СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект по экологическому воспитанию на тему « Воздух - невидимка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект по экологическому воспитанию на тему « Воздух - невидимка».»

Дошкольное частное образовательное учреждение

"Детский сад им. Александра Невского"







Исследовательский проект по экологическому воспитанию на тему

« Воздух - невидимка».






Разработчик: I квалификационной категории

Карпова Л.А.








с. Шурала . 2020г.



Паспорт проект

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта:.краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: дети 4-5 лет, родители воспитанников, воспитатель Актуальность.

Идея реализации проекта «Воздух- невидимка» возникла не только из программных задач, но и в связи с интересом детей.

Дети стали задавать вопросы, можно ли воздух услышать, где находится воздух, можно ли его почувствовать?

Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети и воспитатели проводят исследование, с помощью взрослого, обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации

Цель проекта: Создать условия для развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

-Углублять и расширять знания детей о воздухе посредством опытов.

-Познакомить с его свойствами и ролью в жизни человека.

-Сформировать представления о движении воздуха. Развивающие:

-Создать условия для проведения опытов и экспериментов, используя приборы и материалы центра экспериментирования.

-Развивать у детей речевую активность, наблюдательность, умение делать выводы, прогнозировать результаты.

-Формировать привычку задавать вопросы и искать на них ответы опытным путём. Воспитательные

: -Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, безопасное поведение во время опытов и в природе.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

  • развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;

  • совершенствование экологической среды группы;

  • Формирование представлений о свойствах воздуха, его значении в жизни живых организмов;

  • Использование полученных знаний в дальнейшей деятельности;

  • Формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

2 этап - основной

3 этап - заключительный

  1. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

  2. Узнать про воздух, как можно больше.

  3. Провести опыты с воздухом.


  1. Беседа с детьми «Воздух. Почему мы его не видим»

  2. Подбор оборудования и материалов (воздушные шары, надувные мячи, ёмкости с водой и соломинки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, кораблики с парусами, веера, бумажные вертушки; иллюстрации, картины с изображением ветреной и безветренной погоды);

  3. Наблюдение на прогулке за состоянием воздуха.

  4. Проведение опытов в группе ДОУ с детьми.

  5. Решение проблемных вопросов: «Чем дышат люди?», «Что такое воздух?», «Как можно увидеть воздух?», «Зачем воздух нужен людям и растениям?».

  6. Организация и проведение опытов в домашних условиях.

  7. Изготовление ветерков.

  8. Сочинение сказок родителями для детей про воздух-невидимку.

  9. Рисование «Воздушные шары»

  10. Создание картотеки занимательных опытов про воздух.

Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом.

Оформление мини-музея «Ветер»




















Перспективный план по организации мини-музея «Ветер» и

создание системы работы с детьми и родителями.

Основная образовательная задача

Формы организации

Работа с родителями

Специально организованные занятия

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Свободная самостоятельная деятельность детей

1

2

3

4

5

Познакомить детей со свойствами и значением воздуха в нашей жизни; с ветром, с тем, как человек использует различные свойства воздуха, причинами загрязнения воздуха и необходимостью его охраны.

Занятие 1

Тема: «Этот удивительный воздух».

Цель: расширить представление о воздухе, о способах его обнаружения; учить устанавливать причинно-следственные связи.

Опыты, используемые на занятие.

  1. Поиск воздуха – обнаружить воздух.

  • Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость с водой.

Предложить детям оказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.

  1. Что в пакете? – выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

  • Два целлофановых пакета (один с водой другой воздухом).

Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают.

  1. Игра «Мыльные пузыри» – обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.

  • Мыльный раствор, соломинка.

Проводится конкурс «Самый большой пузырь». Выяснить, почему надувается и лопается мыльный пузырь?

Наблюдение за ветром.

Цель: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре.


Чтение С.Маршака «Мыльные пузыри».


Беседа на тему: «Как услышать воздух».

Цель: познакомить детей с органами слуха человека и некоторых животных.


Рисование с помощью мыльных пузырьков.

Цель: учить детей рисовать в нетрадиционной технике; развивать фантазию, воображение.



















Игры с различными игрушками, связанными с воздухом: музыкальные инструменты, вертушки, веера.


Проведение опытов по теме мини-музея.


Сюжетно-ролевая игра «Полёт на самолёте».

Цель: совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.


Игры с различными конструкторам. Тема: «Самолёт»

Цель: развивать творчество детей; в процессе анализа закрепить тип самолёта (грузовой, пассажирский, военный, спортивный).

















Беседа с родителями на тему: «Роль музеев в формировании необходимых качеств детской личности».






























Занятие 2

Тема: «Ветер, ветер, ты могуч…» (Смешарики).

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения.

Опыты, используемые на занятие.

  1. Воздух имеет запах? – выявить свойства воздуха: воздух может присваивать запахи разных веществ.

  • Несколько банок с плотными крышками и вещества с сильным запахом (долька чеснока, кусочек лука, корочки лимона и т.д.)

Разложить приготовленные вещества по банкам и накрыть банки крышками. Через некоторое время воздух в банках присвоит запахи, помещённые туда веществ. Освободи банки. Попробуй по запаху определить, где что было.

  1. «Живая змейка» - выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается – опускается вниз.

  • Нагревательный прибор, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).

Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться «змейку».



Наблюдение за ветром.

Цель: учить определять направление ветра, определять силу ветра.


Чтение И.Токмакова «Ветрено, ветрено», Н.Некрасов «Заунывный ветер», А.Барто «Эти капризы».


Беседа на тему: «Носы нужны не только для красы».

Цель: познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных.


Дидактическая игра: «Какой ветер».

Цель: научить подбирать относительные прилагательные; расширять словарный запас.


Конструирование «Воздушный змей», «Парашютный десант».

Цель: учить детей складывать бумагу в разных направлениях.


Подвижная игра: «Солнышко и тучка».

Цель: закрепить знания о появлении ветра; учить действовать по сигналу.




Рисование способом выдувания.

Проведение опытов по теме мини-музея.

Игры с мячами.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на воздушном шаре».

Цель: учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего; закрепить представления детей о свойствах воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении).




















Привлечь родителей к участию в создании мини-музея «Ветер».




























Занятие 4

Тема: «Вот труба – над нею дым».

Цель: дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

Опыты, использованные на занятие.

  1. «Пламя загрязняет воздух?» - выяснить может ли пламя загрязнять воздух.

  • Свеча, фарфоровое блюдце.

Зажгите свечу, затем подержите над пламенем свечи фарфоровое блюдце. Через некоторое время увидите, что этот предмет снизу потемнел – покрылся слоем копоти.


Исследования воздуха в разных местах: в комнате, на территории детского сада, ближе к дороге и т.д.

Цель: учить детей самостоятельно делать выводы о том, на каком участке воздух был более загрязнённым.


Рассказ по картинке: «Почему дерево, растущее у дороги, «грустное»?

Цель: учить детей составлять рассказ по картинке.


Беседа на тему: «Зелёные пылесосы»

Цель: обобщить представление об уходе комнатных растений; объяснить детям, что растения не только украшают комнату, но и очищают воздух.

Чтение рассказа «Экологическая тревога. Дымоловка» из книги А.Дитрих, Г.Юрмина, Р.Кошурниковой «Почемучка».


Конструирование «Винни-Пух и пчёлы».

Цель: учить складывать бумагу в разных направлениях.


Игры со строительным материалом. Тема: «Воздушный транспорт».

Цель: поддержать стремление детей проявлять изобретательность.



Проведение опытов по теме мини-музея.



Подвижная игра «Обгони ветер».

Цель: развивать быстроту бега.


Труд, привлечь ребят к мытью листьев комнатных растений.

Цель: учить удалять пыль с растений при помощи влажной тряпочки (кисточки) и опрыскивать из пульверизатора.


Игры-превращения. «Угадай, кто я!»

Цель: развивать воображение, пантомимические навыки.








Привлечь родителей в совместное творчество с детьми. Принять участие в создание «Выставка вееров».







Занятие 4

Тема: «Вот труба – над нею дым».

Цель: дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

Опыты, использованные на занятие.

  1. «Пламя загрязняет воздух?» - выяснить может ли пламя загрязнять воздух.

  • Свеча, фарфоровое блюдце.

Зажгите свечу, затем подержите над пламенем свечи фарфоровое блюдце. Через некоторое время увидите, что этот предмет снизу потемнел – покрылся слоем копоти.


Исследования воздуха в разных местах: в комнате, на территории детского сада, ближе к дороге и т.д.

Цель: учить детей самостоятельно делать выводы о том, на каком участке воздух был более загрязнённым.


Рассказ по картинке: «Почему дерево, растущее у дороги, «грустное»?

Цель: учить детей составлять рассказ по картинке.


Беседа на тему: «Зелёные пылесосы»

Цель: обобщить представление об уходе комнатных растений; объяснить детям, что растения не только украшают комнату, но и очищают воздух.

Чтение рассказа «Экологическая тревога. Дымоловка» из книги А.Дитрих, Г.Юрмина, Р.Кошурниковой «Почемучка».


Конструирование «Винни-Пух и пчёлы».

Цель: учить складывать бумагу в разных направлениях.


Игры со строительным материалом. Тема: «Воздушный транспорт».

Цель: поддержать стремление детей проявлять изобретательность.



Проведение опытов по теме мини-музея.



Подвижная игра «Обгони ветер».

Цель: развивать быстроту бега.


Труд, привлечь ребят к мытью листьев комнатных растений.

Цель: учить удалять пыль с растений при помощи влажной тряпочки (кисточки) и опрыскивать из пульверизатора.


Игры-превращения. «Угадай, кто я!»

Цель: развивать воображение, пантомимические навыки.








Привлечь родителей в совместное творчество с детьми. Принять участие в создание «Выставка вееров».







Результаты работы над проектом

Дети обогатили свои представления о некоторых свойствах воздуха;

Научилась самостоятельно ставить задачу: придумывать и ставить опыты из предметов – заместителей; от замысла идти к конкретному результату;

Получили опыт сотрудничества и общения с группой детей.

Обобщили все накопленные знания в виде, проведенного мероприятия перед детьми своего возраста.

Практическая значимость проекта

Материалы проекта могут быть использованы в работе с детьми других возрастных групп.

Опыт, полученный детьми во время реализации проекта, будет способствовать усвоению новой информации не с помощью запоминания, а через самостоятельную практическую деятельность;