СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский метод на уроках русского языка и литературы как форма работы с одарёнными детьми.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт применения исследовательского метода на уроках русского языка и литературы в работе с одаренными детьми. В работе даны примеры исследовательских, творческих, познавательных задач.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский метод на уроках русского языка и литературы как форма работы с одарёнными детьми.»

Исследовательский метод на уроках русского языка и литературы как форма работы с одарёнными детьми.

Чертыкова Л.М.

Введение.

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.

Так, лингвист Лев Владимирович Щерба говорил: «О заучивании чего бы то ни было не может быть и речи. Все занятия должны быть сведены к наблюдениям самих учеников под руководством самого учителя над собственным их языком». Самостоятельное наблюдение, за которыми должны последовать выводы, - это и есть исследование.

По сравнению с традиционным обучением, направленным на сообщение, а затем на воспроизведение учебного материала, исследовательский метод кажется революционным. Его достоинство состоит в том, что он развивает мышление, даёт возможность самостоятельного поиска и даёт радость открытия.

Обоснование.

Психолого-педагогическое анкетирование, которое проводились в МБОУ «СОШ №20», показало, что интерес к обучению у школьников падает, и главные причины этого – перегрузка памяти, сухое, неэмоциональное воспроизведение информации, отрицательные эмоции (страх перед оценками и учителем), однообразие уроков.

Как преодолеть эти факторы?

Есть два пути:

  1. работать над содержанием учебного материала, сделать его более интересным, занимательным;

  2. организовать учебный процесс так, чтобы он давал удовлетворение от творческой и самостоятельной учебной деятельности, формировал внутренние побуждения к учению, вызывал радостные переживания от овладения знаниями.

В духе исследовательского метода педагоги разрабатывают методики, приёмы, задания, позволяющие активизировать познавательный процесс на уроке.

Познавательная задача.


Пример 1

«Название нос получили мыс и передняя часть судна. Есть носик у чайника. Носок – так называем мы теперь короткий чулок. Но ещё сохранилось выражение – подняться на носки. Когда-то слово носок означало передний конец обуви или чулка. Как объяснить эти факты?»

Решение (ответ шестиклассницы): «Во всех приведённых примерах слово нос обозначает переднюю или выступающую часть различных предметов. Подняться на носки – это значит встать на переднюю часть ноги, на пальцы. Нос судна- это передняя часть».

Исследовательский метод, воплощённый в познавательных задачах по русскому языку, позволяет привнести в урок (или домашнее задание) самостоятельность, активизировать познавательный процесс.

Чрезвычайно популярен сейчас урок-исследование, который очень эффективен при повторении, обобщении, комплексной работе с текстом. Учитель подбират материал для наблюдения, планирует отдельные этапы работы.

Урок-исследование

Пример 2

Урок-исследование в 6 классе: «Размышление над черновиком А. Пушкина». На уроке предлагается сравнить черновик и окончательный вариант стихотворения «Зимнее утро». На первом этапе «исследуются устаревшие слова» (дети выписывают их из текста, толкуют сначала самостоятельно, а потом проверяют толкование по словарю). На втором – ученики выписывают словосочетания, отражающие чувства и мысли, душевное состояние, сравнивают первый и окончательный варианты стихотворения. На третьем – ищут ключевые слова, на основе которых формулируют идею поэтического текста.1

Проблемные задачи предлагаются для внеклассной работы по русскому языку и – шире- лингвистике на олимпиадах. Особый жанр проблемных задач – самодостаточные лингвистические задачи. Их необходимо решать, используя логические операции на материале незнакомых языков. Условие такой задачи содержит всё необходимое для решения и поэтому не требует от решающего специальных знаний. Приведём пример такой задачи.2

Пример 3

Даны венгерские существительные и все их переводы на русский язык (в перепутанном порядке):

nyirfa, korte, almark, kortefa, nyirfa, alma, almafa; берёза, груша, яблоня, яблоко, берёзы, яблоки.

Установите правильные переводы. Объясните своё решение. Примечание: ц – особый звук венгерского языка; знак «i» обозначает долготу гласного.

Ответ

В условии русских слов на одно меньше, чем венгерских, но, поскольку сказано, что даны все переводы венгерских слов, остаётся предположить, что какое-то из русских слов имеет два значения. Это слово груша (дерево и плод). Очевидно, в венгерском языке этим двум значениям соответствуют разные слова.

В венгерских словах выделяются показатели –ka и –fa. Представим эти слова в таблице, упорядочив их по корням и формальным показателям:

alma kцrte

alma-k

alma- fa kцrte-fa nyirfa

nyir-fa-k

В русских словах выделяются значения «дерево», «плод», а также значения единственного / множественного числа. Это можно представить в таблице:

яблоко груша (плод)

яблоки

яблоня груша (дерево) берёза

берёзы

Значение единственного числа и плода в венгерском языке имеет нулевое выражение, значение множественного числа передаётся показателем –k ( с удлинением предшествующей гласной основы), дерева – fa.

Итак: nyirfa – берёза, korte – груша (плод), almak – яблоки, kortefa – груша (дерево), nyirfak – берёзы, alma- яблоко, almafa – яблоня.

Задания творческого характера занимательны, содержат вопрос, ответ на который требует понимания системного языкового явления.

Пример 4

Отгадайте, о чём идёт речь. Какие языковые явления лежат в основе этой задачи-шутки?

- Она чёрная?

- Нет, красная.

- А почему она белая?

- Потому что зелёная.

Ответ

Диалог ведётся о смородине (которая бывает красной и чёрной). В основе шутки лежат два языковых явления:

а) эллипсис, т.е. опущение части высказывания (ср. полный вариант вопроса: Это у вас чёрная смородина?);

б) перенос значения: слово зелёный в данном контексте употреблено в значении «незрелый».

Большую степень свободы по сравнению с вышеперечисленными типами заданий предусматривают задания исследовательского характера. Проблема, цель и задачи работы ставятся учителем, а подобрать материал должны ученики самостоятельно. Подобные задания можно использовать на уроках русского языка или на предварительном этапе занятий учебно-исследовательской работой. Они помогут ученику почувствовать вкус к исследованию, а учителю- обнаружить учеников, готовых к такой работе.

Исследовательское задание

Пример 5

Задание к уроку по теме «Жаргон»: составьте список слов из профессиональных жаргонов, разделив их на группы соответственно профессиям. Для выполнения этого задания проведите опрос родителей, знакомых и узнайте у них, какие жаргонизмы принято использовать в их профессии.

Задания, подобные этому, можно дать и в качестве домашнего задания к уроку русского языка. Обсуждение его органично впишется в урок.

Результаты использования на уроках русского языка и литературы исследовательского метода:


Учебный год

Олимпиадное движение

Результат

2010 / 2011

Межвозрастная олимпиада русский язык 5 класс

1 место

2011 / 2012

Общероссийский конкурс «Русский медвежонок»

Возросло количество участников по сравнению с 2010/2011 учебным годом на 10 человек

2010 / 2011

Городская научно-практическая конференция по литературе.

3 место


Перспективы использования исследовательского метода на уроках русского языка и литературы с целью развития природного таланта, самореализации и самопознания способных и явно одарённых детей.

1.Разработать программу факультатива (элективного курса) по русскому языку / литературе для организации учебно-исследовательской работы по русскому языку.

2.Продолжить создание банка исследовательских задач по русскому языку по всем разделам лингвистики.


Литература

1. Клименко В.В. Как воспитать вундеркиндов.//СПб., «Кристалл», 1996.

2. Напольнова Т.В. Познавательные задачи в обучении русскому языку…// Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. М.: Педагогика,1972 с. 175.

3. Пересветова Е.В. Размышления над черновиком А.Пушкина. Урок-исследование // Русский язык в школе, № 3 / 2004, с. 57-59

4. Плунгян А.В. Лингвистические задачи турнира им М.В.Ломоносова с решениями (1994-1999)».-М., 1999.







1 Пересветова Е.В. Размышления над черновиком А.Пушкина. Урок-исследование // Русский язык в школе, № 3 / 2004, с. 57-59

2 А.В.Плунгян «Лингвистические задачи турнира им. М.В.Ломоносова с решениями (1994-1999)/ Ред.-сост. Е.В.Муравенко. М., 1999