СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пословицы и поговорки – это огромное языковое богатство народа, созданное на протяжении многих веков. Пословицы украшают, обогащают нашу речь, придают ей выразительность, точность; учат, каким должен быть человек в труде, в дружбе, в отношениях с другими людьми. Изучение пословиц необходимо, так как человек XXI века должен развивать свою речь, обогащать её мудрыми изречениями.
Сегодня пословицы не только нужны, но необходимы для обучения, т. к. ведущее направление работы школы по новым стандартам – это воспитание общечеловеческих ценностей, приобщение ученика к истокам родной культуры.
Благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками на уроках русского языка, возможно не только формирование грамотности, но и повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, а так же добросовестности и трудолюбия учащихся.
Основное назначение - расширить рамки изучения тем соответствующих разделов русского языка, познакомить учащихся с историческим наследием русского народа, активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать развитию их творческих способностей, формирование поисковых умений учащихся, умений работать с различными источниками информации, презентационных умений.
МБОУ СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов
Тема: Пословицы в современном мире
Автор
Дмитриенко Артём
Научный руководитель
Лабузова Елена Викторовна
Елец - 2014 г
Оглавление
Введение 3
Основная часть 3
Заключение 18
Список литературы 19
Приложение 20
Введение.
Пословицы и поговорки – это величайшее богатство народа! В них тысячелетиями накапливались несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Они дошли к нам с давних времён. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения. В них всегда можно найти совет, как поступить в том или ином случае жизни, ведь они охватывают все стороны жизни народа, отражают народные представления о природе, о Родине, о труде, о семье, о нравственности, об уме и глупости, о добре и зле.
Но многими ли народными пословицами и поговорками пользуемся мы в нашей разговорной речи? Нужны ли они нам в современном мире. Мы решили провести исследование на эту тему.
Тема: «Пословицы в современном мире».
Проблема: как могут помочь пословицы в обучении и воспитании современного человека?
Цель работы: научиться применять пословицы и поговорки в речи.
Объект исследования - процесс обучения и воспитания на уроках русского языка.
Предмет исследования - работа над пословицами и поговорками, формирующими грамотность и систему ценностей на уроках русского языка.
Гипотеза исследования – мы, считаем возможным, предположить, что благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками на уроках русского языка, возможно не только формирование грамотности, но и повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, а так же добросовестности и трудолюбия учащихся, так как у пословиц есть ответы на все случаи жизни.
В качестве методов исследования мы выбрали: анализ литературы по теме, рассказ, объяснение, дидактическая игра, анализ и обобщение результатов исследования, наблюдение, моделирование.
Основная часть.
Актуальность темы.
Мы предложили ученикам класса несколько заданий.
Задание № 1.«Доскажи словечко – допиши пословицу!»:
Смелость города ...
Под лежачий камень вода не ...
Кашу маслом не ...
Задание № 2. Какие пословицы или поговорки вы используете в речи?
Из 28 учеников правильно ответили только 18%.Остальные ребята либо вообще не дали ответа (43%), либо дали неверные ответы (39%).
Никто из учащихся не использует накопленную предками мудрость в своей повседневной жизни и речи. Очень печально.
Тогда мы попросили детей задать вопрос № 2 бабушкам и дедушкам, мамам и папам, братьям и сёстрам.
Больше всего пословиц и поговорок употребляют в речи бабушки и дедушки (82%).
Мамы и папы – лишь иногда (15%). Братья и сёстры употребляют иногда (3%).
Результат задания подтвердили актуальность исследования.
Анализ содержания учебников русского языка по программе «Планета знаний».
а) Может быть авторы учебников просто забыли включить пословицы в упражнения?
Из составленной диаграммы ясно видно, что количество пословиц каждый год увеличивается. Причём, если в 1 и 2 классах большая часть пословиц включена в вариативную часть, то в 3 и 4 классах большинство пословицвходят в основную часть.
Класс | Основная часть | Вариативная часть | Всего пословиц |
1 | 8 | 9 | 17 |
2 | 11 | 24 | 35 |
3 | 31 | 10 | 41 |
4 | 42 | 17 | 59 |
Вывод.
Количество пословиц достаточно.
б) Может быть задания в упражнениях с пословицами однообразные и неинтересные?
Рассмотрим задания:
- Восстанови пословицы. В каких ситуациях мы их используем? Запиши одну из пословиц. [1, 7]
- Спиши пословицы. Восстанови пробелы между словами. Как ты понимаешь смысл этих пословиц? [1, 13]
- Выучи пословицу. Запиши её по памяти. [1, 15]
- Дополни пословицу подходящими словами. Какие варианты возможны? Запиши один из вариантов. [1, 27]
- Выбери одинаковые по смыслу пословицы. В каких ситуациях их можно применить? [1, 44]
- Знакомы ли тебе эти пословицы? Выпиши те пословицы, смысл которых ты можешь объяснить. [1, 56]
- Согласны ли вы с пословицей? [2, 7]
- Какую известную пословицу с таким же смыслом ты знаешь? [2, 19]
- Чему учит эта пословица?[2, 60]
- Чему учит народная мудрость?[2, 70]
- Какие пословицы можно составить из этих слов?[2, 72]
- За что почитают в народе человека?[2,100]
- Прочитай пословицы. Одинаков ли их смысл?[2, 111]
- Собери пословицы.[2, 121]
- Об одном или о разном говорят пословицы?[2, 9]
- Запиши по памяти 2 – 3 пословицы. Составь устно рассказ. Употреби в нём одну из записанных пословиц.[2, 20]
- Составь из слов пословицу так, чтобы получилось в рифму.[2, 63]
- В каких ситуациях уместно использовать каждую пословицу?[2, 115]
- Иллюстрацией к какой пословице может стать этот текст?[3, 25]
- Какие из пословиц тебе захотелось заучить?[3,54]
- Восстанови смысл пословиц. Как это можно сделать?[3, 67]
- Какой смысл передаётся в пословице, что противопоставляется?[4, 36]
- На какую тему даны пословицы? О чём предупреждает каждая из них?[4, 65]
- На какую тему даны пословицы разных народов? Как ты понимаешь их смысл? Какие русские пословицы ты знаешь на эту тему?[4, 100]
Вывод.
Да нет, задания разнообразные, творческие, интересные.
в) Может быть темы пословиц не актуальны для жизненных ситуаций?
Вот на какие темы мы разделили все пословицы, включённые авторами в учебники русского языка 1 – 4 классов:
Слово – 20 пословиц
Труд – 18 пословиц
Поступки – 16 пословиц
Учёба – 14 пословиц
Доброта – 11 пословиц
Дружба – 11 пословиц
Правда и ложь – 6 пословиц
Времена года – 5 пословиц
Еда – 5 пословиц
Время – 5 пословиц
Лень – 5 пословиц
Ум и глупость – 4 пословицы
Молодость и старость – 3 пословицы
Смелость – 3 пословицы
Природа – 3 пословицы
Родина – 2 пословицы
Пословицы – 2 пословицы
Терпение – 2 пословицы
Клевета – 1 пословица
Богатство – 1 пословица
Здоровье – 1 пословица
(Список пословиц в приложении 1)
Вывод.
Мы увидели, что тематика включает в себя пословицы, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях ученика: учёбе, труде, терпению, дружбе. Именно эти темы необходимы для воспитания достойного гражданина общества.
г) Может быть пословицы надо включать в учебники литературного чтения, а для изучения русского языка они не актуальны?
Из справочника Т. В. Шкляровой для начальной школы мы выписали орфограммы и составили таблицу использования пословиц на уроках русского языка.
Заглавная буква в имени собственном – 2 пословицы
Проверяемая безударная гласная в корне слова – 57 пословиц
Непроверяемая безударная гласная в корне слова – 39 пословиц
Парная по глухости – звонкости в слабой позиции – 40 пословиц
Предлоги со словами – 43 пословицы
Ча – ща – 10 пословиц
Чу – щу – 3 пословицы
Жи – ши – 18 пословиц
Мягкий знак – показатель мягкости согласных – 38 пословиц
Разделительный мягкий знак – 17 пословиц
Разделительный твёрдый знак – 5 пословиц
Двойная согласная – 5 пословиц
Непроизносимые согласные – 7 пословиц
Мягкий знак после шипящих в именах существительных – 8 пословиц
Безударные личные окончания имён существительных – 33 пословицы
Безударные личные окончания имён прилагательных – 34 пословицы
Безударные личные окончания глаголов – 38 пословиц
Не с глаголами – 34 пословицы
Запятая перед союзами а, но, да (в значении но) – 33 пословицы
Мягкий знак в окончании глаголов – 12 пословиц
Мягкий знак в окончании глаголов 2 лица единственного числа – 26 пословиц
Приставки с глаголами – 21 пословица
Суффиксы –оньк-, -еньк-, -очк-, -ечк-, -ов, -ев – 6 пословиц
Окончания наречий – 2 пословицы
(Список пословиц в приложении 2)
Вывод.
Мы убедились, что пословицы являются важным обучающим фактором, способствуют совершенствованию навыка грамотного письма, развитию орфографической зоркости.
Итак, проанализировав содержание учебников русского языка по программе «Планета знаний», мы пришли к выводу, что использование пословиц и поговорок на уроках русского языка, развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает учащихся народной мудростью.
Остаётся вопрос. Почему же современное поколение не употребляет пословицы и поговорки в речи?
Попробуем предположить, что всё зависит от окружающих людей. Дети повторяют поступки и слова взрослых. А раз из повседневной речи родителей исчезли пословицы и поговорки, дети не имеют возможности закрепить тот материал, с которым познакомились на уроке.
Проверка предположения.
а) Повторение изученных пословиц.
Для каждого ученика класса мы распечатали памятки с пословицами и поговорками, изученными на уроках русского языка.
б) Провели несколько дидактических игр.
«Подготовь орфографическую пятиминутку».
Накануне урока учитель называет детям орфограмму для пятиминутки. Задача ребят заключается в том, чтобы найти в памятке пословицу, в которой есть данная орфограмма. На уроке выясняется, кто нашёл больше пословиц. Правописание орфограмм закрепляется. Можно записать одну из пословиц или выписать слова с орфограммами.
Вывод.
Игра интересная. Каждый раз, чтобы найти нужную пословицу, надо перечитать все пословицы. А перечитывая, запоминаешь и орфограммы и сами пословицы.
«Послушайте стихотворение, найдите пословицы».
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья.
Ну, кто из вас не согласится,
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится;
Что жизньдана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А тот, кто правду прямо скажет;
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего;
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит?
Где растяпа да тетеря,
Там не прибыль, а потеря.
И, конечно, без труда
Не вытащить и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень, и плут до добра не доведут.
(Красна речь с пословицей.Где труд, там и счастье. Дело мастера боится.Жизнь дана на добрые дела.Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок. Долог день до вечера, коли делать нечего.Люби людей, чтобы люди любили тебя.Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.Лень добра не деет. Лень к добру не приставит).
Вывод.
В стихотворении для соблюдения рифмы пословицы изменены. Надо вспомнить, как звучит пословица на самом деле, записать и подчеркнуть орфограммы.
«Подумайте, кому из ребят класса можно адресовать эти меткие строчки?»
Потерянного времени и конём не догонишь. |
В чужом глазу сучок видишь, а в своём и бревна не замечаешь |
Силён не тот, кто слабого бьёт |
Если ты сделал рогатку, не считай, что у тебя умелые руки |
Списать легко, запомнить списанное трудно |
Не ругай перо, если писать не умеешь |
Старанье и уменье поднимут настроение |
Шпаргалку слушать – лопухом вырастут уши |
Лодырю в ученье помогать, что вилкой щи хлебать |
Познав, что дважды два четыре, не думай, что познал всё в мире |
Соблюдая режим, учишься дисциплине |
Работали коллективно. Кто - то соглашался с мнением одноклассников, кто – то нет. Ребята пытались доказать свои мысли или опровергнуть. Затем записали одну из пословиц по памяти.
Вывод.
Пословица вездесуща, всё знает, и обо всём имеет своё собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в пословицах и поговорках всегда чёткая, иногда даже категоричная, часто с иронией, но всегда заставляет задуматься и проанализировать свои поступки.
«Пантомима».
Группа или один ученик показывает пословицу, остальные её отгадывают.
Чтение – лучшее учение |
Мир освещается солнцем, а человек знанием |
Делу – время, а потехе час |
Семь раз отмерь, один раз отрежь |
В тесноте, да не в обиде |
Друга ищи, а найдёшь – береги |
Петь хорошо вместе, а говорить порознь |
Как аукнется, так и откликнется |
Вывод.
Игра понравилась. Некоторые пословицы отгадывали сразу, другие с нескольких попыток.
«Крокодил с головой петуха».
Даны пословицы, в которых соединены разные начало и конец. Надо восстановить пословицы.
Хозяин весел – при матери добро. (Хозяин весел, и гости радостны)
Ехал бы в гости, а на сердце – лёд. (Ехал бы в гости, да никто не зовёт)
На языке – мёд – и гости радостны. (На языке – мёд, а на сердце – лёд).
При солнышке тепло, да никто не зовёт. (При солнышке тепло, при матери – добро)
Игра – нехитрая штука. (Игра – нехитрая штука, да в каждой игре наука)
Сумел ошибиться, тому завтра не поверят. (Сумел ошибиться – сумей исправиться)
Откладывай безделье, коли в семье лад. (Откладывай безделье, но не откладывай дело)
Не нужен клад,побольше услышишь. (Не нужен клад, коли в семье лад)
Кто сегодня обманет, сумей исправиться. (Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят)
Поменьше говори, но не откладывай дело. (Поменьше говори, побольше услышишь)
Вывод.
Не так – то легко было выполнить задание. Понадобилось хорошее знание пословиц.
«Антипословица»
Надо восстановить пословицы, составленные из антонимов.
Улетело счастье – закрывай окна. (Пришла беда – отворяй ворота)
Мужик на телегу – коню тяжелее. (Баба с возу – кобыле легче)
Коротка ночь до зари, коли много работы. (Долог день до вечера, коли делать нечего)
Трудолюбивому нет печали. (Ленивому всегда праздник)
Замедлишь – нелюди загрустят. (Поспешишь – людей насмешишь)
Большая лень хуже маленького молчания. (Маленькая работа лучше большого разговора)
Неумелые ноги знают веселье. (Умелые руки не знают скуки)
Своей ленью голодным будешь. (Чужим трудом сыт не будешь)
Бездорожье не победит сидящий. (Дорогу осилит идущий)
Ложь в воде горит, в огне тонет. (Правда в огне не горит, в воде не тонет)
Вывод.
Было очень интересно. После игры пытались сами составить из пословицы антипословицу.
7. Рассмотри иллюстрацию, подбери пословицу, придумай рассказ.
Вывод.
Это была коллективная работа. По каждой картинке составили несколько рассказов, напоминающих басню, где пословица стала моралью. Ребята связывали пословицы с нравственными проблемами, с жизненными ситуациями. Сделали для себя открытие – в пословицах много свежего, волнующего своей значительностью. Приобщение к культуре родной страны даёт ощущение сопричастности своему народу.
8. Картинка + рассказ + пословица.
Сочини рассказ или сказку, используя в тексте пословицы. Выполни иллюстрацию.
Жили – были на свете два друга. Иван и Степан. Была у них дружба крепкая, потому что человек без друга, что дерево без корней. Полюбил Иван прекрасную девицу Настеньку. Да случилась беда. Унёс её в восьмидесятое царство злодей Драконыч. Бросился Иван за девицей, а Степан за ним пошёл. Друга ищи, а найдёшь – береги. Долго бродили они по лесам да по болотам. Отыскали большую башню, в которую спрятал Драконыч Настеньку. Только хотел Иванушка освободить девицу, как схватил его Драконыч и меч отнял. Так бы и погиб молодец от лап злодея, если бы не помощь друга. Ведь друзья познаются в беде. Вместе со Степаном победили врага. Сам погибай, а товарища выручай.
Выбежала радостная Настенька навстречу Ивану, да не одна. Вместе с ней в башне томилась Василиса прекрасная. Как увидел её Степан, влюбился с первого взгляда.
Вернулись молодцы с девицами домой, и устроили пышную свадьбу. Не простую, а двойную. Иван женился на Насте, а Степан на Василисе. Жили они долго и счастливо. Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Труш Анастасия.
Жили - были кот Васька, пёс Шарик и петух Петька. Они были лучшими друзьями, не разлей вода. Как - то раз собрались они за грибами. Красна весна цветами, а осень плодами. Договорились пойти на рассвете. Утром Петя и Шарик проснулись и пошли Ваську будить. Кто рано встаёт, тому Бог подаёт. Пришлось коту вставать.
Шли они, шли и дошли до непроходимой чащи. Петух стал перелетать с ветки на ветку. Пёс стал пробираться ползком по земле. Кот решил обойти это место. Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт.
Когда петух и пёс пришли на грибное место, кот уже набрал целое лукошко. Шарик и Петька посмотрели и рассмеялись. Васька набрал одни мухоморы. Поспешишь – людей насмешишь. Пришлось коту съедобные грибы искать. Чужим трудом сыт не будешь.
Александров Александр.
Как - то раз я гуляла с подружками. На улице было жарко. Это неудивительно, ведь наступило лето. Мы решили купить мороженое. Денег хватило только на два мороженого, а нас было трое – я, Анжела и Полина. Мы решили поделиться. Не зря говорят: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Мы поели и сели на лавочку возле большого дерева. Я предложила поиграть в пословицы. Мы выбрали тему о дружбе и вражде. Первой начала Полина:
- С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Второй была я.
- Друзья познаются в беде.
Анжела продолжила.
- Старый друг, лучше новых двух.
Мимо проходила тётя Люся со своей собачкой Соней.
- Девочки, вам не жарко? – спросила она.
- Нет, - ответили мы и продолжили игру.
- Один за всех и все за одного.
- Дружбу за деньги не купишь.
- Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Тётя Люся стояла возле песочницы и наблюдала. Потом попросила нас посмотреть за Соней, а сама ушла.
Соня была весёлым и маленьким щенком. Она очень любила прыгать и играть. Мы увлеклись и не заметили, как вернулась Тётя Люся. В руках она держала мороженое.
- Возьмите, девочки, это вам!
- Добро творить – себя веселить, – крикнула Полина и все дружно засмеялись.
Рыжкова Диана.
Захотелось Коле съесть уху. И подумал он: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
Пошёл Коля на рыбалку. На пруду он увидел Вову. Рыбак рыбака видит издалека. Вова подошёл к Коле. Стали они думать, как лучше рыбу ловить. На улице темно. Решили они переночевать, а утром рыбачить. Ведь утро вечера мудренее. А утром наловили много рыбы и вернулись домой не с пустыми руками. Уха получилась очень вкусной.
Рябцев Дмитрий.
Наверное, нет ученика, который бы за время своего пребывания в школе не задал себе вопрос: зачем нужно учиться?
Учиться необходимо, чтобы получить хорошие знания. Грамоте учиться – всегда пригодится. В школе закладываются основы знаний, а вообще человек учится всю жизнь. Как говорится «Век живи, век учись».
Ведь ежедневная учёба приучает к прилежанию, трудолюбию, терпению. А учиться без труда и терпения невозможно. Без терпенья нет ученья. Разве для кого–нибудь секрет, что больше и лучше успевает тот, кто больше делает. А делает потому, что у него больше интересов, например, учёба в школе, занятия танцами, спортом, различные кружки. Давайте успевать везде: в учёбе, спорте и труде!
В том, как найти свой путь, школьникам всегда помогут учителя. Наука от учителя. Это опытные, знающие люди, которым можно довериться. С ними можно обсудить вопросы, проблемы. Они подскажут как стать хорошим человеком. Почитай учителя, как родителя. Учитель отдаёт ученикам свою душу, свои знания, своё внимание. Ученику – удача, учителю – радость.
Я полностью согласен, что «Учёба и труд рядом идут». И ещё «Учёба и труд к победам ведут».
Дмитриенко Артём.
Жил в одном доме мальчик Зайцев Петя. Был он двоечником. Каждый день Петя приносил двойки то по русскому, то по математике. Мама расстраивалась и напоминала «Ученье – свет, а не ученье – тьма».
И жила в этом доме девочка Синицына Лена. Умница и красавица. Она была отличницей, и каждый день приносила пятёрки. Мама гордилась Леной, всегда перед школой говорила: «Грамоте учиться – всегда пригодится».
После школы Петя хотел поиграть на компьютере, но мама не разрешила: «Делу время, а потехе час». Пришлось Пете учить басню Ивана Андреевича Крылова «Лисица и виноград». Учил, учил и выучил.
На следующее утро у Пети было много времени до уроков, и он хотел поиграть. Но мама посоветовала повторить басню: «Повторение – мать учения». Петя послушался и получил пятёрку.
Фалина Дарья.
Однажды на улице была дождливая, холодная погода. Я не знала, чем мне занять свободное время. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
По телевизору ничего интересного не было, рисовать и играть не хотелось, раскраски надоели. Мне было грустно. Со скуки пропадёшь.
В тот день мама принесла из библиотеки новую книгу и сказала, чтобы я села почитать. Книга оказалась очень увлекательной, захватывающей и интересной. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. За чтением я не заметила, как прошёл день и уже наступил вечер. Книги читать – скуки не знать.
На собственном примере я в этом убедилась.
Михеева Анна.
Однажды директор зоопарка Михаил Васильевич решил отдать некоторых животных в цирк. Это были пудель Черри, сторожевой пёс Шарик и четыре маленьких львёнка.
Никто не хотел уходить. Родина краше солнца, дороже золота, а чужая сторона – дремуч бор. Черри всегда говорила так: «Без корня и полынь не растёт». Шарик с ней соглашался. Только львятам было всё равно. Они были маленькими и многого не понимали. Самое грустное было то, что львят хотели разлучить с мамой. Мудрая львица грустила: «Дружно – не грузно, а врозь, хоть брось».
Но вскоре Михаил Васильевич получил телеграмму. Цирк не нуждался в животных. Все остались в родном зоопарке. Где родился, там и пригодился.
Бутова Мария.
Однажды я услышал, как бабушка сказала: «Куда – куда! Да на Кудыкину гору». Я подумал, что это место находится очень далеко – за семью морями, в тридевятом царстве. Но оказалось, что Кудыкина гора намного ближе, чем я думал. Мама сказала: «В Задонском районе есть сафари – парк с таким названием». И я решил, что лучше один раз увидеть это место, чем сто раз услышать о нём. Вместе с родителями я поехал в этот парк. Путь выдался не близкий. Но папа знал путь, как свои пять пальцев.
Мы ехали не спеша. Мне хотелось ехать быстрее. Но папа сказал: «Поспешишь, людей насмешишь».
Ещё издалека я увидел деревянную крепость на горе, богатырского коня, перевёрнутый кувшин. Меня поразил этот сказочный вид. Посетителей в парке было очень много. Я сразу побежал в крепость. Там разместились лавки мастеров. Поэтому крепость называют Городом мастеров. Там меня поразил мастер – гончар. Он на гончарном круге из глины делал кувшины, чашки, тарелки. Все изделия получались очень красивыми. Я подумал, что этот человек – мастер своего дела. О таких людях обычно говорят: «Землю красит солнце, а человека труд».
В парке я видел много животных. Больше всего мне понравились длинноногие страусы, степенный верблюд, горделивый олень и меленький пони. Весь день мы были в движении: штурмовали детский городок, купались в пруду, загорали, играли в бадминтон. В конце дня изрядно устали. Проголодавшись, мы уплетали за обе щёки вкусные кудыкинские пончики.
Вот такой близкой стала для меня Кудыкина гора.
Числов Александр.
Вывод.
Сочинять пытались все. Мы включили в работу самые удачные, на наш взгляд, рассказа и сказки. Но самое важное – это то, что одноклассники включали пословицы в свои рассказы и сказки, т. е. пытались в письменной речи употребить народную мудрость.
Конечно же, родители не остались в стороне. Они помогали детям подбирать пословицы, придумывать сюжет.
Приходя в класс, ребята рассказывали друг другу о своих работах.
И дома и в классе стали звучать пословицы и поговорки. Уже не в сочинениях, а в разговоре слышалась то одна, то другая пословица. Употребляли их в нужном месте в соответствии с определённой ситуацией.
Значит, наше предположение оказалось верным. Как только окружающие люди стали употреблять пословицы, дети тут же включили их в свою речь.
Примечание.
К любой дидактической игре подбираются орфографические задания для закрепления правописания.
Заключение.
В процессе исследовательской работы мы пришли к выводу, что невозможно говорить по-русски, не зная пословиц. Даже не договаривая пословицу до конца, мы понимаем, о чём речь.
Слово не воробей…
Не всё то золото…
Не имей сто рублей…
Тише едешь…
Пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче. Пословицы – это живость языка, ум, начитанность говорящего.
Пословицы необходимы в нашем общении. Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.
Ученики класса поняли, что в пословице проявляется нравственно – этическое воздействие на слушателя, показывается, что можно, чего нельзя, что хорошо, что полезно, что вредно. Пословица характеризует явление и даёт ему оценку. Она утверждает добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждает зло, ложь, глупость, лень, вражду.
Знание пословиц и поговорок, обогащает человека, заостряет его ум, делает его более внимательным к слову, к языку, развивает память. Знать пословицы и поговорки, уметь их вовремя и, кстати, употребить в речи для точного выражения своей мысли – большое дело. Всему этому надо учиться, а научившись – использовать.
Сегодня пословицы не только нужны, но необходимы для обучения, т. к. ведущее направление работы школы по новым стандартам – это воспитание общечеловеческих ценностей, приобщение ученика к истокам родной культуры.
Таким образом, результаты проведённой нами работы подтвердили выдвинутую гипотезу: благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками на уроках русского языка, возможно не только формирование грамотности, но и повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, а так же добросовестности и трудолюбия учащихся.
Литература.
Русский язык: 1-й кл.: учебник/Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина – М.: Астрель, 2009.
Русский язык: 2-й кл.: учебник: в 2 ч. / Л. Я. Желтовская – М.: Астрель, 2009.
Русский язык: 3-й кл.: учебник: в 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М.: Астрель, 2012.
Русский язык: 4-й кл.: учебник: в 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М.: Астрель, 2013.
Шклярова Т. В. Справочник для начальных классов. – М.: ТЕРРА, 1993.
Перова О. Пословицы и поговорки в сказках. – М.: ОЛИСС, Эксмо, 2008.
Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2006.
Старинные русские пословицы и поговорки. – М.: Детская литература, 1984.
Интернет ресурсы:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/tvorcheskiy-proekt-posovitsy-i-pogovorki
http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/ruslang/959.html
Приложение 1
Учеба |
Ученье-свет, а неученье – тьма (1) |
Ученику - удача, а учителю – радость (1) |
Век живи, век учись (1) |
Игра – нехитрая штука, да в каждой игре наука (2.1.) |
Корень ученья горек, да плод его сладок (2.1.) |
Мудрость в голове, а не в бороде (2.1.) |
Чтение – лучшее учение (2.2.) |
Чтение – важное умение (2.2.) |
Мир освещается солнцем, а человек знанием (3.1.) |
Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает (3.1.) |
Язык – ключ к знаниям (3.1.) |
Чему смолоду не научишься, того и под старость не будешь знать (4.1.) |
Сам не научишься – никто не научит (4.1.) |
Грамоте учиться всегда пригодится (4.2.) |
Труд |
Делу – время, а потехе час (1) |
Труд кормит, а лень портит (1) |
Готовь сани летом, а телегу – зимой (1) |
Делана наспех – сделано на смех (1) |
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть (2.1.) |
Без труда не вытащишь рыбку из пруда (2.1.) |
Лень портит, а труд кормит (2.1.) |
Кто любит труд, того люди чтут (2.1.) |
Лес рубят, щепки летят (2.1.) |
Маленькая работа лучше большого разговора (2.2.) |
Маленькое дело лучше большого безделья (2.2.) |
Семь раз отмерь, один раз отрежь (3.1.) |
Умелые руки не знают скуки (3.1.) |
Чужим трудом сыт не будешь (4.1.) |
Не стыдно потеть над работой, коли берёшься с охотой (4.1.) |
Человеку по работе воздаётся честь (4.2.) |
Считай труд за отдых, когда перед тобой великая цель (4.2.) |
Откладывай безделье, но не откладывай дело (4.2.) |
Доброта |
Жизнь дана на добрые дела (1) |
Теплое слово и в мороз согреет (2.1.) |
Не дорого ничто, дорого вежество (2.1.) |
Ласковое слово, что солнышко (2.1.) |
Сердце матери лучше солнца греет (2.1.) |
Каждое дело любовью освещается (2.1.) |
Мир не без добрых людей (2.2.) |
Ссора до добра не доведёт (3.1.) |
Не нужен и клад, коли в семье лад (3.2.) |
При солнышке тепло, при матери – добро(4.2.) |
Хорошее дело два века живёт (4.2.) |
Дружба |
Платье хорошо новое, а друг старый (1.) |
Нет лучше дружка, чем родная матушка (2.1.) |
Вся семья вместе, так и душа на месте (2.2.) |
Друга ищи, а найдёшь – береги (3.1.) |
Новых друзей наживай, а старых не теряй (3.2.) |
Дружбу разобьешь – не сложишь (4.1.) |
Дружбу за деньги не купишь (4.1.) |
Дружбу надо беречь (4.1.) |
Плохой друг что тень: в солнечный день не отвяжешься, в ненастный – не найдёшь (4.1.) |
В тесноте, да не в обиде (4.2.) |
Добрый друг – редкий клад на свете(4.2.) |
Терпение |
Дорогу осилит идущий (1) |
За большим подъёмом и спуск большой (3.2) |
Ум и глупость |
Жизнь прожить - не поле перейти (1) |
Мудрость в голове, а не в бороде (3.1) |
Чужим умом в люди не выйдешь (4.1.) |
У всякого Ермишки свои домишки (4.2) |
Времена года |
Красна весна цветами, а осень плодами (1) |
Грача увидел, встречай весну (2.2) |
Весенний день год кормит (2.2) |
Зимой съел бы грибок, да снег глубок (3.2) |
В апреле земля преет (4.2) |
Правда и ложь |
Шила в мешке не утаишь (1) |
Маленькая ложь рождает большое недоверие (3.1) |
Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят (3.1) |
Правда в огне не горит и в воде не тонет (3.1) |
Не бойся смотреть правде в глаза (4.2) |
Как не хитри, а правды не перехитришь (4.2) |
Слово |
Человеку дано слово, животному – немота (2.1) |
Коротко и ясно, оттого и прекрасно (2.1.) |
Хороша верёвка длинная. А речь короткая (2.1.) |
Слово слово родит, а третье само бежит (2.2.) |
Петь хорошо вместе, а говорить порознь (2.2) |
Острый язык – дарованье, длинный – наказанье (2.2.) |
Красна речь слушаньем (3.1) |
Хорошую речь, хорошо и слушать (3.1.) |
Чего не знаешь, о том не говори (3.1) |
Горе в чужой земле безъязыкому (3.2) |
Маленькая речь, а может метко сечь (4.1) |
Коня на вожжах удержишь, а слово с языка не воротишь (4.2) |
В глаза не хвали, а за глаза не кори (4.2) |
Всякий слышит лишь то, что понимает (4.2) |
От худого слова да навек ссора (4.2) |
Язык мой – враг мой: наперёд ума глаголет (4.2) |
Язык мал, да всем телом владеет (4.2) |
Что знает, всё скажет и чего не знает, и то скажет (4.2) |
Кто говорит, тот сеет, кто слушает – собирает (4.2) |
Поменьше говори, побольше услышишь (4.2) |
Молодость и старость |
Пока молод, не страшен ни жар, ни холод (2.1) |
В лютый холод всякий молод (2.1) |
Стар дуб, да корень свеж (2.2) |
Поступки |
Сумел ошибиться – сумей и исправиться (1) |
Поспешишь – людей насмешишь (1) |
Дерево смотри в плодах, а человека в делах (2.1.) |
Красна птица перьями, а человек уменьем (2.2.) |
Большому кораблю – большое плаванье (2.2) |
Как аукнется, так и откликнется (2.2) |
Не хвались началом, хвались концом (2.2.) |
Сделал дело, гуляй смело (3.2.) |
Не говори, что делал, а говори, что сделал (3.2.) |
Сначала сделай дело, потом говори (3.2.) |
Пашешь – плачешь. Жнёшь – скачешь (4.1.) |
Что посеешь, то и пожнёшь (4.1.) |
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел (3.2) |
Поспешишь – людей насмешишь (4.1) |
Не шути с огнём, можешь и обжечься (4.1) |
Не одежда красит человека, а хорошие дела (4.2.) |
Еда |
Земелька чёрная, а хлеб белый родит (2.2) |
Кому щи пусты, кому и жемчуг мелок (2.2) |
Не всё то овощ, что растёт (3.1.) |
Ржаной хлебушко – калачу дедушка (4.1) |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (4.2) |
Время |
Минута час бережёт (1) |
День прозевал – урожай потерял (3.1) |
Будешь рано вставать, будешь везде успевать (4.1) |
На час отстанешь, за день не догонишь (4.1) |
Уступишь минуту, потеряешь час (4.1) |
Богатство |
Огород – для семьи доход (3.1) |
Природа |
Колос дорог, хоть и мал, подбери, чтоб не пропал (3.2) |
По капельке – море, по былинке – стог (4.2) |
Велик океан, но и капля для него прибыль (4.2) |
Здоровье |
Где здоровье, там и красота (3.2) |
Пословица |
Пословица – всем помощница (4.1) |
Без пословицы, не проживёшь (4.1) |
Клевета |
На чужой роток, не накинешь платок (4.1) |
Лень |
Ленивому всегда праздник (1) |
Мяукая, кошка не поймает мышки (4.1) |
Не разгрызёшь ореха, так и ядра не съешь (4.1) |
Лёжа на печи, прогладил кирпичи (4.2) |
Хоть три дня не есть, лишь бы с печи не слезть (4.2) |
Родина |
Первое в жизни – честно служить Отчизне (4.2) |
Нет доли счастливей, чем служить народу (2.1.) |
Смелость |
Смелому воину уважение, а трусливому – презрение (4.2) |
Смелого пуля боится, смелого штык не берёт (4.2) |
Геройские дела не нуждаются в рекламе (4.2) |
Приложение 2
Заглавная буква в имени собственном
У всякого Ермишки свои домишки (4.2) |
Первое в жизни – честно служить Отчизне (4.2) |
Проверяемая безударная гласная в корне слова.
Хороша верёвка длинная. А речь короткая (2.1.) |
Готовь сани летом, а телегу – зимой (1) |
Корень ученья горек, да плод его сладок (2.1.) |
Острый язык – дарованье, длинный – наказанье (2.2.) |
Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает (3.1.) |
Игра – нехитрая штука, да в каждой игре наука (2.1.) |
Слово слово родит, а третье само бежит (2.2.) |
Мир освещается солнцем, а человек знанием (3.1.) |
Чему смолоду не научишься, того и под старость не будешь знать (4.1.) |
Дерево смотри в плодах, а человека в делах (2.1.) |
Лес рубят, щепки летят (2.1.) |
Маленькая работа лучше большого разговора (2.2.) |
Маленькое дело лучше большого безделья (2.2.) |
Игра – нехитрая штука, да в каждой игре наука (2.1.) |
Не говори, что делал, а говори, что сделал (3.2.) |
Сначала сделай дело, потом говори (3.2.) |
Человеку по работе воздаётся честь (4.2.) |
Считай труд за отдых, когда перед тобой великая цель (4.2.) |
Жизнь дана на добрые дела (1) |
Не дорого ничто, дорого вежество (2.1.) |
Каждое дело любовью освещается (2.1.) |
Ссора до добра не доведёт (3.1.) |
Не нужен и клад, коли в семье лад (3.2.) |
При солнышке тепло, при матери – добро(4.2.) |
Не одежда красит человека, а хорошие дела (4.2.) |
Нет лучше дружка, чем родная матушка (2.1.) |
Друга ищи, а найдёшь – береги (3.1.) |
Новых друзей наживай, а старых не теряй (3.2.) |
Дружбу надо беречь (4.1.) |
Плохой друг что тень: в солнечный день не отвяжешься, в ненастный – не найдёшь (4.1.) |
В тесноте, да не в обиде (4.2.) |
За большим подъёмом и спуск большой (3.2) |
У всякого Ермишки свои домишки (4.2) |
Красна весна цветами, а осень плодами (1) |
Грача увидел, встречай весну (2.2) |
Весенний день год кормит (2.2) |
Зимой съел бы грибок, да снег глубок (3.2) |
Маленькая ложь рождает большое недоверие (3.1) |
Петь хорошо вместе, а говорить порознь (2.2) |
Красна речь слушаньем (3.1) |
Коня на вожжах удержишь, а слово с языка не воротишь (4.2) |
Язык мой – враг мой: наперёд ума глаголет (4.2) |
Кто говорит, тот сеет, кто слушает – собирает (4.2) |
Поменьше говори, побольше услышишь (4.2) |
Грамоте учиться всегда пригодится (4.2.) |
Пока молод, не страшен ни жар, ни холод (2.1) |
В лютый холод всякий молод (2.1) |
Поспешишь – людей насмешишь (1) |
Большому кораблю – большое плаванье (2.2) |
Не хвались началом, хвались концом (2.2.) |
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел (3.2) |
Земелька чёрная, а хлеб белый родит (2.2) |
Колос дорог, хоть и мал, подбери, чтоб не пропал (3.2) |
Где здоровье, там и красота (3.2) |
На чужой роток, не накинешь платок (4.1) |
Ленивому всегда праздник (1) |
Геройские дела не нуждаются в рекламе (4.2) |
Непроверяемая безударная гласная в корне слова
Ученику - удача, а учителю – радость (1) |
Ленивому всегда праздник (1) |
Готовь сани летом, а телегу – зимой (1) |
Минута час бережёт (1) |
Игра – нехитрая штука, да в каждой игре наука (2.1.) |
Коротко и ясно, оттого и прекрасно (2.1.) |
Хороша верёвка длинная. А речь короткая (2.1.) |
Дерево смотри в плодах, а человека в делах (2.1.) |
Мудрость в голове, а не в бороде (2.1.) |
Острый язык – дарованье, длинный – наказанье (2.2.) |
Красна птица перьями, а человек уменьем (2.2) |
Маленькая работа лучше большого разговора (2.2.) |
Мир освещается солнцем, а человек знанием (3.1.) |
Язык – ключ к знаниям (3.1.) |
Не всё то овощ, что растёт (3.1.) |
Хорошую речь, хорошо и слушать (3.1.) |
Сначала сделай дело, потом говори (3.2.) |
Не стыдно потеть над работой, коли берёшься с охотой (4.1.) |
Человеку по работе воздаётся честь (4.2.) |
Считай труд за отдых, когда перед тобой великая цель (4.2.) |
Теплое слово и в мороз согреет (2.1.) |
Нет доли счастливей, чем служить народу (2.1) |
Хорошее дело два века живёт (4.2.) |
Не одежда красит человека, а хорошие дела (4.2.) |
Платье хорошо новое, а друг старый (1.) |
Дорогу осилит идущий (1) |
Мудрость в голове, а не в бороде (3.1) |
Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят (3.1) |
Человеку дано слово, животному – немота (2.1) |
Петь хорошо вместе, а говорить порознь (2.2) |
Коня на вожжах удержишь, а слово с языка не воротишь (4.2) |
Лёжа на печи, прогладил кирпичи (4.2) |
День прозевал – урожай потерял (3.1) |
Будешь рано вставать, будешь везде успевать (4.1) |
Огород – для семьи доход (3.1) |
Велик океан, но и капля для него прибыль (4.2) |
Где здоровье, там и красота (3.2) |
Смелого пуля боится, смелого штык не берёт (4.2) |
Геройские дела не нуждаются в рекламе (4.2) |
Парная по глухости – звонкости в слабой позиции
Корень ученья горек, да плод его сладок (2.1.) |
Чтение – важное умение (2.2.) |
Труд кормит, а лень портит (1) |
Минута час бережёт (1) |
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть (2.1.) |
Без труда не вытащишь рыбку из пруда (2.1.) |
Лень портит, а труд кормит (2.1.) |
Кто любит труд, того люди чтут (2.1.) |
Лес рубят, щепки летят (2.1.) |
Семь раз отмерь, один раз отрежь (3.1.) |
Считай труд за отдых, когда перед тобой великая цель (4.2.) |
Не нужен и клад, коли в семье лад (3.2.) |
Платье хорошо новое, а друг старый (1.) |
Нет лучше дружка, чем родная матушка (2.1.) |
Дружбу разобьешь – не сложишь (4.1.) |
Дружбу за деньги не купишь (4.1.) |
Дружбу надо беречь (4.1.) |
Плохой друг что тень: в солнечный день не отвяжешься, в ненастный – не найдёшь (4.1.) |
Добрый друг – редкий клад на свете(4.2.) |
Дорогу осилит идущий (1) |
Весенний день год кормит (2.2) |
Зимой съел бы грибок, да снег глубок (3.2) |
Маленькая ложь рождает большое недоверие (3.1) |
Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят (3.1) |
Маленькая речь, а может метко сечь (4.1) |
Всякий слышит лишь то, что понимает (4.2) |
От худого слова да навек ссора (4.2) |
Язык мой – враг мой: наперёд ума глаголет (4.2) |
Пока молод, не страшен ни жар, ни холод (2.1) |
В лютый холод всякий молод (2.1) |
Стар дуб, да корень свеж (2.2) |
Земелька чёрная, а хлеб белый родит (2.2) |
Кому щи пусты, кому и жемчуг мелок (2.2) |
Ржаной хлебушко – калачу дедушка (4.1) |
Огород – для семьи доход (3.1) |
Колос дорог, хоть и мал, подбери, чтоб не пропал (3.2) |
По капельке – море, по былинке – стог (4.2) |
Хороша верёвка длинная. А речь короткая (2.1.) |
Пословица – всем помощница (4.1) |
Мяукая, кошка не поймает мышки (4.1) |
Предлоги со словами.
Мудрость в голове, а не в бороде (2.1.) |
Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает (3.1.) |
Язык – ключ к знаниям (3.1.) |
Чужим умом в люди не выйдешь (4.1.) |
Делана наспех – сделано на смех (1) |
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть (2.1.) |
Без труда не вытащишь рыбку из пруда (2.1.) |
Дерево смотри в плодах, а человека в делах (2.1.) |
Не стыдно потеть над работой, коли берёшься с охотой (4.1.) |
Человеку по работе воздаётся честь (4.2.) |
Считай труд за отдых, когда перед тобой великая цель (4.2.) |
Жизнь дана на добрые дела (1) |
Теплое слово и в мороз согреет (2.1.) |
Не нужен и клад, коли в семье лад (3.2.) |
Вся семья вместе, так и душа на месте (2.2.) |
Дружбу за деньги не купишь (4.1.) |
Плохой друг что тень: в солнечный день не отвяжешься, в ненастный – не найдёшь (4.1.) |
В тесноте, да не в обиде (4.2.) |
Добрый друг – редкий клад на свете(4.2.) |
За большим подъёмом и спуск большой (3.2) |
Мудрость в голове, а не в бороде (3.1) |
У всякого Ермишки свои домишки (4.2) |
В апреле земля преет (4.2) |
Шила в мешке не утаишь (1) |
Правда в огне не горит и в воде не тонет (3.1) |
Не бойся смотреть правде в глаза (4.2) |
Горе в чужой земле безъязыкому (3.2) |
Коня на вожжах удержишь, а слово с языка не воротишь (4.2) |
В глаза не хвали, а за глаза не кори (4.2) |
От худого слова да навек ссора (4.2) |
В лютый холод всякий молод (2.1) |
Не шути с огнём, можешь и обжечься (4.1) |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (4.2) |
На час отстанешь, за день не догонишь (4.1) |
Огород – для семьи доход (3.1) |
По капельке – море, по былинке – стог (4.2) |
Велик океан, но и капля для него прибыль (4.2) |
Без пословицы, не проживёшь (4.1) |
На чужой роток, не накинешь платок (4.1) |
Лёжа на печи, прогладил кирпичи (4.2) |
Первое в жизни – честно служить Отчизне (4.2) |
Хоть три дня не есть, лишь бы с печи не слезть (4.2) |
Геройские дела не нуждаются в рекламе (4.2) |
Ча – ща.
Ученику - удача, а учителю – радость (1) |
Мир освещается солнцем, а человек знанием (3.1.) |
Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает (3.1.) |
Делу – время, а потехе час (1) |
Минута час бережёт (1) |
Не хвались началом, хвались концом (2.2.) |
Сначала сделай дело, потом говори (3.2.) |
Нет доли счастливей, чем служить народу (2.1.) |
Грача увидел, встречай весну (2.2) |
Уступишь минуту, потеряешь час (4.1) |
Чу – щу.
Чужим умом в люди не выйдешь (4.1.) |
Чужим трудом сыт не будешь (4.1.) |
Ржаной хлебушко – калачу дедушка (4.1) |
Жи – ши.
Век живи, век учись (1) |
Слово слово родит, а третье само бежит (2.2.) |
Чужим умом в люди не выйдешь (4.1.) |
Сумел ошибиться – сумей и исправиться (1) |
Поспешишь – людей насмешишь (1) |
Чужим трудом сыт не будешь (4.1.) |
Жизнь дана на добрые дела (1) |
Нет доли счастливей, чем служить народу (2.1.) |
Хорошее дело два века живёт (4.2.) |
Новых друзей наживай, а старых не теряй (3.2.) |
За большим подъёмом и спуск большой (3.2) |
Жизнь прожить - не поле перейти (1) |
Шила в мешке не утаишь (1) |
Человеку дано слово, животному – немота (2.1) |
Всякий слышит лишь то, что понимает (4.2) |
Поменьше говори, побольше услышишь (4.2) |
Без пословицы, не проживёшь (4.1) |
Первое в жизни – честно служить Отчизне (4.2) |
Мягкий знак – показатель мягкости согласных.
Ученье-свет, а неученье – тьма (1) |
Ученику - удача, а учителю – радость (1) |
Век живи, век учись (1) |
Мудрость в голове, а не в бороде (2.1.) |
Корень ученья горек, да плод его сладок (2.1.) |
Ученье - свет, а неученье – тьма (2.2.) |
Большому кораблю – большое плаванье (2.2) |
Чему смолоду не научишься, того и под старость не будешь знать (4.1.) |
Труд кормит, а лень портит (1) |
Готовь сани летом, а телегу – зимой (1) |
Лень портит, а труд кормит (2.1.) |
Маленькая работа лучше большого разговора (2.2.) |
Маленькое дело лучше большого безделья (2.2.) |
Не хвались началом, хвались концом (2.2.) |
Нет доли счастливей, чем служить народу (2.1.) |
Семь раз отмерь, один раз отрежь (3.1.) |
Красна речь слушаньем (3.1) |
Человеку по работе воздаётся честь (4.2.) |
Считай труд за отдых, когда перед тобой великая цель (4.2.) |
Жизнь дана на добрые дела (1) |
Дружбу за деньги не купишь (4.1.) |
Плохой друг что тень: в солнечный день не отвяжешься, в ненастный – не найдёшь (4.1.) |
Жизнь прожить - не поле перейти (1) |
Мудрость в голове, а не в бороде (3.1) |
Весенний день год кормит (2.2) |
Маленькая ложь рождает большое недоверие (3.1) |
Не бойся смотреть правде в глаза (4.2) |
Петь хорошо вместе, а говорить порознь (2.2) |
Поменьше говори, побольше услышишь (4.2) |
Стар дуб, да корень свеж (2.2) |
Хоть три дня не есть, лишь бы с печи не слезть (4.2) |
Земелька чёрная, а хлеб белый родит (2.2) |
День прозевал – урожай потерял (3.1) |
Будешь рано вставать, будешь везде успевать (4.1) |
На час отстанешь, за день не догонишь (4.1) |
Колос дорог, хоть и мал, подбери, чтоб не пропал (3.2) |
Велик океан, но и капля для него прибыль (4.2) |
Первое в жизни – честно служить Отчизне (4.2) |
Разделительный мягкий знак.
Ученье-свет, а неученье – тьма (1) |
Корень ученья горек, да плод его сладок (2.1.) |
Острый язык – дарованье, длинный – наказанье (2.2.) |
Слово слово родит, а третье само бежит (2.2.) |
Ученье - свет, а неученье – тьма (2.2.) |
Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает (3.1.) |
Маленькое дело лучше большого безделья (2.2.) |
Откладывай безделье, но не откладывай дело (4.2.) |
Не нужен и клад, коли в семье лад (3.2.) |
Платье хорошо новое, а друг старый (1.) |
Вся семья вместе, так и душа на месте (2.2.) |
Дружбу разобьешь – не сложишь (4.1.) |
Красна речь слушаньем (3.1) |
Большому кораблю – большое плаванье (2.2) |
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел (3.2) |
Огород – для семьи доход (3.1) |
Где здоровье, там и красота (3.2) |
Разделительный твёрдый знак.
За большим подъёмом и спуск большой (3.2) |
Зимой съел бы грибок, да снег глубок (3.2) |
Горе в чужой земле безъязыкому (3.2) |
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел (3.2) |
Не разгрызёшь ореха, так и ядра не съешь (4.1) |
Двойная согласная
Острый язык – дарованье, длинный – наказанье (2.2.) |
Весенний день год кормит (2.2) |
Коня на вожжах удержишь, а слово с языка не воротишь (4.2) |
Коротко и ясно, оттого и прекрасно (2.1.) |
Хороша верёвка длинная. А речь короткая (2.1.) |
Непроизносимые согласные.
Мир освещается солнцем, а человек знанием (3.1.) |
Коротко и ясно, оттого и прекрасно (2.1.) |
Ленивому всегда праздник (1) |
Нет доли счастливей, чем служить народу (2.1.) |
Плохой друг что тень: в солнечный день не отвяжешься, в ненастный – не найдёшь (4.1.) |
Первое в жизни – честно служить Отчизне (4.2) |
Коротко и ясно, оттого и прекрасно (2.1.) |
Мягкий знак после шипящих в именах существительных.
Не всё то овощ, что растёт (3.1.) |
Хороша верёвка длинная. А речь короткая (2.1.) |
Хорошую речь, хорошо и слушать (3.1.) |
Язык – ключ к знаниям (3.1.) |
Маленькая ложь рождает большое недоверие (3.1) |
Красна речь слушаньем (3.1) |
Хорошую речь, хорошо и слушать (3.1.) |
Маленькая речь, а может метко сечь (4.1) |
Безударные личные окончания имён существительных.
Мир освещается солнцем, а человек знанием (3.1.) |
Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает (3.1.) |
Язык – ключ к знаниям (3.1.) |
Грамоте учиться всегда пригодится (4.2.) |
Готовь сани летом, а телегу – зимой (1) |
Красна птица перьями, а человек уменьем (2.2.) |
Умелые руки не знают скуки (3.1.) |
Не стыдно потеть над работой, коли берёшься с охотой (4.1.) |
Человеку по работе воздаётся честь (4.2.) |
При солнышке тепло, при матери – добро(4.2.) |
Вся семья вместе, так и душа на месте (2.2.) |
В тесноте, да не в обиде (4.2.) |
Добрый друг – редкий клад на свете(4.2.) |
Жизнь прожить - не поле перейти (1) |
Мудрость в голове, а не в бороде (3.1) |
У всякого Ермишки свои домишки (4.2) |
Красна весна цветами, а осень плодами (1) |
Грача увидел, встречай весну (2.2) |
В апреле земля преет (4.2) |
Маленькая ложь рождает большое недоверие (3.1) |
Правда в огне не горит и в воде не тонет (3.1) |
Не бойся смотреть правде в глаза (4.2) |
Как не хитри, а правды не перехитришь (4.2) |
Человеку дано слово, животному – немота (2.1) |
Горе в чужой земле безъязыкому (3.2) |
Большому кораблю – большое плаванье (2.2) |
Не хвались началом, хвались концом (2.2.) |
Не шути с огнём, можешь и обжечься (4.1) |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (4.2) |
По капельке – море, по былинке – стог (4.2) |
Пословица – всем помощница (4.1) |
Первое в жизни – честно служить Отчизне (4.2) |
Смелому воину уважение, а трусливому – презрение (4.2) |
Безударные личные окончания имён прилагательных.
Хороша верёвка длинная. А речь короткая (2.1.) |
Игра – нехитрая штука, да в каждой игре наука (2.1.) |
Чтение – лучшее учение (2.2.) |
Чтение – важное умение (2.2.) |
Острый язык – дарованье, длинный – наказанье (2.2.) |
Хорошую речь, хорошо и слушать (3.1.) |
Умелые руки не знают скуки (3.1.) |
Весенний день год кормит (2.2) |
Маленькая ложь рождает большое недоверие (3.1) |
Человеку дано слово, животному – немота (2.1) |
Горе в чужой земле безъязыкому (3.2) |
Маленькая речь, а может метко сечь (4.1) |
Всякий слышит лишь то, что понимает (4.2) |
В лютый холод всякий молод (2.1) |
Большому кораблю – большое плаванье (2.2) |
Земелька чёрная, а хлеб белый родит (2.2) |
Ржаной хлебушко – калачу дедушка (4.1) |
Первое в жизни – честно служить Отчизне (4.2) |
Смелому воину уважение, а трусливому – презрение (4.2) |
Смелого пуля боится, смелого штык не берёт (4.2) |
Геройские дела не нуждаются в рекламе (4.2) |
Маленькая работа лучше большого разговора (2.2.) |
Маленькое дело лучше большого безделья (2.2.) |
Считай труд за отдых, когда перед тобой великая цель (4.2.) |
Жизнь дана на добрые дела (1) |
Теплое слово и в мороз согреет (2.1.) |
Мир не без добрых людей (2.2.) |
Хорошее дело два века живёт (4.2.) |
Не одежда красит человека, а хорошие дела (4.2.) |
Платье хорошо новое, а друг старый (1.) |
Новых друзей наживай, а старых не теряй (3.2.) |
Плохой друг что тень: в солнечный день не отвяжешься, в ненастный – не найдёшь (4.1.) |
Добрый друг – редкий клад на свете(4.2.) |
Ленивому всегда праздник (1) |
Безударные личные окончания глаголов.
Мир освещается солнцем, а человек знанием (3.1.) |
Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает (3.1.) |
Чужим умом в люди не выйдешь (4.1.) |
Чему смолоду не научишься, того и под старость не будешь знать (4.1.) |
Сам не научишься – никто не научит (4.1.) |
Труд кормит, а лень портит (1) |
Лень портит, а труд кормит (2.1.) |
Кто любит труд, того люди чтут (2.1.) |
Лес рубят, щепки летят (2.1.) |
Пашешь – плачешь. Жнёшь – скачешь (4.1.) |
Что посеешь, то и пожнёшь (4.1.) |
Чужим трудом сыт не будешь (4.1.) |
Теплое слово и в мороз согреет (2.1.) |
Не одежда красит человека, а хорошие дела (4.2.) |
Дружбу разобьешь – не сложишь (4.1.) |
Дружбу за деньги не купишь (4.1.) |
Плохой друг что тень: в солнечный день не отвяжешься, в ненастный – не найдёшь (4.1.) |
Дорогу осилит идущий (1) |
Грача увидел, встречай весну (2.2) |
В апреле земля преет (4.2) |
Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят (3.1) |
Правда в огне не горит и в воде не тонет (3.1) |
Не бойся смотреть правде в глаза (4.2) |
Чего не знаешь, о том не говори (3.1) |
Коня на вожжах удержишь, а слово с языка не воротишь (4.2) |
Всякий слышит лишь то, что понимает (4.2) |
Язык мой – враг мой: наперёд ума глаголет (4.2) |
Язык мал, да всем телом владеет (4.2) |
Язык мал, да всем телом владеет (4.2) |
Что знает, всё скажет и чего не знает, и то скажет (4.2) |
Поменьше говори, побольше услышишь (4.2) |
Как аукнется, так и откликнется (2.2) |
Будешь рано вставать, будешь везде успевать (4.1) |
На час отстанешь, за день не догонишь (4.1) |
На чужой роток, не накинешь платок (4.1) |
Сердце матери лучше солнца греет (2.1.) |
Каждое дело любовью освещается (2.1.) |
Мяукая, кошка не поймает мышки (4.1) |
Не с глаголами.
Чужим умом в люди не выйдешь (4.1.) |
Чему смолоду не научишься, того и под старость не будешь знать (4.1.) |
Сам не научишься – никто не научит (4.1.) |
Без труда не вытащишь рыбку из пруда (2.1.) |
Умелые руки не знают скуки (3.1.) |
Не говори, что делал, а говори, что сделал (3.2.) |
Чужим трудом сыт не будешь (4.1.) |
Откладывай безделье, но не откладывай дело (4.2.) |
Ссора до добра не доведёт (3.1.) |
Новых друзей наживай, а старых не теряй (3.2.) |
Дружбу разобьешь – не сложишь (4.1.) |
Дружбу за деньги не купишь (4.1.) |
Плохой друг что тень: в солнечный день не отвяжешься, в ненастный – не найдёшь (4.1.) |
Жизнь прожить - не поле перейти (1) |
Шила в мешке не утаишь (1) |
Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят (3.1) |
Правда в огне не горит и в воде не тонет (3.1) |
Не бойся смотреть правде в глаза (4.2) |
Как не хитри, а правды не перехитришь (4.2) |
Чего не знаешь, о том не говори (3.1) |
Коня на вожжах удержишь, а слово с языка не воротишь (4.2) |
В глаза не хвали, а за глаза не кори (4.2) |
Что знает, всё скажет и чего не знает, и то скажет (4.2) |
Не хвались началом, хвались концом (2.2.) |
Не шути с огнём, можешь и обжечься (4.1) |
На час отстанешь, за день не догонишь (4.1) |
Колос дорог, хоть и мал, подбери, чтоб не пропал (3.2) |
Без пословицы, не проживёшь (4.1) |
На чужой роток, не накинешь платок (4.1) |
Мяукая, кошка не поймает мышки (4.1) |
Не разгрызёшь ореха, так и ядра не съешь (4.1) |
Хоть три дня не есть, лишь бы с печи не слезть (4.2) |
Смелого пуля боится, смелого штык не берёт (4.2) |
Геройские дела не нуждаются в рекламе (4.2) |
Запятая перед союзами а, но, да (в значении но)
Ученье-свет, а неученье – тьма (1) |
Корень ученья горек, да плод его сладок (2.1.) |
Мудрость в голове, а не в бороде (2.1.) |
Слово слово родит, а третье само бежит (2.2.) |
Мир освещается солнцем, а человек знанием (3.1.) |
Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает (3.1.) |
Делу – время, а потехе час (1) |
Труд кормит, а лень портит (1) |
Готовь сани летом, а телегу – зимой (1) |
Лень портит, а труд кормит (2.1.) |
Дерево смотри в плодах, а человека в делах (2.1.) |
Красна птица перьями, а человек уменьем (2.2) |
Не говори, что делал, а говори, что сделал (3.2.) |
Откладывай безделье, но не откладывай дело (4.2.) |
Не одежда красит человека, а хорошие дела (4.2.) |
Платье хорошо новое, а друг старый (1.) |
Друга ищи, а найдёшь – береги (3.1.) |
Новых друзей наживай, а старых не теряй (3.2.) |
В тесноте, да не в обиде (4.2.) |
Мудрость в голове, а не в бороде (3.1) |
Красна весна цветами, а осень плодами (1) |
Зимой съел бы грибок, да снег глубок (3.2) |
Как не хитри, а правды не перехитришь (4.2) |
Петь хорошо вместе, а говорить порознь (2.2) |
Маленькая речь, а может метко сечь (4.1) |
Коня на вожжах удержишь, а слово с языка не воротишь (4.2) |
В глаза не хвали, а за глаза не кори (4.2) |
Язык мал, да всем телом владеет (4.2) |
Стар дуб, да корень свеж (2.2) |
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел (3.2) |
Земелька чёрная, а хлеб белый родит (2.2) |
Велик океан, но и капля для него прибыль (4.2) |
Смелому воину уважение, а трусливому – презрение (4.2) |
Мягкий знак в окончании глаголов.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть (2.1.) |
Не стыдно потеть над работой, коли берёшься с охотой (4.1.) |
Человеку по работе воздаётся честь (4.2.) |
Дружбу надо беречь (4.1.) |
Маленькая речь, а может метко сечь (4.1) |
Сумел ошибиться – сумей и исправиться (1) |
Не шути с огнём, можешь и обжечься (4.1) |
Геройские дела не нуждаются в рекламе (4.2) |
Смелого пуля боится, смелого штык не берёт (4.2) |
Грамоте учиться всегда пригодится (4.2.) |
Семь раз отмерь, один раз отрежь (3.1.) |
Как аукнется, так и откликнется (2.2) |
Мягкий знак в окончании глаголов 2 лица единственного числа.
Чужим умом в люди не выйдешь (4.1.) |
Чему смолоду не научишься, того и под старость не будешь знать (4.1.) |
Сам не научишься – никто не научит (4.1.) |
Поспешишь – людей насмешишь (1) |
Без труда не вытащишь рыбку из пруда (2.1.) |
Пашешь – плачешь. Жнёшь – скачешь (4.1.) |
Что посеешь, то и пожнёшь (4.1.) |
Чужим трудом сыт не будешь (4.1.) |
Не стыдно потеть над работой, коли берёшься с охотой (4.1.) |
Друга ищи, а найдёшь – береги (3.1.) |
Дружбу разобьешь – не сложишь (4.1.) |
Дружбу за деньги не купишь (4.1.) |
Плохой друг что тень: в солнечный день не отвяжешься, в ненастный – не найдёшь (4.1.) |
Шила в мешке не утаишь (1) |
Чего не знаешь, о том не говори (3.1) |
Коня на вожжах удержишь, а слово с языка не воротишь (4.2) |
Поменьше говори, побольше услышишь (4.2) |
Поспешишь – людей насмешишь (4.1) |
Не шути с огнём, можешь и обжечься (4.1) |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (4.2) |
Будешь рано вставать, будешь везде успевать (4.1) |
На час отстанешь, за день не догонишь (4.1) |
Уступишь минуту, потеряешь час (4.1) |
Без пословицы, не проживёшь (4.1) |
На чужой роток, не накинешь платок (4.1) |
Не разгрызёшь ореха, так и ядра не съешь (4.1) |
Приставки с глаголами.
Мир освещается солнцем, а человек знанием (3.1.) |
Делана наспех – сделано на смех (1) |
Семь раз отмерь, один раз отрежь (3.1.) |
Сделал дело, гуляй смело (3.2.) |
Откладывай безделье, но не откладывай дело (4.2.) |
Теплое слово и в мороз согреет (2.1.) |
Ссора до добра не доведёт (3.1.) |
Новых друзей наживай, а старых не теряй (3.2.) |
Как не хитри, а правды не перехитришь (4.2) |
Коня на вожжах удержишь, а слово с языка не воротишь (4.2) |
Поспешишь – людей насмешишь (1) |
Как аукнется, так и откликнется (2.2) |
Поспешишь – людей насмешишь (4.1) |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (4.2) |
День прозевал – урожай потерял (3.1) |
На час отстанешь, за день не догонишь (4.1) |
Уступишь минуту, потеряешь час (4.1) |
Колос дорог, хоть и мал, подбери, чтоб не пропал (3.2) |
Без пословицы, не проживёшь (4.1) |
Не разгрызёшь ореха, так и ядра не съешь (4.1) |
Лёжа на печи, прогладил кирпичи (4.2)
|
Суффиксы –оньк-, -еньк-, -очк-, -ечк-, -ов, -ев
Маленькая работа лучше большого разговора (2.2.) |
Маленькое дело лучше большого безделья (2.2.) |
Ласковое слово, что солнышко (2.1.) |
Маленькая речь, а может метко сечь (4.1) |
Кому щи пусты, кому и жемчуг мелок (2.2) |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (4.2) |
Окончания наречий.
Сделал дело, гуляй смело (3.2.) |
Не стыдно потеть над работой, коли берёшься с охотой (4.1.) |