СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «Загадки солнечного цветка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Краткая аннотация.

Ученица, на примере подсолнуха, проводит исследование о влиянии солнца на рост и движение растений. Исследование затрагивает и поиск научных подтверждений по факту движения подсолнуха, поиск легенд об этом растении и личный опыт выращивания и наблюдения за движением шляпки подсолнуха. 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Загадки солнечного цветка»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18 поселка Паркового муниципального образования Тихорецкий район




Исследовательская работа




«Загадки солнечного цветка»




Автор: Малякина Екатерина

Класс: 4

Руководитель: Пряхина Наталья Павловна

учитель начальных классов

п. Парковый Тихорецкого района Краснодарского края













Содержание

  1. Краткая аннотация 3

  2. Введение 4-5

  3. Методика исследования 6

  4. Основная часть 7-11

  5. Заключение 12

  6. Список литературы 13

  7. Приложения 14-18




























Краткая аннотация.

Ученица, на примере подсолнуха, проводит исследование о влиянии солнца на рост и движение растений. Исследование затрагивает и поиск научных подтверждений по факту движения подсолнуха, поиск легенд об этом растении и личный опыт выращивания и наблюдения за движением шляпки подсолнуха.


























Введение


Подсолнух – это солнышко в миниатюре, нельзя не влюбиться в этот солнечный цветок. Людьми было давно подмечено сходство этого растения с нашим солнечным светилом. Подсолнух можно рассматривать как земной подарок, который дарит людям радость и тепло. Большую часть лета подсолнух радует нас своими ярко желтыми шляпками. А знаем мы об этих шляпках очень мало. Я любовалась этим цветком, во время поездки с родителями в город Ростов. Мы ехали ранним июльским утром мимо огромных полей, засаженных подсолнечником. Действительно все шляпки были повернуты в одну сторону. Они смотрели на восток. Если верить легенде о том, что подсолнух поворачивает свой цветок всегда к солнцу, то вечером цветы должны смотреть на запад. Я решила провести свое маленькое исследование. Вечером мы возвращались обратно. Каково было мое удивление, когда я увидела, что цветы по-прежнему смотрят на восток. Почему люди говорят, что шляпка подсолнуха поворачивается целый день вслед за солнцем? Я решила заняться настоящим исследованием. Но все это я смогла сделать только через год. Почему? Узнаете позже.

Откуда к нам попал такой красавец? Почему его так назвали? Что кроется в этих солнечных головках? Все эти вопросы и явились началом моей исследовательской работ

Поставив перед собой цель:

√ выяснить, действительно ли, в течение светового дня шляпка подсолнуха движется за солнцем.

Для достижения цели необходимо осуществить следующие задачи:

  • Изучить специализированную литературу по вопросу движения подсолнуха за солнцем;

  • Сделать выводы сведений полученных из литературы;

  • Провести визуальное наблюдение за подсолнухом, в течение светового дня;

  • Полученные результаты наблюдений фотографировать;

  • Сделать выводы полученных визуальных наблюдений.

По намеченным целям и задачам составили план исследовательской работы:

√ изучить легенды о происхождении подсолнуха;

√ изучить научное подтверждение или опровержение движения шляпки подсолнуха за солнцем;

√ установить визуальное наблюдение за подсолнухом в 8 часов утра, в 12 часов дня, в 16 часов дня, в 20 часов вечера (фиксировать увиденное фотоаппаратом);

√ на следующее утро зафиксировать положение шляпки подсолнуха;

√ сделать выводы об изменениях, произошедших за ночь;

√ сравнить исследования, полученные из литературы и результаты, полученные по итогам визуального наблюдения;

√ подвести итог всей научно-исследовательской работе.

















Методика исследования

Эта работа осуществляется с помощью таких методов как: изучение статей о растении, наблюдение за ростом подсолнуха до его созревания, сопоставление полученных данных, сравнение информации.

Изложенные методы и приемы помогают нам выяснить секреты роста и созревания этого золотого растения.




























Описание работы

… Едва лишь встанет солнце – сразу всполох!

И мир как будто разом веселеет.

А на душе и чище, и светлее.

Такой картине место в галерее,

И чтоб смотреть под звуки колокольцев.

…Не только светит, но и душу греет

На огороде «маленькое солнце».

От сорняка до главного масличного растения – таков путь подсолнечника. Путь этот был долгим и не простым. Много труда потратили селекционеры, чтобы избавиться от многочисленных ветвей и шляпок на одном стебле и создать тот тип растения, который мы с вами знаем.

Актуальность выбранной темы была обусловлена естественным интересом к природе Краснодарского края, к тем культурам, которым отведено почетное место на бескрайних полях Краснодарского края. Подсолнух, является одним из самых распространенных растений, выращиваемых на плодородных землях Кубани.

Как радуют сердце приветливые лучи ласкового солнца! Неудивительно, что подсолнечник, который называют «цветком солнца», тоже радует людей, где бы они ни жили. Видишь в саду улыбчивый подсолнух, и сам невольно начинаешь улыбаться. А какой же радостью наполняется сердце, когда любуешься целым морем ярко-желтых солнечных цветов!

Каждому с детства знакомо это растение. Пожалуй, нет человека, который бы ни разу не видел подсолнух и те, кто видел навсегда остаются поклонниками этого удивительного растения. Подсолнух – символ жизненной энергии и силы, символ лета и солнца. Он будто распускает свои лепестки и наполняет душу своим теплом.

Подсолнух имеет свою историю. Родина подсолнечника — американский континент, где он был распространен от Центральной Америки до юга современной Канады. Там его разводили еще индейцы. В 1510 году испанские завоеватели вывезли это растение через Атлантику, и оно стремительно распространилось по всей Западной Европе. Вначале «цветок солнца» выращивали как декоративное растение для украшения садов и палисадников, но к середине XVIII века его семечки стали считаться изысканным лакомством. И уже тогда отвар из его листьев и цветков применяли как жаропонижающее средство.

В 1716 году один англичанин получил патент на производство масла из семян подсолнечника для ткацкого и кожевенного дела. Однако в других странах Европы о подсолнечном масле практически ничего не знали до начала XIX века. В Россию солнечный цветок попал из Нидерландов. В 1698 году его завез Петр I. Хотя сельскохозяйственное значение растение приобрело в России только в 30-е годы XIX века, уже к середине этого столетия в Воронежской губернии производили тысячи тонн подсолнечного масла. Вскоре подсолнечник стали разводить и в соседних странах — в Болгарии, Венгрии, Румынии, Украине, а также на территории бывшей Югославии.

Интересно, что первые поселенцы, прибывшие на американский континент, не стали выращивать «цветок солнца», который до них разводили индейцы. В конце XIX века семена подсолнечника завезли в Северную Америку русские эмигранты. В настоящее время широкие поля ярко-желтых подсолнухов украшают пейзаж во многих странах мира.

www. Rodnik98.ru

На нашей семейной даче отводится место и для выращивания подсолнуха, каждый год мы любуемся его желтым, солнечным цветом. Много раз я слышала, что подсолнух – это маленькое солнышко, что подсолнух поворачивает свою головку вслед за солнцем.

Что скрывается за этой солнечной шляпкой, поворачивает ли она свою голову за солнышком? Я это обязательно должна выяснить.


Существует несколько легенд о происхождении и о движении подсолнуха за солнцем. Миф о безответной любви океанической нимфы Клитии к Гелиосу. В течение долгого времени была она влюблена в бога солнца, но не могла ему в этом признаться. Каждый день Клития наблюдала за движением солнечного диска на горизонте, надеясь, что любимый обратит на нее внимание. К несчастью нимфы Гелиос заметил ее сестру – Левкотою. Совсем потеряла Клития связь с миром и желание жить, наблюдала она за Гелиосом, пока ее тело не иссохло и не превратилось в цветок с соцветием солнца на стебле, который следовал за любимым на протяжении всего дня.

Есть и такая легенда -  не всегда рос на земле подсолнух и появился благодаря водяной нимфе. Однажды нимфу выбросило волной из прохладных глубин моря на песчаный берег. Русалка, изумлённая ярким светом, словно зачарованная наблюдала за золотым шаром, который перемещался по небу. Через некоторое время внешность нимфы стала меняться. Она оказалась прикованной к месту, когда её русалочий хвост ушёл в глубь песка. Серебряные волосы сворачивались в лепестки вокруг лица, из рук вырастали зелёные листья. Спустя девять дней своего пребывания на земле, нимфа полностью превратилась в цветок солнца. С тех пор и доныне, подсолнух всегда следует движению золотого солнечного диска, поворачиваясь в его сторону.

Рассказывают, что это случилось очень давно. Тогда в стране ацтеков жила маленькая прелестная девочка с красивым именем - Шочитль. На языке ацтеков это означало «цветок». Девочка обожала солнце и с рассвета до заката любовалась им. Когда вечером солнце заходило, она с грустью шла домой, живя мечтой о том, что завтра она снова его увидит. Так случилось, что целый год солнце появлялось каждый день, и ни разу, ни на миг облака не закрыли его. Для Шочитль это было невероятным счастьем. Однако то, что было радостью для нее, обернулось страшной бедой для маисовых посевов: перестали тянуться вверх стебли, не тяжелели початки. Вдобавок перестали расти и фасоль с перцем. Без дождя страдали все растения, от жажды они поникли до самой земли.Засуха привела к тому, что поля оставались бесплодными. От голода начали погибать люди. Ацтеки ежедневно молились богам, прося дождь. Увидев все это, Шочитль поняла, отчего люди терпят страдания и голод. Чтобы вызвать дождь, она отправилась в храм Тонатиу - бога Солнца и обратилась к нему с мольбой. Она просила его спрятаться за тучи и спасти ее народ.
Молитва маленькой девочки дошла до бога Солнца Тонатиу. И вот уже все небо закрылось ковром из облаков. Пошел долгожданный дождь. Воды вылилось столько, что совсем было согнувшийся маис начал весело подниматься и все его початки набухли от крупных, полновесных зерен.
Всех вокруг охватила радость. Только бедная Шочитль загрустила: она страдала без столь любимого ею солнца. Без него она медленно угасала, но тут яркий луч пробился сквозь облака и повелел Шочитль идти в священное селение, где никогда не исчезает солнце, где всегда цветут цветы. Там ее будут звать не Шочитль, а Шочитль-Тонатиу (что по-ацтекски значит «цветок солнца»).
Так прелестная девочка превратилась в прекрасный цветок солнечного цвета, с темной - совсем как ее волосы и глаза - сердцевинкой. Каждый день этот цветок раскрывается навстречу солнцу на рассвете и поворачивается за ним в его каждодневном пути по небу до самого заката... С той самой поры в начале осени на всех полях, и особенно маисовых, начинают цвести эти золотые цветы. Индейцы ласково называют их шочитль-тонатиу, что в переводе означает... подсолнух.

www.mifflow.ru

Эти мифы о цветке имеют под собой научное обоснование. Ученые установили, что шляпка подсолнуха следует за солнцем на протяжении всего дня. За это отвечает фитогормон роста – ауксин. При недостатке солнечного цвета, ауксин накапливается в стебле растения, в результате чего возникают так называемые гелиотропные свойства – движение растений за солнечным светом. Однако подсолнух не все время следует за солнцем: когда цветок достигает своего максимального роста, то шляпка так и остается направленной на восток.

www. liventernet.ru

Свои наблюдения я запланировала на выходные дни, когда можно провести наблюдение в течение суток, т.е. с 8 часов утра субботы и по 8 часов утра воскресенье.

Итак, в субботу в 8 часов утра я отправилась на огород к подсолнухам. Шляпка подсолнуха была направлена навстречу солнцу, поднимающегося с востока

(приложение 1).

В 12 часов дня, выйдя на огород, я увидела, что шляпка подсолнуха продолжает следовать за солнцем, куда солнце, туда и подсолнух (приложение 2).

В 16 часов дня, шляпка подсолнуха смотрела на солнце (приложение 3).

В 20 часов дня, шляпка подсолнуха уже была направлена на запад, там где в это время находилось солнышко (приложение 4).

В течение всего светового дня головка подсолнуха была всегда лицом к солнышку.

По первому дню исследования можно сделать вывод, что шляпка подсолнуха встречала солнце с востока, там, где оно встает, а вечером, шляпка подсолнуха была направлена на запад, там, где солнце заходит.

В воскресенье утром я вновь вышла на огород, к подсолнухам, и они снова встречали солнышко с востока (приложение 5).

Значит, за ночь головка подсолнуха тоже двигалась, чтобы утром вновь встретить рассвет, глядя на солнце.

Через несколько недель, когда шляпка подсолнуха окрепла, а само растение стало еще выше, такое движение, на все стороны света вслед за солнцем прекратилось.





























Заключение

Изучив литературу, познакомившись с мифами и легендами о происхождении подсолнуха и опираясь на свое наблюдение можно сделать выводы, что в период роста подсолнух всегда смотрит на солнце и питается его энергией, а когда рост подсолнуха прекращается, то шляпка больше не движется за солнцем и остается повернутой на восток все время.

С полным основанием можно сказать, что этот удивительный цветок создан на радость людям. Его красотой вдохновлялись художники, и яркое тому свидетельство — картина Винсента Ван Гога «Подсолнухи». Эти похожие на маленькое солнце цветы всегда радостно приветствуют нас дома или в саду, и, увидев веселые подсолнухи, мы, возможно, вспомним слова псалмопевца: «Многочисленны чудеса Твои, которые Ты соделал, Господи Боже мой, и помышления Твои о нас. ...Они превышают число» (Псалом 39:6, ПП).

Подсолнечник выращивают и в нашей местности. И я думаю, что подсолнух останется  уважаемым цветком в народе. Ведь он символизирует теплоту, обожание и долговечность.
















Список литературы

  1. «Загадки о растениях и животных» О.Д.Ушакова, Изд-во «Литера», С-Пб.: 2008 г.

  2. «7000 золотых пословиц и поговорок» С.Ковалева, Изд-во АСТ, М.: 2004г.

  3. Иллюстрированная энциклопедия «Растения», «Олма-Пресс Образование», М.: 2005г.

  4. «От А до Я. Мир вокруг нас», Д. Уокер, «Росмэн», М.: 2005г.

  5. Русские пословицы и поговорки, под редакцией В.П.Аникин6а, «Худ-я лит-ра», М.: 1988г.

  6. «Сапоги не с той ноги», В.Нестеренко, «Раритеты Кубани», г.Краснодар, 2002г.

  7. «Что такое, кто такой», Изд-во «Педагогика-Пресс», М.: 1999г.

  8. www.rodnik98.ru

  9. www.mifflow.ru

  10. www. liventernet.ru













Приложение1.














Приложение2.














Приложение 3.














Приложение 4.














Приложение 5.