Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 21» г. Балашиха
Исследовательская проектная работа
Что полезнее школьнику:
молоко или вода?
| Выполнил: ____________ Ученица 3 «Д» класса МБОУ «Школа №21» г.Балашиха Туманова Мария |
Г. О. Балашиха
2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. стр.1
Глава 1. Молоко и вода – жизненно важные вещества для организма человека.
Состав молока и воды.
Польза молока и воды в жизни человека. стр.2
Цвет молока и воды.
Сопоставление важности двух составляющих стр.3
Практическая часть. стр.4
3.1
3.2
Заключение. Выводы стр.7
Литература стр. 8
. Приложение.
Введение
Откуда берётся молоко, дети знают с садика. И как оно попадает на прилавки магазина, это тоже знают. А вот почему мы часто желаем попить просто воду, вопреки требованиям наших мам употреблять в наш рацион питания именно молоко? Этот вопрос меня очень заинтересовал, и я решил разобраться, что же рекомендуется школьнику чаще всего, и что полезнее молоко или вода? Многие знают, что молоко – очень полезный продукт. Не зря все млекопитающие животные выкармливают своих детёнышей молоком. Следовательно, оно очень питательно и легко усваивается. В молоке содержатся белки, жиры и углеводы. Люди употребляют в пищу в основном молоко коров. Но молоко могут пить далеко не все, как в нашем классе. Особенно у кого аллергия на молочное. У некоторых людей в организме отсутствует специальный ген, отвечающий за усвоение лактозы, которая содержится в составе любого молока. Если такой человек выпьет молоко, то ему станет плохо, начнет тошнить, заболит живот, будет кружиться голова.
Объекты исследования: молоко и вода.
Предмет исследования: состав и польза молока и воды.
Цель работы:
Выяснить, что полезнее школьнику: вода или молоко?
Задачи:
Изучить состав молока и воды.
Раскрыть пользу молока и воды.
Гипотеза:
Предполагаю, что вода полезнее молока.
Методы работы:
Работа с научно-популярной, энциклопедической и справочной литературой.
Проведение опытов, наблюдение
Анкетирование.
Анализ информации и результатов
Практическая работа: изготовить «молочный камень».
1
Глава 1. Молоко и вода – жизненно важные вещества для организма человека.
Состав молока и его польза.
Практически все продукты питания обладают полезными свойствами, хотя бы потому, что насыщает организм человека питательными веществами. Они преобразуются в необходимые элементы, позволяющие человеку двигаться и думать, то есть дают энергию для жизни, такими продуктами являются молоко. Молоко – это питательная жидкость, которую вырабатывают молочные железы млекопитающих. Его основная функция с давних времен – вскармливание детенышей, в том числе человеческих. В раннем возрасте малыши не способны переваривать твердую пищу, поэтому молоко является единственным веществом, которое способен усваивать их
Молоко – очень полезный и ценный пищевой продукт. Из чего же состоит молоко? Считается, в его составе кроме воды находятся белки, жиры, углеводы, более 50 макро и микроэлементов, обеспечивающих полезность, а так же витамины, кальций, кислоты. Йод, железо и соли входящие в состав молока способны корректировать заболевания щитовидной железы, заболеваний крови и костно-мышечной системы. Молоко необходимо включать в рацион питания в каждой семье. Стакан молока частично компенсирует пропущенный нами завтрак. Самым важным элементом молока является кальций. Он обеспечивает легкую усвояемость продукта и способствует укреплению скелетных костей. Правда, не все дети любят молоко. Из молока получают много полезных продуктов питания: кефир, простоквашу, творог, сливки, сливочное масло, сыр, йогурт. Поэтому врачи советуют им употреблять молочные продукты. В любых молочных продуктах присутствуют тот же самый магний, натрий, хлор, калий, фосфор, йод, цинк. Ученые пришли к выводу, что любители молочного довольно редко страдают заболеваниями сердца, в отличие от тех, кто такие продукты не жалует. А каково было моё удивление, когда я узнал, что в одном стакане молока содержится столько необходимого нам кальция, сколько его в 7 сардинах или в 3-х стаканах арахиса, или в 4-х стаканах черной фасоли.
Его употребление даёт детям правильную осанку, красивые зубы, волосы, ресницы, ногти. Благодаря употреблению молока уменьшается риск заболеть диабетом, рахитом и другими неприятными заболеваниями. Молоко помогает иметь крепкие нервы и хороший иммунитет. Если девочки хотят иметь красивую кожу, длинные волосы и ресницы, красивые ногти и белоснежные зубы, то они будут пить молоко каждый день. Если мальчики хотят иметь крепкие мышцы, ровные зубы, крепкие кости, хорошие мышцы, то и они будут пить молоко каждый день.
Состав воды и её польза.
Вода. На протяжении всей своей жизни человек ежедневно имеет дело с водой. Он использует ее для питья и пищи, для умывания, летом – для отдыха, зимой – для отопления. Для человека вода является более ценным природным богатством, чем уголь, нефть, газ, железо, потому что она незаменима. С химико-биологической точки зрения вода – это универсальный растворитель, способный «поглотить» огромное количество самых разных веществ. Это среда, в которой протекают биохимические реакции. Собственно, они и лежат в основе важного процесса, называемого жизнью. Она является транспортным средством для всех необходимых микроэлементов, витаминов и питательных веществ, она же и выводит все, что может навредить нашему здоровью и состоянию кожи. Ежедневно взрослый человек с пищей получает в среднем полтора-два литра воды. Примерно столько же воды выделяют в сутки почки, легкие и кожа. Совсем небольшая часть воды образуется в организме вследствие биохимических реакций. Организму нужна вода – её ничто не заменит. Кофе, чай, газированная вода, даже молоко и соки – это совсем не то, что простая очищенная вода.
Ребенок хочет водички? Зачем же пить просто воду? Пусть малыш выпьет лучше сока или молока, полезнее, чем «пустая вода»… Так думают почти все родители. Но зря… Я узнал, что организм ребенка на 70–90 % состоит из воды. Наверное, не будет удивительным и то, что потеря организмом маленького количества жидкости уменьшает работоспособность на 20 %. А потеря 3 % уже грозит тепловым ударом. Причем это возможно не только в жаркую погоду, но и когда ребенок одет слишком тепло и находится в закрытом помещении или в теплом транспорте.
Среди всех органов мозг имеет самое важное значение. Для правильного функционирования ему необходимо много воды. Именно мозг контролирует механизм поступления воды к различным органам. Когда наблюдается острая нехватка жидкости в организме, мозг принимает политику дефицита и распределяет воду таким образом, чтобы ее получали только те органы, от которых в данный момент зависит выживание человека. Остальные же органы получают минимум воды или не получают ее вообще. Из этого следует, что органы, не играющие жизненно важную роль, например мышцы и суставы, не получают необходимого количества воды. В результате недостатка воды в нескольких органах развивается хроническое обезвоживание других органов, которые уже не могут полноценно функционировать.
Из энциклопедии я узнал, что мы, дети, не всегда сразу ощущаем жажду при потере жидкости. Ребенок может чувствовать усталость, вялость, у него может кружиться голова, возникает тошнота. А если школьник недополучает нужного объема жидкости долгое время, могут развиться хронические недуги: болезни почек, системы пищеварения, вегето-сосудистые расстройства.
Обезвоживание сказывается и на успехах в учебе. При потере чувствительного объема воды повышается температура тела, в том числе и головного мозга. От этого теряется концентрация внимания, ухудшается краткосрочная память, возникают рассеянность и нервозность. Такие дети часто неусидчивы, несобранные. А всего-то и надо порой, чтобы ребенок вовремя попил.
Признаки сильного обезвоживания: пересохший рот и губы, сонливость, вялость, редко ходит в туалет, запавшие глаза. В нашем классе есть мальчик с такими признаками. Я спросил у него, пьёшь ли ты воду дома и в классе? Он ответил, я забываю. А дома не всегда в кувшине есть питьевая вода.
Тело растущего ребенка постоянно нуждается в простой воде и требует её; в противном случае рост будет просто невозможен. Дефицит потребления питьевой воды тормозит синтез протеинов, необходимый для оптимального создания и поддержки новых тканей.
Откуда берется вода в наши квартиры, мы знаем по учебникам
окружающего мира. А вот какой состав обычной воды:
Состав воды:
На прилавках магазинов молоко продается в разной упаковке. Что лучше выбрать, прозрачную пластиковую бутылку или картонную упаковку? В прозрачной таре молоко не защищено от попадания света, а свет способствует разрушению содержащихся в молоке витаминов. Так что, лучше выбирать напиток в картонной непрозрачной упаковке.
1.3 Почему молоко белое, а вода бесцветная?
Некоторые ученики приносили в школу воду каждый в своей бутылочке в рюкзаке ежедневно. Они утверждают, что не стыдно было. А вот если молоко принести, цвет сразу выдаёт нас, и одноклассники будут смеяться в этом случае. Вот если бы оно было не белое, такое же бесцветное, то может и носили любители молоко в школу, ведь в школе не бывает его в столовой как питье в стакане. Нас заинтересовал и этот факт: почему молоко белое, а вода бесцветная? Молоко у любого млекопитающего, обитающего на Земле белое. Его вкус, состав и свойства у разных животных различается, но вот цвет всегда один и тот же. Но что же все-таки делает молоко белым? За его цвет отвечает сложный белок под названием казеин. В коровьем молоке его количество достигает 87 % от всех белков. Вещество находится в продукте в виде кальциевой соли и содержит в своем составе буквально все аминокислоты, которые необходимы человеку для его жизнедеятельности. Что интересно, из 20 этих аминокислот 8 не вырабатываются человеческим организмом, поэтому в обязательном порядке должны поступать в кровь через пищу. Находясь в молоке, казеин создает в нем шарообразные частички, так называемые мицеллы. Они настолько легкие и маленькие, что не выпадают в осадок, а плавают в жидкости и придают ей белый цвет.
Если казеин выделить из молока и подвергнуть просушке, то в итоге получиться порошок белого цвета, не имеющий ни вкуса, ни запаха. Благодаря своему молочному оттенку казеин даже используют для приготовления казеиновой краски, которой рисуют по дереву, холсту или бумаге.
Цвет молока - белый
В то время, как другие жидкости имеют какой-либо определенный цвет, почему вода прозрачная и совсем бесцветная? Этот вопрос интересует не только многих детей, но даже и взрослых, ведь они тоже не все могут знать. В двух словах на этот вопрос ответить невозможно, нужно сначала разобраться в том, из чего собственно состоит вода. Основные составляющие воды - это кислород и водород. Эти два элемента являются газами. Они не имеют цвета и потому невидимы человеческому глазу. Присутствие в составе воды этих бесцветных газов и является главной причиной ее прозрачности.
2
О пользе воды в нашем организме.
В организме человека вода:
увлажняет кислород для дыхания;
регулирует температуру тела;
помогает организму усваивать питательные вещества;
защищает жизненно важные органы;
смазывает суставы;
помогает преобразовать пищу в энергию;
участвует в обмене веществ;
выводит различные отходы из организма.
Самое главное, какие процессы вода регулирует в нашем организме. А вот и многообразие этих процессов:
Вода улучшает мозговую активность. Поскольку мозг практически полностью состоит из воды, то любое её поступление внутрь организма благотворно влияет на ясность ума школьника.
Успокаивает нервную систему. Выпивая свою дневную норму воды, вы сможете оставаться бодрым и спокойным на протяжении даже утомительного рабочего дня.
Нормализирует работу пищеварительной системы. Ведь именно вода способствует налаживанию обмена веществ, что ведет к нормализации веса.
Выводит токсины из организма. Ядовитые вещества выходят из человеческого организма при мочеиспускании, потоотделении и даже дыхании. Для нормализации всех этих процессов нужно пить достаточное количество воды.
Очищает и омолаживает кожу. Удивительно, но вода может разглаживать мимические морщинки.
Повышает иммунитет. Ежедневно употребляя воду в достаточном количестве, мы имеем все шансы оставаться здоровыми круглый год.
Остужает организм. При выделении пота из организма также уходят ненужное тепло и вода. Поэтому в летнюю жару, после прогулки или после физкультуры нам особенно часто хочется пить.
3
Практическая часть.
Опыт 1. Определение жира в молоке.
Нанесли несколько капель молока на фильтровальную бумагу, когда молоко подсохло, на фильтровальной бумаге появилось жирное пятно. (Приложение 1).
Опыт 2. Определение белка в молоке.
Налили в стаканчик немного молока и добавили раствор медного купороса (химическое вещество голубого цвета) и немного раствора щёлочи, при этом появилась фиолетовая окраска. Это указывает на то, что в молоке содержатся белки. Основной белок – казеин. Именно из казеина образуется творог.
Когда молоко скисает, получается простокваша. Если её нагреть, то выпадет осадок белка. Именно так готовят творог. (Приложение 2)
Опыт 3.Определение казеина в молоке.
Налили в стаканчик молоко и добавили 1 столовую ложку уксусной кислоты. Молоко сразу свернулось в белые хлопья. Так получился творог –или молочный белок казеин.(Приложение 3)
Опыт 4. Получение молочной сыворотки и нахождение в ней белка.
Если свернувшееся молоко откинуть на сито, то кроме творога можно получить молочную сыворотку. В ней тоже содержится белок. Это определили с помощью раствора медного купороса и щёлочи.
(Приложение 4)
Опыт 5. Определение лактозы в молочной сыворотке.
Углевод молока называется лактоза. Но в отличие от глюкозы или сахарозы (пищевого сахара), лактоза почти не имеет сладкого вкуса.
Налил немного сыворотки в чашку и выпарил жидкость на огне. Жидкость испарилась, сыворотка стала обугливаться, и появился сладкий запах жжёного сахара. Так определили, что в молочной сыворотке содержатся углеводы (сахар). (Приложение 5)
Также я провёл ещё один интересный эксперимент – превратил молоко в камень. Стакан тёплого молока смешали с одной столовой ложкой уксусной кислоты и тщательно перемешали полученную смесь. Затем отделили створожившееся молоко от сыворотки с помощью сита. Твёрдый осадок выложили в форму и поставили в холодильник. Спустя 48 часов твёрдая масса превратилась в настоящий камень. Теперь её невозможно мять, она приняла окончательную форму. Полученный молочный камень можно разбить или раскрошить с помощью молотка. Что произошло с молоком? Получился казеин – молочный белок. По своей структуре он напоминает пластмассу. Именно поэтому, застывая превращается в твёрдое вещество, в начале 20 века его использовали для производства пуговиц, ручек для столовых приборов и расчёсок – всего того, что делают из пластмассы.
4
А также я провела опрос среди своих одноклассников.
Вопросы анкеты:
1.Что полезного есть в молоке? (Приложение 6)
Ответы:
- кальций – 10;
- укрепляет иммунитет – 9;
- содержит витамины – 5;
- содержит белок – 4.
2. Чем полезна человеку вода? (Приложение 7)
Ответы:
- без воды нет жизни – 17;
- полезна для организма – 9;
- очищает организм – 2.
3. Что ты выберешь: стакан молока или стакан воды? (Приложение 8)
- стакан воды – 14;
- стакан молока – 14.
Потом я выяснила, сколько человек пьёт молоко:
- любят молоко -14 человек - не употребляют вообще- 4 человека - употребляют иногда -10 человек
III Заключение. Выводы.
Изучив научную литературу и проведя исследования, я убедилась, что молоко и вода являются наилучшими веществами, способным укреплять состояние здоровья детей.. Но больше всего времени мы проводим в школе. Мне стало известно, что подавляющая масса тела человека состоит из воды, а вот о том, что организм сам эту воду вырабатывать не может, что постоянно её теряет – мы не задумываемся. Чем полезна вода? Она – источник здоровья организма. И в молоке она содержится.
О вкусах не спорят, ведь главное - польза. Полезные качества воды заключаются не в её составе, а в том, какие процессы она регулирует в нашем организме. А вот и многообразие этих процессов:
Вода улучшает мозговую активность. Поскольку мозг практически полностью состоит из воды, то любое её поступление внутрь организма благотворно влияет на ясность ума школьника.
Успокаивает нервную систему. Выпивая свою дневную норму воды, вы сможете оставаться бодрым и спокойным на протяжении даже утомительного рабочего дня.
Нормализирует работу пищеварительной системы. Ведь именно вода способствует налаживанию обмена веществ, что ведет к нормализации веса.
Выводит токсины из организма. Ядовитые вещества выходят из человеческого организма при мочеиспускании, потоотделении и даже дыхании. Для нормализации всех этих процессов нужно пить достаточное количество воды.
Очищает и омолаживает кожу. Удивительно, но вода может разглаживать мимические морщинки.
Повышает иммунитет. Ежедневно употребляя воду в достаточном количестве, мы имеем все шансы оставаться здоровыми круглый год.
Остужает организм. При выделении пота из организма также уходят ненужное тепло и вода. Поэтому в летнюю жару, после прогулки или после физкультуры нам особенно часто хочется пить.
Я узнала, что вода растворяет полезные вещества, поступающие вместе с пищей в организм, и поставляет их ко всем клеткам и тканям тела человека. Вместе с водой наш организм получает необходимые минеральные элементы (магний, кальций, железо, йод, фтор). С помощью воды наш организм избавляется от продуктов обмена. Обмен веществ и все важные биологические процессы происходят также с помощью воды. Температура тела регулируется благодаря водному обмену.
Так вот с помощью воды мы готовим себе пищу: супы, каши, варим компоты. Каждый день взрослому человеку необходимо выпивать 2 – 2,5 л воды, для поддержания здоровья , нормальной температуры тела, хорошей усвояемости пищи.
Выводы:
изучив состав молока, пришли к выводу, что молоко по своему составу может считаться пищей; молоко необходимый продукт питания. Всё-таки молоко - не питье, а еда.
В ежедневный рацион нужно включать молочные продукты, не обязательно само молоко пить, можно пить простоквашу, кефир, йогурты; есть творог, сметану, масло.
А воду пить нужно как можно чаще, особенно в школе. Температура тела регулируется благодаря водному обмену. Вода растворяет полезные вещества, поступающие вместе с пищей во время завтрака и обеда в организм, и поставляет их ко всем клеткам и тканям тела школьника. Мы чувствуем себя в школе комфортно!
В школьной столовой и дома с помощью воды готовят для нас: супы, каши , соки, варят кисели, компоты- другой источник поступления воды в наш организм.
На прилавках магазинов молоко продается в разных производителей. Какое лучше выбрать для школьника? Конечно в картонной упаковке и с маленьким сроком хранения - ведь желательно детям пить живое молоко, а не разведенное из сухого молока.
Вода — это не только самое распространенное вещество на планете и самое доступное. Один из ее отличительных признаков: она находится вне конкуренции с любыми другими веществами в плане полезности для организма. Быстро думать, хорошо запоминать, легко находить решения – все это необходимо всем без исключения школьникам для успешной учебы. В этом конечно вода способна помочь!
И самая полезная вода - это бутылированная, т.к. она живая и привезённая из артезианских скважин. В такой пресной воде имеются все необходимые организму микроэлементы: калий, натрий, магний, а также растворимые газы: кислород, азот. В кипячёной воде они отсутствуют, превращая её в мёртвую. Такой водой не поливаются цветы, не наполняются аквариумы для рыб. Водопроводную воду пить из-под крана не следует.
Моя гипотеза подтвердилась, школьнику полезнее пить воду, чем молоко.
-
6
Литература:
«Большая книга научных опытов для школьников» С.В. Болушевский, В.Г.Зарапин, М.А. Яковлева, М.: Эксмо, 2014
Бытовые опыты с молоком на кухне, или сам себе химик. (http://www.moloko.cc/view_news.php?id=1034)
Зачем пить воду? (http://www.novogor.perm.ru)
Значение воды для человека (http://www.istok-penza.ru/)
Молоко. Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Молоко)
Непереносимость лактозы. Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Непереносимость_лактозы)
Почему молоко белое? (http://wexplain.ru/pochemu-moloko-beloe)
7
Приложение.
Приложение 1 (опыт1). «Определение жира в молоке».
Приложение 2 (опыт 2). «Определение белка в молоке»
Приложение 3 (опыт3). «Определение казеина в молоке»
8
Приложение 4 (опыт 4). «Получение молочной сыворотки и нахождение в ней белка».
Приложение 5 (опыт 5). «Определение лактозы в молочной сыворотке».
9
Приложение 6(диаграмма 1).
Приложение 7 (диаграмма 2).
Приложение 8 (диаграмма 3).
Приложение 9 (Частота потребления молока)
Данная работа доказывает пользу молока для организма человека.
9