Исследовательский проект по биологии на тему:
«Гербарий деревьев и кустарников пришкольного участка»
Выполнили: ученики 7 класса
Руководитель: учитель биологии
Боровкова Марина Ивановна
Введение
Часто общаясь с живым существом, человек старается запечатлеть его в форме рисунка или фотографии, написать рассказ или засушить красивый цветок. Но как возможно сохранить яркие краски листьев растений, их хрупкие листочки и стебелечки? Оказывается, растения засушивают! Далее из высушенных растений составляют гербарии. В таких гербариях можно увидеть растения, которые у нас не растут. В школах дети часто работают с гербариями на уроках биологии при изучении строения растений. Но, к сожалению, в нашей школе такого не имеется. Поэтому у ребят из 7 класса возникла идея: попробовать собрать и высушить растения, то есть самим сделать свой первый гербарий.
Основная цель проекта: создать гербарий деревьев и кустарников пришкольного участка.
В связи с поставленной целью был определен круг задач:
Обучиться элементарным методам коллекционирования и сушки растений;
Закреплять название деревьев и кустарников, их строение и внешние признаки;
Уточнить особенности строения деревьев, отношение их к свету и теплу в связи с сезонными изменениями в природе.
Ожидаемый результат:сформировать представление у детей о строении дерева, как оно растет, почему сбрасывает листья, чем питается; закрепить названия деревьев и кустарников;научиться любить природу и видеть в ней прекрасное.
Конечный продукт:гербарий деревьев и кустарников пришкольного участка.
Участники проекта: учащиеся 7 класса учитель биологии Боровкова М.И.
Сроки проведения проекта: октябрь 2024 года.
Этапы реализации проекта:
1. организационно-подготовительный;
2. реализация;
3. аналитический (подведение итогов).
I. Организационно-подготовительный этап
Задача | Ответственный |
Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата | учитель |
Подготовка презентации «Гербарии, их происхождение и создание» | учитель |
II. Реализация
Просмотр презентации «Гербарии, их происхождение и создание»; изучение методов коллекционирования и сушки растений (приложение 1).
Сбор растений;
Для нашего гербария мы собирали листочки и целые веточки. Мы поняли, что в настоящих гербариях, сделанных на фабриках у растений есть даже корешки, цветочки и семена. В нашем первом гербарии будут веточки и листочки. Растения собирали в тихий и тёплый день.
Сушка;
Составление гербария;
наклеивание листочков и веточек;
размещениесведений о растении (этикетка с названием, местом и временем сбора);
5. Сшивание гербария в одну «книгу».
III. Аналитический этап
В ходе проекта был создан гербарий деревьев и кустарников пришкольного участка. Наш гербарии мы использовали на уроках биологии при изучении темы «Строение листа, жилкование листьев». По итогам проекта мы сделали следующие выводы:
1. При работе с гербарным материалом быть аккуратными ввиду его хрупкости;
2. Придерживаться правил составления гербария и оформления гербарного листа;
3. Высушенный материал можно ещё использовать для создания аппликаций и букетов.
Результатом проекта стало участие в творческом конкурсе, каждый ученик был награжден поздравительным дипломом.