муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13"
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
"Окислительно-восстановительные реакции(ОВР) в природе и жизни человека"
Выполнил: ученик 9 А класса
Чаплыгин Владимир
Руководитель:Котенко Ольга Викторовна
Курск-2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1. Основная часть.
1.1 Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). Основные понятия и определения.
1.2 Основные правила расчета степени окисления.
1.3 Окислители и восстановители
2. Практическая часть
2.1 Эксперименты
Заключение
Список используемых источников(литературы)
Приложения
Введение
Химия – наука, тесно связанная с вещественным миром знакомство с химией как с наукой начинается со школы. Как-никак в школе зарождается интерес к данной науке , именно в школе дети учатся писать химические формулы и уравнения реакций и изучать каков их мир.
Химические реакции - процессы, в следствии которых из одних веществ возникают другие, отличающиеся от них по составу и строению. Классификация химических реакций сложная, в её принцип могут быть положены разные признаки.
Окислительно-восстановительные процессы наиболее распространенные химические реакции и имеют огромное значение в химии. Окисление-восстановление - один из важнейших процессов природы и жизни человека. С этими реакциями связана жизнь любого живого существа: процессы обмена веществ в организме, фотосинтез, гниение и брожение.
По изменению степеней окисления химических элементов, образующих вещества, отличают окислительно-восстановительные реакции, и реакции протекающие без изменения степеней окисления химических элементов.
План:
Подготовительный этап: выбор темы, определение цели, задач, гипотезы проекта, поиск информации.
Основной этап: анализ собранной информации.
Заключительный этап: редактирование, окончательное оформление проекта, создание презентации, выводы.
Актуальность темы: Окислительно-восстановительные реакции самые распространенные и представляют большую функцию в природе. Они являются основной жизнью на земле, так как с ними связан фотосинтез, гниение, брожение и многое другое.
Проблема: Вероятнее всего проблема проекта в том, что окислительно-восстановительные реакции очень распространены и будет легко сделать практическую часть.
Цель: Сформировать представление о понятии ОВР и установить то как они проходят в природе и жизни человека.
Гипотеза: Предполагаю, то что окислительно-восстановительные реакции очень частые в нашей жизни и их можно сделать подручно.
Задачи проекта:
1. Рассказать об основных понятиях и определениях про ОВР
2. Сформулировать правила расчета степени окисления
3. Рассказать кто относится к окислителям , а кто к восстановителям.
4. Перейти к практической части и доказать данные факторы на основе природы и жизни человека.
Объект исследования: Окислительно-восстановительные реакции.
Предмет исследования: Понятия и определения о ОВР, правила расчета степени окисления, окислители и восстановители.
Методы исследования:
1.1 Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). Основные понятия и определения
Окислительно-восстановительные процессы наиболее распространенные химические реакции и имеют огромное значение в химии. Поэтому сейчас я поясню что это.
Окислительно-восстановительные реакции – это реакции, в результате которых изменяются степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ вследствие переноса электрона между ними.
Степень окисления – число условно отданных или принятых электронов.
Химические вещества можно разделить на окислители, восстановители.
Окислители — это частицы , которые принимают электроны в ходе химической реакции. При этом степень окисления окислителя понижается. Окислители при этом восстанавливаются.
Восстановители — это частицы , которые отдают электроны в ходе химической реакции. При этом степень окисления восстановителя повышается. Восстановители при этом окисляются.
Итак мы разобрались с основными понятиями о ОВР. Сейчас мы поговорим подробно о том как рассчитывать степень окисления. Основные правила и закономерности и позже плавно перейдем к окислителям и восстановителям.
1.2 Основные правила расчета степени окисления.
Сумма степеней окисления атомов в молекуле равна нулю , а в ионе - заряду иона. Это правило поможет получить уравнение и посчитать степень окисления химического элемента в соединении. Ещё больше могут облегчить расчеты другие закономерности такие как:
У водорода в большинстве соединений степень окисления равна +1,но в соединении с металлами она равна -1
У кислорода степень окисления в органических соединениях всегда -2.
У неметаллов в соединениях с водородом и металлами окислительное число всегда отрицательное
У металлов степень окисления всегда положительная
Также есть другие химические элементы, которые во всех соединениях отдают или принимают одинаковое количество электронов, поэтому их степень окисления — неизменная величина.
Li,Na,Fr,K,Ag | +1 |
Be,Mg,Zn,Ca,Ba | +2 |
Al,B | +3 |
1.3 Окислители и восстановители
К окислителям относят:
Нейтральные молекулы: F2,Cl2,Br2,O2,O3,S
Положительные заряженные ионы металлов и водорода:H+ ,Cr+3 , Fe3+ , Cu2+ , Ag+)
Сложные молекулы и ионы, содержащие атомы металла в высшей степени окисления.(CuO,Ag2O,Mn2O,CrO3,KMnO4 и т. п.)
К восстановителям относят:
Простые вещества - металлы(наиболее сильные восстановители из них - щелочные и щелочноземельные)
Некоторые простые вещества - неметаллы (например ,водород и углерод)
Многие органические соединения(углеводороды, спирты, глюкоза, муравьиная и щавелевая кислота)
Сложные вещества, в составе которых есть атомы или ионы неметаллов с отрицательной степенью окисления.(H2S,K2S и тп)
2. Практическая часть
2.1 Эксперименты
Эксперимент №1
Я проводил реакцию взаимодействия глицерина и перманганата калия. В крышку я насыпал чайную ложку перманганата калия , затем взял емкость с 50 мл глицерина и капнул несколько капель. Примерно через одну минуту смесь воспламеняется, при этом происходит вспышка фиолетового цвета, горение сопровождается разбросом раскаленных частиц продуктов реакции. В ходе реакции образуется карбонат калия, оксид марганца(4), вода и углекислый газ.
4КМnО4 + 3С3Н5(ОН)3 = 7K2CO3 + 14MnO2 + 12H2O + 2CO2
14Mn+7– +42ē – 14Mn+4 1 процесс восстановления, Mn – окислитель
42
9С-2/3– -42ē –9С+4 1 процесс окисления, С – восстановитель
Эксперимент №2
Я проводил реакцию перманганата калия с пероксидом водорода. Реакция довольно бурная, при ней выделяется много кислорода и появляется вода на дне. Наличие кислорода я проверил с помощью листа бумаги который поджог. Так как кислород питает огонь и поддерживает горение, то лист воспламенялся еще больше. Так же во время реакции образуется оксид марганца(IV) , гидроксид калия.
3H2O2 + 2KMnO4 → 3O2 + 2MnO2 + 2KOH + 2H2O
2Mn+7– +6ē – 2Mn+4 1 процесс восстановления Mn – окислитель
6
6O-1– -6ē – 6O0 1 процесс окисление O – восстановитель
Вывод: Благодаря проведенным экспериментам я доказал свою гипотезу, так как используя практически любые подручные средства можно сделать окислительно-восстановительную реакцию, следовательно эти реакции очень частые.
Заключение
В ходе проведенной исследовательской работы была изучена литература, посвященная данной теме, проведены эксперименты по изучению наличия окислительно-восстановительных реакций.
На основании проведенных исследований можно сделать следующий вывод: Окислительно-восстановительные процессы наиболее распространенные химические реакции и имеют огромное значение в химии. Окисление-восстановление - один из важнейших процессов природы и жизни человека. Гипотеза, предложенная мной, в самом начале моей работы, подтвердилась.
Важнейшие химические реакции(ОВР) очень распространены и их можно сделать подручно.
Список литературы
1. Морозов,Болтанин,Карпина Окислительно-восстановительные процессы
2. https://obuchalka.org/20200425120682/okislitelno-vosstanovitelnie-reakcii-v-neorganicheskoi-i-organicheskoi-himii-dityateva-o-a-2017.html
3. Друдцова Д. Д., Бестаева Л.Б. Окислительно-восстановительные реакции
4. https://ru.wikipedia.org