ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
В последние десятилетия особенно остро встала проблема аддиктивного поведения молодежи. Стремительный рост количества детей и подростков с аддиктивным поведением и высокая социальная значимость проблемы характеризует изучение данного вопроса как одного из центральных в современной психолого-педагогической литературе. Исследования причин и механизмов формирования аддиктивного поведения проводятся в медицине и в психологии, в связи с наличием биологической предрасположенности, психологических факторов риска, а также определенными провоцирующими социальными воздействиями. Теоретическая и практическая значимость этой проблемы, а также недостаточная ее разработанность определили выбор этой темы для исследования.
В соответствии с этим целью исследования является выявление особенностей потребностно-мотивационной сферы подростков, склонных к аддиктивному поведению.
Задачи исследования:
осуществить теоретический анализ данных по исследуемым проблемам: склонность к аддиктивному поведению, особенности потребностно-мотивационная сферы подростков, склонных к аддиктивному поведению;
- провести эмпирическое исследование, направленное на выявление: - предрасположенности к аддиктивному поведению; - степени удовлетворения основных потребностей; - оценки мотивации к достижению цели; - оценки мотивации на избегание неудачи (склонность к самозащите);
- осуществить сравнительный анализ потребностно-мотивационной сферы подростков, склонных к аддиктивному поведению, и подростков с нормальным поведением;
- разработать программу психологического сопровождения для подростков, склонных к аддиктивному поведению.
Объект исследования – потребностно-мотивационная сфера подростков.
Предмет исследования – особенности потребностно-мотивационной сферы подростков, склонных к аддиктивному поведению.
Методы исследования: для достижения поставленной цели в работе использовались:
теоретические методы: анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, позволяющий рассмотреть подходы к понимаю потребностно-мотивационной сферы личности;
эмпирические методы исследования: Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению Овчаровой Р. В.; Опросник Т. Элерса по оценке мотивации на избегание неудачи (склонности к самозащите);
Опросник для оценки мотивации к достижению цели (Т. Элерса);
Методика диагностики степени удовлетворения основных потребностей. Метод парных сравнений В. В. Скворцова (модификация И.А. Акиндиновой);
Эмпирическое исследование потребностно-мотивационной сферы подростков проводилось со студентами в возрасте 15-17 лет (50 человек). Эмпирическое исследование включает в себя два этапа.
На первом этапе для выявления предрасположенности подростков к аддиктивному поведению мы опирались на мнение экспертов. По данным, полученным от педагога-психолога, было установлено, что все подростки основной группы находятся на внутри школьном учете в связи со случаями употребления алкоголя и наркотических веществ. В качестве дополнительного инструментария использовалась Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению Овчаровой Р.В., которая позволила нам выявить респондентов, относящихся к основной группе («отклоняющееся поведение») и респондентов, относящихся к контрольной группе (с нормальным поведением).
Соотнесение среднегрупповых показателей с нормами теста позволило заключить, что у всех респондентов основной группы показатели согласуются с количественными параметрами «делинкветной выборки» - (15,66). В контрольной группе респондентов среднегрупповые показатели – 6,96 баллов, что ниже нормативных показателей (9,23).
На втором этапе осуществлялась диагностическая работа с испытуемыми основной и контрольной группы, целью которой являлось определение особенностей потребностно-мотивационной сферы подростков, склонных к аддиктивному поведению. Методика диагностики мотивации к достижению успеха позволила выявить, что у подростков, склонных к аддиктивному поведению, наблюдаются различные уровни мотивации достижения к успеху, от низкого уровня до высокого уровня. В отличие от основной группы, у подростков относящихся к «норме», отсутствует низкий уровень мотивации к достижению успеха. 20% подростков, склонных к аддиктивному поведению, имеют низкий уровень мотивации к достижению успеха. Средний и высокий уровень мотивации к достижению успеха получили равное процентное распределение, и составляют 40%.
В контрольной группе респондентов отсутствуют подростки, имеющие низкий уровень мотивации к достижению успеха. Наблюдается явное преобладание высокого уровня мотивации к достижению успеха, что составляет 68%. С помощью методики диагностики мотивации на избегание неудач мы определили, подросткам контрольной группы свойственны более низкие значения мотивации на избегание неудач. Подросткам, склонным к аддиктивному поведению, в большей степени свойственен высокий уровень мотивации на избегание неудачи. 20% подростков, склонных к аддиктивному поведению, имеют низкий уровень мотивации на избегание неудачи. 56% составляет средний уровень мотивации, 24% составляет высокий уровень. В контрольной группе респондентов большинство имеют низкий уровень мотивации на избегание неудачи (52%). Средний и высокий уровень мотивации на избегание неудачи представлен в равном количестве и составляет 24%. Таким образом, результаты диагностики мотивации к достижению успеха и мотивации на избегание неудачи носят согласованный характер. Анализ полученных эмпирических данных позволил выявить закономерности мотивации у подростков, склонных к аддиктивному поведению. Данная группа подростков ориентирована на избегание неудачи. В отличие от основной группы, контрольная группа подростков ориентирована на мотивацию к достижению успеха. Результаты методики «Диагностики степени удовлетворения основных потребностей» показали находятся такие потребности, как материальные потребности, потребности в безопасности, потребности в признании, что у основной группы респондентов в зоне частичной неудовлетворенности, потребности в самовыражении. В основной группе у части респондентов материальные и социальные потребности находятся в зоне удовлетворенности, у другой части – в зоне неудовлетворенности.
Полученные результаты позволили сделать вывод о необходимости профилактической и коррекционной работы с подростками, склонными к аддиктивному поведению. Разработанная информационно – профилактико – тренинговая программа направлена на воспитание у подростков ответственного отношения к собственному здоровью, создание четкой позиции по отношению к ПАВ и осознание механизма воздействия наркотических веществ на организм человека.