МКОУ «Торбеевская основная школа имени А.И.Данилова»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ученицы 6 класса
Смирновой Анны
Руководитель: Жарикова Л.С., учитель
математики
Содержание
Введение …………………………………………………………3
Что такое опрос общественного мнения и как диаграммы помогают думать ……………………………………………….4
II.1. Опрос общественного мнения…………………………………….…4
II.2. Наглядное представление информации. Диаграммы………….…..6
II.3. Практическая часть……………………………………………….….8
II.3а. Исследование №1.«Любимое блюдо в школьной столовой»..8
II.3б. Исследование №2«Мобильный телефон»…………………....9
II.3в. Исследование №3«Ваше отношение к сквернословию» …..10
Заключение …………………………………………………..14
Источники ……………………………………………………15
Приложение ……………………………………………………16
Введение
Этот год был годом выборов. По телевидению очень часто показывали столбики-диаграммы с процентами прогнозов.
Что такое проценты, я знаю. Мы их изучали и в 5 и в 6 классах. А вот столбчатые диаграммы мне были незнакомы. Но в марте на уроках математики мы изучали эти диаграммы, мы строили их и в тетрадях, и на компьютере. Учитель сказал, что диаграммы очень часто нужны для того, чтобы определить общественное мнение. Меня заинтересовало это и захотелось самой собрать информацию, провести опрос общественного мнения, захотелось узнать о применении диаграммах как можно больше.
Я думаю, что это интересная и важная проблема. Поэтому тема моей работы «Что такое опрос общественного мнения и как диаграммы помогают думать».
Цель работы: выяснить общественное мнение по определённым вопросам.
Задачи:
изучить правила и способы проведения опросов общественного мнения;
изучить Мастер диаграмм программы Excel и научиться строить диаграммы разных видов;
провести опросы общественного мнения среди учащихся и учителей школы, жителей моей деревни и обработать результаты в программе Excel;
познакомить учащихся школы с итогами моей работы.
Что такое опрос общественного мнения и как диаграммы помогают думать.
Для изучения различных общественных и социально-экономических явлений проводят специальные статистические исследования.
Всякое статистическое исследование начинается с целенаправленного сбора информации об изучаемом явлении. Затем информация обрабатывается и группируется в таблицы. По таблицам бывает достаточно трудно сделать вывод, поэтому на следующем этапе информацию представляют наглядно в виде диаграмм и графиков. Они позволяют проанализировать информацию и сделать вывод.
II.1. Опрос общественного мнения
Очень часто в жизни важно знать мнения и взгляды людей по самым разным вопросам.
Например:
как население страны относится к политическим реформам
какие телепепередачи наиболее популярны;
какие танцевальные мелодии наиболее популярны, чтобы к школьному вечеру записать именно их;
какие сорта огурцов чаще всего покупают, чтобы для продажи заказать именно эти сорта;
какие заболевания чаще встречаются в регионе, чтобы продумать профилактические меры и заказать нужные лекарства;
сколько времени тратят школьники на домашнее задание, сколько на общение в Интернете, чтобы разработать рекомендации.
Чтобы узнать мнения людей по таким и другим вопросам, проводят специальные опросы населения, или опросы общественного мнения. Их проводят специально подобранные люди – корреспонденты, которые доброжелательно, внятно и чётко предлагают людям (респондентам) ответить на ряд вопросов. Опросы общественного мнения можно поводить в устной форме, письменно – в виде анкетирования, и даже по телефону.
Чем больше людей будет опрошено, тем достовернее будет результат.
II.2. Наглядное представление информации. Диаграммы
После подсчёта ответов опрошенных людей нужно заполнить таблицы и наглядно представить полученные числа. Для этого применяют диаграммы.
Диаграмма (с греческого Διάγραμμα (diagramma) — изображение рисунок, чертёж), позволяющий быстро оценить соотношение нескольких величин.
Диаграммы бывают самые разнообразные:
Столбчатые диаграммы (гистограммы),
Радиальные (лепестковые),
Представление данных таблицы в виде диаграммы (графика) производит более сильное впечатление, чем цифры. Диаграммы позволяют лучше осмыслить результаты статистического наблюдения, правильно их истолковать, облегчают понимание статистического материала, делают его наглядным и доступным.
II.3. Практическая работа
Изучив правила проведения опросов общественного мнения, освоив мастер диаграмм программы Excel, я провела три статистических исследования.
II.3а. Исследование №1 «Любимое блюдо в школьной столовой»
Это исследование проводилось, чтобы выяснить предпочтения учащихся нашей школы в выборе школьного обеда. Опрос проводился в устной форме. Каждому ученику предлагалось назвать только одно блюдо. По результатам опроса я сделала цилиндрическую (пространственную) диаграмму.
Изучая диаграмму, делаю вывод: предпочтения ребят в выборе блюда разнообразны, наиболее популярные блюда – картофель с колбасой и каши.
В этом статистическом исследовании было трудно выявить объективный результат, потому что меню нашей столовой очень разнообразно, а количество участников опроса было небольшим
II.3б. Исследование №2 «Мобильный телефон»
Это исследование проводилось, чтобы выяснить наиболее популярные у учеников нашей школы марки мобильных телефонов и мобильные сети. Учащимся и работникам школы была предложена небольшая анкета с 4 вопросами:
Укажите марку Вашего телефона.
Довольны ли Вы маркой своего телефона.
Услугами какой телефонной сети Вы пользуетесь?
Довольны ли Вы услугами Вашей телефонной сети?
Обработав анкеты, я построила лепестковые и кольцевые диаграммы. Глядя на диаграммы, делаю вывод: самая популярная марка мобильного телефона – Самсунг, самая популярная сеть мобильной связи - МТС, большая часть опрошенных довольны и маркой своего телефона, и услугами своей телефонной сети.
II.3в. Исследование №3 «Ваше отношение
к сквернословию »
Это исследование было самым объёмным, самым трудным и самым интересным.
Одной из примет современного общения людей является нецензурная речь. Сегодня «матом» разговаривают школьники, молодые люди, взрослые, мужчины и женщины. Мат доносится с экранов телевизоров, процветает в сетях Интернета, звучит на автобусных остановках и в школах. Проблема очень сложная.
Поэтому я провела опрос общественного мнения «Ваше отношение к сквернословию». Чтобы выяснить, почему ругаются, как часто ругаются, как относятся к бранящимся людям мои односельчане и т.д. В анкетировании приняло участие 30 человек – ученики и работники нашей школы, некоторые жители Торбеева. Получились следующие результаты:
Вопрос 1. Как Вы думаете, почему люди в своей речи используют бранные слова?
Диаграмма показывает, что основным поводом сквернословия люди считают злость – 40% и желание казаться крутым, взрослым - 30%.
Вопрос 2. 3.Как часто Вы произносите эти слова?
Диаграмма очень наглядно показывает, как мало людей совсем не употребляют бранные слова – только 10%, и как много употребляют часто-35%
Вопрос 3. Если Вы используете в своей речи бранные слова, то объясните почему?
Больше половины опрошенных осознают, что бранятся потому что злятся, не умеют сдерживаться ни в разговоре, ни в споре.
Вопрос 4. Как Вы думаете, плохо это или нет?
Диаграмма радует нас – 67% опрошенных считают –нецензурная речь – плохо, 11% –не определились с решением, а вот 27% считают мат нормой своей жизни. Думаю, что это много!
Вопрос 5. Как Вы думаете, что чувствуют или думают другие люди, когда Вы произносите бранные слова?
Половина опрошенных считают, что другие люди считают невоспитанными тех, кто сквернословит
Вопрос 6. Что Вы чувствуете, когда при Вас ругаются матом?
На диаграмме видим, что только половине опрошенных это неприятно, 40% - всё равно, а 10% считают нормальным такое явление и не обращают внимание, когда мат звучит при них или в их адрес.
Вопрос 7. От кого Вы чаще всего слышите эти слова?
В анкете было только три ответа: от взрослых, от друзей, от одноклассников. Но многие опрошенные добавили ответ «от всех», таких оказалось 33% , 47% опрошенных чаще всего слышат нецензурные слова от взрослых. Это тревожный результат.
Вопрос 8 Хотите ли Вы, чтобы Ваши дети в своей речи использовали бранные слова?
Подавляющее большинство ответили «нет, ни в коем случае», 20% ответили «не знаю.» И как хорошо, что никто не выбрал остальные два ответа – «мне всё равно» и «да, пусть будут, как все».
Вопрос 9. Если в Вашем присутствии кто-то разговаривает с матом, то каковы Ваши действия?
Диаграмма свидетельствует, что 2/3 опрошенных никаких действий не предпринимают – или не обращают внимания, или просто отходят в сторону. Некоторые говорили, что делать замечания – себе дороже, особенно незнакомым людям. И только около 20% опрошенных делают замечания.
Вопрос 10. Известны ли Вам случаи, когда кого-либо серьёзно наказали за бранную речь?
Диаграмма подтверждает, что за нецензурные слова практически не наказывают. 93% опрошенных таких случаев не знают.
Если подвести общий итог этого общественного опроса, то получается
73% опрошенных регулярно используют нецензурные слова. Основная причина – злость и желание казаться взрослым и крутым. Чаще всего «учителями сквернословия» являются взрослые. И хотя 67% опрошенных считают, что сквернословить – это плохо, 80% не хотят, чтобы их дети ругались матом, но только 20% оказывают какое-то противодействие – делают замечания, остальные отходят в сторону или просто не замечают. За сквернословие фактически никого не наказывают.
Так опросы общественного мнения и диаграммы помогают выявить социальные проблемы, узнать отношение людей к определённым вопросам, взгляды людей на конкретные проблемы.
Заключение
Проводя опросы общественного мнения, я поняла, что математика проникла во все области деятельности человека, в том числе в такие «далёкие» от неё, как социология, обществознание, этика,…
Мне понравилось быть корреспондентом, проводить опросы и анкетирование. Я теперь знаю, как составляются анкеты, как информация группируется в таблицы, я научилась строить на компьютере самые разные диаграммы, анализировать их.
И ещё я поняла, что скверные слова – это большое зло, и я постараюсь никогда не употреблять эти слова.
Источники
ДорофееваГ.В., Шарыгин И.Ф. Математика 5. Учебник для 5 класса. - М. Просвещение. 1994.
Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика 6. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М. Мнемозина. 2004.
.http://ru.wikipedia.org/wiki/Диаграмма
www.unn.ru/fsn/k2/courses/borisova/13.htm
http://festival.1september.ru/
http://www.bestreferat.ru/images/paper/61/46/5614661.jpeg
http://img-fotki.yandex.ru/get/4005/olsap5797.13/0_1d896_fc133ee9_L
http://www.skvernoslovie.narod.ru/
Приложения
Анкета «Ваше отношение к сквернословию»
а н о н и м н а я
1.Как Вы думаете, почему люди в своей речи используют бранные слова?
Выражают чувства | | Чтобы не выделяться | |
Выражают злость | | Не знаю | |
2.Как часто Вы произносите эти слова?
Редко | | Иногда | |
часто | | Я не использую такие слова | |
3.В каких ситуациях это происходит?
Когда злюсь | | Между делом в обычном разговоре | |
Когда с кем-то ругаюсь | | Не знаю | |
4.Как Вы думаете, плохо это или нет?
Это плохо | | Не знаю | |
Это нормально | | | |
5.Как Вы думаете, что чувствуют или думают другие люди, когда Вы произносите бранные слова?
Не знаю | | Думают о моей невоспитанности | |
Неловкость | | Радость | |
Радость | | Им всё равно, они не замечают | |
6.то Вы чувствуете, когда при Вас ругаются матом?
Мне всё равно | | Это нормально | |
Мне неприятно | | | |
7.От кого Вы чаще всего слышите эти слова?
Для школьников
От одноклассников | | От взрослых | |
От друзей | | | |
Для взрослых
От коллег по работе | | От подростков | |
От друзей | | | |
8.Хотите ли Вы, чтобы Ваши дети в своей речи использовали бранные слова
9.Если в Вашем присутствии кто-то разговаривает с матом, то каковы Ваши действия?
Ничего не делаю, это нормально | | Делаю замечание, стыжу | |
Стараюсь уйти, отойти в сторону | | Разговариваю тоже с матом | |
10.Известны ли Вам случаи когда кого-либо административно наказали за бранную речь?
Спасибо за участие в анкетировании и честные ответы.