роль. Но надо учесть и возможности КВ-1, его многократно проверенную защищенность броней в сочетании с более надежной ходовой частью.
Да, было за что командиру КВ-1 Василию Крысову благодарить конструкторов и рабочих, создавших его машину. В 1942 году спешно созданный скоростной вариант «Клима Ворошилова» шансы выжить и победить при грамотном использовании давал …
Танки серии КВ стали стальным щитом Советской армии в 1941-1943х годах. КВ наводили неподдельный ужас на немцев. Недаром фашисты дали ему прозвище «Призрак в броне». Ни один немецкий танк не пробивал КВ вплоть до середины 1942 года. Танки данного типа до 1944 года участвовали во всех крупных операциях. В боях 1941 года под Москвой, в 1942 под Ржевом и Сталинградом, в 1943 в боях на Курской дуге. Некоторые КВ последних серий в победном 45м дошли до Берлина. Танки КВ наравне с Т-34 считаются символом Великой Победы.
4. Проведение урока для учащихся 3-6 классов.
Чтобы узнать, как учащиеся 3-6 классов владеют информацией о Великой Отечественной войне, я составил анкету из 8 вопросов (Приложение 9). В анкетировании принимало участие 11 учащихся. Результаты анкетирования оформил в виде диаграммы.
Вывод: ребята хорошо знают, когда началась Великая Отечественная война и сколько лет она продолжалась, но мало знакомы с военной техникой, не знают инженеров-конструкторов.
Чтобы повысить уровень знаний учащихся 3-6 классов о Великой Отечественной войне и о военной технике я выступил перед ребятами на классном часе. Рассказал им о моей исследовательской работе, о тяжёлых танках КВ и другой военной технике (приложение 10).
III. Заключение.
Со дня Победы прошло более 75 лет. Вторая мировая война оказалась, прежде всего, войной танков, соревнованием моторов, огня и брони, и от того, чья конструкторская мысль оказывалась точнее и глубже, зависел исход многих сражений. За годы войны, в нечеловеческих условиях, наблюдался прогресс теоретической математики. До сих пор нет сводного труда, который бы показал, как много математики дали фронту для победы, как их исследования помогали совершенствовать оружие, которое использовали воины в боях.
Нам никак нельзя забывать о том, что подвиг народа в Великой Отечественной войне не ограничивается только славными делами фронтовиков, что основы победы ковались и в тылу, где руками рабочих и их разумом, руками и разумом инженеров и ученых создавалась и совершенствовалась военная техника. Нельзя нам забывать и того, что по многим параметрам к концу войны наши танки, самолеты, артиллерийские орудия стали совершеннее тех, которые противопоставлял нам враг.
К сожалению, и теперь положение в мире таково, что страны, а вместе с ней и математики и другие учёные, вынуждены уделять внимание разработке проблем обороны. Однако это не самоцель, а вынужденная необходимость. Каждый же из нас мечтает о том времени, когда человечество забудет о войнах и о подготовке к ним.
Таким образом, я считаю, что тема моей работы очень актуальна и в наши дни, особенно для моих сверстников. Во – первых, она лишь чуточку приоткрывает огромнейший вклад советских учёных-техников в историю моей страны, в час приближения Победы. Тяжёлые советские танки КВ были танками прорыва. На их основе в дальнейшем было изобретено много новой броневой техники, которая повысила мощь и силу нашей армии и страны. Моя работа показывает, что от точности расчетов зависели человеческие жизни. Во – вторых, она помогает понять, что изучение математики необходимо, она соприкасается со всеми отраслями науки. И чем бы мы в дальнейшем не занимались, знания математики нам будут нужны.
IV. Литература.
1. Все о танках/ Ю.Ф. Каторин, Н.Л. Волковский, В.О. Шпаковский. – Москва: Издательство АСТ, 2018. – 624 с.: ил.
2. Танки. Иллюстрированная энциклопедия/ Майкл Е. Хаскью; пер. с англ. С.И. Дробязко. - Москва: Издательство АСТ, 2017. – 304 с.: ил.
3. Танки и бронетехника/ В.В. Ликсо, Б.Б. Проказов. - Москва: Издательство АСТ, 2018. – 159,(1) с.: ил.
4. Интернет . Wikipedia
Приложение.
Приложение 1 Выставка военной техники под Воронежем
Приложение 2 Памятная доска с именами конструкторов бронетехники в музее «Прохоровское поле»
Приложение 3 Машина СМК (Сергей Миронович Киров)
Приложение 4 Танк КВ-1
Приложение 5 Танк КВ-1 С
Приложение 6 Танк КВ-2
Приложение 7 Последствия выстрелов танка КВ-2 в бою против немецких танков.
Приложение 8 Танк КВ-85
Приложение 9
Анкета для учащихся:
Когда началась Великая Отечественная война?
Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война?
Сколько лет прошло со дня победы?
Какую военную технику Великой Отечественной войны вы знаете?
Знаете ли вы каких-нибудь инженеров-конструкторов военной техники?
Что такое калибр орудия?
Завод в Нижнем Тагиле в январе 1942 г выпустил 75 танков, а в декабре 1942 – 750 танков. Во сколько раз выросла производительность труда?
Как вы считаете, что такое патриотизм?
Приложение 10 Урок для учащихся 3-6 классов